Евангелион нового поколения. Ретрообзор
Евангелион нового поколения - это по-настоящему многогранное произведение, что отражается и в жанровой принадлежности, и в характерах персонажей, и в аудиовизуальном аспекте.
Вступление
В первых сериях это аниме может показаться драмой с элементами экшена, в дальнейшем в некоторых из них появляются комедийные элементы, а в начале второй половины произведения в сюжетную канву вклинивается обилие психологизмов, которое в двух финальных сериях трансформируется в поток сознания. В данном аниме глубоко прописаны характеры персонажей, что подается через их действия, визуализацию мыслей и зачастую трагическую предысторию. По-настоящему меня восхитил аудиовизуальный стиль произведения. Несмотря на полуквадратный формат кадра, ограничение в технологиях тех лет и бюджете - визуально аниме выглядит просто прекрасно. Во многом это достигается благодаря крайне изобретательной выразительной постановке и нестандартному выбору планов. Также порадовала общая композиция - в каждом кадре всегда подается ровно столько информации, сколько необходимо, а визуально компоновка кадра всегда уравновешенна с тональной и смысловой точки зрения.
Сеттинг
Стоит сказать о мире аниме. Действие происходит во время условного будущего, которым его можно было называть в годы создания сериала, а жанр произведения можно определить как "меха". По сюжету пятнадцать лет назад произошел Второй удар, глобальный катаклизм, который на годы заставил жить человечество в бедности и готовится к нападению "Ангелов" - загадочных существ, представляющих угрозу. Ради этого были созданы несколько организаций, такие, как Nerv и Seele. Мир аниме покрыт множеством тайн и определенные законы его работы или мотивации некоторых персонажей остаются нераскрытыми даже после просмотра, что определенно расстраивает, как и его первый вариант концовки, который многим может прийтись не по вкусу. Последние две серии произведения можно назвать психоделическим потоком сознания с многоуровневыми внутренними конфликтами и нескончаемыми диалогами, под местами вызывающий вопросы видеоряд. Это обусловлено критическим недостатком бюджета у студии (местами настолько, что рисовать приходилось на бумаге) и это было исправлено в полнометражном фильме "Конец Евангелиона", который я настоятельно рекомендую посмотреть перед просмотром 25й и 26й серии аниме.
История
История начинается с того, что в 2015м Ангел возвращается, чтобы атакавать Токио - 3. Мисато Кацураги привозит Синдзи на базу NERV, которой руководит его отец. Там Синдзи впервые встречается с Евангелионом - огромным человекоподобным роботом, которым ему предстоит управлять. Дальнейший сюжет состоит из множества битв евангелионов с ангелами, вперемешку с комичными и драматическими камерными сценами, интригующими сценами о глобальном замысле, происходящем за кадром и эпизодами, посвященными психологическому аспекту жизни героев. На протяжении аниме эта смесь почти не дает заскучать.
Религиозный подтекст
Одной из значимых деталей сюжета является вездесущий библейский подтекст, который в наибольшей степени отображается названиями определенным предметов, как например один суперкомпьютер здесь называется “Маги”, как библейские волхвы, врагов людей в оригинале называют апостолами, а также в сюжете фигурирует Сценарий мертвого моря – древний еврейский религиозный манускрипт. Ниже приведен перечень всех ангелов (ангелы носят различные имена, отражающие их основную суть):
1 Адам (красной почвы)– прародитель всех ангелов (здесь аналогия очевидна)
2 Лилит (черной луны) – прародительница всех людей, демон в еврейской мифологии и по кабалистической теории первая жена Адама.
3 Сакиил (ангел воды)
4 Самусиил (ангел дня)
5 Рамиил (ангел грома)
6 Гагиил (ангел рыб)
7 Израфил (ангел музыки)
8 Сандалфон (ангел зародыша)
9 Маториил (ангел дождя)
10 Сахакиил (ангел неба)
11 Ируил (ангел страха)
12 Лелиил (ангел ночи)
13 Бардиил (ангел града)
14 Зеруил (ангел мощи)
15 Ариил (ангел птиц)
16 Армисаил (ангел утробы)
17 Табрис (Каору Нагиса, ангел свободной воли)
18 Лилим (ангел жизни) - человеческая раса.
Однако библейский подтекст отображается не только с точки зрения сюжета, но и визуально, как пример взрыв некоторых ангелов образовывал форму распятия, а прародитель всех людей – Лилит была распята на кресте подобно Иисусу Христу.
Философия
Философия занимает в данном аниме отдельное место и раскрывается в большей степени в финальных двух эпизодах и окончании фильма “Конец Евангелиона”.
Основной вопрос, который задается в финале сериала – это: “Каким образом формируется человеческая личность”. И главный герой находит ответ: “Через осознание отличия себя от других людей”. Это можно переформулировать, так: личность человека является результатом его взаимодействия с окружающими людьми, и осознание собственной идентичности приходит с пониманием собственного отличия от них.
Другая идея, о которой говорится в сериале – это гипотеза о том, что в душе каждого человека с рождения остается одно пустое место, которое и является причиной чувства одиночества( от которого страдает большинство героев аниме). Идеального варианта, чтобы от него избавиться не существует и каждый из героев борется с ним по своему, а некоторые организации вовсе хотят избавиться от него на всемирном уровне.
Также в аниме имеет место быть расхожий тезис о том, что с чем бы не сражался человек - его главным врагов всегда будет ему подобный, что подтверждается порядком появления ангелов.
(Есть и другие тезисы, о которых говорят авторы сериала, однако я воздержусь от описания, во избежание спойлеров.)
Герои через призму психологии
Немалым достоинством “Евангелиона Нового Поколения” являются харизматичные, обладающие продуманной предысторией и неодназначные в психологическом плане персонажи.
Главный герой, Икари Синдзи - это четырнадцатилетний мальчик, который боится сближаться с людьми, страдает от циклической депрессии и готов пойти на все ради одобрения своего отца, который однажды его бросил.
Отец Синдзи, Икари Гэндо - самоуверенный и "неумелый в жизни" считает, что его нельзя полюбить или вернее, что его могла любить только его погибшая жена и избегает собственного сына.
Глава оперативного отдела - Кацураги Мисато ненавидит погибшего отца, который спас ее, боится одиночества, пытаясь избавиться от него при помощи мужчин, и не показывает истинную себя, прячась за маской, которую уважают окружающие ее люди.
Один из пилотов – Аска Лэнгли Сорью вовсе увидела в детстве собственную повесившуюся мать и с тех пор зациклилась на внимании окружающих и достижении собственной цели.
Режиссура и Анимация
С визуальной точки зрения Евангелион Нового поколения выглядит просто прекрасно. Несмотря на то, что с первого взгляда анимация кажется простоватой, благодаря полуквадратному формату кадра картинка выглядит качественно даже в крупных боевых эпизодах. Немалую роль в этом сыграл и правильный выбор смысловой композиции: в каждом кадре всегда было ровно столько информации, сколько было необходимо для понимания происходящего. Также важно упомянуть качественную работу режиссера анимации, правильный выбор цели каждой сцены которого поспособствовал наиболее выразительной и “киношной” передаче сюжета. В купе с этим визуального разнообразия добавлял нестандартный выбор точек обзора для съемки, как пример показание происходящего через отражающие поверхности.
Режиссура боевых сцен
Стоит упомянуть режиссуру боевых сцен, которых мне несколько не хватило. Большинство из них были довольно короткими и далеко не самыми зрелищными. С одной стороны некая функциональность боя и отсутствие излишней драматизации поспособствовали более реалистическому восприятию происходящего, но с другой это скорее можно списать на недостаток бюджета при их анимировании. Это было неплохо компенсировано в полнометражном фильме “Конец Евангелиона”. В нем мы увидели обилие более качественных спецэффектов, несколько обширных батальных сцен, как битва Аски и поразительную визуальную инсталляцию в конце фильма (которая не смотря на выразительный внешний вид была малопонятна с точки зрения сюжета). Также стоит выделить частый акцент на ограничении во времени для героев, который позволил повысить и даже визуализировать градус напряжения в некоторых сценах.
Монтаж
Стоит выделить и качественную работу режиссера монтажа. Она была видна еще в оупенинге, благодаря ритмичному сопоставлению с выдающимся музыкальном рядом; в боевых сценах во время грамотного переключения кадров между планом на главного героя и на евангелион, и в особенности, в сценах с потоком сознания, в которых молниеносное переключение кадров позволило выразительно визуализировать хаотичное психологическое состояние героев.
Саундтрек
Также хочется сказать о прекрасной работе композитора аниме. Его трек из оупенинга наверняка надолго запомнился многим, темы персонажей, в особенности Мисато, прекрасно дополнили образы героев, а саундтреки, которые использовались в боевых сценах, сделали их более выразительными и поспособствовали нагнетанию напряжения.
Озвучка
Озвучку этого аниме можно только хвалить: голоса актеров прекрасно соответствовали персонажам, в них не чувствовалась “студийность” – звуки были обработаны в соответствии с контекстом произношения, актерская игра целиком соответствовала ситуациям, в которые попадали герои и ни на секунду не вызывала “неверия”.
Итог
Подводя итоги, я хочу сказать, что Евангелион – это отличное и прорывное в своем жанре аниме. Произведение интересно с точки зрения сюжета: оно удерживает внимание на протяжении всего аниме, благодаря балансу между экшн сценами, камерной комедией, драмой, интригующими сценами о происходящем за кадром и психологизмами; оно не шаблонно в выборе тем, о которых говорит от боязни одиночества и проблеме самоидентификации до детских травм и депрессии; обладает интересным миром, некоторые детали которого увы остаются за кадром; показывает интересных персонажей, каждый из которых не совсем такой, которым кажется с первого взгляда и каждый из которых объемен благодаря собственной предыстории, мотивации, наличию мировосприятия, развитию характера и визуализированной психике. Также это аниме интересно с аудиовизуальной точки зрения: в нем есть и выразительная постановка (за некоторыми исключениями в батальных сценах) и четкая композиция, в которой преобладают правильные вертикали и горизонтали, и простая, но качественная анимация, а с точки зрения аудио мы имеем восхитительную работу композитора и актеров озвучки. Я был крайне доволен после просмотра данного сериала и полнометражного фильма“Конец Евангелиона” и порекомендовал бы ознакомиться с ними каждому, кто готов столкнуться со всей философией, психологизмами и потоками сознания, которые ожидают его во второй половине произведения.
9 ,5 из 10
Бесконечно можно смотреть на три вещи: горящий огонь, бегущую воду и на то, как анимешники пытаются разобрать Еву
Вспомнилась легендарная копипаста:
Я изучал Евангелион на протяжении многих лет. Пересмотрел каждый кадр, смотрел задом наперед , смотрел без звука, без видео, смотрел на двух экранах одновременно, смотрел с максимальным контрастом, смотрел в Японии, у знакомого японца, смотрел ночью, днем, утром, вечером.
На все ушло 2000 часов. Но я разобрался.
Евангелион — очередной меха-гаремник без сюжета.
огонь, вода и как Синдзи лезет в робота...
А там надо что-то прям разбирать разве ?
Комментарий недоступен
Отвратительно.
Мы тебя за это не осудим (нет)