Невысказанные чувства: почему «Джокер» — фильм о необходимости слушать
Драма о поисках близкого человека, в которой ищут историю суперзлодея.
Смысл «Джокера» и его значение для культуры и общества — главная тема последних дней в обсуждениях кино. Критики и зрители поголовно пишут обзоры, зачастую высказывая абсолютно противоположные мнения (и это очень хорошо).
Но у меня возникает ощущение, что многие из них слишком уж зациклились на прошлом. Нетрудно догадаться, что само имя знаменитого злодея в заголовке и небольшие отсылки в сюжете использованы только для привлечения внимания к картине.
В остальном же «Джокер» — совершенно самостоятельная драма. И даже сам режиссёр Тодд Филлипс неоднократно говорил об этом.
Однако критики и зрители всё равно в плену предыдущих Джокеров. И потому повсюду говорят о романтизации насилия, об анархии или стигматизации расстройств личности.
Просто поговорить
Однако мне кажется, что «Джокер» вовсе не о насилии и даже не о психических расстройствах. В нём есть главная, самая простая и личная трагедия, которая делает нового героя (или злодея) полностью противоположным своим предшественникам.
Джокер Джека Николсона мечтал о власти. Джокер Леджера — об анархии и разрушении. Джокер Феникса хочет… чтобы его выслушали.
Желание сблизиться хоть с кем-нибудь — главная и единственная мечта Артура Флека. И это прослеживается на протяжении всего фильма. Несмотря на свои проблемы, он хочет работать с людьми, он улыбается ребёнку в автобусе и идёт к Томасу Уэйну не ради мести, а только чтобы найти родную душу.
Даже его мечта стать стендап-комиком — лишь желание поделиться со сцены чем-то личным, недаром его шутки связаны с детством. Наверняка, если бы героя не высмеяли во время выступления, его вполне бы устроила местечковая популярность в небольшом клубе.
Артур отчаянно хочет выговориться, поделиться своими эмоциями, быть нужным хоть кому-то. Именно поэтому в его мечтах об участии в телешоу кульминацией становится не успешное выступление, а тёплые слова и объятия Мюррея Франклина. Но его никто не слушает. Мать интересуют только письма Томасу Уэйну, и даже психолог вечно задаёт одни и те же формальные вопросы.
Герой привыкает, что от него отмахиваются, и поэтому соседка, единственная отреагировавшая на его присутствие даже не дружелюбно, а просто нейтрально, в его фантазиях тут же превращается в самого близкого человека.
Путь к жестокости
И в противовес мнению, будто картина показывает психически нестабильных людей склонными к насилию, Артур как раз всячески избегает жестокости. Он даже пытается оправдать избивших его детей.
Но коллега Рэндалл ему почти силой подсовывает пистолет, который герой пускает в ход только при крайней необходимости, когда трое мужчин избивают его ногами.
Конечно, это превышение самообороны, но не поступок маньяка-психопата и уж точно не спланированное жестокое убийство. И, кстати, Рэндаллу он за это потом мстит, отпустив при этом непричастного к его бедам Гэри.
Но главное событие, ведущее к окончательному срыву — потеря единственного человека, которому Артур мог доверять. Мать сначала даёт герою призрачную надежду на нормальную жизнь: он верит, что теперь может обрести отца и даже сводного брата.
А потом выясняет, что именно мать — причина всех его бед. Артур понимает, что даже эта близость иллюзорна, и он совершенно одинок. И фактическое её убийство становится лишь формальностью. Для героя она умерла раньше.
Мир Артура полностью разрушен: его высмеяли на телевидении, лишив мечты о карьере, близость с соседкой оказалась фантазией, а мать, о которой он заботился, — мучительницей. И даже тогда герой не планирует какое-то массовое насилие. Всё происходит само собой, маска клоуна — лишь удобный символ для бунтарей.
Сам же Артур неоднократно подчёркивает, что не верит в эти протесты. Ему бы со своими проблемами разобраться. Он выбирает единственную возможность обратить на себя внимание — застрелиться в прямом эфире.
Спрятавшись за ярким гримом, он будто избавился от комплексов и начал вести себя вызывающе. Но Мюррей всё равно постоянно перетягивает внимание, и Артур снова чувствует себя забитым человеком, которого никто не видит. Даже в эфире телевидения.
И только тогда Джокер окончательно понимает, что ему придётся действовать так же, как и всем остальным: грубо, эгоистично и жестоко.
А что если…
На протяжении всего фильма меня не покидали мысли: а если бы тот или иной второстепенный персонаж повёл себя как-то иначе. Даже просто в мелочах.
Если бы женщина в автобусе не огрызнулась, когда он веселил её ребёнка, а улыбнулась незнакомцу. Если бы психолог выслушала Артура и дала ему пару дельных советов. Если бы соседка и правда заговорила и подружилась с ним...
С матерью всё сложнее: до конца непонятно, она сама верила в придуманные истории или просто врала и могла бы покаяться перед сыном, а не скрывать прошлое. Есть и версия, что Томас Уэйн всё же подделал документы об усыновлении.
Но в конце концов, Мюррей Франклин уж точно мог бы попросить прощения за свой некрасивый поступок и дать Артуру рассказать о себе. Без шуток и унижений.
Ведь вполне возможно большей части трагедий не произошло бы, если б Артур смог просто поделиться эмоциями. Он же явно хотел только этого. Но его просто не замечали.
При этом некоторые критики возмущаются, что второстепенные персонажи вроде Томаса Уэйна и Мюррея Франклина слишком плохо проработаны и похожи на карикатурных злодеев. Но действительно ли они злодеи? И так ли отличаются от них настоящие медийные личности с проработанными биографиями и моделями поведения?
Ведь что интересно, в фильме нет чётких ответов, кем же были эти герои. Франклин отвечает Джокеру: «Ты ничего обо мне не знаешь». И это действительно так.
Может он и правда замечательный человек, ведь до этого в гримёрке Мюррей очень вежливо и приятно общался с Артуром. Но судить остаётся только по его имиджу. А перед публикой он вытащил постыдный ролик и насмехался над проблемами незнакомого неудачника.
Быть может Томас Уэйн и правда мог спасти Готэм от разрухи. И даже его вспышку гнева понять можно: незнакомец приставал к сыну, да ещё и с матерью очень мутная история. Он просто позволил себе необдуманное высказывание, забыв, что избирается, как это ни банально, чтобы служить народу. В частности, тем людям, которых он обозвал клоунами.
Каждый герой этого фильма оказывается заложником своего статуса и вынужден держать себя в рамках. И даже юный Брюс Уэйн, стоящий за забором, очень ярко отражает эту ситуацию.
Получается, что «Джокер» рассказывает именно об одиночестве и невозможности поделиться своими проблемами. О мире, где каждый выполняет роль функции, и никто не задумывается, что у человека накипело. Это фильм о невысказанных чувствах, которые копятся и ведут к неизбежному срыву.
И я специально старался как можно меньше упоминать о заболеваниях главного героя. Ведь большинство его поступков связаны с отторжением и одиночеством, а не с психическими проблемами. Они лишь усугубляют негатив со стороны окружающих.
Но даже неоднозначный финал отлично укладывается в эту мысль. Ведь можно представить, что всё это время Артур просто сидел в сумасшедшем доме и придумал всю эту историю. И значит, всё, чем ему так хотелось поделиться, так и осталось невысказанным.
ТЫ:Пишешь статью о невысказанных чувствах и вытекающему из этого последующему трагическому срыву
DTF:
*о блин еще один
*задолбали с обзорами
*да пофиг на твое мнение
*поверхностно
ТЫ:
Спасибо :) Даже и добавить нечего
Тот момент, когда думаешь: выложить свою простыню на тему или ну его нахрен и пусть полежит до лучших времён? Что-то реально каждый день новый пост.
да и хуй с ним. тут хоть какие-никакие рассуждения, обсуждения социальных проблем, а там - ооо, японец с баночкой, ооо японец в ушанке.
все угорали с презентации где девка рядом с ним все о-кала, а сами ведут себя еще хуже.
Комментарий удалён модератором
Мне, главное, мать говорила, что друга надо какого-то… какой-никакой, ну, дружище… Потому что друзья, они, помогут…