Пруст, Набоков, Лавкрафт, По и Disco Elysium в фентези-трилогии Ambergris Джеффа Вандермеера

Одна из самых странных, безумных и изобретательных фентези-вселенных от автора Аннигиляции.

Пруст, Набоков, Лавкрафт, По и Disco Elysium в фентези-трилогии Ambergris Джеффа Вандермеера

Для многих (в том числе и для меня) Джефф Вандермеер стал известен благодаря вышедшему в 2018-м году фильму Аннигиляция, который был снят по его трилогии Southern Reach. Мне очень понравился фильм из-за своей кислотной картинки и крутейшему дарк эмбиенту, напоминающего лучшие работы Lorn и Lustmord. (а еще там был moderat!)

Сюжет, однако, мне не особо зашел. Поэтому прочитать Южный предел изначально я не планировал. Но изучая творчество Чайны Мьевиля, я обнаружил, что Вандермеер вместе с Мьевилем являются главными представителями так называемого new weird fiction жанра. А так как я очень люблю Мьевиля — то настало время и Вандермеера. Трилогия Южного предела стала для меня неожиданным открытием — она абсолютно не была похожа на фильм: психологическая, смешная, пугающая. Эти книги затянули меня, я прочитал трилогию всего за несколько дней. По окончанию, не могу сказать, что она понравилась мне очень сильно — в ней было много крайне провисающих мест, довольно слитая концовка и ощущение общей недоделанности, как-будто из темы можно было выжать гораздо больше безумия и интересных находок. Но общая идея и то, как автор умудряется тасовать жанры — безусловно заинтересовали меня. И я решил дать Вандермееру второй шанс. И как же я не прогадал...

Пруст, Набоков, Лавкрафт, По и Disco Elysium в фентези-трилогии Ambergris Джеффа Вандермеера

Мир Амбры

Сразу начну с печального. В трилогии переведена только первая книга — Город Святых и Безумцев. Вторую и третью Shriek: An Afterword и Finch придется читать на английском. И, к сожалению, в книгах он весьма непростой. Поэтому, рекомендую подходить к трилогии только если вы довольно свободно владеете чтением. Предупредил, погнали.
Действие книжек происходит в вымышленном городе Ambergris (Амбра в русском переводе) в довольно длительный временной период (растянувшийся приблизительно в тысячу лет. Последняя книжка написана в эпоху, напоминающую послевоенный двадцатый век). В нем живут обычные люди, которые работают, веселятся, влюбляются, убивают, пишут стихи и творят треш на Празднике Пресноводного Кальмара. Небольшое отличие от привычных нам городов — в городе помимо людей живут Серые Шапки. Странная гуманоидная раса грибожителей, которая ничем не мешает людям, просто гуляет среди своих грибов (кои растут повсюду по Амбре) и живет абсолютно оторванной от людей жизнью. Контактов между людьми и серыми шапками практически не случается.

Ворлдбилдинг особо хорошо удался Вандермееру и, на мой взгляд, ничем не уступает (а возможно даже и превосходит) Кробузону Мьевиля — мир расписан на несколько столетий назад, детально описаны технологии, религия, правительства и быт людей. Что интересно — описания даются нам из разных эссе, научных работ, газетных статьях и историях, рассказанных устно. Поэтому описание мира дается очень субъективным. Читатель никогда не знает точно, что же происходило на самом деле, а лишь мнение отдельных историков, биологов или журналистов. Которые спорят между собой и доказывают свою истину как и в реальной жизни. Этому и посвящена добрая половина первой книги.

Пруст, Набоков, Лавкрафт, По и Disco Elysium в фентези-трилогии Ambergris Джеффа Вандермеера

Любовь, смерть и грибожители в городе Святых и Безумцев

Первая (и единственно переведенная) книжка трилогии представляет собой сборник рассказов, эссе, выдержек из исторических книг, глоссариев и самиздатов. В ней Вандермеер знакомит читателей с городом глазами (руками, голосами) самых разнообразных его жителей — бывший монах, влюбленный в девушку в окне, умудренный опытом историк, раскапывающий грязную правду об основателях города, поехавший исследователь пресноводных кальмаров, который в своем эссе-памфлете изобличает других исследователей кальмаров, начинающий художник или молодой владелец крупнейшей в городе торговой/издательской фирмы. Как вы можете заметить, все эти герои не совсем подходят для типичного боевого фентези. Чем собственно книжка и не является. Нет тут и политических интриг (ну практически) и виртуозных расследований (ну практически). Это именно что жизнеописание города, через небольшие истории обычных людей.
В первой книге, Вандермеер показывает себя как искусный стилизатор. Насмотренный читатель довольно быстро распознает отсылки и стили, а для менее опытного, по тексту разбросано много подсказок. Книжка содержит в себе много разных стилей, эпох и идей: основной линией идет готический роман, в стиле По, Гоффмана или даже Лавкрафта. За ним чувствуется сильное влияние модернистов — Пруст, Кафка, Гессе, Манн, Джойс и другие. Не обошлось и без более поздних писателей вроде Борхеса или Набокова (главный книжный магазин Амбры называется "Книжный салон Борхеса", что какбэ намекает)

Однако, город Святых и Безумцев больше чем постмодернистская головоломка в фентезе-мире. По мере продвижения, читателю начнет открываться сквозной сюжет, который завлекает своими тайнами и неожиданными поворотами. Однако, все это будет завуалированно и скрыто, что придется проявить некоторое усилие в чтении, чтобы получить то, что этот сборник может дать. (например, в книге есть здоровенный глоссарий, страниц на сто, в котором есть небольшие заметки на полях. И в этих заметках разворачивается настоящая драма).

В целом, первая книга получилась крайне занятной и интересной, но ее предназначение все-таки познакомить читателя с городом, чтобы он знал, с чем предстоит столкнуться в следующих, более персональных историях.

Пруст, Набоков, Лавкрафт, По и Disco Elysium в фентези-трилогии Ambergris Джеффа Вандермеера

История Дункана Шрика: салоны, модернизм, баталии историков, наркотики и ужас глубин

Вторая книжка — длинная семейная сага, в центре которой история брата и сестры — Дункана и Дженис Шрик.
Роман написан в стиле модернисткой литературы начала ХХ века. На первый взгляд это вообще может напомнить какие-нибудь пиздострадания парижского бомонда в салонах после первой мировой. Тусовки, выставки, наркотики, религиозные споры, борьба за влияние в научном сообществе. В целом, все это может показаться знакомым, если бы иногда главному герою не приходилось бы спускаться в подземелья под городом, вживлять в себя грибницы, и десятки лет мастерить приспособления, помогающие увидеть настоящее нутро города.
Вторая книжка как по мне самая сильная из трилогии. Тут и очень интересный сюжет, не отпускающий до конца, и неплохие эмоции героев, тяжело переживающих свои взлеты и падения, тягучая атмосфера, которая подчеркивается нарочито размашистым, барочным стилем письма. И смесь привычного с фантастическим сделана очень правдоподобно, что-то похожее было у Сюзаны Кларк в Норелле и Стренже, но там сюжет слишком быстро уходил в фентези-приключения, а тут же он не уйдет в них никогда (по-крайней мере в этой части).

Книжка однозначно зайдет не всем. Она очень длинная, очень медленная и описательная. Иногда она срывается до долгих внутренних монологов героев, иногда в ней долгое время может ничего не происходить; кто-то же может просто не преодолеть стену излишне вычурного, стилизованного текста.
Однако, если вас это не пугает, то можете на выходе получить одну из самых уникальных фентези-книжек из всех, что были написаны.

Пруст, Набоков, Лавкрафт, По и Disco Elysium в фентези-трилогии Ambergris Джеффа Вандермеера

Финч 'Дюбуа' Декард

Последняя книжка трилогии рассказывает о современной (~ наши 50/60-е) Амбре. Она вышла самой фентезийной, запутанной и экшоновой. Жанр опять сменился, в этот раз это нуарный детектив со всеми ему принадлежащими признаками: уставший от жизни детектив с туманным прошлым, который оказывается одним единственным посреди разных противоборствующих сил. Фемме фаталь, в которую он влюблен, но которая преследует какие-то свои, только ей известные цели. Будут тут и драки с гопниками, и перестрелки с грибными мутантами, будут наркотики, будут тайны, погони и циничные пацанские цитаты. Этот город однозначно прогнил, а еще вырастил десятиметровые грибы, пустил споры, и захватил все сетью грибниц.
Вообще, на эту трилогию я наткнулся, когда искал книжки, похожие на диско элизиум. Многие рекомендовали прочитать именно Финча. (хотя я не представляю как можно читать это без первых двух). И правда, все это очень напомнило диско элизиум, при одном недостатке — здесь практически нет юмора. Нью вайрд вообще жанр, в котором всегда мало юмора, и это меня немного смущает, потому что капля иронии пошла бы на пользу книжке.
Ну а в ней мы все еще имеем таинственную историю (которая заканчивает все сюжетные арки начатые еще в первой книжке), классического героя и все тот же безумный (в последней части еще более безумный) город.

Почему все это вообще надо читать?

Ну я надеюсь что на этот вопрос я ответил выше, но тут попробую обобщить.
Взявшись за трилогию вы получите абсолютно уникальный, ни на что не похожий опыт. Единая история, написанная в трех абсолютно разных романах, чье действие происходит в сумасшедшем, но очень правдоподобном мире. Смесь высокоуровневой литературной игры с довольно низким жанром фентези (простите меня) — я такого не видел. Если знаете английский и читаете фентези — это такой же мастхэв, как и Кробюзон Мьевиля (хотя амбергрис я считаю на несколько голов более мощной работой).

А, и еще, я называю Вандермеера — книжным Кроненбергом. Потому что во всех его произведениях — основная тема это многочисленные мутации, которые случаются и с людьми, и с природой. Он мастерски умеет показывать изменения, как на теле, так и в сознании. Вызывая этими мутациями какой-то старый, лавкрафтианский ужас.

An Afterword

Напоследок, много вы видели книжек, у которых есть официальный саундтрек? Так вот, у каждой из этих — есть свой:

8686
22 комментария

Комментарий недоступен

2

Комментарий недоступен

5

Комментарий недоступен

Ну так «Аннигиляцию» надо читать. В книге никакого медведя не было, а нет медведя — нет проблемы.

1

Написано так же нудно как и аннигиляция (2, 3 книги)?

2

Комментарий недоступен

1

Чайна автор неплохой. Но. На мой. Взгляд. Ставящий форму выше содержания. Читается хорошо, но явно чувствуется (лично мне) что идея мира стоит гораздо выше самой истории. Т.е. смакование послевкусием идёт за стет 'а что ещё могло бы быть'. У Вандермера в трилогии про 'предел' такая же фигня. Есть факт а остальное - субъективная интерпретация. Концовка есть? - нет. Смысл? - только постмодерниский. Что-то можно почерпнуть? - неа. Думаю что с этой трилогией аналогичная фигня. 'да, классный мир. Но зачем?'

1