Гайд: как успокоиться и понять кузовные гонки
Чемпионатов посвященных гонкам на автомобилях с закрытыми колесами всегда было, есть и, думаю, будет огромное количество. В каждой стране есть свой национальный чемпионат (в России, например, РСКГ) и разбирать каждый было бы полнейшим безумием, поэтому в этом гайде я ограничусь только самыми важными первенствами. И только от вашей заинтересованности зависит, насколько глубоко мы нырнем в кроличью нору.
Итак, правила просты. Здесь я разберу главные кольцевые чемпионаты на болидах с закрытыми колёсами. Поэтому ралли, ралли-кросс, дрифт и многие другие не менее интересные виды спорта пройдут мимо. Немного посмотрим на их историю, гоночную технику и особенности. Также в дополнение постараюсь рассказать, в каких играх можно опробовать их технику или даже полноценно поучаствовать в виртуальном чемпионате. Ранжироваться чемпионаты будут по возрастанию скорости болидов. Начнём!
World Touring Car Cup (WTCR)
Чемпионат в нынешнем виде образовался совсем недавно, лишь в 2018-м году. До этого на протяжении 12 лет он был известен, как World Touring Car Championship (WTCC). В нём участвовали автомобили класса Super 2000 и Diesel 2000. Российским зрителям он должен был запомниться как минимум участием заводской команды LADA Sport с их моделями Granta и Vesta.
После сезона 2017-го года, было решено перейти на технику класса TCR, и чемпионат был переименован в WTCR.
В чемпионате должны выступать серийные машины с тиражом не менее 5000 экземпляров в год. Двигатели ограничены 2-мя литрами и 350-ю лошадиными силами. За один уикенд проходит 3 гонки. Обычная квалификация и гонка в первый день. Во второй день — трехэтапная квалификация с двумя гонками. Первая гонка второго дня проходит с реверсивной решеткой.
Стоит ли давать шанс этому чемпионату? Определенно, да — в нём есть и плотная борьба, и большое количество участников, но его очень трудно посмотреть в свободном доступе и это один из главных недостатков.
Где покататься: в первую очередь, конечно, хочется посоветовать знаменитый симуляторы от SimBin — Race The Official WTCC Game и Race 07, в котором можно участвовать в сезонах 2006 и 2007 гг соответственно. Официальной игры, посвященной чемпионату WTCR нет, но машины класса TCR частенько заглядывают в разные игры. С избытком их можно найти в серии GRID.
British Touring Car Championship (BTCC)
Несмотря на национальный статус этого чемпионата, он является одним из самых главных и сильных туринговых первенств. Практически все чемпионы BTCC становились чемпионами в мировой серии (WTCC/WTCR), автомобили класса NGTC быстрее своих собратьев, а битвы ещё ожесточеннее.
Вы могли не редко услышать про него от ведущих Top Gear, узнать из ролика Игоря Асанова про Honda Accord STW, покорявшую и российский туринг, или прочитать про него из моей статьи про боевые универсалы.
Сейчас в BTCC выступают на автомобилях класса NGTC (Next Generation Touring Car), которые дебютировали в 2011-м году для того чтобы сократить возросшие расходы. Подвеска и тормоза являются унифицированными, а 2-х литровый турбо-двигатель можно построить самому или закупить уже готовый у TOCA-BTCC. Стоимость такого автомобиля без двигателя — около 200 тысяч фунтов стерлингов. Есть ли будущее у этого класса покажет время, но в BTCC уже есть заводские команды BMW, Toyota и Honda. К тому же,именно британский туринг первым начал использовать болиды класса супертуринг, которые затем захватили весь мир на целых 12 лет.
Помимо очень плотной и грязной борьбы, BTCC знаменит своими узкими трассами Великобритании, на которых автомобили порой больше проводят время на двух колёсах, чем на четырех. Сильный состав пилотов, дух гаражистов и интересная туринговая техника. Что ещё нужно?
Я думаю, вы уже поняли, что этот чемпионат точно стоит попробовать посмотреть, но как это сделать? Можете подписаться на платный канал Моторспорт-ТВ, на котором транслируют гонки или обратить своё внимание на трансляции А21 Network с русскими комментариями.
Где покататься: летом прошлого года руководство BTCC объявило о том, что в 2022-м выйдет игра по мотивам чемпионата. Разработчики (Motorsport Games) обещают сделать интересную гонку для всех, добавить исторические болиды и многое другое. Также можно попробовать поиграть в уже классические TOCA Touring Car Championship, TOCA 2 Touring Cars.
Supercars V8
Это самый популярный чемпионат в Австралии, но, помимо своей родины, он проходит также в Новой Зеландии. Сейчас в чемпионате представлено 11 команд и всего 2 производителя: Ford и Holden. Ещё 5 лет назад в чемпионате были Nissan, Mercedes и Volvo, но без заводской поддержки они, к сожалению, покинули чемпионат.
В целом, как и все туринговые чемпионаты, он отличается плотностью результатов и яркой борьбой. Посмотреть его также можно на А21 Network
Где покататься: на данный момент нет игры посвященный только этому чемпионату, но опробовать машины из него всегда можно в iRacing, Forza Motorsport, GRID, Gran Turismo 6 и многих других гоночных играх. Ну или можете приобщится к V8 Challenge 2002 года выпуска.
GT World Challenge
Это главный чемпионат автомобилей GT в мире. Он организован SRO (Stephane Ratel Organisation) и имеет несколько подразделений по всему миру (Европа, Америка, Азия, Британия, а с этого года и Австралия). Главным отделением является Европа, где каждый год выставляют до 60 экипажей. В состав чемпионата входят как спринтовые гонки (по часу), так и гонки на выносливость вплоть до 24 часов. 7 производителей борются за первое место в мировом зачете.
В GT World Challenge представлена целая вереница классов — от самых популярных GT3 и GT4, до совсем недавно образованных GT2 и GT1. В последних двух классах могут участвовать только любители и они не имеют ничего общего со старыми GT2 и GT1. Но даже это ещё не всё. В Америке выступают на максимально приближенным к заводским машинам TC (c подклассами TCA/TCX).
Балансировка автомобилей помогает им быть очень близкими друг к другу по эффективности, несмотря на то, что в ней выступает самая разношерстная техника: от большого переднемоторного Bentley Continental GT3 до маленькой среднемоторной Audi R8 LMS GT3. Здесь на первый план выходит мастерство пилотов (на одной машине ездят от 2-х до 3-х пилотов, в зависимости от гонки) и слаженная работа команды.
Где это можно посмотреть? Прямо на YouTube. Заходите на официальный канал GT World Challenge и смотрите прямые трансляции любых гонок. К сожалению, только на английском языке.
Где покататься: автомобили класса GT3 и GT4 представлены практически в любой гоночной игре. Наверное, проще перечислить, где их нет. Но у GT World Challenge есть официальная игра по чемпионату и это Assetto Corsa Competizione. На данный момент в ней уже представлены болиды и трассы 3-х сезонов (2018-2020), добавлены трассы из British GT Championship и интерконтинентального кубка. Будем надеяться на дальнейшее развитие игры и дальнейшее добавление других подразделений GT World Challenge, новой техники и новых классов.
Deutsche Tourenwagen Masters (DTM)
Многострадальный немецкий чемпионат, который подарил нам прекрасную борьбу Mercedes-Benz 190 (W201) и BMW M3 (E30) в 90-х, с нынешнего года переходит на автомобили класса GT3. Да, тут используется точно такая же техника, как и в других чемпионатах (с одним нюансом), только болиды будут ездить на шинах Michelin и, возможно, появится система электронного рулевого управления от Schaeffler Paravan.
И это уже не первое перерождение легендарной немецкой кузовной серии. Изначально Deutsche Tourenwagen-Meisterschaft был основан в 1986 году на основе DPM (Deutsche Produktionswagen Meistershaft) и с самого начала имел большое количество поклонников, а уже через пару лет стал буквально легендарным. Но непомерные расходы привели к тому, что из чемпионата начали уходить заводские участники, и к 1996 году остался один лишь Mercedes. И чемпионат умер. В первый раз.
В 2000-м году было решено возродить его под названием Deutsche Tourenwagen Masters. Теперь болиды не имели практически ничего заводского и являлись силуэт-прототипами. Новый DTM получился таким же интересным, как и старый, но сгубили его те же самые проблемы.
В 2011-м году оставалось всего два производителя: Audi и Mercedes, но после обновлений правил, в DTM вернулась BMW. А в 2014-м году начали строиться силуэты Класса-1, которые должны были положить начало объединению двух чемпионатов силуэт-прототипов — японского Super GT и немецкого DTM. К сожалению, никакого объединения мы не получили. Было проведено несколько совместных гонок, которые были больше показательными, чем соревновательными. В конце 2018-го года DTM покинул Mercedes, но на его место пришёл Aston Martin, который долго не продержался и покинул чемпионат уже в конце 2019-го года. В конце 2020-го года Audi объявила о внезапном уходе и DTM умер. Во второй раз. Причина его смерти вновь была в непомерно возросших бюджетах.
Хоть это немного устаревший материал, но можете прочитать, как примерно обстоят дела с перезагрузкой — А как дела у DTM?
Стоит ли смотреть новый DTM? Я не знаю, попробовать, наверное, стоит. Дать шанс за былые заслуги, так сказать.
Где покататься: c 2013-го вплоть до 2016-го года выпускались DLC DTM Experience к симулятору RaceRoom.
IMSA WeatherTech SportsCar (IWSC)
Организованный IMSA (International Motor Sports Association) чемпионат проводится в США и Канаде. Официально в нынешнем виде он начал существовать в 2014-м году путем слияния Grand-Am Road Racing и американской серии Ле-Ман. В состав IWSC также входит MEC (Michelin Endurance Cup) с гонками на выносливость.
В IWSC проводятся мультиклассовые гонки, в которых принимают участие целых 5 классов: DPi, LMP2, LMP3, GTLM, GTD.
DPi (Daytona Prototype International) — это класс спорт-прототипов, дебютировавший в 2017-м году. На данный момент является высшим классом в чемпионате, но с 2022-го года в IWSC перейдут на новый регламент LMDh (Le Mans Daytona hypercars), который, к тому же, позволит выставлять такую технику совместно с LMH (Le Mans Hypercars) и бороться за победу в WEC в абсолюте. Самое главное отличие от европейских гиперкаров, что здесь разрешается использовать только омологированное шасси от 4-х поставщиков (Dallara, Liger, Multimatic и Oreca) и в целом уровень инженерной свободы на порядок ниже. Но зато он заметно дешевле и уже привлек Acura, Porsche, Audi, а по слухам VAG направит туда Bentley и Lamborghini. Также, наверняка General Motors не станет бросать успешную гоночную программу в DPi с Cadillac’ом.
LMP (Le Mans Prototype) 2 и 3 — это такие же спорт-прототипы, но ещё более унифированные и рассчитанные на участие частных команд, а не заводских.
GTLM/GTE — это высшая ступень автомобилей класса GT. С более мощными моторами и развитой аэродинамикой. С 2022-го года, GTLM полностью упраздняется и будет заменен на GTD Pro
GTD — это стандартные автомобили GT3, которые можно увидеть во многих GT-чемпионатах, в том числе и в GT World Challenge.
Одна из главных прелестей этого чемпионата — это его трассы, до которых ещё не успел добраться Герман Тильке. Дейтона, Уоткенс-Глен, Роад-Атланта и многие другие треки, которые имеют свою историю и индивидуальность.
Стоит ли обратить внимание на этот чемпионат? Определённо, стоит! На мой взгляд, он в разы интереснее WEC, с которым они в принципе похожи. Но вот посмотреть гонки IMSA в СНГ не так уж и просто. Придется искать рестримы гонок.
Где покататься: официальным партнёром IWSC является iRacing, и именно там вы сможете проехать на всех болидах по всем трассам, присутствующим в чемпионате. GT3, LMP2, LMP3 и GTE нередко присутствует в гоночных играх, а американских трасс сполна есть в Project Cars и Forza Motorsport.
World Endurance Championship (WEC)
Чемпионат мира по гонкам на выносливость должен был быть на первом месте по скорости, но с этого года WEC заменяет LMP1 на LMH (Le Mans Hypercars), которые получились медленнее предшественников.
В WEC в одной гонке выступает сразу 3 класса спортивных болидов: LMH, LMP2, GTE (поделенный на Pro и Am)
LMH, новый класс, должен дать новый виток борьбы среди спорт-прототипов. В этом году будет выставлено только 5 экипажей. По два от Toyota и Scuderia Glickenhaus и один от Alpine. В дальнейшем ожидается присоединение Ferrari, ByKolles, Peugeot. А возможность соревноваться бок о бок с американским классом LMDh, в теории дает огромный приток участников.
Самой главной и престижной гонкой WEC является 24-часа Ле-Мана. Это одна из трех гонок, что составляют тройную корону автоспорта (24-часа Ле-Мана, 500 миль Индианаполиса и Гран При Монако). Так же входит в «тройную корону гонок на выносливость» (помимо Ле-Мана, туда входят 24 часа Дейтоны и 12 часов Себринга). Про неё снято уже несколько художественных и документальных фильмов.
WEC сейчас переживает не самые лучшие времена. Новый класс ещё себя не показал, да и всего 5 экипажей не самый грандиозный старт. Категория GTE Pro умирает, и сейчас в ней остались лишь Porsche, Ferrari и Chevrolet. В любительском зачете GTE Am дела обстоят несколько лучше. А LMP2 приходится замедлять, чтобы те не оказались быстрее нового класса.
Но раз в год точно стоит обратить свое внимание хотя бы на легендарную гонку в Ле-Мане. Обычно её транслируют на ЕвроСпорте с русскими комментаторами.
Где покататься: официальной игры по чемпионату не существует, но поучаствовать в 24-часах Ле-Мана можно в GRID (2007 года), Project Cars. Там же можно опробовать ушедшие LMP1. В Gran Turismo Sport представлена «золотая» тройка болидов LMP1 (Porsche, Audi, Toyota) и трасса Сарта. Правда, без динамической смены времени суток. Forza Motorsport так же не осталась в стороне, и может порадовать трассами из чемпионата и болидами LMP1 и LMP2.
Super GT
Главный чемпионат Японии c участием силуэт-прототипов ранее известный как JGTC. Здесь есть всё по чему скучают многие болельщики Формулы-1: шинные войны, дозаправки, плотная борьба между гонщиками и инженерами.
Техника делится на два класса: GT500 и GT300. Именно GT500 хотели объединить с DTM. Здесь выступают силуэт-прототипы от трех японских марок: Nissan, Toyota/Lexus, Honda. Относительно свободный регламент позволяет технически совершенствовать аэродинамику, двигатель, подвеску автомобиля и по итогу в скорости GT500 уступали лишь LMP1 до их закрытия. Сейчас это самые быстрые болиды с закрытыми колесами. Сезон в высшей категории стоит около двух миллионов долларов, что равняется стоимости всего одного двигателя Формулы-1.
Техника GT300 уже чуть более регламентирована, но всё ещё представляет интерес для любителей инженерии. Помимо GT3, в классе участвуют прототипы построенные по регламенту JAF GT300.
В чемпионате принимали участие пилоты Формулы-1 (Джейсон Баттон, Хейкки Ковалайнен), многократный победитель Ле-Мана (Андре Лоттер) и многие другие именитые пилоты.
Стоит ли смотреть? Да, стоит, но готовьтесь к трудностям. Русских комментариев нет вообще, только японские и английские. К тому же, в этом году пропадут открытые трансляции на YouTube.
Где покататься: лучше всего автомобили класса GT500 и GT300 представлены в серии Gran Turismo, но поездить на них можно так же в Forza Motorsport и Project Cars.
P.S.
Стоит понимать, что в этом гайде я попытался рассказать только про уникальные и важные чемпионаты мира. Я не стал затрагивать ADAC GT Masters, Европейскую и Азиатскую серию Ле-Мана (ELMS, ALMS), NASCAR и многие другие серии. Также во всех вышеперечисленных чемпионатах применяется балансировка техники для более плотной и яркой борьбы. Надеюсь, вам было интересно и вы узнали что-то новое для себя. Если есть какие-то вопросы, то с радостью отвечу на них в комментариях.
Прочитал с интересом, спасибо. А можно такой же гайд про NASCAR?
Я бы с радостью, но боюсь что напишу херню, т.к. довольно слабо разбираюсь во всей той кучи дивизионов, что есть в NASCAR. На Ютубе есть ролик от Асанова и Автотрендов, которые должны дать какое-то минимальное понимание. Плюс можно посмотреть Башмакова, который недавно завел себе канал
>К тому же, в этом году пропадут открытые трансляции на YouTube.
На японском будет и на ютубе. На английском на моторспорт тв бесплатно. В это воскресенье первая гонка. Но кто хочет смотреть в прямом эфире готовьтесь рано подниматься: трансляция стартует в 6:30 по Москве.
Я короче по ходу всех дезинформировал. В 6:30 оказалось, что на официальном канале трансляция не гонки, а какой-то пресс-конференции. А на мотоспорт тв Super GT доступен только по платной подписке. Так что да, какая-то засада в этом сезоне.
Очень интересно. Жду материал по открытым колёсам )
Можем попробовать как-нибудь)
спасибо за гайд, подробно и полезно
что такое Bronze Test в GT World Challenge?