Фаталити в Сенате США: как рекламная кампания Mortal Kombat привела к созданию возрастных рейтингов ESRB

Файтинг от Midway Games возмутил общественность, но благодаря ему игровая индустрия смогла полноценно вступить в правовое поле.

В 1993 году Mortal Kombat вышла за пределами игровых автоматов — на консолях SNES, Sega Genesis, Game Boy и Game Gear. Всего через год из-за неё пришлось создавать систему возрастных рейтингов для игр — иначе Сенат мог запретить все жестокие проекты. Подробнее о скандалах в индустрии, в том числе связанными с жестокими играми, можно почитать в нашем материале.

Издание Polygon разобралось, как именно Mortal Kombat стала причиной создания ESRB. Выбрали из материала главное.

Рекламный ролик Mortal Kombat в рамках Mortal Monday

Mortal Kombat не была первой игрой с зашкаливающим уровнем жестокости — среди таких примеров можно вспомнить Doom. Но именно файтинг Midway Games привлёк внимание массовой аудитории: обеспокоенные родители начали требовать запрета игры, и возмущение граждан даже дошло до Сената США.

Это случилось из-за масштабной рекламной кампании Mortal Monday, в рамках которой Midway Games показывала ролики с геймплеем игры на телевидении и выкупала рекламные места в журналах и газетах. Тогда о существовании Mortal Kombat узнали практически все жители США.

При этом разработчики были готовы к разным исходам событий: они понимали, что так или иначе их игра окажется в центре скандала.

Родители не ходили в залы аркадных автоматов, так что они не имели понятия, во что там играют их дети. А когда Mortal Kombat вышла на домашних консолях, в неё играли уже в гостиных, и она перестала быть тайной детей. В ту пору родители думали, что игры для аркадных автоматов были чем-то милым вроде Pac-Man или Donkey Kong, поэтому Mortal Kombat их шокировала.

Джош Цуй
, бывший художник Midway Games
Сборник рекламных роликов разных частей Mortal Kombat

По мнению директора Фонда игровой истории Келси Льюина, о Mortal Kombat вряд ли бы узнали за пределами игровой индустрии без масштабной рекламной кампании. При этом родителей возмущали не только сцены с кровавыми фаталити — им не понравилось, что в рекламных роликах снимались подростки.

В теории целевой аудиторией Mortal Kombat были взрослые люди, которые играли на аркадных автоматах, но в рекламе снимались и дети. Это вызвало бурную реакцию в обществе, и стало ясно, что дети могут играть в такие игры, как Mortal Kombat, и интересоваться ими.

Келси Льюин
, директор Фонда игровой истории

Файтингом заинтересовался американский сенатор Джо Либерман. Он обвинил разработчиков из Midway Games в том, что их игра восхваляет жестокость. Вскоре после этого он решил организовать слушания в Сенате о необходимости контролировать жестокие игры.

Главные моменты из конференции 1993 года в Сенате США о Mortal Kombat и других жестоких играх

В ходе слушаний Джо Либерман заявил, что правительству нужно создать специальную организацию, которая бы регулировала игровую индустрию. И вскоре после этого предложения игровые издатели основали американскую ассоциацию Interactive Digital Software Association. Сейчас она известна как Entertainment Software Association.

Через год IDSA объявила о создании системы возрастных рейтингов для игр под названием ESRB (Entertainment Software Rating Board). При этом её появление не привело к уменьшению количества жестоких игр — наоборот, их стало только больше.

В то время игровая индустрия напоминала Дикий Запад, и разработчики всегда прощупывали почву, что именно им можно показывать в своих проектах. Тогда это никому не было известно, но когда появилась ESRB, то начали выходить игры с ещё более безумными концептами, чем раньше. «О, мы получим рейтинг 18+, так что можем себя не ограничивать», — говорили они.

Джош Цуй
, бывший художник Midway Games
Фаталити в Сенате США: как рекламная кампания Mortal Kombat привела к созданию возрастных рейтингов ESRB

Довольно быстро стало ясно, что ESRB не работает так, как задумано. Её рейтинги носят рекомендательный характер, поэтому продавцы имеют право продавать игры для взрослых детям — это никак не карается законом.

Именно поэтому дети легко игнорировали рейтинги от ESRB и без проблем покупали Mortal Kombat.

SNES-версия Mortal Kombat 2 была первой игрой, которую я предзаказал. Тогда мне было 15 лет, а на коробке было написано, что её можно продавать только людям, достигшим 17 лет. Но у меня не было проблем с её предзаказом или покупкой.

Патрик Маккарон
, сооснователь сайта The Realm of Mortal Kombat
Фаталити в Сенате США: как рекламная кампания Mortal Kombat привела к созданию возрастных рейтингов ESRB

Вопреки опасениям родителей и общественных деятелей, учёные так и не нашли доказательств того, что жестокие игры могут как-то повлиять на детскую психику. Некоторые психологи даже считают, что настало время прекратить обвинять игры во всех грехах.

Просто не существует данных, которые позволили бы думать, что жестокие игры негативно влияют на детей. И наоборот — существует масса исследований, которые утверждают, что нам нужно прекращать эту глупую панику по отношению к играм.

Крис Фергюсон
, психолог, изучающий видеоигры

Более того, в 2011 году Верховный Суд США постановил, что видеоигры защищены первой поправкой американской Конституции о запрете на ограничение свободы слова. Таким образом, государство или отдельные штаты США не имеют права запрещать продажу видеоигр.

Патрик Маккарон из сайта The Realm of Mortal Kombat считает, что появление ESRB положительно повлияло на игровую индустрию. Разработчики Mortal Kombat неосознанно запустили цепочку событий, благодаря которым игры теперь совершенно легальны на правовом поле.

Я думаю, что ESRB была и является полезной вещью для родителей, которые покупают игры своим детям. Мне кажется, это положительный исход для индустрии.

Патрик Маккарон
, сооснователь сайта The Realm of Mortal Kombat
113113
27 комментариев

Ещё бы эти регуляторы учитывали не только "кровь, кишки и кекс" а "методы монетизации" и "наличие внутриигрового магазина". 

21

А что мешает игроку пройти мимо игры с неподходящими ему "методами монетизации"?

Я просто ору с того что почти в каждой статье про МК есть ошибка в слове K(C)ombat.
Но здесь автор решил пойти дальше
Donkey Cong АААААААА МОИ ГЛАЗАААААА

4

Опечатка, бывает). Исправил.

Сколько можно мусолить эту тему?

3

О да, слышал про эту историю ещё из ретроспективы Филинова.) Честно до сих  пор офигеваю с того что раньше люди боялись спрайтовой крови и нереалистичной расчеленёнки.

1

Времена были другими, это сейчас для людей всё это норма

7