Портал в Азерот: впечатления от первых дней в классическом World of Warcraft

Шанс ненадолго вернуться во времена, когда MMO были совсем другими.

Портал в Азерот: впечатления от первых дней в классическом World of Warcraft

Ирония — та ещё шутница. Несколько лет назад исполнительный продюсер Blizzard Алан Брэк говорил, что у World of Warcraft никогда не будет серверов, посвящённых старым версиям игры — ведь они никому не нужны, когда есть текущий аддон. «Вы думаете, что хотите этого, но на самом деле нет» — примерно так можно перевести фразу, которой он ответил на вопрос касательно «классических» серверов.

Но наступил конец лета 2019 года, и вышел World of Warcraft: Classic — версия игры без дополнений, а точнее патч 1.12.1, воссозданный на современном движке. Если исключить подтянутые тени, улучшенную техническую часть и более стабильные сервера — это точная копия «той самой» WoW.

Вопреки словам Алана, над которыми не пошутил только самый ленивый фанат игры, «классические» серверы обрели оглушительный успех. Создаётся ощущение, будто в WoW: Classic в первую неделю играли буквально все: MMORPG стала лидером просмотров на Twitch, а обсуждение «классики» достигло высших позиций на Reddit по популярности.

Портал в Азерот: впечатления от первых дней в классическом World of Warcraft

Конечно, кто-то спишет это на простую ностальгию — мол, через месяц хайп по игре осядет, и в лучшем случае там останутся лишь самые преданные фанаты. Правильная ли такая точка зрения или нет — покажет время. Гораздо интереснее взглянуть на то, что сейчас происходит с WoW.

Геймплей и механики сегодня

Рассказывать про сам «классический» World of Warcraft нет смысла (к тому же, мы это уже делали). Это абсолютно та же игра 2004 года, вплоть до угловатых моделек, недоработок баланса и эксплоитов. Blizzard дотошно перенесла всё, что было 15 лет назад, на текущий движок, без изменений. Так что, если хотите узнать что-то о World of Warcraft как об игре — у вас под рукой целый интернет информации, руководств, мнений и видеоэссе.

А вот что стоит обсудить — так это то, как сохранились идеи игры 2004 года спустя 15 лет. Ситуация двоякая: где-то они не выдерживают никакой критики, а где-то могут заткнуть за пояс актуальный WoW.

Портал в Азерот: впечатления от первых дней в классическом World of Warcraft

Из устаревшего — целый вагон механик. Например, монотонный гринд и обилие скучных заданий, которые растягивают относительно небольшие этапы на долгие часы. Сами поручения, к слову, никак не отмечаются на карте — ориентироваться нужно по описанию.

Очень здорово искать свою цель по намёкам в духе «сверни направо у башни, а потом иди в глубь леса до самых шахт», однако зачастую текст не помогает и либо не даёт нужной информации, либо вовсе путает. Так что эта механика работает от случая к случаю.

Раздражают миссии на сбор предметов. Дело в том, что если вас посылают добыть 12 ушей кобольда, то это не значит, что вам нужно убить 12 монстров. Ведь такие предметы выпадают не со 100% шансом. Так что убивать и гриндить приходится гораздо больше — особенно, если вы играете с друзьями, которым тоже нужны эти 12 ушей.

Портал в Азерот: впечатления от первых дней в классическом World of Warcraft

Поругать можно и баланс классов: из-за того, что WoW был первым опытом Blizzard в жанре ММО, у них не очень получилось сделать всех героев одинаково полезными. В итоге танков, кроме воинов, не существует, а паладинам дорога лишь в хилеры — как танки и тем более дамагеры они мало кому интересны. А если кто-то решится пойти против системы — его вряд ли возьмут в рейд.

Усугубляет проблему и современное положение дел: в 2004 году и близко не было столько игроков, сколько свалилось на WoW: Classic сейчас, поэтому всех классов и профессий хватает с избытком. К примеру, я решил развивать мага, вдохновившись рассказами об их крутизне на «классике»: бесплатная еда, дорогостоящие порталы и самое мощный урон по площади среди всех классов. А ещё я портной — за сумки меня должны были просто на руках носить!

Портал в Азерот: впечатления от первых дней в классическом World of Warcraft

На деле же я вечно в пролёте: портных хватает с головой, а мага качает каждый третий игрок. Предложения куда больше, чем спроса, и лишь хиллеры с танками всё ещё востребованы. Благо, совсем без внимания я не остался — все проблемы исчезли, как только я нашёл себе гильдию. Там я пока нужен.

Но не стоит думать, что игра совсем не прошла проверку временем. Напротив: в ней достаточно вещей, которые хороши до сих пор. В первую очередь это простота и приземлённость. Вы больше не эпический герой Азерота, у вас нет десятков валют из разных локаций и дополнений, вам не нужно каждую неделю пробегать по кругу актуальные подземелья ради сундука с эпохальным снаряжением. Вы просто играете, наслаждаясь миром, никуда не торопясь.

Из-за повышенной сложности и пониженного дохода оригинального World of Warcraft каждая победа, каждый лишний серебрянник ощущаются достижением. Игроки искренне радуются случайно выпавшей сумке на жалкие шесть слотов или зелёному посоху, упавшему из кабана. А получить синее кольцо в подземелье для двадцатых уровней сродни празднику — это же целых +6 к интеллекту!

Портал в Азерот: впечатления от первых дней в классическом World of Warcraft

Так как дополнений нет, то нет и устаревшего контента — оба доступных континента важны для прокачки и исследования, тренеры профессий всегда нужны, а торговцы реагентами не могут отбиться от клиентов. В оригинальном WoW вообще нет нерабочих или неактуальных вещей.

Итог такой: World of Warcraft 2004 года — неудобная и недружелюбная, но в то же время простая и понятная MMO со своими сильными качествами. Трудности мешают лететь сквозь игру и достигать первых мест за считанные дни, но помогают проникнуться миром, радоваться простым вещам и, что самое главное — общаться с другими людьми.

Люди и социальная часть

Интереснее всего рассматривать WoW: Classic именно как событие. Потому что произошло невероятное — Blizzard, вопреки всякому скепсису, удалось вернуть ту самую утраченную «магию» знаменитой MMORPG.

Портал в Азерот: впечатления от первых дней в классическом World of Warcraft

Изначально World of Warcraft — не сессионная игра, где люди гонятся за новым скином для доспеха, редким питомцем или кованной титанами вещью из еженедельного сундука. Классический WoW — это прекрасный, но суровый мир, открытый для исследования и приключений, который требует от вас времени, внимания и социальных навыков.

Трудности вынуждают игроков общаться и покорять Азерот вместе: за неделю игры я никогда не был один, в то время как на актуальной версии я прокачал 120 уровней практически безо всякой коммуникации с другими людьми.

Портал в Азерот: впечатления от первых дней в классическом World of Warcraft

В Battle for Azeroth я искал себе гильдию как средство получения бесплатных ресурсов и, в конце концов, собрал с друзьями свою — просто ради обмена реагентами для профессий и лишних ячеек в банке. В WoW: Classic же я вступил в гильдию, потому что мне нужны были товарищи для подземелий и прокачки. И мне действительно там помогают — как советами, так и сбором в Мёртвые Копи по вечерам.

Оригинальный WoW — не столько игра, сколько большое социальное пространство, где есть какие-то глобальные цели вроде «победи последнего босса в рейде», «достигни 60 уровня» и «победи главу вражеской фракции». Важен не геймплей (который, объективно, устарел и местами вызывает боль), не уникальная вселенная игры. Важны люди. И Classic стал тем самым поводом, благодаря которому эти люди объединились и вновь начали общаться, дружить и собираться по выходным вместе.

Портал в Азерот: впечатления от первых дней в классическом World of Warcraft

Куда бы я ни пошёл, что бы я ни делал — я везде найду сопартийцев. Потому что все понимают: одиночкам в Classic делать нечего. Это удивительное чувство, когда в любой точке Азерота найдётся неравнодушный товарищ, который поделится едой, зачарует тебе вещи или одарит полезным благословением — ведь в старом WoW небольшая прибавка к интеллекту мага или «лапка» друида могут спасти жизнь.

Отдельно хочется отметить влияние времени на восприятие классического World of Warcraft. В 2004 году интернет был распространён не так сильно — даже YouTube ещё не было. Поэтому шутки, истории и мемы про WoW существовали лишь в сарафанном радио и ретроспективах годы спустя.

Но теперь всё происходит прямо здесь и сейчас. И это очень необычное чувство, когда ты два часа кряду истребляешь кабанов в Западном Крае, после чего заходишь на Reddit или в Твиттер и читаешь обсуждения и шутки на эту тему.

Благодаря распространённости интернета и тому факту, что сейчас большая часть игроков примерно одного уровня (уж очень тяжело в Classic быстро достичь финального контента), создаётся необычное ощущение единения сообщества — будто ты играешь в WoW со всем миром сразу. Словно игра вышла сейчас, а не 15 лет назад.

Крис Метцен, художник Blizzard, геймдизайнер WoW и голос озвучки вождя Орды Тралла: «Дворф-паладин шестого уровня! Чувствую, будто я действительно достиг чего-то! Это чувство достижения позволяет держать себя в руках, пока ты собираешь квестовые предметы в Холодной Долине»

Влияние на индустрию

WoW: Classic — великолепный образец геймдизайна 2004 года. Blizzard вернула игрокам MMORPG, что исчезла ещё с выходом Burning Crusade (2006). Причём именно ту самую версию, без всяких улучшений: на «классических» серверах нет ни кастомизации брони, ни достижений, ни удобных социальных функций.

Всё это сделано ради одной цели — передать тот самый опыт игры в оригинальный WoW 2004 года. Даже обновлённая графика в таком случае могла бы повлиять на правильное восприятие. Пожалуй, решение верное — ведь по сути, «ванильные» сервера выступают чем-то вроде музейного экспоната.

К слову, я только сейчас открыл для себя, что начальное аббатство Альянса начинает светиться ночью — как и маяк в Западном Крае
К слову, я только сейчас открыл для себя, что начальное аббатство Альянса начинает светиться ночью — как и маяк в Западном Крае

Одиночные игры всегда можно перепройти, оценить спустя годы, а вот с ММО всё сложнее. Если не считать неофициальных серверов, на которых игра вообще мало может напоминать оригинал, в старые ММОRPG просто невозможно сыграть. Ведь на поддержку таких проектов нужны игроки и ресурсы. Конечно, можно попытаться восстановить игру «на коленке» и завести домашний сервер для себя одного. Но, по очевидным причинам, опыт будет совершенно иной.

Благодаря выходу WoW: Classic можно оценить геймдизайн прошлого десятилетия: посмеяться с вездесущих миссий на убийство кабанов, позлиться на бессмысленные механики и монотонный гринд, а заодно порадоваться найденной геймплейной фишке, о которой ты до этого не знал.

Так, цыпа, медленно выходим из шахты и не беспокоим кобольдов...
Так, цыпа, медленно выходим из шахты и не беспокоим кобольдов...

К тому же, благодаря наличию Classic можно куда объективнее взглянуть на актуальный World of Warcraft. В сравнении с оригинальной игрой 2004 года текущая версия во многом забыла свои корни, но местами она действительно смотрится лучше.

Достижения пришлись к месту, трансмогрификация спасла Азерот от засилья клоунов в разноцветных одеждах, а прокачка навыка владения оружием и ветки талантов из оригинала лично мне кажутся довольно рудиментарными — об их потере я не жалел раньше, и их возвращению в WoW: Classic я не то чтобы рад.

Ну и конечно же, не стоит сбрасывать со счетов ностальгию. Сложно передать словами те чувства, что испытываешь, когда вновь посещаешь старые локации, которые, казалось бы, исчезли навсегда. Надо быть совсем чёрствым душой, чтобы не пустить слезу от старых Степей или неразрушенных статуй на входе в Штормград. Так как Blizzard практически не изменила старый WoW при создании Classic, игроки смогли без всяких условностей вернуться в счастливое прошлое.

Портал в Азерот: впечатления от первых дней в классическом World of Warcraft

Конечно, у игроков из СНГ чуть более объективный взгляд, так как они по большей части застали игру с WotLK, когда Blizzard добавила для World of Warcraft русскоязычные серверы и полную локализацию. Лишь единицы действительно ностальгируют по «ванилле», а не её частям из второго дополнения.

А вот для западных игроков это самое настоящее возвращение в детство: тематические ресурсы ломятся от счастливых постов уже тридцатилетних героев Азерота. За прошедшие 15 лет у них появились семья, дети, карьера — но любовь к знаменитой MMO никуда не исчезла.

WoW: Classic — это невероятное событие и очень удачный эксперимент от Blizzard, который по достоинству оценили фанаты. А ведь это лишь начало: позже откроется PvP с полями боя, новые квестовые цепочки и финальные рейды. Blizzard специально не выпустила весь контент сразу, чтобы WoW: Classic развивался постепенно — как и 15 лет назад.

Конечно, радость не продлится долго: когда-нибудь контент закончится, а заряд ностальгии иссякнет. Старики вдоволь насладятся воспоминаниями и наиграются с друзьями, а новички полностью ознакомятся со славным прошлым игры.

Портал в Азерот: впечатления от первых дней в классическом World of Warcraft

Максимальный уровень возьмут даже самые ленивые, а рейды закроются: вряд ли они станут вызовом для современных игроков, у которых под рукой годы опыта, гайды и полное знание тактик. Тогда, в 2004 году, никто не знал, как играть и что делать — поэтому огромные мобы с тысячами единиц здоровья вместо боссов казались невероятным испытанием. Сейчас те же Огненные Недра, Ониксия или Чёрная Гора вряд ли кого-то удивят — достаточно просто избегать урона и вовремя лечиться.

Возможно, WoW: Classic будет популярна год. Может быть, два. После этого студии придётся либо открывать классические серверы других патчей, либо переключиться на что-то другое. Не стоит рассматривать WoW: Classic как новый долгоиграющий проект — это скорее исторический экскурс и большой подарок фанатам, за который Blizzard стоит поблагодарить.

И раз судьба дала шанс ненадолго вернуться в прошлое — почему бы им не воспользоваться?

260260
396 комментариев

Комментарий недоступен

116

Пешка альянса порвался.

163

Ой высер подъехал... .

5

СосеДи из ольянса пожаловали.

1

Значит хуевый из тебя Ордынец, что тут сказать. Нам такие не нужны. Можешь дальше работать мочеглотом у альянса

3

Ты наверное паладин, да?

1