Почему не любят PlayStation

История становления брэнда PlayStation на пост-советском пространстве частично отличается от той которая происходила во всем остальном мире. Многие помнят, что консоли к нам пришли с значительным запозданием, распространились благодаря пиратству и стали самым желанным подарком для миллионов подростков 90х. Но именно PS1, первая консоль компании Сони, обрела культовость, уступив в народной любви только Денди и МегаДрайву.

Видеоверсия статьи

Перед тем как мы начнем, оговорюсь сразу:

Первое, говоря "PlayStation" я подразумеваю все игровое подразделение компании Сони, со всеми консолями и играми. И второе, говорить мы будем преимущественно о наших реалиях и о игровой индустрии в нашей стране.

Но сначала, окунемся в краткую историю развития брэнда. Если за рубежом натиску Сони могла противостоять Nintendo 64, то на нашем рынке эта 32-битная консоль была фактически не представлена. Дорогие картриджи N64 никто не подделывал и PS1 выбилась в лидер благодаря легкой чиповке и дешевой дисковой пиратской штамповке. В итоге получив звание "первой народной консоли работавшей на CD".

Сборник рекламных роликов PS1

Уже вторая консоль от Сони, PS2, по-началу не смогла получить той народной любви которую на пост-советском пространстве отхватила первая PlayStation. Просто на начало 2000х пришелся расцвет домашнего РС-гейминга, что довольно значительно повлияло на это. И компьютер «для учебы» стал более привлекательным девайсом в глазах обывателей.

Реклама PS2

А вот PSP, неожиданно получила статус портативной народной консоли. После взлома став не только карманной PlayStation с десятками игр, но и портативным медиа-плеером, способным запускать видео, музыку и эмуляторы старых консолей, что до эпохи смартфонов было очень необычно и круто. И для многих геймеров она стала многофункциональным девайсом, который открывал невиданные возможности для того времени.

Реклама PSP

Третий приход Сони, стал для нашей страны самым масштабным. Рынок был уже поделён, а PlayStation с номером 3 в названии, нашла уже свою оптимальную стратегию, а именно упор на красивую картинку и эксклюзивные проекты. Хотя все еще она оставалась дорогой игрушкой, ибо цены на консольные игры были кусачими для средне-статического игрока. Да и пираты, долгое время не могли ее взломать, в отличии от того же Хbох 360, что значительно повлияло на популярность PS3.

Реклама PS3

Ну а потом вышла PS4, которая на сегодня является актуальной консолью. И я думаю, никто не будет спорить что и у нас и во всем мире, она занимает лидирующие позиции current-gen рынка, оставив позади и Майкрософт и Нинтендо.

Так звучит краткая история развития PlayStation бренда на пост-советском пространстве. Во все времена, можно было услышать негативные реплики в сторону Сони. Зачастую, они были обоснованы, а иногда были просто обыкновенным брюзжанием.

Безоговорочно у нас любили только PS1, во всяком случае я не помню открытого негатива из тех времен по поводу этой платформы. А вот вторую Соньку, многие критиковали за посредственную графику, по сравнению с ПК того времени. Хотя многие эксклюзивы PS2 смотрелись куда краше и круче, по сравнению с ПК-версиями. И, куда уж без этого - ругали стоимость дисков. Я даже не говорю о ценах на официальную продукцию, которая выходила и стоила просто космических денег. Те кто читал журналы того времени отлично это помнят. Ведь даже "пиратка" на DVD стоила дороже чем, нелегальные пк-диски.

<i>Цены из одного популярного видеоигрового журнала тех лет</i><br />
Цены из одного популярного видеоигрового журнала тех лет

Выход третьей соньки пришелся как раз на повсеместное развитие скоростного Интернета. Благодаря этому мы узнали много интересного. Что и эксклюзивы у Сони это переоцененные пустышки. И графика в играх сплошное мыло. И другие веселые вещи. Как раз тогда родился знаменитый мем «кинцо за 2300», мол игры Сони это «дорого и без геймплея».

<i>Народное творчество</i><br />
Народное творчество

С выходом PS4 многое изменилось, но хейт никуда не делся и некоторые действия и решения компании Сони ставят ей в упрек и отзываются о них в негативном ключе.

Для многих стало шоком, то что компания не смогла выстрелить с портативной консолью PS Vita.Тем более странно, что у Сони был большой опыт с предыдущей портативкой PSP. Консоль обладала мощной графикой, крутыми эксклюзивами, большим экраном и уникальными фишками с управлением. Но что-то пошло не так. Многие говорят про неудачное время запуска, про засилье мобильных игр, в котором портативной консоли просто не нашлось место. Но с другой стороны, есть пример Нинтендо, которая все сделала правильно со Switch и смогла заполучить масштабную аудиторию, доказав, что хорошим играм - мобильные не помеха. А рынок портативных консолей живее всех живых. Сони, конечно же, официально не заявляла о провале Виты, но все всё прекрасно понимают. На последних крупных игровых выставках, Сони ничего не говорила о будущем своей портативки, да и крупных анонсов на нее больше не происходило. Вместо этого Сони, переключилась на VR. На Виту кончено же все еще выходят игры, но ждать какого-то перерождения консоли или конкуренции с большой N на этом рынке уже не стоит. Эта ситуация, конечно же опечалила те миллионы игроков которые купили Виту, но при этом увидели яркий взлет консоли и слишком скоропостижный закат.

Реклама PS Vita

Другой момент, который многих не радует, так это политика подразделения PlayStation, которая проявляется самым странным и необычным образом. К примеру, долгое время на консолях от Сони нельзя было сменить присвоенный ник. То есть, та функция которая к примеру в Steam действует по-умолчанию, в эко-системе Сони оказалась непосильной задачей. Более-менее ситуация изменилась совсем недавно, когда компания разрешила менять никнеймы, но бесплатно не более одного раза. К тому же Сони до сих пор не реализовала нормальный поиск по тому же PSN. PSN, по сравнению с другими магазинами, выглядит неудобным. Ни оценок, ни отзывов игроков тут нет. Просто витрина магазина, где товар как следует рассмотреть нельзя, а за всем вышеперечисленным приходится переходить на другие ресурсы. Все сделано очень топорно и неудобно. Очень бы хотелось что бы в будущих обновлениях консоли такие технические мелочи были устранены. Почему их не устранили до сих пор, непонятно, видимо технически это слишком сложно.

<i>Магазин PSN</i><br />
Магазин PSN

Совсем неожиданным образом выяснилось что некоторые игры компании подвергаются цензуре. Так в версии Devil May Cry 5 из кат-сцен вдруг исчезли некоторые пикантные элементы. Та же ситуация происходит с игровыми обложками и динамическими темами. Одни игроки кричат о вопиющем следовании современным трендам и западным веяниям. Другие же, говорят о том что сама компания так поступает потому что хочет избежать проблем на западном рынке. Но факт остается фактом, цензура в некоторых и далеко не во всех играх на консолях PlayStation, имеет место быть и некоторых геймеров это очень расстраивает.

Цензурные различия в версиях Devil May Cry V

PS4 стала самой популярной консолью этого поколения. Ряды игроков пополнились людьми, которые до этого с консолями никогда дело не имели и столкнулись с некоторыми моментами, которые могли разозлить или оставить недовольными.

И сейчас я не говорю о графической составляющей. Мол, да все мы слышали возгласы о том что консоль устарела еще до выхода, что она не может в 60 фпс и далее и тому подобное. Но такие возгласы возмущения обычно присущи всем консолям, а не только по отношению к Сони. Лично я, обычно играю в игры, а не в графику. Ведь все искупает цена, а люди от устройства за 300 долларов требуют какой-то нереальной производительности. И если в мультиплатформе картинка не всегда «графонистая», то в эксклюзивах, зачастую, все всегда красиво и порой удивляешься как разработчики смогли выжать такую графику из такого не самого свежего железа. Все решает оптимизация.

Вышедшие/Не вышедшие экзы Сони

Большим промахом компании стала и наспех выпущенная PlayStation Classic. Сони, в желании подхватить волну ретро-ностальгии, которую успешно начала Нинтендо с выпуска мини-консолей, решила тоже зайти со своей миниатюрной версией первой PlayStation. Но получилось то что получилось. Стартовый набор игр был довольно средним, ибо игроки ждали больших консольных хитов, а получили несколько хитов и пачку не самых популярных игр. Видимо, в компании решили не покупать лицензии на некоторые старые проекты и таким образом сэкономить. А вторым странным решением, стали обычные геймпады вместо удобных дуалшоков. Понятно что и тут в Сони решили сэкономить, сыграть на ностальгических чувствах и усидеть на 2х стульях. Но эта мини-консоль стала большим промахом компании и потому оказалась не такой востребованной как предполагалось. Об этом говорит падение цены на этот девайс более чем на 80 процентов от своей изначальной стоимости.

Реклама PlayStation Classic

Большие надежды в компании возлагали и на VR. Мол, вот он относительной недорогой и качественный вариант погружения в виртуальную реальность. Но и тут все пошло не так. Да, вышло несколько интересных эксклюзивов. Крутую поддержку этого девайса получили Resident Evil 7, Skyrim и Doom. Но тут проблема скорее не в Сони, а в том что данный девайс опережает свое время и не получает должного распространения просто потому, что технологии виртуальной реальности и погружения еще не достигли достойного уровня. Общего вау-эффекта технология не вызвала и Сони не смогла произвести революцию на этом рынке. Но более важной проблемой является то, что игр способных продать VR до сих пор нет. Да, это крутая примочка и она существенно расширяет игровые возможности, но пока успешных игр способных продать этот девайс не будет, устройство останется дорогой и нишевой игрушкой. Хотя в компании и заявляют что продажи VR, все же больше изначально запланированных, что по крайней мере дает надежду на то что Сони продолжит развивать данное направление.

Реклама PS VR

Кстати, можно припомнить компании и знаменитую кражу аккаунтов времен PS3, когда из-за массой хакерской атаки тысячи игроков со всего мира лишись своих персональных данных. Но компания Сони, из того инцидента урок извлекла и с тех пор стала относится к безопасности данных куда более серьезно. И на ps4, подобных массовых взломов пока не наблюдалось.

Но основным фактором за который не любят консоли и игры PlayStation - это конечно же высокие цены. Но так ли это? Конечно, сама консоль это отдельный девайс предназначенный для игр и других медиа-развлечений, но игры это основное ее предназначение. Еще несколько лет назад можно было с уверенностью сказать что на ПК играть дешевле чем на консолях. Но после 2014 года все изменилось и даже Steam значительно поднял региональные цены. Да, консольная игра стоит в среднем 4000 рублей, но уже же спустя месяц или 1,5, цена на нее может значительно упасть. Во времена PS3, я наблюдал картину как игры вышедшие 3-4 года назад совершенно не теряли в цене и стояли на полках магазинов практически за свою первоначальную стоимость. Сейчас же, компания пересмотрела свою политику и цены в ретейле и в PSN, постоянно уменьшаются, и купить игру с 50% скидкой через пару месяцев после выхода, вполне реальная возможность. А если прибавить к этому и вторичный рынок, где хорошо развита перепродажа игр, и постоянные распродажи, то зачастую консольный гейминг становится куда более привлекательным и выгодным, чем на пк.

Fortnite на PS4

Многих еще конечно не устраивает и ситуация с мультиплеером, мол нужно ведь еще и за PS+ платить. Но все это компенсируется отсутствием в мультиплеере читеров, от которых на пк с каждым годом скрываться становится все сложней и сложней. Правда ситуацию одно время портило нежелание Сони идти на мировую и вводить кросплей в игры. Вся каша заварилась с подачи игры Фортнайт, где твой акк намертов привязывался к PlayStation и играть на других устройствах было нельзя. Но эту проблему смогли уладить и Сони пошла на соглашение расширив кросплейные игровые возможности своих игр.

Можно еще вспомнить про сервис PlayStation Now, позволяющий играть в игры PS3 и PS4 используя технологию облачных вычислений. Но в нашей стране этот сервис официально не запущен. Да и вообще Сони, как-то без больших маркетинговых компаний, тихо этот PS Now развивает, готовясь к конкуренции с Google Stadia и другими похожими сервисами. И пока о нем сказать нечего. PlayStation Now работает и работает, не хуже и не лучше аналогов конкурентов, натыкаясь все на теже общие проблемы высокого пинга и долгого отклика. Всеж, это пока технология не ближайшего будущего и настоящая война «облачных сервисов» развернется еще не скоро.

Реклама PlayStation Now

Давайте подведем итоги: PlayStation - это такое же нарицательное имя в нашей стране как Денди и Сега. Многие современные геймеры выросли именно на играх этой консоли, знают и любят игровые серии выходившие на ней. На сегодняшний день, PS4 самая популярная консоль этого поколения, конечно имеет определенные проблемы, но они довольно схожи с проблемами всего консольного рынка. Лично для меня, именно проекты на PS1 стали в свое время проводником в мир видеоигр. Я осознал что видеоигры, могут быть серьезными, захватывающими и дарить интересный и необычный игровой опыт. Нинтендо ругают за странную ценовую политику. Xbox за отсутствие эксклюзивов. А вот к PlayStation придраться все же сложно, потому что компания рассчитывает каждый свой шаг, прислушивается к фанатам и старается чтоб их слоган «This is for the Players» оправдывал себя сполна.

198198
320 комментариев