Красота повседневности: рецензия на «Минари» — один из главных фаворитов «Оскара»

Автобиографичный фильм Ли Айзека Чуна о трудностях жизни корейских эмигрантов в США.

Красота повседневности: рецензия на «Минари» — один из главных фаворитов «Оскара»

В воспоминаниях, связанных с детством, чаще всплывают не какие-то яркие эпизоды, а простые бытовые сцены. Поездка с родителями на дачу, сон до полудня летом, совместный ужин. Например, я отчётливо помню, как в шесть лет смотрел вместе с мамой «Унесённых призраками». Тогда я испугался происходящего на экране и не доел свою копчёную курицу. Мелкие детали, как ни странно, отпечатываются в памяти, а некоторые большие события навсегда остаются в прошлом.

«Минари» — одно большое воспоминание Ли Айзека Чуна, режиссёра фильма, о своём детстве. О трудолюбивых родителях, о весёлой и энергичной бабушке, о заботливой старшей сестре. Это его посвящение бескрайним солнечным полям Аризоны и маленькому трейлеру, куда он переехал с семьёй из Калифорнии. Слово «повседневность», пожалуй, лучше всего описывает суть фильма.

Минари — корейская трава, которая, несмотря ни на что, разрастается как сорняк, подобно главным героям, упорно ищущим счастье на ферме
Минари — корейская трава, которая, несмотря ни на что, разрастается как сорняк, подобно главным героям, упорно ищущим счастье на ферме

Автобиографичные драмы, конечно, — не редкость для мирового кино. Сразу вспоминаются «Зеркало» Андрея Тарковского, «Рома» Альфонсо Куарона и, например, «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана. Но в отличие от них, «Минари» не пытается быть портретом целой эпохи — наоборот, это на редкость камерный и маленький фильм.

История начинается с переезда семьи корейских эмигрантов в Аризону. Джейкоб, глава семейства, купил здесь большой участок, где планирует выращивать корейские фрукты и овощи на продажу. Его жена Моника очень недовольна этим рискованным решением: новый дом находится далеко от любых населённых пунктов и больниц, а у их маленького сына — порок сердца. Но постепенно они обживаются в этом месте, а вскоре к ним присоединяется бабушка, прилетевшая из Южной Кореи.

Предсказать дальнейшее развитие событий довольно легко, если вы часто смотрите семейные драмы. В этом «Минари» больше похож на американские инди-фильмы, чем на современные корейские картины. Не стоит ждать от сюжета чего-то необычного или неожиданного — это не «Пылающий» и уж точно не «Паразиты». Ли Айзек Чун поступает иначе: он акцентирует внимание на простых человеческих чувствах и эмоциях.

Красота повседневности: рецензия на «Минари» — один из главных фаворитов «Оскара»

В «Минари» мало действующих лиц и локаций — большая часть фильма разворачивается на ферме главных героев. Режиссёр будто рисует невидимые границы этого маленького мира, где нет места посторонним. Семья фермеров строит собственное счастье на чужой им земле и пытается приспособиться ко всем правилам их нового дома.

Вопреки жанру, светлых и позитивных сцен здесь гораздо больше, чем ожидаешь. Это заслуга всего актёрского состава, но в особенности — Алана Кима, сыгравшего сына семейства, и Юн Ё-Джон, исполнившую роль бабушки. Эпизоды с их участием, пожалуй, — лучшие в фильме: благодаря их химии история запоминается куда сильнее.

Выделяется и Стивен Ян, который удачно вошёл в образ упрямого отца семейства. Уход из «Ходячих мертвецов» пошёл его карьере только на пользу: он сыграл интересного и неоднозначного человека с характером. Ян связывает все элементы фильма воедино, и без него фильм бы попросту не сработал — ему дали заслуженную номинацию на «Оскар».

Фильм снят на корейском и английском. Между собой герои говорят на одном языке, а с американцами — на другом
Фильм снят на корейском и английском. Между собой герои говорят на одном языке, а с американцами — на другом

И во всём остальном «Минари» хочется только хвалить. Это добрая и чувственная история о том, что семья превыше всего. Мысли, заложенные в её основу, просты и понятны, поэтому найдут отклик у многих зрителей. Солнечные пейзажи Аризоны врезаются в память, а кадры с героями на фоне заката точно можно назвать одними из самых красивых в кино за последнее время.

«Минари» легче всего воспринимать не как традиционную драму, а окно в прошлое, где одни воспоминания сменяют другие. Этому способствует и структура фильма — у него будто нет определённого начала и конца. О предшествовавших событиях можно лишь гадать из слов героев, а в конце действие обрывается довольно неожиданно, словно режиссёр обрывает действие перед какими-то другими событиями.

Если подумать, то в этом есть смысл. «Минари» — это не история с чёткой структурой. Это отрезок определённого времени, за которым зритель наблюдает словно сквозь тусклое стекло. Где-то теряются слова, где-то не хватает образов. Но в воспоминаниях эта повседневность отпечаталась так, словно это происходило вчера.

Красота повседневности: рецензия на «Минари» — один из главных фаворитов «Оскара»

Во время просмотра мне казалось, что «Минари» не столько фильм о семье Ли Айзека Чуна, сколько трогательное посвящение самому понятию семьи. Той маленькой общине, где отец и мать работают во благо детей; где бабушка играет столь же важную роль для воспитания подрастающего поколения, что и родители.

В образах героев я увидел собственных родителей и бабушку. Алан Ким напомнил мне самого себя в раннем детстве. Аризона подозрительно напоминала мою малую родину, а лучи закатного солнца будто целиком пришли из моих воспоминаний.

Возможно, в рецензии не стоит быть слишком сентиментальным. Но «Минари» ценен именно тем, что ненадолго переносит зрителя в то уютное прошлое, которое было у большинства из них. И если вы хотите ощутить то же самое, то стоит попробовать посмотреть этот фильм.

А если не получится прочувствовать историю — ну что ж, бывает. По крайней мере, Ли Айзек Чун подобрался к своей цели ближе многих других режиссёров. И за это «Минари» хочется ценить.

Что понравилось

  • Добрая и чувственная история, которая будет близка многим зрителям.
  • Красивый визуальный ряд с отличной операторской работой.
  • Фильм говорит довольно смелые вещи о сути американского образа жизни и иммигрантах, никого не обижая и не погружаясь в политику — потому и считается прорывным.
  • Выдающиеся актёрские работы — Юн Ё-Джон точно заслуживает «Оскар» за «Лучшую женскую роль второго плана».
  • Неспешный темп повествования, позволяющий как следует прочувствовать настроение фильма.

Что не понравилось

  • Режиссёру будто не хватило ещё двадцати минут, чтобы «Минари» казался законченным. Третий акт вышел слишком поспешным.
  • Если вы ищете захватывающую драму, это кино, возможно, не для вас. Оно на удивление спокойное и бесконфликтное. Это не минус, а предупреждение.
128128
97 комментариев

спасибо! очень нравится последнее время от корейцев и про корейцев

12
Ответить

Корейцы, конечно, захватили всё медиапространство — от музыки до кино. И это прекрасно.

30
Ответить
10
Ответить

Если кто-то не знал, что такое "идеальная рекомендация", то вот она:

18
Ответить

🤔 как правильно перевести фразу "let that sink in"?

1
Ответить

О, обожаю корейское кино 👍

2
Ответить

Только это американское кино, если что) 

14
Ответить