Один фильм в пятницу вечером: «Убрать Картера» Майка Ходжиса

Майкл Кейн отправляется на север Англии, чтобы найти убийц своего брата в этом мрачном и жестоком британском нуаре.

Один фильм в пятницу вечером: «Убрать Картера» Майка Ходжиса

Профессиональный киллер Джек Картер хочет посетить родной город Ньюкасл, чтобы разобраться с одним делом – странной гибелью своего брата Фрэнка. Его боссы настойчиво рекомендуют Джеку не ехать, но он, махнув рукой, садится в поезд и оказывается в сером городке, где, кажется, всё желают только одного – чтобы он побыстрее убрался отсюда.

Картер останавливается в гостинице и начинает своё расследование, бродя по промокшим от дождя улицам, навещая старых друзей, заглядывая на ипподром и в богатые дома местных мафиозных кланов. Закончив это дело, он наивно планирует свалить вместе с любовницей своего босса в Южную Америку.

Один фильм в пятницу вечером: «Убрать Картера» Майка Ходжиса

Дебютная картина Майка Ходжиса, снятая в 1971-м, так и осталась его самой успешной работой – недаром «Убрать Картера» постоянно попадает в топы лучших неонуаров в истории и служит источником вдохновения для многих британских кинематографистов.

Ставка на реалистичность и натурализм сыграла свою роль – даже спустя пятьдесят лет многие сцены фильма выглядят эффектно, а насилие – особенно неприятно.

Майкл Кейн примеряет образ персонажа, которому тяжело сопереживать, но наблюдать за тем, как он практически спускается в ад, по пути забирая всех с собой – зрелище незабываемое.

– Чем занимаешься?

– Родственников навещаю.

– Это хорошо.

– Да, если бы они ещё были живы.

В баре он заказывает двойной скотч и невозмутимо его пьёт, не обращая внимания на косые взгляды местных посетителей, грубые лица которых олицетворяют рабочую провинцию. Ходжис снял реальных жителей севера Британии во многих сценах и это придаёт фильму местами удивительные оттенки документальности.

Один фильм в пятницу вечером: «Убрать Картера» Майка Ходжиса

Неспешный, почти медитативный ритм повествования погружает в сырость прогнившего городка – поначалу наигранная добропорядочная действительность вскоре взорвётся яростными вспышками насилия, обнажая истинный облик Ньюкасла.

Со всеми, кого он встречает, Картер разговаривает исключительно в повелительном тоне, будто не терпя возражений. Его решительность сбивает с толку, его прямолинейность и настойчивость позволяют ему пройти там, где другие бы давно уже повернули назад.

Один фильм в пятницу вечером: «Убрать Картера» Майка Ходжиса

Картер не герой, но и не негодяй – он просто человек, которому на всё плевать. Когда из-за его действий бандиты жестоко избивают помощника, Джек просто предлагает тому деньги и уходит, бросая холодное: «Мне очень жаль». Ну изуродовали лицо, ничего не поделать, жизнь такая.

Найти убийц брата – просто ещё одна работа, которую надо выполнить до конца. Какие-то чувства он всё ещё проявляет к несовершеннолетней дочери Фрэнка, интересуясь тем, как она будет жить после смерти отца и помогает ей деньгами. Видеть признаки сентиментальности у него странно – это как видеть заботящегося о детёнышах волка или тигра. Хищник должен убивать и Картер убивает.

– Хочешь позавтракать?

– Ты, наверное, шутишь. Я никогда не завтракаю.

Спускаясь в криминальное подполье Ньюкасла, он встречает бывших товарищей, которые теперь не особо хотят дружить. Картер в родном городке – как назойливая соринка в ботике, все хотят избавиться от него побыстрее, а то мало ли что он найдёт. Но Картер находит – после того, как в его расследовании появится детская порнография, он начинает оставлять после себя только трупы.

Поразительная даже для 70-х безжалостность – здесь перед смертью все подряд молят о пощаде, будто напрочь забыв с кем имеют дело. Картер не простит, не потому что не хочет, нет – потому что не может.

Один фильм в пятницу вечером: «Убрать Картера» Майка Ходжиса

Ходжис на полную использует доступную свободу наступившего десятилетия – его грязная британская промышленная провинция будто превратилась в американские задворки с их ультранасилием и плевательским отношением к любой форме морали.

Полиции здесь будто вообще не существует – на экране только персонажи разной степени испорченности, которые хоть и ведут себя на первый взгляд по-джентельменски, на деле готовы перегрызть друг другу глотки.

Обещая своей возлюбленной жаркое путешествие на юг, он умудряется переспать с шлюхой одного авторитета и с хозяйкой гостиницы – женщины для Картера словно вещи, он смотрит на них взглядом не мужчины, а потребителя. И если его вещь испортится или пропадёт – он даже не загрустит.

Один фильм в пятницу вечером: «Убрать Картера» Майка Ходжиса

Джек Картер – эдакий антипод Джеймса Бонда, джентльмен в костюме, настоящий британец, но в душе – сущий дьявол. Его профессионализм достоин уважения, если можно уважать безжалостного убийцу.

Но Картер не только суров – разбавляя свою напористость циничным юмором, он в какой-то момент начинает походить на героя, вершащего истинное правосудие и даже во время перестрелок отпускающего шутки. Правда морок быстро проходит – Джек, в действительности, ничем не отличается от тех, кого стремится убить, а возможно – он ещё хуже.

Один фильм в пятницу вечером: «Убрать Картера» Майка Ходжиса

Невозмутимо шагая по пирсу со старым ружьем в руках, он преследует свою жертву не торопясь, чувствуя, что она никуда от него не уйдёт. Он уверен в каждом своём действии, будто зная – таких как Джек Картер больше не делают.

И правда – вернуться домой стоило не только для того, чтобы отомстить, но и чтобы просто наконец-то, возможно впервые в жизни, искренне рассмеяться на берегу океана навстречу рассекающим волнам.

107107
17 комментариев

"Какие-то чувства он всё ещё проявляет к несовершеннолетней дочери Фрэнка, интересуясь тем, как она будет жить после смерти отца и помогает ей деньгами. Видеть признаки сентиментальности у него странно – это как видеть заботящегося о детёнышах волка или тигра."

В фильме проглядываются прозрачные намёки, что племянница Джека, возможно, на самом деле его дочь, а Джек в своё время переспал с женой брата, оттого и был с Фрэнком не в ладах.

—-

"Джек Картер – эдакий антипод Джеймса Бонда, джентльмен в костюме, настоящий британец, но в душе – сущий дьявол."

В том-то и дело, что Картер — совсем не джентльмен. Первая сцена фильма — это разговор Джека со своими боссами в Лондоне. Все говорят на махровом кокни (совсем не джентльменском наречии). Для американского проката эту сцену даже пришлось переозвучить, ибо там никто нихера не понимал. Джек выглядит как лощённый столичник, но даже в столице он из низов.

11

Классный обзор. Спасибо!

3

Джеральдин Моффат исполнившая роль Гленды является матерью братьев Хаузеров, создателей GTA. У них в офисе висел откровенный плакат с нею.

3

Почему-то самого лучшего кадра с голым Кейном, пугающим старушку, нет.
Не порядок :-)

3

Извиняюсь за офтоп, но куда пропал @Johnny Walker , никто не знает? Его уже месяц не видно.

1