Игры "Неигры"

В сегодняшней статье речь пойдёт о таком феномене игровой индустрии как “notgames” или “неигры”. И хотя это явление сформировалось уже давно, в СНГ мало кто слышал о неиграх.

Игры "Неигры"

Забавно, но в русском ютубе максимум что мне удалось найти по этой теме это плейлист по ремонту железа.

Игры "Неигры"

Если кратко, то notgames это, как вы уже поняли, не игра - это интерактивное произведение искусства, не зависящее от конкуренции, цели, награды, выигрыша или проигрыша. Неигры были вдохновлены теми моментами игрового опыта, когда мы чувствуем, что находимся в другом мире.

Игра "Graveyard​"
Игра "Graveyard​"

Именно за не игровую, а эмоциональную составляющую я полюбила Morrowind и Fallout: new vegas.

​Игра "Morrowind"
​Игра "Morrowind"

Так вот, создатели неигр акцентируются на художественной части видеоигры и выходят за рамки таких понятий как “победа” или “поражение” - главным элементом notgames-видеоигр является получение уникального опыта, а не достижение какой либо цели. Поэтому игрока в неиграх правильнее будет называть участником событий.

Ну а если уж совсем кратко, то по словам основателей феномена “notgames это вопрос...приглашение...упражнение”. В общем - понимайте как хотите.

Выдержка из манифеста notgames​ Michaël Samyn
Выдержка из манифеста notgames​ Michaël Samyn

Давайте разберём несколько примеров:

Proteus

​Игра "Proteus"
​Игра "Proteus"

Это неигра от Девида Канга, в которой участник просто ходит по пиксельному миру. Меняется время суток, время года, погода, фоновая музыка и... вроде бы всё, однако, каждый предмет в этом мире издаёт уникальный звук, из за чего в неё можно залипать часами.

Mountain

​Игра "Mountain"
​Игра "Mountain"

Ещё один яркий представитель жанра неигр, созданный Девидом О’Рейли. В этой игре вы наблюдаете за горой или, возможно, выполняете роль горы, что само по себе уже необычно. Можно только наблюдать и вращать камеру. Периодически у горы происходят события или из космоса прилетают вещи. Кто то говорит что это чаще происходит когда ты просто наблюдаешь, не трогая камеру, кто то считает что от того, под каким углом наблюдать за горой зависит то, какие события будут происходить, большинство же говорит что вообще не понимают как в это играть ^^. Но игра не бесконечна - гора смертна и игрок никак не может повлиять на естественный ход событий. Лишь беспомощно наблюдать или принять происходящее как должное. Именно в мыслях игрока скрывается вся суть того, почему люди получают удовольствие от игры в гору. Сам автор называет игру арт-хоррором, но это не значит, что ваш опыт будет так же ужасен. О’Рейли продавал игру по 1 доллару за копию и заработал на ней сотни тысяч.

Everything

Игры "Неигры"

Но, вместо того чтобы потратить эти деньги, он вложил их в разработку не менее успешной неигры “Everything” или по нашему “Всё”. В этой игре вы можете быть буквально всем - как молекулой, так и целым материком или планетой, как деревом, так и домом, который из этого дерева построен. Всем, чем ты захочешь быть.

Kentucky Route Zero

Ещё одна неигра, добившаяся всеобщего признания - это Kentucky Route Zero. Она заявлена как квест, однако, главной составляющей является погружающая в себя атмосфера игры и оригинальный сюжет. Тут нет привычного копания в инвентаре и хождения по локациям, но этого и не нужно.

FireWatch

​Игра "FireWatch"
​Игра "FireWatch"

Ну, а пожалуй, моя самая любимая игра из разряда неигр это FireWatch - симулятор лесника, а точнее симулятор человека с кучей нерешённых и, возможно, не имеющих решения проблем. От них он и убегает в лес, а точнее устраивается на работу лесником на летний сезон. Туда, где нет никого. Всё что вам нужно делать это ходить по лесу и наблюдать чтобы ни где не начался пожар. В кармане есть рация, по которой можно связаться с другим дозорным - женщиной, находящейся за много километров от вас и следящей за своим участком. Иногда она будет связываться с вами и это уже ваш выбор что отвечать и отвечать ли вообще. Несмотря на кажущуюся простоту, я считаю FireWatch самой недооценённой игрой нашего времени. Она изучает тебя и твоё поведение, порой кажется, что игра понимает о чём ты думаешь. Она позволяет пережить невероятно яркие и настоящие эмоции, настолько сильные и попадающие в точку, что порой при прохождении у меня бежали мурашки по спине от ощущения, что кто то копается в моей голове и знает мои мысли. Я уверена, что в некоторых игровых составляющих FireWatch безумно опередил своё время и в будущем многие игры будут использовать и развивать эти аспекты.

Пожалуй, главная особенность notgames в том, что каждый, играя в такие игры получает особый, известный только ему одному опыт. Вообще о неиграх очень тяжело объективно рассуждать, особенно без спойлеров. И по этой же причине они не имеют такого продвижения по сарафанному радио как ААА-проекты. Ведь после игры в подобное человек либо не поняв суть никому не будет рекомендовать игру, либо для него она станет настолько личным и сакральным опытом, что он не сможет объяснить своим знакомым почему в игру стоит поиграть, боясь заспойлерить что то важное. Именно поэтому я просто порекомендую вам FireWatch, даже если вы лютый противник бродилок.

The Stanley Parable

​Игра "The Stanley Parable"
​Игра "The Stanley Parable"

Ещё одна неигровая бродилка, которая изначально была модом к халф-лайф. В ней вы управляете офисным работником - Стэнли, который всю жизнь нажимал клавиши по требованиям на экране своего компьютера, а когда однажды команды не поступило, обнаружил, что никого из коллег нет на месте. Сюжет игры абсолютно нелинеен и частично подаётся закадровым голосом рассказчика. При том, он говорит о действиях, которые Стэнли только предстоит сделать в прошедшем времени. Благодаря такому способу повествования, согласно авторской задумке, сюжет может рассматриваться как аллегория о выборе и природе принятия решений. Кстати, голос Рассказчика из этой игры есть даже в магазине комментаторов в Dota 2.

Стоит понимать, что главный плюс неигр - уникальный опыт каждого человека, хоть и усиливает впечатления от игры, но также работает в минус для её продвижения. Ведь просмотр стримов по подобным играм не даёт зрителю ощущения того, что он является участником событий. Да и об онлайн режиме, который все так любят речи не идёт, хотя, припоминаю я одну неигру с многопользовательским режимом.

Journey

​Игра "Journey"
​Игра "Journey"

В Journey вам необходимо идти через пустыню к таинственной горе. Для нахождения горы у вас нет ни карты ни других подсказок. Во время путешествия вы можете встретить (а можете и не встретить) другого игрока, который тоже ищет гору. Вы не сможете общаться с ним, не узнаете его имя, ник, пол, сколько ему лет...всё что вы будете знать о нём - только то, что это тоже человек. Но вы сможете различным образом помогать друг другу или просто разбежаться, а возможно, потеряться и никогда больше не найтись.

И, если честно, очень сложно делать обзор на игру, которая для каждого человека раскрывается по своему. Именно поэтому я крайне не рекомендую смотреть любые обзоры на игры жанра notgames. Потому что это всё таки не игры и глупо оценивать их по игровым критериям, таким как игровые механики или графика. Например, обзор того же FireWatch на StopGame не показал и десятой части того о чём эта игра, но зато заспойлерил всё что возможно за первые же 2 минуты. Однако, по иронии судьбы, на том же канале StopGame был единственный уместный notgame-обзор, который я видела - в нём просто показывают кадры из игры Journey а фоном женский голос читает стихотворение, комментарии к видео отключены.

Игры "Неигры"

Ещё одной особенностью проектов-неигр является то, что почти все они сделаны инди-студиями или независимыми разработчиками, которые зачастую занимаются разработкой на чистом энтузиазме, которым больше чем другим требуется поддержка и продвижение, но за счёт специфики notgames они имеют проблемы c рекламой. Если тема неигр заинтересовала вас, то посмотреть геймплей всех вышеперечисленных и других неигр можно посмотреть в новом видео на моём youtue-канале:

4646
50 комментариев

Я бы, если честно, не стал ставить Proteus и Journey рядом. Proteus да, её можно назвать «неигрой» (хотя я не очень понимаю, что это значит, всё-таки). Но Journey-то почему? Там есть челлендж, вполне понятный геймплей, цельный прописанный сюжет и так дальше.

«Неигры» — это, в моём понимании, вот такие штуки: https://dtf.ru/indie/69026. Интерактивный опыт, скажем так.

11

Комментарий недоступен

7

"Поэтому игрока в неграх правильнее будет называть участником событий" - очепятка в неиграх

2

Спасибо! Я исправила, с такими очепятками в наше время можно и бан словить)

2

Long Dark тоже тянучка без приза, если закрыть глаза на дурацкую сюжетку.

2

Не стал бы причислять её к этим "неиграм", потому что там вполне есть цель — выжить, геймплейные механики, построенные на этом, а также сюжетный режим и т. п. Если бы можно было спокойно ходить и любоваться пейзажами, то слова бы не сказал против

1

Комментарий недоступен

3