Почему в Resident Evil: Village так много ковров, или Чем вдохновлялись разработчики

Изучаем новую игру сквозь призму восточноевропейской культуры.

Материал подготовлен при поддержке Capcom

Почему в Resident Evil: Village так много ковров, или Чем вдохновлялись разработчики

7 мая вышла Resident Evil: Village — новая часть франшизы об Итане Уинтерсе. В этот раз главный герой оказывается в неназванном восточноевропейском регионе. И в здешней архитектуре и быте местных жителей чувствуется влияние той культуры.

Вместе с научным сотрудником Института истории Румынской академии наук, доктором наук Михалом Васючёнеком DTF изучил, чем вдохновлялись разработчики.

Богатства Восточной Европы: валюта, знать и роскошные замки

Вполне возможно, Итан Уинтерс попал в какую-то выдуманную страну, граничащую с той же Заковией. Вместе с экспертом мы предположили, что события Resident Evil: Village разворачиваются где-то в Румынии. Так, например, главному герою постоянно приходится использовать местную валюту — «леи». Её название созвучно с румынским леем (leu, lei). Именно ею и приходится расплачиваться за снаряжение. Ещё одна ниточка — фамилия Альсины Димитреску, типичная румынская.

Почему в Resident Evil: Village так много ковров, или Чем вдохновлялись разработчики

Дворец вампирши, скорее всего, создан под вдохновением от Замка Пелеш, а его окрестности напоминают городок Синая и горы Бучеджи. С последними, к слову, связано множество легенд и мифов. Да и у местных Бучеджи имеют ритуально-мистический характер.

Замок Димитреску хоть и похож на Пелеш, но более мрачный — больше в духе владений графа Дракулы. Хотя на самом деле замок, принадлежавший прототипу Дракулы — Владу III Цепешу, — тоже не так мрачен.

Пелеш был любимой летней резиденцией румынской королевской семьи — Кароля I и Елизаветы Нойвидской. Король называл свой замок «колыбелью династии, колыбелью нации». Построен он был по последнему слову — туда даже электричество провели. А сам дворец выдержан в стилистике германской неоготики, в то время как замок из Resident Evil: Village — острые шпили, мрачные статуи, свечное освещение — типичный представитель готической архитектуры. При этом отдельные комнаты в Resident Evil: Village довольно точно отражают первозданный интерьер. Например, шёлковые обои зелёного цвета тут такие же, как и в реальном Пелеше.

Во владениях Димитреску можно найти игрушечный замок — загадку, которую нужно решить с помощью катящегося шарика. Такая забава — выдумка разработчиков. А вот её внешний вид срисован с реального замка под названием Хуньяди, что на границе Румынии с Венгрией и Сербией.

Под замком же Димитреску расположены подземелья с туннелями. Спуск в них похож на винные погреба, которые действительно есть в Румынии. Кстати, винные хранилища у леди Альсины тоже есть.

Почему в Resident Evil: Village так много ковров, или Чем вдохновлялись разработчики

В вымышленном замке есть театр — это отсылка к реальному театру в замке Пелеш (на тот момент крупнее не было во всей Румынии).

Почему в Resident Evil: Village так много ковров, или Чем вдохновлялись разработчики

Стены некоторых особняков в Resident Evil: Village украшены декоративными тарелками, причём чем состоятельнее дом, тем их больше, а сами они расписаны изящнее. Эти тарелки — типичный элемент восточноевропейского декора. При создании узоров и общего стиля художники явно вдохновлялись реальной посудой XX века, хотя порой и не совсем местной. К примеру, самая правая на картинке ниже тарелка выполнена в османском стиле и популярна скорее в Турции.

Скорее всего, взяли её в околорумынский сеттинг исключительно из-за стиля. Но она вполне могла оказаться и в королевском дворце: знать любила привозить подобные сувениры из-за границы. Остальные тарелки, встречающиеся в игре, похожи на современные восточноевропейские изделия. В частности, из венгерской деревни Корунд.

Быт простого люда: еда, дома и их интерьер

Культурные заимствования не ограничиваются одним замком Димитреску: окружающая его деревня не менее точно передаёт восточноевропейскую действительность. Интерьер домов почти дословно повторяет убранство сельских домиков, построенных в XX веке. Похожие жилища не редкость не только для румынских, но и для русских сёл. Разве что в игре дома уже давно заброшены и выглядят не очень опрятно.

На последнем скриншоте в левом нижнем углу можно заметить большие бутылки. В таких румыны часто делают домашний самогон. Также помимо них в игре часто попадаются корзины с ягодами и фруктами. У многих румын есть собственные сады, где выращивают груши, сливы и ягоды для домашнего вина или палинки — аналога бренди.

Почему в Resident Evil: Village так много ковров, или Чем вдохновлялись разработчики

В игре часто встречаются ковры: где-то на полу, где-то на стене. В этом случае, например, ковёр не случайно висит на внешней стороне дома. Это очень популярный в Трансильвании и Румынии элемент декора, но чаще так украшают церкви. Узоры на коврах из игры — османские, типичные для XVI–XVIII веков.

Также в Resident Evil: Village часто встречаются характерные орнаменты — не менее популярный декоративный мотив Румынии. Они вышиты на скатертях, подушках, мебели.

Дизайнеры удивительно точно передали быт простых людей. В игре, например, можно найти идентичные реальным дешёвые кастрюли, которые популярны в сельской местности Румынии. Также можно найти бочки для закваски капусты.

Тут и там в Resident Evil: Village висят связки чеснока и перца. Первое — обычное для Румынии дело, они должны отпугивать злых духов (и вампиров, конечно). С перцем интереснее: его сушка на верёвках больше характерна для венгров. Плюс, перец висит около алтарей местного культа. Хотя в реальности с религией он не имеет ничего общего. Возможно, тут создатели что-то напутали.

А вот сами алтари и брошенные церкви выглядят вполне правдоподобно. Оставленных храмов XVII–XVIII веков на территории страны действительно много. При этом действующие румынские церкви несколько скромнее изображённых в игре.

На картинке выше по сторонам от основной золотой иконы можно заметить покрытые тканью сундуки, на которых стоят фотографии. Это немецкие сундуки, которые активно использовались для хранения вещей вплоть до XIX века.

Ещё один интересный элемент — деревянные ворота. Такие постройки встречаются в Марамуреше — румынском уезде, состоящем из нескольких исторически важных областей страны (Марамуреш, Ардял и Кришана).

Подвешенные на деревьях трупы ворон, головы коз и кости животных — отсылка к цыганскому фольклору, точнее — к представлению румын о цыганах. Так, на их языке слово «voron» — неполиткорректное, расистское название этой этнической группы. А воронов люд часто связывает с мистическими и языческими практиками. Есть, например, поверье о том, что цыгане лечат все болезни сердцами ворон. В остальном подобный «декор» — скорее выдумка.

Ещё одна забавная деталь про быт жителей в игре — еда. Местный торговец Герцог в обмен на мясо животных может приготовить еду, улучшающую характеристики персонажа. Все блюда — реальная румынская кухня. Например, мититеи — мясные колбаски на гратаре (гриль). Чёрба — очень густой суп для простого люда, а сармале — мясной фарш в капусте или листьях винограда, румынские голубцы.

Мелкие детали

В сюжете игры фигурируют Каду (Cadou) — паразиты, которых насильно вживляли в людей. Слово не выдуманное: в переводе с румынского оно означает «подарок».

В Resident Evil: Village полным-полно кладбищ, которые уже не тематическая выдумка в духе того же излишне жуткого замка Димитреску. Такие саксонские надгробия и склепы встречаются в Трансильвании. Но, правда, в заброшенном виде. На надгробиях в игре, как и в реальности, много рунического письма, характерного для венгров и секлеров (венгерской народности восточной Трансильвании).

Отдельная тема — огромный завод, принадлежащий злодею Гейзенбергу. Он мог быть создан по мотивам металлургического завода из всё того же Хунеодара, города около замка Пелеш.

Ну а оборотни и вампиры не случайно были выбраны в качестве врагов. Им посвящено множество румынско-трансильванских легенд — вспомнить хотя бы графа Дракулу (к слову, его прообраз — Влад III Цепеш — на родине считается народным героем, а не жестоким тираном). Согласно фольклору, в стригоев (так звали вампиров и ведьм) превращались даже некрещёные или убитые родителями дети, похороненные вне кладбища.

Дизайнеры Capcom ответственно подошли к своей работе — влияние восточноевропейской культуры на мир Resident Evil: Village прослеживается в мельчайших деталях. А реалистичная графика и характерный колорит создают особую мрачную и по-своему завораживающую атмосферу.

Убедиться в этом можно уже сейчас — Resident Evil: Village доступна на ПК, PlayStation 4|5, Xbox One и Series X|S.

251251
81 комментарий