Девятиугольная бесконечность и летающий банан: гид по альбомам King Gizzard & The Lizard Wizard
Буйные австралийские психодел-рокеры без устали приумножают свой каталог записей, открывают для себя новые жанры, по-своему их препарируют, выдумывают головоломные концепции и практически не знают промахов.
Спустя 10 лет после их первой записи, настало время окинуть взглядом их дискографию и раздать альбомам субъективные оценки. Мемы прилагаются.
King Gizzard & The Lizard Wizard собрались в Мельбурне в 2010 году и начинали с вполне традиционного гаражного рока, но с каждым годом совершенствовались, пробовали себя в разных жанрах, от буги до трэш-метала. Они успели выпустить 17 альбомов и создать целую вселенную (а также её заблевать, подробности ниже). Если в наше время и есть культовая группа, то это именно KGLW — на основе их записей фанаты строят и перестраивают теории, находя связи между песнями и улавливая потаённые смыслы.
В этом тексте мы не будем углубляться в тонкости так называемой Gizzverse, а поговорим в первую очередь о музыке — ну и немного о сюжетах песен.
Мемы позаимствованы из паблика кинг гиззард и галил галилович — увы, уже неактивного.
Anglesea (2011), Willoughby’s Beach (2011) и 12 Bar Brusie (2012)
На первых записях KGLW почти ничто не намекает на будущие свершения группы: это просто гаражный рок, весёлый, шумный и беззаботный, вдохновлённый успехами калифорнийских многостаночников Thee Oh Sees.
Впрочем, некоторые фирменные черты группы уже на месте: буйные цветастые обложки, специфический хаотичный звук гитарного дилея и хитрости в записи — в частности, во время записи дебютного полноформатника лидер группы Стю Маккензи пел в пять айфонов.
Думаю, King Gizz в то время создавался для того, чтобы быть свободным, импровизированным проектом, и самая ранняя музыка, которую мы делали, была похожа на один или два аккорда с парой слов, так что никому не приходилось ходить на репетиции.
Жанры: гараж, серф, панк
Оценка: 6 гиззардов из 10
Eyes Like The Sky (2013)
Как развить успех дебютного альбома и закрепиться на гаражной сцене? Разумеется, записать аудиокнигу в стиле вестерн! Бродерик Смит, отец одного из участников группы и сам по себе уважаемый австралийский музыкант, тягучим низким голосом начитал историю об освоении Дикого Запада, а «гиззарды» записали тематические инструменталы. До Эннио Морриконе эта музыка, конечно, не дотягивает, однако звучит убедительно и смачно.
Я люблю вестерны. Я люблю плохих парней и Red Dead Redemption. О, и я люблю злые гитары.
«Eyes Like The Sky» не прибавил группе популярности и остался самым странным моментом в их дискографии, хотя некоторые считают его шедевром. Так или иначе, с этой записью группа счастливо избежала «синдрома второго альбома» и впервые проявила свою страсть к освоению новых жанров.
Жанр: спагетти-вестерн
Оценка: 7 Клинтов Иствудов из 10
Float Along — Fill Your Lungs (2013)
На третьем альбоме гиззарды наконец стали самими собой. Случилось это ровно на первом треке — 16-минутном эпике «Head On/Pill».
При этом так сразу и не скажешь: сначала группа разминается и играет какую-то блаженную размазню с ситаром, но на отметке 3:24 резко стартует в стартосферу и фигачит до самого конца, награждая и слушателей, и себя настоящим катарсисом. Кроме того, это первая песня KGLW, записанная с двумя барабанщиками — на долгие годы и многие альбомы наличие двух драммеров станет одной из отличительных черт группы.
Ну а в целом, репутация гиззардов как психоделических рокеров и современных Grateful Dead зиждется именно на этом альбоме: много людей, много инструментов, много джема. Собственно, чтец из предыдущего альбома Бродерик Смит и охарактеризовал их как «Grateful Dead, только без наркотиков».
Жанр: психоделический рок
Оценка: 8 ситаров из 10
Oddments (2014)
В полном соответствии с названием, альбом звучит как коллекция странноватых мелочей: тряские инструменталы, коматозные баллады, треки по несколько секунд длиной, есть даже песня «Бомж в Адидасе». С одной стороны, здесь есть вполне себе хиты — к примеру, перевозбуждённый сёрф «Hot Wax». С другой, звучит все это шокирующе несолидно, если знать, на что в принципе способны гиззарды. Трудно даже представить, что подумает человек, который решит познакомиться с группой именно альбома — KGLW здесь совершенно не раскрываются. Впрочем, песенка про бомжа в Адидасе вообще-то довольно приятная.
Жанр: лоу-фай
Оценка: 5 бомжей в Адидасе из 10
I’m In Your Mind Fuzz (2014)
После одного из худших своих альбомов гиззарды создали один из лучших. На «I’m In Your Mind Fuzz» группа наконец нашла идеальный баланс между гаражным роком и психоделией, а также впервые проявила свой интерес к звуковым петлям: первые четыре трека держатся на одном и том же энергичном бите и складываются в 12-минутную сюиту о контроле над разумом.
Эта вещь стала фундаментом, на котором позже гиззарды выстроят своё главное творение — «Nonagon Infinity».
Остальные треки на альбоме ничуть не хуже, особенно хороша взрывная песня «Сатана ускоряется».
Жанр: гаражный психоделический рок
Оценка: 9 фуззов из 10
Quarters! (2015)
В 2015-м гиззарды выдали два самых лайтовых альбома за всю свою историю. Первый, «Quarters!», наполнен джазовыми ритмами в духе Дейва Брубека и мягкими гитарными в духе Сантаны.
Участники группы снизили напор, ослабили контроль и позволили музыке течь самой собой, растекаться кругами по воде. Захватывающим этот альбом не назвать, но звучит он очень уютно, по-домашнему.
Я хотел сделать запись, в которой мне не нужно было бы кричать, а также хотел исследовать более длинные структуры песен со множеством повторений. Четыре трека, четыре четверти, каждый из них длиной ровно 10:10 минут, каждый из них — продолжительный джем, изобилующий мелодиями, звуками капающей воды. космическим фанком, смехом как у Pink Floyd и восхитительно нетребовательными грувами. Я также не хотел использовать брутальные гитарные педали или петь через выдохшиеся гитарные усилители, как я обычно делаю.
Жанр: фьюжн
Оценка: 7 четвертей из 10
Paper Mâché Dream Balloon (2015)
Второй гиззардовский альбом за 2015-й и вовсе оказался акустическим: собравшись на фамильной ферме Маккензи в штате Виктория группа записала 12 треков нежного шестидесятнического фолка, против которого не смог устоять даже Борис Гребенщиков — песня «Sense» прозвучала в его передаче «Аэростат».
А еще на этом альбоме Стю отрыл в себе внутреннего Йена Андерсона и вдохновенно витийствует на флейте — это определенно стоит услышать.
Жанр: фолк
Оценка: 8 воздушных шариков из 10
Nonagon Infitnity (2016)
Как выяснилось, мягкие по звуку альбомы 2015-го оказались для группы передышкой перед решительным ударом: в 2016-м гиззарды выдали альбом «Nonagon Infitnity», ставший для их дискографии краеугольным камнем (если говорить точнее, девятиугольным). Запись вобрала в себя практически всё, что гиззарды делали раньше и сделают в будущем: краут, прогрессив, буги-вуги, панк, трэш-метал — не хватает только джаза и экспериментов с микротонами, но их время ещё не пришло.
Девять песен связаны между собой как кочующими из одной в другую мелодиями и рефренами, так и единой историей. Вдобавок ко всему, альбом спроектирован как бесконечная петля: каждый трек переходит в следующий, а концовка в итоге оказывается началом, и все стартует заново — как тебе такое, Нолан.
От «Nonagon Infinity» нереально трудно оторваться: большую часть хронометража музыка несется на всех скоростях, виртуозно маневрирует, трансформируется на ходу, ни на секунду не теряя хватки. Это настоящие американские горки.
Жанр: бесконечный рок
Оценка: ∞
Flying Microtonal Banana (2017)
В 2017-м гиззарды задались целью выпустить пять альбомов за год – сперва в плане было четыре, но в итоге Стю, но собственному признанию, «слишком уж вошёл в азарт».
Первый из пятёрки, «Flying Microtonal Banana», положил начало экспериментам группы с микротональной музыкой — это когда разница между двумя соседними звуками составляет не полтона, как в западной музыке, а четверть тона, как в восточной. Название альбому дала изготовленная специально на заказ гитара, настроенная как раз на микротона. И да, она и вправду похожа на банан.
Вообще, микротональная гитара была изобретена еще в 2008 году, а в рок музыку она пришла в начале 2010-х, когда московский дуэт USSSY с помощью неё изобрел таджикский нойз-рок, но, кажется, King Gizzard первыми додумались написать с помощью этой технологии полноценные рок-песни.
Чтобы уравновесить непривычную для западного уха мелодику, музыканты взяли за основу четкий краут-роковый бит — в итоге получился идеальный альбом для езды по выжженной пост-апокалиптической пустыне. Ну или просто идеальный альбом для езды.
Жанр: турецкий краут-рок
Оценка: 9 летающих бананов из 10
Murder of the Universe (2017)
Второй из пятёрки альбом наконец распахнул двери в Gizzverse — единую вселенную, о которой фанаты строили теории ещё со времён «I’m In Your Mind Fuzz». Мало того, что этот альбом и по музыке, и по текстам продолжает линию «Nonagon Infinity», в нем есть прямые отсылки и к другим записям, в том числе и к фолковому «Paper Mâché Dream Balloon».
Если по музыке «Murder of the Universe» — это такая ещё более лютая вариация на тему «девятиугольной бесконечности», то по устройству и содержанию это аудиокнига, уже вторая в творчестве гиззардов. Это сборник из трёх рассказов, и, надо признать, одна история тут офигительнее другой.
Особенно впечатляет третья, заключительная. В ней фигурирует киборг Хан-Таёми, который отказывается присоединиться к остальной расе и стать полностью цифровым. Вместо этого он хочет быть человеком, но не умеет делать две вещи, которые, по его мнению, и делают людей людьми — умирать и блевать. Он создаёт сое-протеиновую машину, предназначенную как раз для этих двух функций, подключает себя к ней и насмерть заблёвывает всю Вселенную.
Пожалуй, «Murder of the Universe» — не тот альбом, к которому будешь часто возвращаться, но при должном внимании он может подарить удивительные впечатления — ну какая еще группа на такое способна?
Жанр: аудиокнига/ -рок
Оценка: 10 блюющих киборгов из 10
Я люблю наших фанатов, и меня волнует, что они думают. Но я хочу, чтобы они доверяли тому пути, который мы выбираем. Просто поверьте нам. Возможно, вы не понимаете, к чему это идет прямо сейчас, но в долгосрочной перспективе всё будет иметь смысл.
Sketches of Brunswick East (2017)
Всё в том же 2017-м KGLW объединились с чикагской психо-поп-группой Mild High Club — результатом союза стал альбом, который можно поставить на свидании — тут нет никаких блюющих киборгов и совсем чуть-чуть микротонов.
Название отсылает к шедевру Майлза Дэвиса «Sketches of Spain» и задает правильную ассоциацию: на этом альбоме гиззарды исследуют джаз, а кроме того — фьюжн, лаунж и даже яхт-рок.
Много флейты, много вибрафона, сочетание виртуозной игры и расслабленной атмосферы. Ну а Восточный Брансуик (не путать с Брянском) из названия — это всего лишь улица, где расположена студия гиззардов. Судя по альбому, местечко приятное.
Жанр: около-джаз
Оценка: 8 брянцев из 10
Polygondwanaland (2017)
Четвёртый альбом оказался самым сильным за год и одним из лучших в дискографии.
На Polygondwanaland Стю и компания доказали, что они не мальчики, но мужи: если раньше их набеги на территорию прога были скорее эпизодическими, то тут все серьёзно – десять абсолютно виртуозных песен, в которых группа играючи справляется со сложнейшими полиритмичными грувами и при этом не забывает о цепляющих мелодиях. Также на альбоме присутствуют роскошные ретро-синты, которые у гиззардов не так часто услышишь за стеной шума.
Всё это музыкальное богатство было выложено бесплатно, музыканты предложили фанатам самим записывать, оформлять и распространять альбом всем желающим.
Жанр: прог-рок
Оценка: 10 суперконтинентов из 10
Gumboot Soup (2017)
Если бы гиззарды всё-таки остановились на четырёх альбомах в год, их бы поняли и простили. По нет: под самый занавес 2017-го, 31 декабря вышел «Gumboot Soup».
В отличие от предыдущих четырёх релизов, на нём нет единой концепции, общей звуковой среды и конкретного сюжета — это просто сборник разных песен, не попавших на другие релизы или просто отдельно сочинённых.
Если по цельности этот альбом проигрывает и «банану» и «полигондваналанду», то с точки зрения сонграйтинга он будет покруче остальных.
Особенно хороши могучий стоунер «The Great Chain Of Being» и приджазованная «The Wheel» — впрочем, остальные песни тут не хуже. На самом деле, почти у любой другой современной рок-группы альбом с подобным материалом стал бы одним из лучших в карьере — у гиззардов же он всего лишь последний из пяти, затерявшийся в тени гигантов.
Жанр: ассорти по-гиззардовски
Оценка: 9 ложек супа из 10
Fishing for Fishes (2019)
2017-й гиззардов основательно вымотал, и в 2018-м они занимались только турами и переизданием раннего материала, зато в 2019-м вернулись посвежевшими с альбомом «Fishing for Fishes», начинённым блюзом и буги-вуги.
Правда, выяснилось, что это не совсем то, чего ждали поклонники, поэтому в фанатской среде у пластинки противоречивая репутация, но, по-хорошему, наряду с «Paper Mâché Dream Balloon» и «Sketches of Brunswick East» это тот альбом, который можно поставить неподготовленному слушателю любого возраста без риска его шокировать, зато с шансом получить готового фаната.
Особенно ударным получился сингл с неотразимым названием «Cyboogie», звучащий как психоделическая версия Electric Light Orchestra и повествующий о приключениях нашего старого знакомца — киборга Хан-Таёми.
Жанр: буги/сайбуги
Оценка: 8 рыб из 10
Мы думали, что знаем, что пытаемся сделать. Мы действительно думали, что знаем, что делаем, а потом... Мы получили альбом, который никак не ожидали сделать. Это было что-то вроде освобождающего опыта. Как ни странно, это была одна из самых сложных наших записей.
Infest the Rats’ Nest (2019)
Следующий сюжетный поворот оказался еще более неожиданным: после буги-вуги гиззарды заиграли натуральный трэш-метал. За ассоциациями далеко ходить не нужно: «Infest the Rats’ Nest» звучит как ранняя Металлика, если бы Хэтфилд и товарищи пошли писаться в гараж, сверх меры увлеклись бы нечетными размерами и забеспокоились бы об окружающей среде.
Барабанщики с явным удовольствием фигачат дабл-тайм, гитаристы шреддят как надо, Маккензи грозным голосом вещает мрачную историю о том, как в недалеком будущем Земля пришла в окончательный упадок, и человечество принялось осваивать соседние планеты – разумеется, с летальным исходом. Экологическая тема уже давно занимает гиззардов не меньше, чем нравственные метания блюющих киборгов, и комментаторы на Youtube придумали подходящий для этого альбома тэг — «environ-metal».
Когда мы приступаем к записи, у нас всегда есть какая-то всеобъемлющая концептуальная идея. На этот раз идея была такой: а давайте сыграем быстрее, громче и тяжелее, чем раньше, и посмотрим, куда это нас приведет.
Жанр: трэш-метал/стонуер
Оценка: 9 покинутых планет из 10
K.G. (2020) и L.W. (2021)
В 2020-м экипаж пережил потерю: менеджер и один из драммеров группы Эрик Мур покинул коллектив чтобы больше заниматься своим лейблом. Гиззарды не растерялись и выдали по-настоящему обширный пласт материала: «K.G.» и «L.W.» — две части одного масштабного альбома, примерно как «Солнцеворот» и «Невыносимая легкость бытия» «Гражданской Обороны».
Альбомы писались в условиях самоизоляции, что наложило отпечаток на саму технологию создания песен: ребята устроили студии в своих спальнях и обменивались демками по сети.
Мы наблюдали, как эти песни постепенно обретают форму. Обычно мы записываем 20 песен и берём из них на альбом десять. На этот раз мы написали 19 песен и использовали каждую. В итоге получилось две записи, которые, на мой взгляд, звучат по-разному и существуют каждая в своем собственном микрокосме. И я этим горжусь.
Пластинки носят подзаголовки «Explorations Into Microtonal Tuning, Volume 2» и ««Explorations Into Microtonal Tuning, Volume 3» — стало быть, группа возвращается к исследованию микротональной музыки, начатому на «Flying Microtonal Banana», но уже на новом витке своего развития: вместо памятных по «банану» монотонных краутроковых ритмов здесь есть нашлось место и афробиту, и вполне себе поп-песням, и даже турецкому хаусу, ну а оканчивается все это дело 10-минутным металлическим колоссом «K.G.L.W.», в каком-то смысле подытоживающим всю дискографию гиззардов на данный момент.
Жанр: специфический кинггиззардовский
Оценка: 9 лиззардов из 10
Ну и напоследок: