Лавкрафт, Ктулху и авторское право

Всем привет! Мы с друганом планируем запилить визуальную новеллу по мотивам рассказа Говарда Филлипсовича "Зов Ктулху" и кинуть в Steam по стоимости пачки сухариков. В попытках порыться в юридических тонкостях в отношении данного рассказа и его возможных будущих адаптаций мы оказались в затруднительном положении. Как я понял в европейских странах (в России в т.ч.) подавляющее большинство произведений Джентльмена из Провиденса уже перешло в статус общественного достояния, поскольку прошло уже более 70 лет с момента его смерти (непонятки существуют на территории США, где нужно ждать более 90 лет с момента кончины автора). Вроде бы всё отлично и можно смело начинать пилить свой проект, но есть один нюанс. Есть такая компания по производству настольных игр как Chaosium Inc., который заявляет будто только у них имеются права на выпуск компьютерных игр Call of Cthulhu, а также что у них имеется эксклюзивная договорённость с Focus Home Interactive на выпуск видеоигр по Call of Cthulhu.
В связи с этим возникает несколько вопросов:
1. Что будет если я выпущу ВН по мотивам рассказа "Зов Ктулху", не используя при этом те элементы, которые были потом самостоятельно разработаны и добавлены компанией Chaosium Inc.? То есть, что будет если в нашем проекте будут только элементы рассказа Лавкрафта плюс свои собственные наработки?
2. Может ли быть такое, что под обладанием права на компьютерные игры Call of Cthulhu Chaosium имели ввиду просто словосочетание "Call of Cthulhu", а не рассказ Г.Ф. Лавкрафта? Если так, можно ли просто запилить ВН или игруху по мотивам одноименного рассказа Лавкрафта, просто не используя данное словосочетание в названии продукта?
3. Допустим, что мы выпустили этот продукт в Steam, предварительно сделав перевод на английский язык. Может ли условный американец (или мы, в лице меня и другана) столкнуться с проблемами при покупки игры если у них (т.е. в США) сейчас вопрос с авторскими правами на произведения Лавкрафта довольны мутны и непонятны?
P.S.: У меня есть ощущения, что я туплю на банальных вопросах, однако юридические разборки никогда не были моей сильной стороной. Так что я буду рад и благодарен вашим ответам.

88
11 комментариев

Привет! Отличный вопрос.

Действительно, авторские права истекли, и наследники Лавкрафта к вам уже не придут. Но как вы верно отметили, есть Chaosium Inc, которые зарегистрировали товарный знак на ‘Call of Cthulhu’, ‘RuneQuest’, 'Glorantha как минимум в США. См. например: https://tmsearch.uspto.gov/bin/showfield?f=doc&state=4803:l1d0iw.3.1 
Они сами на своем сайте опубликовали правила использования их товарного знака: https://www.chaosium.com/fan-use-and-licensing-q-a/ 
Они сами поясняют: заимствование историй из мира Ктулху не запрещено, но они будут строго следить за заимствований словосочетаний их товарных знаков (поэтому не рекомендуем их использовать) и своих произведений.

5
Ответить

Хорошо, большое спасибо за ответ.

1
Ответить

Ok, спасибо, попробую туда перенести.

Ответить

1. Всё будет заебись.
2. Да, копирасты из  Chaosium в первую очередь заботятся о торговой марке, под которой они выпускают свои игры. Сам рассказ ушёл в категорию public domain. 
3. Нет, не будет. Проблема в том, что помимо Лавкрафта есть ещё несколько авторов, которые писали по вселенной и чьи права ещё не истекли. Произведения Лавкрафта в данную категорию не входят.

1
Ответить

Отлично, спасибо за ответы!

Ответить

Говард Филлипс Лавкрафт умер в 1937 году, что вроде как разрешает использование его работ в своих проектах (произведения переходят в общественное достояние через 70 лет после смерти автора). Но лучше отметить в титрах кем вдохновлялись: основанно на том то и том то. 

1
Ответить