«Особое мясо»: дивный новый мир победившего каннибализма

Раз уж я открыла для себя DTF, можно эксперимента ради еще сюда что-нибудь выложить. Сегодня хочу вам рассказать о довольно свежем (во всяком случае, в России) представителе антиутопического жанра: романом о жуткой катастрофе и не менее жутком варианте выхода из нее, о том, как люди привыкают к тому, к чему, кажется, нельзя привыкнуть, и о том, как охотники становятся добычей для самих себя. Я писала этот материал для личного проекта, и вот возникло желание поделиться им с общественностью.

Знакомьтесь: роман аргентинской писательницы Агустины Бастеррики «Особое мясо».

Антиутопический роман «Особое мясо» был издан в 2017 году в Аргентине и сразу же урвал для своего автора престижную премию Clarín Novel Prize, а также место в списке обязательной литературы для старших классов. В то время как российские школьники на рубеже ЕГЭ читают Высоцкого, Горького и Бродского, аргентинская молодежь настолько преисполнилась в своем сознании, что постигает премудрости настоящего легализованного каннибализма.

В России «Особое мясо» появился на полках книжных магазинов 10 октября 2020 года, в самый разгар второй волны коронавируса. И, если честно, от всего романа, его сюжета и условий мира возникает ощущение, что, выйди он где-нибудь в марте, все бы кричали о хайпе, запрыгивании в паровоз актуальности, эксплуатации болезненной для всего мира темы. А так есть ощущение, что Бастеррика просто сгоняла на Делореане в будущее.

Обложка книги "Особое мясо"
Обложка книги "Особое мясо"

О чем же «Особое мясо»? Оно о том, как в мире разразилась эпидемия жуткого вируса, переносчиком которого стали животные во всех своих видах: домашние котики и песики, коровки на фермах, попугайчики в зоопарках. Животных запретили держать дома, разводить и употреблять в пищу, зоопарки были разрушены, и человечество осталось без важного компонента своего существования — без животного белка.

Вы скажете: «Но ведь тогда это идеальный мир для веганов и прочих защитников окружающей среды! Да и что может быть плохого, ну перешли всей планетой в 8 миллиардов лиц на капустку, подумаешь, проблема?» И собственно, так и было, пока не начали появляться сведения о случаях пропажи людей. Так человечество пустилось во все тяжкие и начало пожирать само себя, подобно языческому Уроборосу. А затем питаться человечиной разрешили официально.

Так появились фермы по разведению человечины (»особого» мяса, называть этих людей людьми ни в коем случае нельзя), скотобойни с особым отработанным конвеерным способом разделки такого специфического мяса, кожевенные мастерские для пошива одежды и даже охотничьи угодья, где за кругленькую сумму можно заказать себе сафари с крепкими самцами или самками, из которых вам потом приготовят вкусное жаркое.

Композиция произведения похожа во многом на «Мертвые души»: читатель в лице главного героя Маркоса Техо перемещается из локации в локацию, познавая все тонкости работы с новым скотом: как его разводят, выделывают на кожу, разделывают, продают, готовят, используют для медицинских экспериментов. Мы посещаем все новые и новые места, в то время как в душе нашего героя бушует ураган: в его семье разлад на фоне серьезной трагедии, его отец страдает от старческого слабоумия, а его сестра (классическая жена главного героя «451 градуса по Фаренгейту») стала ему совсем чужой, и герой на момент начала романа чувствует всепоглощающее одиночество.

Так продолжается ровно до того момента, когда знакомый владелец фермы дарит Маркосу самку человека — красивую девушку, но абсолютно немую, воспитанную как животное, без воли, сознания, с одним только чувством страха к людям.

«Особое мясо» по подаче и развитию сюжета похоже как будто на все сразу: и на «451 градус» своими персонажами, которые с ноги влетают в новый дивный безумный мир (покупают робо-собак для детей, модные зонтики, защищающие от птиц, холодильники для туш), и на «О дивный новый мир» своим жестким разделением на своего рода касты (если грань между едой и личностью вообще существует), и на «1984» определенными ограничениями в виде комендантского часа (правда, здесь это не для тоталитарного контроля, а для защиты граждан от маргиналов-убийц). Вы скажете: «Но ведь тогда эта книжка целиком вторична, что в ней интересного?» А я скажу: «Все в этом мире вторично, все было придумано когда-то».

Да и вообще, часто ли вы читаете книги про то, как страшный вирус переделал мироустройство и превратил одних в господ, а других — в зверей, рабов? Я вот знаю всего две такие книжки, и одна из них — как раз «Особое мясо». Возможно, когда-нибудь даже расскажу вам о второй.

И можно, конечно, начать ругать автора за пропаганду аболиционистского веганства (это когда животных вообще никак использовать, ни в пищу, ни для яиц, ни как транспорт), а можно просто прочитать произведение и сделать из него определенные выводы, или не сделать их — смотря как вы предпочитаете читать книги. Можно рассуждать о том, что сценарий, при котором люди всего за одно поколение перешли с курочки на человечинку, совершенно не реален, и что никаким СМИ не удалось бы убедить народ, что он никак не может прожить на траве и тофу.

А потом можно случайно найти в новостях, как жители Китая начали убивать бездомных животных из страха, что они переносят коронавирус. Можно даже найти новости о том, как люди выкидывают из автобусов тех, кто выглядит как азиат, потому что боятся, что этот человек приехал из зараженного Китая.

И сразу же антиутопии не кажутся такой уж нереальной фантастикой.

6060
115 комментариев

Ну да ну да, особый вирус поразил ВСЕХ животных и рыб, а человека не поразил. Если там в конце не выяснится, что это заговор инопланетян, то я даже не знаю, как оправдать эту херню уже на этапе синопсиса.

27
Ответить

Ну бешенство, например, от животного к человеку передаётся, а от человека к человеку, очень редко.
Другое дело что ни один вирус не сможет поразить всех животных: от коровок до селёдки.

4
Ответить

не-не, в конце собака проснулась, ты чего, это ж все знают.

4
Ответить

Ну это уже спойлеры, об этом в статье не напишешь)

Ответить

Вы наверное фантастику не читаете, потому что перемещения во времени, зомби-апокалипсис, сверхскоростные полеты в космос и магия тоже не реальна и не логична.

Ответить

Фантастическое допущение - это же писец как важно обосновать его научно. Без этого невозможно никак и заложенный в произведение смысл пропадёт втуне.

1
Ответить

О, я в журнале "ПриключенияФантастика" Юрия Петухова что-то похожее читал, только там живописали производство фарша из людей не в целях веганской пропаганды, а просто потому что это красиво. Помню, там был прекрасный эпизод, как бомжиха рожает ребеночка и тут же насаживает его на вертел, а собутыльники ее подъедают послед.
Хорошие я книжки в детстве читал, жизнеутверждающие. 

8
Ответить