Земля кочевников. Скитание души на просторах жизни

Философская поэма о поиске себя, стремлении к свободе, мире вокруг и внутри нас.

Nomadland, 2020
Directed by Chloé Zhao
Written by Chloé Zhao, Jessica Bruder
Cinematography Joshua James Richards

Я никогда не говорю: «Прощай», я говорю: «Увидимся на дороге жизни»

Боб Уэллс, Лидер и идеолог современного кочевнического движения в США

Жизнь продолжается. Она всегда это делает. Что бы ни происходило, в какие бы обстоятельства не попадал человек и каким бы образом судьба не преподносила новые препятствия — жизнь всегда будет продолжаться вне зависимости от того, насколько в этом будете заинтересованы лично Вы.

Земля кочевников. Скитание души на просторах жизни

Жизнь, как бескрайний простор сомнений, переживаний, радостных и грустных событий, боли, моментов счастья и нескончаемо долгих минут отчаянья, пересекающихся с мимолётными мгновениями душевной добродетели.

Жизнь, как дорога, усеянная ямами, холмами, участками гладкого асфальта и полная извилистых путей. Жизнь, как время, играющее с человеком в игру без шанса на его победу, однако с возможностью ведения достойной партии. Жизнь — самое ценное, что есть у каждого из нас.

Для Ферн (персонажа Фрэнсис Макдорманд) переломный момент жизни наступил неожиданно. Потеряв работу на фабрике из-за экономического кризиса, и оказавшись буквально ни с чем после смерти любимого мужа, ради которого она долгие годы оставалась в маленьком провинциальном городке, женщина становится вынуждена вести кочевнический образ жизни по западу США в собственном небольшом доме на колёсах, перебиваясь временными заработками.

Ферн открывает для себя новую действительность — жизнь без дома, но не бездомную. Обретая иную философию бытия, Ферн находит в этом смысл своего существования.

Земля кочевников. Скитание души на просторах жизни

Картина «Земля кочевников» является киноадаптацией документального романа американского исследователя Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века» о современных людях, ведущих переселенческий образ жизни на территории Соединённых Штатов Америки. Инициатором создания фильма на основе книги выступила сама Фрэнсис Макдорманд, исполнившая роль Ферн, и по совместительству ставшая продюсером картины.

Режиссёром же выступила Хлоя Чжао, родившаяся в Пекине, но проживающая и работающая в США. Большинство критиков считают Хлою одной из самых грамотных и тонко чувствующих исследовательниц американской культуры в области кинематографа, несмотря на её довольно молодой возраст и восточные корни.

Земля кочевников. Скитание души на просторах жизни

В подтверждение этих слов на суд зрителей режиссёр может предоставить свои предыдущие работы: «Песни, которым меня научили братья» (2015) и «Наездник» (2017) о жителях индейской резервации и восходящей звезде родео, так неудачно получившей травму голову соответственно.

12 сентября 2020 года «Земля кочевников» была удостоена главного приза Венецианского кинофестиваля. Работа Хлои Чжао получила «Золотого льва» и стала явным лидером в предстоящей оскаровской гонке.

Земля кочевников. Скитание души на просторах жизни

«Земля кочевников» не самый обычный представитель фильмов жанра роуд-муви. Скрываясь за ширмой невзрачной и даже бездейственной драмы о скитаниях неприкаянной души главной героини, на деле картина оказывается глубоко-философским трактатом о двух казалось бы совершенно взаимоисключающих вещах: поиске себя и бегстве от собственной личности.

Обе эти темы типичны для жанра фильмов-путешествий, однако не столь очевидны в контексте пространного рассуждения о месте человека в этом мире. Хлое Чжао удаётся сочетать в наибольшей степени тончайшие мотивы аспектов человеческого существования со смыслом, привносимым в жизнь извне.

Земля кочевников. Скитание души на просторах жизни

В фильме практически отсутствует сюжет. Вместо привычного развития истории, основанной на трёхактной структуре повествования, периодически подпитывающейся различными точками интереса перед зрителем предстаёт стерильное полотно — уже готовый холст, открыто демонстрирующий весь объём событий сразу.

Да, номинально в картине происходит смена действия, главная героиня путешествует на своём минивэне по местам обитания современных кочевников, знакомится с новыми людьми, обретает друзей ровно с той же скоростью, с какой с ними и прощается, рассуждает о собственной судьбе и переосмысляет жизненные ориентиры. Однако в этом случае Ферн выступает скорее не проводником внутри собственного рассказа, а ключиком к замку рассказов общих. Рассказов мест и людей, эти места населяющих.

Земля кочевников. Скитание души на просторах жизни

Как раз в этом и заключается вся прелесть фильма — его чудесный мифологический магнетизм. Будучи прекрасным знатоком американской жизни Хлоя Чжао с заядлым вовлечением художника-импрессиониста аккуратными мазками наносит на полотно своей картины образы и характеры самых обычных людей, создавая особый, ни на что не похожий стиль.

Романтика американских дорожных путешествий, восходящая корнями к середине XX века в руках режиссёра превращается не в территорию производства поэтов, ковбоев или заблудших странников-мудрецов, но в место обитания простого человека, потерявшего работу, дом и смысл существования.

В тоже самое время Чжао ясно даёт понять, что именно нахождение человека на такой дороге позволяет обрести ему душевный покой и стремление двигаться дальше.

Земля кочевников. Скитание души на просторах жизни

Через призму взгляда главной героини работа Хлои Чжао в свойственной первоисточнику документальной манере по крупинкам собирает на медную проволоку повествования бусинки человеческих судеб, образуя единый узор, который зритель привык называть «жизнью».

«Земля кочевников» не старается насильно навязывать душераздирающие эмоции и манипулировать чувствами зрителя. Наоборот, фильм максимально отстранённо относится к тому, как его может воспринять смотрящий, даря по ту сторону экрана ощущение, сравнимое не больше, чем с греющей душу меланхолией и воодушевляющей тоской. Картина убаюкивает своей неспешностью, погружая зрителя в эмоционально-добровольный транс.

Земля кочевников. Скитание души на просторах жизни

Ровно с той же любовью и вниманием, с какими режиссёр относится к работе со своими героями, Хлоя Чжао отдаёт всю себя и демонстрации окружения. Фильм до мозга костей пропитан «американским» настроением, проявляющимся даже в самых незначительных элементах мира.

Истинное восприятие кочевой Америки распространяется далеко за пределы экрана во время просмотра.

Земля кочевников. Скитание души на просторах жизни

Реконструируя повествовательный подход и не стараясь находить компромиссы для персонажа Фрэнсис Макдорманд, Хлоя Чжао намеренно разрушает привычные представления о возможных исходах подобной истории.

Вместо того, чтобы Ферн не то чтобы смогла, но хотя бы имела надежду отыскать новый дом и любящего человека, режиссёр, учитывая реалии современного общества, предоставляет своей героине карт-бланш на свободу дальнейших действий, помещая в голову, как Ферн, так и зрителей идею о том, что порой встав на новую дорогу и полностью отказавшись от прошлого, навряд ли ты сможешь вернуться к тому с чем когда-то расстался навсегда.

Земля кочевников. Скитание души на просторах жизни

Будто бы вторя этой мысли, картина нетривиально критикует образ американской мечты, базирующийся на безусловной важности наличия дома и прочего бесконечного имущества, как самоцели.

В глазах режиссёра принцип человеческой привязанности к вещам и привычным действиям становится очевидной преградой перед возможностью попробовать настоящую жизнь. Хлоя Чжоу не предлагает однозначное решение проблемы, но показывает один из возможных ответов на насущный вопрос о смысле бытия.

Земля кочевников. Скитание души на просторах жизни

Вместе с персонажем Фрэнсис Макдорманд зритель приходит к не самому простому осознанию того, что самое важное, что нужно человеку, всегда находится внутри его души. Дом не там, где стоят четыре стены с крышей, а там, где ты чувствуешь себя свободно. Эта простая, но до безумия важная мысль лейтмотивом проходит через весь фильм и делает картину универсальной.

«Земля кочевников» прививает опыт того, что никакое прошлое не стоит личностных страданий, особенно, если оно исчезло в одночасье. Умение отпускать — вот главная способность сильного человека.

Земля кочевников. Скитание души на просторах жизни

Это очень живое кино. И живое оно не потому что в нём постоянно происходит какое-то действие, а потому что это кино о реальных людях. Едва ли не все персонажи «Земли кочевников» — реальные люди со своими реальными историями. Сезонные рабочие, бродячие музыканты и продавцы мороженного в придорожных забегаловках, у каждого из них есть что сказать о жизни.

Несмотря на наличие громкого имени Фрэнсис Макдорманд на главной роли, Хлоя Чжао не стала отказывать собственным принципам работы с непрофессиональными актёрами. Даже лидер современного кочевнического движения Боб Уэллс — это совершенно реальный человек, играющий в фильме самого себя.

Земля кочевников. Скитание души на просторах жизни

Сама Фрэнсис исполнила, пожалуй, свою самую лучшую роль за всю карьеру. С первых минут картины глубокий и пронзительный взгляд актрисы поражает своей многозначительностью и одновременно рвущей душу опустошённостью.

Удивительно, как при столь эмоционально ограниченной сценарием роли, актрисе удалось сполна показать призрачную тревогу, вопрошающую к попытке зажить новой жизнью и убежать от опустошающей правды ради культуры кочевых переселенцев.

Помимо всего прочего «Земля кочевников» безумно красивое кино. Оператор Джошуа Джеймс Ричардз радует зрительский глаз бескрайними просторами пустыни Среднего Запада, раскатистыми равнинами и возвышающимися к небу горами, противопоставляя шикарным видам природы серость и тоску городов и заводов корпоративной Америки. А какая в фильме прекрасная музыка в исполнении композитора Людовико Эйнауди.

Земля кочевников. Скитание души на просторах жизни

«Земля кочевников» — удивительный пример картины повествующей не о чём-то конкретном, но обо всём сразу, в то же самое время, всё же, не пытаясь выходить за рамки собственных идей и ориентиров. Каждое мгновение этого фильма пропитано духом свободы, граничащей с внутренней опустошённостью, открывающей совершенно иные горизонты для полёта души на бесконечных просторах жизненных перипетий.

Это самое настоящее философское изречение, не претендующее на то, чтобы быть правильно понятым, но безусловно нужное, чтобы мы все смогли понять сами себя. Наш дом — это планета, родной город и близкие люди вокруг, а наша дорога — это и есть жизнь. Поэтому никогда не нужно говорить: «Прощай», достаточно сказать: «Увидимся на дороге жизни».

P.S.: Навивающая тёплую тоску прекрасная заглавная тема фильма, написанная итальянским композитором Людовико Эйнауди.

Ludovico Einaudi - Oltremare

P.S.S.: Буду очень признателен вашей подписке на блог. Хорошего дня, помните, что бы ни случилось, у Вас всегда есть Вы!

#землякочевников #фрэнсисмакдорманд #хлоячжао #nomadland #драма #кино #мнение #рецензия

6868
23 комментария

абсолютно ноль эмоций от просмотра 

3
Ответить

Такая же история

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Давненько не испытывал такого удовольствия от чтения статьи. Действительно, очень приятный слог. Спасибо, Сергей! Добавил фильм в списочек к просмотру.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

в фильмах всегда можно что-то найти для себя. даже если это обычная песня в титрах( объезд или проксима), которая может оправдать все проебы в фильмах. но только не в земле кочевниках 

1
Ответить