Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

Сериал от создателя «Хода королевы», экшен из Кореи и романтическая драма по реальной истории.

За последний десяток лет в кинематографе наступил настоящий ренессанс вестернов. К некогда подзабытому жанру обратилось множество режиссёров, выросших на классике Джона Форда и Серджио Леоне.

Антуан Фукуа снял ремейк «Великолепной семёрки», а Джеймс Мэнголд — новую версию «Поезда на Юму». Другие же режиссёры взялись переосмыслять жанр: появились вестерны от Квентина Тарантино, братьев Коэнов, Алехандро Гонсалеса Иньярриту и других топовых режиссёров.

Но эти работы все и так хорошо знают. Однако на их фоне появилось и множество других фильмов и сериалов, которые прошли не слишком заметно, но всё же заслуживают внимания.

«Забытые Богом» (Godless)

В конце 2020 года про сценариста Скотта Фрэнка заговорили буквально все. Ведь именно он написал и поставил главный сериальный хит — «Ход королевы». А вот его предыдущая авторская работа для телевидения, хоть и завоевала десяток номинаций на «Эмми», обсуждалась намного меньше.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

Действие «Забытых Богом» разворачивается в 1884 году в городке Ла Белль, где во время обрушения шахты погибли практически все мужчины. Их жёнам, сёстрам и матерям приходится выживать самостоятельно.

Проблемы начинаются, когда на ранчо, стоящее неподалёку от города, прибывает преступник Рой Гуд (Джек О'Коннелл). Прихватив награбленное, он сбежал от своей банды, которой управляет его приёмный отец Фрэнк Гриффин (Джефф Дэниэлс). Но подельники не планируют отпускать Гуда просто так, злодеи идут по его следу, выжигая целые поселения.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

Первые эпизоды сериала создают обманчивое впечатление. Кажется, что это типичная история сильных женщин, которые покажут нерадивым мужчинам, кто тут главный. Слепнущий шериф Ла Белль не слишком годится на роль защитника, а его помощник выглядит юным и неопытным. Жительницы же города сами объезжают лошадей, работают и неплохо стреляют.

Но постепенно все основные герои становятся более неоднозначными. Мэр города Мэри Агнес (Мерритт Уивер) не слишком-то рада свалившейся на неё ответственности, да и остальные обитательницы Ла Белль не выбирали свою участь. И даже Гриффин, поначалу кажущийся воплощением жестокости, внезапно бросается помогать смертельно больным людям.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

«Забытых богом» лучше воспринимать как многочасовой фильм, а не сериал. Темп повествования выстроен не по эпизодам, а по сюжету в целом. Поэтому начало может показаться слишком медленным, зато к финалу, в котором пути всех героев ожидаемо сойдутся в Ла Белль, начнётся настоящий экшен.

И отдельно стоит отметить то, о чём все заговорили после «Хода королевы»: Фрэнк снимает очень красиво. Сцены приручения лошадей и долгие планы природы под стилизованную фольклорную музыку просто завораживают.

«Строго на Запад» (Slow West)

Полнометражный дебют шотландца Джона Маклина прошёл на кинофестивале Сандэнс, где заполучил одну из важных наград. Критики тоже оценили работу, а вот зрительский интерес оказался не слишком высоким. Хотя на одну из главных ролей Маклин пригласил любимца публики Майкла Фассбендера, уже игравшего в его короткометражках.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

Завязка сюжета выглядит стандартно. Молодой и романтичный Джей Кавендиш (Коди Смит-Макфи) отправляется на запад США, чтобы найти девушку Роуз, в которую он влюблён с детства. По дороге герой сталкивается с грубым, но добрым бывшим охотником за головами Сайласом Селлеком (Майкл Фассбендер). Тот без лишних разговоров берёт юношу себе в подопечные, и дальше они уже путешествуют вместе.

На самом деле Селлек планирует использовать Джея как проводника, ведь за голову Роуз и её отца назначена награда. Но постепенно он привязывается к наивному юноше и решает ему помочь. Вот только другие охотники за головами далеко не так благородны.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

В первую очередь в этой истории привлекает ирония над канонами жанра. Маклин вроде бы следует классике вестернов и вообще роуд-муви: двое попутчиков, более опытный недолюбливает новичка, но со временем они становятся друзьями.

Но при этом режиссёр, он же сценарист, наконец-то превращает девушку не в цель или награду, а в самостоятельного неоднозначного персонажа. Пусть Роуз здесь показывают довольно мало, но сразу очевидно, что она может сама за себя постоять, и от воздыхателя у девушки лишь проблемы. Это и приводит к обезоруживающему, но совершенно логичному финалу.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

В целом же фильм относится скорее к слоубёрнерам: действие здесь развивается неспешно. Большую часть времени герои путешествуют к конечной точке, встречая по дороге множество странных личностей, среди которых особенно выделяется шикарный Бен Мендельсон в шубе (он, кстати, и на премьеру пришёл в таком виде).

«Хороший, плохой, долбанутый» (Joheunnom nappeunnom isanghannom)

Тем же, кому в предыдущих примерах не хватило экшена и перестрелок, стоит обратить внимание на необычный корейский фильм.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

Конечно, это не совсем вестерн, поскольку действие разворачивается в Маньчжурии, да ещё и в XX веке, но фильм полностью стилизован под знаменитый западный жанр, и даже заголовок ссылается на классику Серджио Леоне. А вот темп повествования и накал сюжета — чисто корейский.

В 1930 годы во времена японской оккупации сходятся пути нескольких отчаянных героев. Преступника Пак Чхан-и (Плохой) нанимают, чтобы он ограбил японского чиновника, который перевозит в поезде какую-то важную карту. Тот устраивает настоящую бойню, но его добычу перехватывает вор Юн Тхэ-гу (Долбанутый). А тем временем на самого Пака Чхан-и выходит охотник за головами Пак То-вон (Хороший).

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

После короткого вступления буквально к пятой минуте в фильме покажут самые типичные для вестерна, но оттого не менее красивые кадры с летящей птицей и поездом. А потом начнётся экшен. Во время перестрелки в поезде камера будет прыгать вместе с разлетающимися в разные стороны телами и бодро перемещаться по узкому пространству, иногда вылетая за окна вагонов.

И этот темп не спадёт до самого конца. Герои, одного из которых играет будущая звезда «Паразитов» Сон Кан-хо, постоянно обманывают друг друга и окружающих, стреляют и дерутся. А к финалу всё и вовсе превращается в огромную погоню на конях, мотоциклах и джипах.

«Спасение» (The Salvation)

Ещё один вестерн из страны, казалось бы, далёкой от типично американских сюжетов — Дании. Режиссёр Кристиан Левринг (один из подписавших знаменитую «Догму 95» Ларса фон Триера) не слишком знаком широкому зрителю. А вот сценарист «Спасения» Андерс Томас Йенсен регулярно выпускает успешные фильмы, в которые неизменно приглашает Мадса Миккельсена. И эта картина — не исключение.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

Сюжет посвящён бывшему датскому солдату Йону (Миккельсен). Он обосновался в США и однажды отправляется встречать жену и сына. Но во время обратной поездки его родные гибнут от рук бандитов. Йон расправляется со злодеями, но оказывается, что среди нападавших был брат главаря местных гангстеров Деларю (Джеффри Дин Морган).

Тот требует от жителей города, где жил Йон, выдать убийцу. И герой, не успевший сбежать, оказывается в почти безвыходной ситуации. Помогать ему берётся немая любовница погибшего преступника (Ева Грин), на которую положил глаз сам Деларю.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

У Левринга и Йенсена вышла очень неоднозначная история, смешивающая в себе разные настроения. С одной стороны, это типичный вестерн. Есть благородный герой и гротескный, но харизматичный злодей. Есть очень яркая девушка. И все они сходятся в небольшом городе, жители которого лишь хотят, чтобы их не трогали.

Но всё подано необычно. Даже Еву Грин превратили из типичной красотки в немую и повидавшую боль женщину со шрамами на лице. А персонаж Миккельсена в какой-то момент предстает почти мучеником, который должен искупить грехи окружающих. В сцене, где Йона подвешивают и оставляют на солнце, легко заметить прямые религиозные намёки. Да и сам заголовок говорит то ли о победе над преступниками, то ли о спасении души.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

Но всё же в фильме хватит места и для перестрелок, и для жестокости. Что для типичного вестерна вполне неплохо.

«Местный» (The Homesman)

Томми Ли Джонс регулярно снимает фильмы на основе книг американских авторов и сам же играет в них. Жанры бывают разные: от камерной драмы «Вечерний экспресс „Сансет Лимитед“» (мы о ней рассказывали в подборке фильмов с двумя актёрами) до криминального триллера «Три могилы».

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

Не обошёл он стороной и вестерны — взял за основу роман двукратного номинанта Пулитцеровской премии Глендона Свортаута «Местный» и превратил его в неспешное и довольно мрачное повествование.

Одинокая и слишком прямолинейная для своего времени Мэри Би Кадди (Хилари Суонк) вызывается выполнить непростое задание: она должна перевезти трёх сошедших с ума женщин в приют, где о них будут заботиться. Героиня отлично управляет лошадьми и обращается с оружием. Но всё же она берёт в попутчики Джорджа Бриггса (Томми Ли Джонс). Точнее, Мэри Би спасает его от повешения, а тот в благодарность обещает служить и защищать её в дороге.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

У героев совсем разное воспитание и взгляды на жизнь, потому они часто спорят. Но оба стараются выполнить задание лучшим образом.

«Местный» может смутить постоянно скачущим настроением. В этом фильме есть почти комичные элементы: сам Томми Ли Джонс иногда специально разряжает обстановку, чтобы как-то оживить действие. Но основа истории максимально мрачная. Флэшбеки, рассказывающие о том, почему девушки сошли с ума, трагичны, да и судьба Мэри Би Кадди тоже незавидна.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

Но в этой мрачности как раз и главный плюс картины. Сюжет позволяет взглянуть на жизнь Дикого Запада с более реалистичной точки зрения, делая акцент не на перестрелках с индейцами и бандитами, а на безвыходности положения многих людей. Засуха ставит жителей посёлков на грань вымирания, а беспринципные бандиты досаждают со всех сторон

Характер Мэри Би не позволяет ей построить хоть какие-то отношения с мужчинами, а другие женщины оказываются заложницами обстоятельств. Да и в жизни Бриггса до этой судьбоносной встречи были самые печальные перспективы.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

Финал фильма даёт некоторую надежду. И тут уж каждому придётся выбирать: считать это логичной перспективой или же лишним желанием порадовать зрителя.

«Женщина, идущая впереди» (Woman Walks Ahead)

Как ни удивительно, но в подборке вестернов есть место и смеси романтики с политической драмой. Да ещё и основанной на реальных событиях.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

Сюзанна Уайт и знаменитый сценарист Стивен Найт (создатель «Острых козырьков») взяли за основу часть биографии художницы Кэтрин Уэлдон.

В фильме героиня в исполнении Джессики Честейн после смерти мужа отправляется в индейскую резервацию, мечтая написать портрет индейского вождя Сидящего быка. Прибыв на место, она узнаёт, что власти заставляют коренных жителей подписать документ, который позволит отобрать их земли. Кэтрин решает помочь индейцам в борьбе с захватчиками и призывает Сидящего Быка объединить народ. Ожидаемо, герои постепенно сближаются и даже влюбляются.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

Создатели фильма вольно обошлись с реальными фактами. Например, не упоминали сына Уэлдон, который путешествовал вместе с ней. Да и сами отношения главных героев явно приукрасили. Но у них и не было цели создать документальное полотно.

Главное достоинство как раз в сочетании жанров. Всё начинается как типичная романтическая история о любви людей из совершенно разных миров. Причём Уайт дополняет это ещё и потрясающими съёмками природы, перемежая пейзажи с мелкими деталями вроде насекомых или птиц.

Но потом всё переходит в политический триллер о беззаконии властей. Здесь прекрасно проявляет себя Сэм Рокуэлл. Он снова в привычном образе нахала, отношение к которому постепенно меняется.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

Динамики и перестрелок от «Женщины, идущей впереди» ждать не стоит, а вот отличной актёрской игры, красивой картинки и эмоций здесь предостаточно.

«Баллада о Лефти Брауне» (The Ballad of Lefty Brown)

В вестернах, да и вообще в любых жанрах, подразумевающих бодрый экшен, у главного героя часто есть забавный и нелепый помощник. Обычно он развлекает зрителя, а заодно и оттеняет крутость напарника. Но в 2017 году режиссёр Джаред Моше, наконец-то, решил дать высказаться и типичному сайдкику.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

Бесстрашный Эдди Джонсон (Питер Фонда) хорош во всём: он держит хозяйство, оберегает жену, планирует стать сенатором и всегда даёт отпор негодяям. А его давний друг и помощник Лефти Браун (Билл Пуллман) обычно держится в тени и кое-как выполняет несложные поручения. Но во время стычки с угонщиками лошадей Эдди прилетает пуля в голову. И у Лефти не остаётся ничего: все остальные считают его приживалой, и, строго говоря, они почти правы.

Тогда герой решает найти убийц друга и отомстить. Он отправляется в путь, встречает пару помощников, а вскоре и выясняет, что смерть Эдди, возможно, не была такой уж случайной.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

Причём фильм очень аккуратно обходит и другое клише подобных историй. Лефти не перерождается в крутого ковбоя и не становится заменой погибшему другу. Он слишком стар, чтобы научиться новым трюкам.

Но именно такие герои делают мир чуть добрее: они не отступаются от долга, даже зная, что не получат за это особой благодарности и не войдут в историю.

Великолепная семёрка: несколько необычных вестернов XXI века, которые вы могли пропустить

У Моше получился простой, но очень тёплый фильм. В нём есть детективный подтекст, который сталкивается с реальностью: вычислить преступника недостаточно, нужно его как-то победить. Но, главное, сюжет рассказывает о простой человечности, которая даже стареющего неряху делает примером для подражания.

Все перечисленные выше фильмы, разумеется, проигрывают в масштабности и постановке многим топовым вестернам. Но они позволяют чуть шире взглянуть на классический жанр и найти новые грани в историях о ковбоях и револьверах, а потому заслуживают внимания.

Если у вас есть свои примеры не слишком нашумевших, но достойных вестернов — поделитесь в комментариях.

459459
116 комментариев

Комментарий недоступен

120

Отличный фильм для всей семьи!

68

Фильм качественный, но неровный. Местами очень правдоподобный, а местами голивудский. 2/3 фильма тупо поход, а в финале жесть. И финал расстроил своей натянутостью, если без спойлеров.

11

У Залера что фильмы, что книжки отличные. С "Томагавком" складно рифмуется его "Духи рваной земли".

3

По телику смотрел, было прям отвал башки.

Вижу Мадса-сразу плюс

53

Вижу Фассбендера, сразу прохожу мимо.

3