Настоящий чемпион: как Михаэль Шумахер стал легендой автоспорта

Рассказываем об удивительной карьере семикратного чемпиона Формулы-1.

Настоящий чемпион: как Михаэль Шумахер стал легендой автоспорта

У каждого автоспорта есть свои легенды — пилоты, определившие целое поколение. В Формуле-1 это Айртон Сенна и, конечно, Михаэль Шумахер. Он вернул на пьедестал увядающую Феррари и стал самым титулованным пилотом Формулы в истории.

В рамках «Лонгридов на заказ» рассказываем о жизни и карьере одного из самых узнаваемых гонщиков за всю историю автоспорта.

Детство, картинг и Формула-3

Родился будущий чемпион 3 января 1969 года в немецком городе Хюрт в семье простого каменщика Рольфа Шумахера и его жены Элизабет. Когда мальчику было всего четыре года, отец приделал к его педальному квадроциклу небольшой мотоциклетный двигатель. Вскоре за его рулём Михаэль врезался в ближайший фонарь, и после ДТП родители решили отдать мальчика в картинг.

Рольф специально для сына сконструировал карт, и уже в шестилетнем возрасте Михаэль выиграл местные клубные соревнования. Картинг был далеко не дешёвым увлечением, поэтому отцу пришлось устроиться на вторую работу, чтобы обеспечить сына всем необходимым оборудованием.

Но денег всё равно хватало не всегда: в один момент Михаэль не смог купить новый двигатель для карта. На выручку пришёл анонимный бизнесмен, который разглядел в мальчике перспективного гонщика.

1987 год, 18-летний Шумахер празднует победу в чемпионате Европы по картингу
1987 год, 18-летний Шумахер празднует победу в чемпионате Европы по картингу

Но чтобы официально участвовать в профессиональных заездах, нужно было иметь лицензию на управление картом. В Германии она выдавалась только с четырнадцати лет. Однако семья Шумахеров нашла выход — поехать в Люксембург, где двенадцатилетний Михаэль без проблем её получил и начал успешно выступать уже как профессионал.

В 1983-м он наконец получил уже и немецкую лицензию, а в 84-м выиграл немецкий Чемпионат по картингу среди юниоров. В следующем году Михаэль выступил уже от лица Eurokart — компании, производившей картинговые двигатели, — и снова заработал чемпионский титул.

В последующие два года Шумахер с неизменным успехом выступал во многих картинговых соревнованиях и к 1987 году был чемпионом не только Германии, но и всей Европы. Не доучившись, подросток устроился на работу автомехаником, а в 1988-м дебютировал в гонках на одноместных автомобилях с открытыми колёсами. Михаэль попробовал свои силы в немецкой серии Формулы-Форд и Формулы-Кёниг. С первой всё прошло не так гладко, поскольку высоких позиций Шумахер не занимал, но в Кёниг он снова несколько раз победил.

Игнорировать успехи молодого пилота было невозможно, поэтому в 1989-м ему предложил контракт Вильгельм «Вилли» Вебер, известный немецкий автогоночный менеджер. Он пригласил Михаэля выступить от лица его команды WTS в гонках Формулы-3. Контракт Шумахера с Вебером длился два сезона — 89-й и 90-й. Первый год Михаэль только осваивался в новом для себя гоночном мире Формулы-3 и занял лишь третье место на подиуме, но в 1990-м уже заработал чемпионский титул на заключительном этапе сезона в гран-при Макао.

<p>Болид Шумахера времён Формулы-3</p>

Болид Шумахера времён Формулы-3

Вот только победа получилась, мягко говоря, спорной. Почти весь заключительный этап гран-при в Макао Шумахер отставал от финского гонщика Мики Хаккинена. На последнем кругу Шумахер смог вырваться вперёд, но допустил ошибку и сильно сбавил скорость. Мика бы стал чемпионом, если бы Михаэль не заблокировал оппоненту путь, заставив того врезаться в заднюю часть своего болида. Гонку Михаэль выиграл «грязно», но, как говорится, победителей не судят.

Зато победа в столь юном возрасте обеспечила Шумахеру возможность участвовать в юниорской программе Мерседес в Чемпионате мира по гонкам на спорткарах. Михаэль не раздумывая присоединился к программе и в том же 90-м году выиграл финал сезона на спорткаре Мерседес-Бенц C11. Однако в общем зачёте сезона он занял пятую строчку, так как поучаствовал всего в трёх гонках из девяти.

В следующем году он повторил свой успех, выиграв финальную гонку соревнований и каким-то образом найдя время для участия в двадцатичетырёхчасовом Ле-Мане, где финишировал пятым. Такой феноменальный взлёт столь молодого пилота не мог остаться незамеченным.

<p>Михаэль Шумахер и его Мерседес, на котором он участвовал в Ле-Ман 24</p>

Михаэль Шумахер и его Мерседес, на котором он участвовал в Ле-Ман 24

Был и один неприятный инцидент. На одной из гонок на трассе Нюрбургринг Шумахер серьёзно соперничал с пилотом Дереком Уориком. Михаэль так сильно хотел победить, что своим «мерседесом» протаранил «ягуар» Уорика, повредив тому переднее колесо. Когда обе машины заехали на пит-стоп, разгневанный Уорик пустился в погоню за Шумахером. Он гнался за Михаэлем через все мастерские и поквитался бы с ним, если бы не вмешались несколько механиков. В остальном сезон был более чем успешен.

Большой автоспорт так рано заинтересовался Шумахером в первую очередь потому, что в двадцать лет он зарекомендовал себя как отменный водитель. Выигрывал почти все заезды, легко находил общий язык с командой механиков и сплачивал вокруг себя самых разных людей. Более того, во время суточной гонки Ле-Ман команде Мерседес стало ясно, что как водитель Шумахер — не командный игрок. Ему было критически важно, чтобы на протяжении всего соревнования только он один управлял автомобилем, как это было в Формуле-3. Поэтому карьера в Формуле-1 была для него идеальным вариантом.

Стоит также сказать пару слов о его методе вождения. Даже если первую половину гонки Шумахер мог плестись на десятых местах и вести не очень-то аккуратно, то ближе к концу, когда опасность проигрыша была высока, он умудрялся проезжать круги практически идеально, отвоёвывая позицию за позицией. А уж если шёл дождь, то Михаэлю не было равных: это была его стихия, за что позже он даже получил прозвище «Regenkönig» (Король Дождя).

Ранние годы в Формуле-1

<p>Михаэль за рулём болида команды Джордан в чемпионате 1991 года</p>

Михаэль за рулём болида команды Джордан в чемпионате 1991 года

В 1991 году, всего за несколько месяцев до начала гран-при Бельгии Формулы-1, пилот команды Джордан, Бертран Гашо, попал в аварию в Лондоне. На своём автомобиле он протаранил такси, за что разъярённый водитель хотел его избить. Но Бертран сработал на опережение и залил того перцовым баллончиком, после чего совершил ужасную ошибку — спрятал израсходованный баллончик в общественном туалете, где его и нашли.

Прибывшие на место полицейские сразу скрутили Гашо. В итоге ему предъявили обвинения за нанесение вреда здоровью другого человека и создание аварийной ситуации на дороге. Заседание суда должно было состояться за неделю до начала гран-при Бельгии. Это означало, что Бертрану принять в нём участие не суждено.

Команда Джордан оказалась в очень непростой ситуации: срочно нужно было найти нового гонщика, но откуда его взять? У команды Мерседес уже было готовое решение. Шумахера пригласили прокатиться по кольцевой трассе Сильверстоун для дизайнера команды Джордан Гэри Андерсона и менеджера Тревора Фостера. Михаэль проехал тридцать кругов.

Гонщик их впечатлил и получил шанс участвовать в соревновани. За это приглашение Мерседес заплатила Джордан сто пятьдесят тысяч долларов.

<p>Шумахер за рулём болида Джордан, подменяя Бертрана Гашо</p>

Шумахер за рулём болида Джордан, подменяя Бертрана Гашо

Андреа Де Чезарис, второй пилот Джордан, должен был познакомить Михаэля с бельгийской трассой Спа-Франкоршам, на которой тому предстояло выступить. Вот только оказалось, что, согласно контракту, Де Чезарис не имел права показывать трассу тем, у кого нет контракта с командой. В итоге Шумахер изучал трек самостоятельно, неделю колеся вокруг него на складном велосипеде.

Квалификацию Шумахер прошёл блестяще, заняв седьмое место и обогнав своего напарника Де Чезариса. Джордан возложила на своего нового пилота очень большие надежды, которым не суждено было сбыться. Михаэль выбыл из гонки на первом же кругу — у болида Формулы-1 полетело сцепление.

Однако благодаря успешной квалификации на Шумахера обратили внимание многие спонсоры, и из команды его не выгнали. Машину было можно починить, да и сам чемпионат был далёк от завершения. Михаэль так бы и остался с Джордан, если бы его не захотела переманить команда Бенеттон-Форд. Она предложила более выгодные условия, и Шумахер ушёл к ней. Джордан хотела было оспорить такое решение, но у неё не было официального контракта с Михаэлем, так что поменять команду ему ничего не мешало.

Настоящий чемпион: как Михаэль Шумахер стал легендой автоспорта

Сезон 91-го Шумахер закончил под флагом Бенеттон-Форд. Он участвовал в шести гонках, и лучшим его результатом было пятое место в гран-при Италии, что не так уж и плохо. Там он даже перегнал своего титулованного напарника по команде, трёхкратного чемпиона мира Нельсона Пике.

В 1992-м Мерседес уже самостоятельно захотела вступить в Формулу-1, и Шумахер, согласно контракту, как раз должен был уйти к ней. Однако в итоге он решил остаться в Бенеттон-Форд. Именно в этом году пилот впервые занял подиумную позицию, финишировав вторым на гран-при Мексики, а затем победил в гран-при Бельгии. Сезон 93-го тоже был успешен: Шумахер победил в гран-при Португалии, а ещё в девяти гонках занял подиумные места и закончил в общем подсчёте на четвёртом месте. Потрясающий результат для новичка.

Чемпионат следующего года стал историческим по многим причинам — и, к сожалению, дело было вовсе не в Шумахере. В 1994-м, во время гран-при Сан-Марино, за два дня на трассе погибли австрийский пилот Роланд Ратценбергер и настоящая легенда Формулы-1, трёхкратный чемпион Айртон Сенна. Болид Айртона сорвался на повороте и со скоростью в 211 км/ч врезался в стену. Прямо за ним, на втором месте, ехал Михаэль Шумахер, который и победил в гонке.

Болид Айртона Сенны после смертельной аварии
Болид Айртона Сенны после смертельной аварии

В остальном сезон проходил более чем успешно. Шумахер победил в шести гонках и пришёл бы первым даже на седьмом этапе, если бы КПП машины не заклинила на пятой передаче. Но даже так он приехал вторым.

Однако на гран-при Британии Шумахер повёл себя неспортивно и во время формационного круга, когда машины выезжают на стартовые позиции, обогнал одного из соперников и проигнорировал чёрный флаг, приказывающий вернуться в боксы. Как итог — дисквалификация с гонки и запрет на участие в следующих двух этапах. Бенеттон пыталась оправдаться — говорила, что у гонщика просто не работало радио в шлеме, и он не слышал приказа, — однако всем было ясно, что правила Михаэль давно знал на зубок.

Когда наказание кончилось, Шумахер вернулся, выиграл гран-при Бельгии и… снова был дисквалифицирован. На этот раз за то, что на его болиде нашли дополнительно модифицированный «skidblock» — устройство, усиливающее прижимную силу и позволяющее быстрее проходить повороты. Бенеттон снова попробовала замять ситуацию, оправдавшись тем, что «skidblock» выгнулся во время гонки, но никто не поверил.

<p>Шумахер во время чемпионата 1994 года</p>

Шумахер во время чемпионата 1994 года

Когда Шумахер добрался до последней гонки сезона в Австралии, он всё ещё лидировал в общем зачёте, но от него всего на одно очко отставал англичанин Деймон Хилл. На тридцать шестом круге ожесточённого противостояния Михаэль слегка потерял управление и на долю секунды позволил Хиллу выйти вперёд, однако моментально вернул машину на трассу. На ближайшем повороте болиды столкнулись, и оба пилота выбыли из гонки.

В итоге Шумахер всё равно набрал больше всего очков и стал первым в истории немцем, победившим в сезоне Формулы-1. Свою победу он посвятил трагически погибшему Айртону Сенне. В следующем году, 1995-м, он повторил свой успех и снова стал чемпионом, но на этот раз всё было прозрачно: Шумахер опередил занявшего второе место Деймона Хилла на тридцать три очка. Так в возрасте двадцати шести лет Михаэль стал самым молодым двукратным чемпионом Формулы-1 в истории.

Настоящий чемпион: как Михаэль Шумахер стал легендой автоспорта

Не совсем удачный переход в Феррари

В 1996 году Шумахер ушёл из Бенеттон в команду Феррари, подписав шестидесятимиллионный двухлетний контракт. В последний раз Феррари побеждала на соревнованиях в далёком 1979-м — и рассчитывала, что молодой талантливый пилот сможет вернуть прославленному итальянскому бренду былое величие.

Объяснялась полоса неудач Феррари ужасным качеством автомобиля команды. Старый болид не критиковал только ленивый, а по своим характеристикам он проигрывал автомобилям большинства других команд Формулы, например, Бенеттон-Форд. Однако, со слов самого Шумахера, построенной в 1995 году Ferrari 412 T2 было достаточно, чтобы победить в соревновании. Правда, выступал он на Ferrari F310 1996-го.

За один только 1996 год Шумахер выиграл для Феррари три гонки. Правда, новый болид всё равно доставлял множество проблем: из-за его плохого исполнения Михаэль финишировал только в десяти гонках из шестнадцати, но и этого хватило, чтобы в общем зачёте сезона получить третье место.

Михаэль Шумахер в чемпионате 1996 года
Михаэль Шумахер в чемпионате 1996 года

В 97-м разразилась настоящая битва между Шумахером и Жаком Вильнёвым, выступавшим за команду Уильямс. Вильнёв лидировал всю первую половину сезона, но затем Михаэль взял себя в руки и выиграл пять гран-при подряд. В финальной гонке сезона он опережал Жака всего на одно очко. На этот раз ближе к концу гонки у «феррари» Шумахера начал протекать радиатор, и техники команды пришли к выводу, что машина до конца соревнования не доживёт.

Так что Михаэль попытался провернуть опасный трюк и подрезать Вильнёва, чтобы обеспечить себе победу. Однако план не удался, и Жак стал чемпионом мира, а Шумахера дисквалифицировали.

Иронично, что в сезоне 1998 года главным соперником Михаэля за титул снова был Мика Хаккинен, которому он когда-то помешал стать чемпионом в Формуле-3.

Первые два гран-при Хаккинен забрал себе, но последующие шесть получил Шумахер. К концу чемпионата оппоненты сравнялись по очкам, но последние две гонки решили всё — победа в сезоне 98-го осталась за Микой Хаккиненом. Михаэлю пришлось довольствоваться вторым местом. Сезон 99-го мог всё изменить, но во время гран-при Британии у болида Шумахера сломался задний тормоз, и он вылетел за пределы трека. Машина развалилась, а пилот сломал ногу, выбыв из соревнований.

Настоящий чемпион: как Михаэль Шумахер стал легендой автоспорта

Эпоха Чемпиона

Соперничество Михаэля и Мики продолжилось и на следующий год. Шумахер выиграл три первых гран-при, но не смог приехать первым в нескольких следующих гонках, тем самым позволив Хаккинену сократить разрыв по очкам. Гонщик выиграл десять гран-при, но даже это было не так важно, как другое значимое событие. Михаэль победил в предпоследней гонке в Италии, и количество его побед составило 41. Он сравнялся с легендарным Айртоном Сенной. Это достижение даже заставило Шумахера пустить слезу прямо на пресс-конференции. Его сорок вторая победа в сезоне знаменовала его третье чемпионство в Формуле-1.

2001 год был ещё более знаковым для пилота. Шумахер победил в девяти гонках и обеспечил себе чемпионство несмотря на то, что впереди было ещё четыре гран-при. Закончил он сезон со ста двадцатью тремя очками, опередив занявшего вторую позицию Дэвида Култхарда на пятьдесят восемь (!) очков. Это была его 52-я победа: Шумахер поставил мировой рекорд по числу первых позиций, обогнав Алена Проста.

Более того, он умудрился поставить ещё один рекорд. Дело в том, что в Формуле-1 выступал и его брат — Ральф. В гран-при Канады они заняли первое и второе место, став первыми братьями в истории Формулы, одновременно заполучившими эти подиумные позиции.

Настоящий чемпион: как Михаэль Шумахер стал легендой автоспорта

В 2002-м Шумахер пересел за руль Ferrari F2002 и начал сезон с очередной спорной ситуации. Во время гонки в Австрии лидировал его напарник по команде Рубенс Баррикелло — и он бы выиграл, если бы по рации его не попросили сбавить скорость и уступить позицию: Шумахер был любимчиком у «верхушки» команды. Зрителям это очень не понравилось, и во время награждения они освистали пилота. Шумахер попытался сгладить углы и поставил рядом с собой на подиум, на первое место, Рубенса, но это не помогло унять негодование толпы.

Немногим позднее в сезоне, во время гран-при США, Михаэль слегка опередил Рубенса перед финишем и решил замедлиться, чтобы сыграть вничью — однако не рассчитал и замедлился слишком сильно, позволив Баррикелло забрать победу. Правда, это было неважно: чемпионство себе Шумахер обеспечил ещё за шесть гонок до конца сезона. В общей сложности он одержал победу в одиннадцати соревнованиях, а во всех остальных занял подиумные позиции.

В следующем сезоне Михаэль снова заработал первое место и побил рекорд аргентинца Хуана Мануэля Фанхио, став шестикратным чемпионом Формулы-1. Причём он почти уступил Кими Райкконену, обогнав того всего на два очка. Чемпионом Шумахер стал и в 2003 году.

Теперь уже однозначно Михаэль Шумахер был самым титулованным чемпионом Формулы-1: больше всего побед — 7, больше всего побед в сезоне за всю историю — 13 из 18, больше всего очков — 148.

Настоящий чемпион: как Михаэль Шумахер стал легендой автоспорта

Полоса неудач

Сезон 2005 года стал поворотным для всей Формулы-1. Отныне на всю гонку болиду полагался только один комплект шин — никаких больше пит-стопов для быстрой смены колёс. Это решение может показаться глупым, но на то были свои причины. С приходом Шумахера Феррари начала безоговорочно доминировать: благодаря гениальному пилоту и частой смене шин она умудрялась сохранять эффективность на протяжении всей гонки. Новыми правилами организаторы соревнований хотели вернуть зрительский азарт и слегка усложнить Феррари жизнь.

Последствия стали видны уже в четвёртой гонке в Сан-Марино. Михаэль проиграл испанскому пилоту Фернандо Алонсо всего на 0,2 секунды. В принципе, весь сезон был очевидно слабее предыдущих: Шумахер победил только в одной гонке из девятнадцати, а подиумные позиции занял лишь четыре раза. В 2005-м чемпионом стал Алонсо, а Михаэль занял третье место с 62 очками. У испанца было почти в два раза больше — 117.

Такие плохие результаты отчасти объяснялись как раз новым правилом. Феррари использовала шины от «Бриджстоун», в то время как множество конкурентов ставили «Мишлен». «Бриджстоун» стирались гораздо быстрее и под конец гонки обеспечивали сцепление значительно хуже, чем шины «Мишлен». В итоге болид Феррари тяжелее входил в повороты и терял драгоценное время.

<p>Шумахер на чемпионате 2005-го</p>

Шумахер на чемпионате 2005-го

2006 год был тоже не так успешен. Всего спустя три гран-при Шумахер был позади Алонсо уже на 17 очков. В гран-при Монако его квалификация позволяла занять поул-позицию (самая выгодная стартовая позиция), но гонщика с неё сняли, поскольку в эмоциональном порыве он развернул болид и заблокировал проезд автомобилю Фернандо Алонсо. К девятой гонке соревнований он отставал от испанца уже на 25 очков.

В итоге Михаэль умудрился развернуть ситуацию в свою пользу, выиграв несколько гран-при и оторвавшись от Алонсо по очкам. Но во время гонки в Японии у болида Шумахера впервые с 2000-го сломался двигатель, и Фернандо вырвался вперёд на десять очков. У Михаэля оставался единственный шанс на чемпионство — победить в последнем заезде сезона, гран-при Бразилии.

Правда, своё поражение немец принял ещё перед началом гонки, заочно передав чемпионский титул Фернандо. Из-за проблем с бензонасосом квалификацию Шумахер прошёл лишь на десятой позиции. Во время гонки череда неудач продолжилась: у болида прокололась шина, и Михаэль моментально опустился на девятнадцатую позицию. Тем не менее он решил не сдаваться и вернулся на четвёртую позицию: пусть он в итоге и не победил, зато совершил настоящий спортивный подвиг.

<p>Шумахер на чемпионате 2005-го</p>

Шумахер на чемпионате 2005-го

Заканчивал сезон Шумахер на второй позиции подиума. Позднее в 2006 году Феррари объявила, что Михаэль завершает свою карьеру, но остаётся в роли консультанта — будет помогать подбирать гонщиков в команду. Шумахер уходил с трассы, но оставлял за собой по-настоящему историческое наследие: он добился всего, о чём только мог мечтать, поставил множество рекордов и стал по праву сильнейшим гонщиком Формулы-1 в истории. Автоспорт прощался с настоящей живой легендой.

Конечно, он всё равно порой садился в кокпит болида — например, проехал пару кругов на Ferrari F2007 в 2007 году для директоров Fiat и весь сезон консультировал гонщиков. В 2008-м он тестировал электронику автомобиля и качество шин. Даже позволил себе выступить в мотогонках на IDM Superbike, но исключительно ради забавы.

В 2009-м Шумахер почти вернулся на трек. Во время Венгерского гран-при гонщик Феррари Фелипе Масса получил серьёзные повреждения после аварии, и ему срочно потребовалась замена. Недолго думая Феррари заявила, что его подменит Михаэль. Однако идею быстро отклонили организаторы соревнований, сославшись на шейную травму пилота, которую он получил в 2009 году после аварии на мотоцикле. Вот только Шумахер уже загорелся идеей.

Возвращение

Настоящий чемпион: как Михаэль Шумахер стал легендой автоспорта

Мерседес объявила, что в 2010 году Шумахер вернётся в Формулу-1 и в этот раз выступит в её составе. Михаэль жаждал оказаться на треке ещё с тех пор, как готовился заменять Фелипе Массу, тем более на этот раз он представлял «родную» немецкую компанию, что было для него не менее важно.

После трёхлетнего перерыва новый сезон для Шумахера начался не так уж плохо: он финишировал шестым в первом гран-при Бахрейна. Однако он всё равно чувствовал себя не в своей тарелке: новый для него болид Mercedes MGP W01 был построен под нужды другого гонщика и не совсем подходил под его стиль.

К гран-при Испании Мерседес подкорректировал настройки автомобиля, и на этот раз Шумахер финишировал четвёртым. Дальнейший сезон проходил с переменным успехом: подиумных позиций Михаэль так и не занял, а в Валенсии вовсе финишировал на пятнадцатом месте — это худший результат в его карьере. В финале сезона он чуть не погиб: на первом круге гран-при Абу-Даби болид Витантонио Льюцци после аварии пролетел прямо над головой Шумахера. Закончился же чемпионат откровенно слабо — Михаэль финишировал девятым.

Шумахер на болиде команды Мерседес в 2011-м
Шумахер на болиде команды Мерседес в 2011-м

2011 год прошёл для Шумахера так же тихо: он ни разу не занял подиумной позиции и закончил сезон всего с 76 баллами. На тот момент ему было уже 42 года, что делало его самым возрастным пилотом на трассе. Не так хорошо прошёл и сезон 2012-го, однако Михаэль сумел занять третье место в гран-при Европы. Этот сезон стал для него последним в карьере.

Стало очевидно, что Шумахер после долгого застоя не сможет угнаться за новыми пилотами. К тому же, по собственному признанию, он порядком устал от Формулы-1, и порой ему даже не хотелось готовиться к следующей гонке. С другой стороны, возвращаться ему и не нужно было: Михаэль уже достиг невиданных доселе высот.

Трагедия

29 декабря 2013 года Шумахер с сыном катались на лыжах во Французских Альпах. Пересекая дикий и неогороженный участок местности, Михаэль потерял управление и ударился головой о камень. Пусть на Шумахере и был шлем, он получил очень серьёзную травму головы. По воздуху пилота срочно переправили в больницу в Гренобле, где он перенёс две тяжелые операции.

Тот самый злополучный склон
Тот самый злополучный склон

У Шумахера был повреждён мозг, и его пришлось ввести в медикаментозную кому. К апрелю 2014-го к нему потихоньку начало возвращаться сознание, и его вывели из комы. В июне он полностью пришёл в сознание и перевёлся в швейцарский госпиталь в Лозанне. 9 сентября его отправили на домашнюю реабилитацию. Однако проблемы с мозгом оказались очень серьёзные.

Ходили слухи, что Михаэль передвигается на кресле-каталке, больше не может говорить и страдает серьёзными проблемами с памятью. В 2015-м его менеджер сообщила, что состояние пилота понемногу улучшается, но в 2016-м его адвокат заявил, что здоровье Шумахера — это личное дело его семьи, и сведения о нём будут держаться в секрете.

Следующая новость о Шумахере появилась только в 2019-м: бывший менеджер Феррари Жан Тодт в интервью заявил, что пилот постепенно приходит в норму в своём швейцарском доме и уже может смотреть гонки Формулы-1 по телевизору.

С тех пор новости если и появляются, то только о том, что понемногу состояние здоровья Михаэля улучшается. В 2019-м он даже перенёс экспериментальное лечение клеток головного мозга. Сейчас, к сожалению, точно неизвестно, пришёл ли Шумахер полностью в сознание, но можно с уверенностью сказать: к гонкам он больше никогда не вернётся.

Настоящий чемпион: как Михаэль Шумахер стал легендой автоспорта

Михаэль Шумахер — по-настоящему великая фигура в автоспорте. За его плечами множество рекордов и пока что больше всего побед в истории Формулы-1. Совсем недавно к нему вплотную по количеству титулов подобрался британский пилот Льюис Хэмилтон, но ему лишь предстоит побить рекорд.

Шумахер совершил невероятное: он вернул Феррари на олимп команд Формулы, соревновался с легендами уровня Айртона Сенны и навсегда вписал себя в историю автоспорта. Можно долго спорить о результативности его возвращения в ряды пилотов, но нельзя обойти вниманием его прошлые заслуги. Михаэль оставил после себя целое наследие. И пусть на трассу он уже не вернётся, будем надеяться, что мы от него ещё что-нибудь услышим.

618618
127 комментариев

Михаэль Шумахер — по-настоящему великая фигура в автоспорте. За его плечами множество рекордов и пока что больше всего побед в истории Формулы-1. Совсем недавно к нему вплотную по количеству титулов подобрался британский пилот Льюис Хэмилтон, но ему лишь предстоит побить рекорд.

Этот текст из прошлого года? :)
У Хэмилтона 98 побед (91 у Шуми) и равенство по титулам.
Т.е. формально Шуми больше не рекордсмен. Да, ему еще предстоит выиграть 8-й раз, но пока у "газировки" сидят стратеги Феррари в боксах, это будет легкая прогулка.

63
Ответить

Комментарий недоступен

21
Ответить

ага. как раз сегодня смотрел видосик победителей Ф1 с 50-х по 2020. Последние победы пренадлежат команде Мерседеса.

Ответить

Комментарий недоступен

41
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

26
Ответить

Эдди Ирвайн ещё

6
Ответить