Как ходить за деньгами к инвестору — плохие советы

С момента, как мы запустили наш скромный (на самом деле нет — по идее самый крупный по деньгам в снг) инвест фонд с фокусом на инди разработчиков, и в частности из восточной европы — The Games Fund, нам в среднем шлют около 30-40 емейлов в день с питчами проектов, компаний, и идей про покорение галактики.

Ниже то, что НЕ НАДО делать если вы хотите чтобы не то чтобы вам деньги дали, а просто ответили :). И воспринимали всерьез.

Numero Uno - самое мое любимое "Подпишите NDA, мы не хотим чтобы вы сперли нашу идею".

Я даже не буду сейчас лекцию читать про стоимость идеи :). Но есть более прагматическая причина почему 100% таких писем сразу идут в топку. Мы получаем тысячи сабмишенов в год. Скажите - вы честно считаете что вы такие уникальные, что никто больше не предложит похожую идею ? Ну и зачем нам геморрой этот ?

"Я работаю в банке, мне тут платят просто дофига, но если вы дадите денег уйду и буду делать игру своей мечты".

Спасибо дорогой писатель что поделился с нами своим крутым опытом работы, но эээээ - нет у нас нет желания нанять тебя на работу. у нас есть большое желание дать денег тем кто УЖЕ делает игру своей мечты и тратит на нее все свое время. И силы.

Вариация на эту тему - зарплаты для себя хорошего в бюджете выше рыночных "потому что я же рискую уходя с предыдущей работы, а вдруг тут ничего не получится". Ну окей, а мы рискуем потерять все деньги :). Давайте уж как нибудь рисковать вместе.

Это нормально прописать себе разумную зарплату - лучше конечно меньше чем по рынку - это показывает вашу заинтересованность в проекте, но писать 2x от рынка - моветон.

"Игры X, Y и Z каждая заработала 100500 миллионов, мы сделаем лучше".

Все так, но можно поподробнее - как именно лучше, почему вы думаете что надо лучше, где доказательства что все или большинство игроков в X,Y и Z хотят лучше, а главное - как вы достучитесь до аудитории этих игр ?

Расскажу про питч League of Legends инвесторам - один слайд который говорил - вот есть клевый мод Dota, очень популярный - вот видос из Швеции который собрал 100500 миллионов просмотров, но игроков все бесит, все сложно и вообще играть невозможно комфортно. Мы сделаем комфортно - вот видос из нашей пре альфы. Через примерно 200 питчей разным инвесторам и полгода геморроя компания подняла свой первый раунд.

"Вообще то я плотник, но играл в кучу игр и думаю я могу сделать лучше"

В целом кстати не так страшно как кажется на первый взгляд. Но тут сразу возникают вопросы - а кто кроме плотника в команде, и как опыт плотничества релевантен хоть в чем то в твоем игровом стартапе. Например прораб - хорошая кстати профессия для фаундера :). Умеет с людьми работать.

"Нам надо $10,000 и мы сделаем игруху которая лучше Last of Us

"Ваш запрос и бюджет ( его кстати НАДО предоставлять сразу ) - это первый sanity check - мы сразу понимаем понимаете ли вы вообще как работает индустрия, что сколько стоит и тд. И вообще хотя бы как то вменяемо оцениваете свои силы или нет.

Не надо кстати просить мало просто потому что вы считаете что так больше шансов получить деньги. Лучше просить сколько вам реально надо плюс 20-30% запаса на случай жопы. а она будет.

"Вот у нас есть такая игра, и такая, и еще вот 5 разных идей - выберите что вам больше нравится то и сделаем".

Спасибо, но нам все равно что вы делать будете - нам не все равно чтобы вам было не все равно :). Нам надо чтобы вы горели проектом, чтобы вы прежде всего в него верили и готовы были бы отдать все этому проекту.

Потому что давая вам деньги, мы даем деньги потому что верим в вас. Нам не нужны фаундеры которым просто хочется денег - зарплату от инвестора по сути.

"У нас офигенная идея игры для МаксОс - никто не делает для МакОс, мы будем первыми". Вариация - для Linux. Ну или для любой другой мало распространенной платформы. Или мало кому нужный жанр

Вот это самое простое - у вас может быть реально клевая идея которая нам очень нравится. но задача VC одна - вложить как правило чужие ( и немного своих ) денег, с тем чтобы инвесторы VC заработали денег СИЛЬНО больше чем средняя доходность рынка, при сильно более высоком риске.

Условно когда мы также как и вы бегаем и собираем деньги на фонд - мы рассказываем что в случае удачи инвестор заработает не условно 10% годовых, а 30-50%.

А дальше математика чистой воды - шанс проекта и компании выстрелить - не больше а часто сильно меньше 10%. Те нам надо чтобы наша инвестиция имела шанс заработать как мин 10x, а лучше 20-50x, а совсем хорошо 100x. И так как VC не получает как правило не то чтобы контроль, но как правило его доля сильно меньше 50%, и это не от дохода компании, а от ее оценки на момент продажи - то можете сами прикинуть сколько компания должна иметь возможность теоретическую заработать чтобы нам было интересно.

А если компания не продается, то все печально даже если у самой компании все хорошо - VC называют это lifestyle business - те вроде как фаундеры ездят на феррари, все клево, деньги есть, народ нанимаем, но инвестору от этого ни тепло ни холодно.

Если коротко - нам невыгодно вложить $1m за скажем 10% компании, которая В ТЕОРИИ через 5 лет продасться за $20-30m :). Нам выгодно вложить $1m за 5% в компанию которая В ТЕОРИИ продасться через 5 лет за 200m.

"У нас офигенный проект, он точно заработает 100x

Вера в себя всегда хорошо, но если вы делаете подобные заявления, то подкрепляйте их хоть какими то фактами :)

"Нам нужно денег на разработку, а как продавать - это не к нам, но мы кого то найдем - издателя например"

Эээээээ, нет так не пойдет. Это ваша компания и это ваша задача - понять как компанию как бизнес сделать прибыльной. Найти издателя кстати это окей, но опять же - лучше бы чтобы было понимание как это происходит. вообще наличие понимания как продавать ваш продукт, как делать маркетинг и тд - это вообще большой жирный плюс.

"Нас всего трое, но мы наймем еще 30 человек вот завтра"

Либо докажите что вы знаете где вы найдете этих 30 человек "завтра", либо учитывайте в ваших оценках бюджета и тд тот факт что возможно вам понадобится год чтобы их найти.

"У нас пока только идея, мы пока не оформили ее"

Если очень коротко - демо лучше всего, видео или линк на демку - лучше и то и то. Если этого нет - скрины. Если этого нет - то все становится сразу как то менее интересно.

Грубо говоря - да если вы были арт директором условного Death Stranding - то конечно мы понимаем что вот с артом у вас скорее всего будет все окей. И тд. Но если у вас нет очень хорошего проверяемого track of records - то нам сложно понять что вы можете, а что нет.

В целом сейчас прекрасное время для инди разработчиков - инструментарий стоит ноль и он реально крут, много доступных ресурсов, те делай не хочу. И денег тоже в индустрии много.

Не факт что у вас все получится сразу, с первого проекта, с первого инвестора. В какой то момент вам будет казаться - вообще нахрена я все это делаю, нихера же не выходит. Вот есть только одно что отличает тех у кого в конце концов получилось от тех у кого нет - умение после того как тебе в очередной раз сказали нет, а игра твоя в стиме продалась 1000 копий, собраться поплакать немного, и пойти делать новый проект. Или говорить с новым инвестором. И все рано или поздно получится.

8484
35 комментариев

Расскажите пожалуйста, как это все работает) я скажу за себя, но думаю, что тут очень много людей которые не понимают как работают инвестиции в игровой индустрии.
 

5

Ровно также как и инвестиции во все остальные индустрии. Единственное отличие - мы понимаем что в игровой индустрии часто нет последжуюзих раундов - те если игра не полетела первая, часто компании просто закрываются. А если полетела - то вроде и денег не надо больше :)

Но в целом - VC инвестируют либо в долю в компании, либо ( реже сильно ) в долю в проекте. Мы даем деньги, Вы делаете игру, запускаете и если все очень хорошо - то в какой то момент наверно происходит выход - либо компания продается полностью, либо инвестор продает свою долю и фаундеры часть своей кому то, либо  денег настолько много что фаундеры выкупают инвесторов, либо компания выходит на публичный рынок ( через IPO, spac, etc ). 

вот примерно так. 

2

Тут очень всё зависит от формата фонда. Есть те, что просто процент от компании берут и всё.
А есть фонды типа того, что у Мейла, где куча дополнительных жёстких условий. Это касается и владения компанией, и совета директоров, и вмешательства в дела студии.

1

Статья не очень полезная, как для подсайта, куда не пускают половину из тех, кто описан в этих случаях :) Лучше бы было рассказать о принципах выбора среди нескольких питчей, где не совсем всё плохо.
Интерес не праздный - подавал через сайт заявку в апреле, ответа никакого не получил. Есть выпущенная игра, издатель, ООО с 18-го года и небольшая студия на 6 сотрудников.

2

Лучше бы было рассказать о принципах выбора среди нескольких питчей, где не совсем всё плохо.

Давай лучше расскажу про идеальный питч :

1. Фаундеры - имеют опыт в том игровом жанре, что собираются покорить, на уровне ведущих разработчиков хитовых продуктов. Второй вариант - бизнес опыт создания компаний. 

2. Команда - она уже есть. Если ее нет - то фаундеры понимают где они найдут людей. 

3. Игра - фаундеры очень хзорошо понимают жанр, конкурентов на рынке, что нужно игрокам и как они могут этот запрос удволетворить. Короче - почему игра будет крутой. 

4. Бюджет и план разработки и запуска составлен более менее адекватно. Те в пределах реальности хотя бы :)

5. Клевое видео/демо. 

6. Понятно что хотят по деньгам. 

1

Да не, пускают. Я как раз инди-разраб.
Апдейт: а, если иметь ввиду тех людей, кто еще ничего не сделал, а уже просит денег, то вы правы)

Хм, с издателями уже общался и плюс-минус кухню понимаю по условиям.
А вот что на счёт инвестиций не в курсе. Есть какие-то условные проценты итоговой делёжки? (т.е. условно : мы вложили в вас $100К, до возвращения этих денег 50/50, далее 70/30 в пользу разработчика)

1