Новая волна британского пост-панка: брекзиткор, нигилизм и джаз-манипуляции

Do you hear that thunder?
That's the sound of strength in numbers. (c)

IDLES
IDLES

Начнём с азов: пост-панк как жанр возник в середине-конце 70-х, отпочковавшись от панк-рока и впитав в себя влияние таких стилей, как краутрок, арт-рок, экспериментальной сцены и даже электроники. В его основе стояло холодное, даже промозглое звучание, с монотонными гитарными ритмами, пассивно-агрессивным темпом и жалящими в самое сердце строчками с оттенками депрессии и безответной любви, а возможности для вариаций и фантазии были неисчислимы.

Если вспоминать ту эпоху, то первыми на ум приходят такие коллективы, как Joy Division, Gang of Four, Wire или Talking Heads, а к концу восьмидесятых к ним начали присоединяться банды с серьёзным влиянием готик-рока и глэма, в числе которых небезызвестные The Cure и The Sisters of Mercy.

Joy Division
Joy Division

Далее можно долго расписывать, в какие степи завело направление с годами, но фактически с наступлением 90-х его основная часть ушла в подполье, а на передний план вышли более простые вариации, например дэнс-панк.

Были и менее популярные ответвления жанра, например колд-вэйв или ноу-вэйв, но это уже удел знатоков и самых увлечённых фанатов, хоть и от себя отмечу легендарную группу Swans, которая наиболее удачно комбинировала многие идеи пост-жанров в своём творчестве на протяжении всей карьеры.

Swans — Beautiful Child (Live, 1987)

Итак, что же было дальше? А дальше у нас пост-панк ревайвл, произошедший в начале двухтысячных и с такими группами в авангарде, как The Strokes или Interpol, с акцентом на инди-звучании или даже элементами поп-сцены, что заметно облегчило звук жанра и убрало из него всю грузность и хаотичную натуру.

Эта тенденция прожила недолго, ибо популярность подобных коллективов медленно сходила на нет из-за перенасыщения рынка всевозможными инди-формациями, звучащими сравнительно одинаково. Так мы и подошли к началу 2010-х, когда молодые группы начали возвращать направлению его экспериментальный лоск и былую агрессивность, а в числе первых борцов за аутентичный вид выступали канадцы Preoccupations и американцы Protomartyr.

Перенесёмся ближе к актуальному времени и посмотрим, как поднималась волна популярности пост-панка среди британской сцены на примере восьми разных и по-своему необычных представителей сцены. Долго расписывать про каждый коллектив не буду, ибо под любой из них можно выделить свою собственную статью и уйти в детали по звучанию, лирике и творческому пути. Может, в будущем?

IDLES

Новая волна британского пост-панка: брекзиткор, нигилизм и джаз-манипуляции

Самым очевидным будет выделить взлетевших в популярности британцев IDLES, чья твердолобая, грубая и сатирическая вариация пост-панка как нельзя лучше подогрела интерес страны к подобной музыке. Несмотря на сравнительную популярность их дебютного альбома Brutalism, главный толчок к успеху им поддала вторая пластинка Joy as an Act of Resistance как идеальный образец вызывающего и динамичного пост-панка, смешанного с артистичной ноткой и старым-добрым панк-роком для раскачивания публики.

Конечно, нельзя не выделить их вокалиста Джо Талбота, настоящий голос пролетариата, умеющий парой строчек довести толпу до ликования или же откровенной ярости. На живых выступлениям мужики разносили всё и вся, так что лучшим вариантом будет увидеть это самостоятельно.

IDLES — Danny Nedelko (Glastonbury 2019)

Совсем недавно, в 2020 году, у ребят вышла новая работа Ultra Mono, после которой всю эту волну экспериментальной панк-музыки начали то ли в шутку, то ли на полном серьезе называть «брекзиткором», в честь, несложно догадаться, брекзита — «прекращения членства Великобритании в Европейском Союзе» (википедия, спасибо).

Это важная тема для всего британского населения, а так как панк-сцена всегда любила высказываться за свою позицию, защищать жизнь простого люда и поднимать другие актуальные топики, причём с полярно разными мнениями — отсюда возник и термин. Честно говоря, я не большой фанат политики, но факт остаётся фактом — времена нынче сложные, и кто как ни музыка поможет преодолеть нам окружающую смуту.

IDLES — War (с альбома Ultra Mono)

Shame

Новая волна британского пост-панка: брекзиткор, нигилизм и джаз-манипуляции

Совсем молодые, но крайне талантливые и горячие на голову музыканты из Shame не только отлично показывают себя как классический пост-панк коллектив, но и умудрились всего за два альбома серьезно набрать в харизме и характере, разнося в пух и прах всех, кто считал их дебютную пластинку посредственной. Не спорю, может Songs of Praise и был воодушевляющим началом, но уже в начале этого года музыканты выпустили свою вторую пластинку Drunk Tank Pink, где подправили многие ошибки и смогли выдать нечто действительно важное и злободневное.

Отличает их удачная комбинация из пост-панковского мелодизма, нойзовой искорки, гулких бас-партий и бескомпромиссной экспрессивности вокалиста Чарли Стина.

Shame — Water in the Well (с альбома Drunk Tank Pink)

King Krule

Новая волна британского пост-панка: брекзиткор, нигилизм и джаз-манипуляции

Не совсем правильно помещать Арчи Маршалла в эту рубрику, но его постоянно всплывающие связи с пост-панк сценой не оставили мне другого выбора. Парень этот очень меланхоличный, стильный и всегда артистичный, предпочитающий вместо монотонной гитарной атаки нечто более спокойное и необычное.

В его работах встречаются элементы джаза, психоделики, арт-рока и эмбиента, и всё это подчеркивается томным, гипнотизирующим вокалом артиста с его сотней абстрактных историй. В прошлом году у него вышла пластинка Man Alive!, и это лучший показатель того, на что способен наш британский антигерой.

King Krule — Comet Face (с альбома Man Alive!)

HMLTD

Новая волна британского пост-панка: брекзиткор, нигилизм и джаз-манипуляции

Быстренько уйдем в странное — к грациозным выходцам из Лондона HMLTD. Эти музыканты не только сумели совместить в своей музыке холодный тон пост-панка с игривой эстетикой глэм-рока, но и разнообразили коктейль добавками из дэнс-панка, арт-попа и кантри-эстетики, что активно прослеживается на их прошлогоднем дебюте West of Eden. Где вы ещё встретите британцев, косящих под ковбоев и продвигающих квир-культуру через панкушную чернуху и колкую сатиру?

HMLTD — West is Dead (c альбома West of Eden)

black midi

Новая волна британского пост-панка: брекзиткор, нигилизм и джаз-манипуляции

Ещё одни необычные представители развивающейся британской сцены — black midi. Парни, только недавно покинувшие стены школы, уже печатаются во всех крупных музыкальных издательствах и зарабатывают сотни тысяч просмотров под своими видео.

Описать их музыку будет не так просто, ведь в ней сочетается влияние джаза, мат-рока, нойза, панк-сцены и всевозможных экспериментов со структурой и темпом композиций. Их творчество необузданно и диковато, а потому оттого дико интригует и возбуждает аппетит. В данный момент музыканты выпустили только один альбом, Schlagenheim, но уже ходят слухи о новом пластинке в этом году.

black midi — bmbmbm (Live on KEXP)

Black Country, New Road

Новая волна британского пост-панка: брекзиткор, нигилизм и джаз-манипуляции

Главные друзья black midi и ещё одни убер-талантливые студенты, Black Country, New Road порадуют всех, кому мало джаза в их пост-панке. Всё их творчество — это сложный и завораживающий танец из комплексных ритмических рисунков, поэтической лирики и продолжительных инструментальных джэмов, поражающих ум мастерским исполнением. Совсем недавно у них вышла дебютная пластинка For the first time, так что у вас есть отличный шанс узнать ребят на самой заре их славы.

Black Country, New Road — Science Fair (с альбома For the first time)

Squid

Новая волна британского пост-панка: брекзиткор, нигилизм и джаз-манипуляции

Про эту пятерку сам узнал сравнительно недавно, ибо у них даже нет дебютного альбома (точнее, его выход намечен на 7 мая), но Squid действительно стоят внимания всех фанатов экспериментальной жилки в панк-сцене. В конце января они выдали девятиминутный трек-колосс, по степени проработки и интенсивности риффов оставляющий много вопросов — откуда в южном Лондоне берётся столько безумно талантливых новичков? Это же уму не постижимо, ей богу.

Squid — Narrator

Dry Cleaning

Новая волна британского пост-панка: брекзиткор, нигилизм и джаз-манипуляции

Закончу свой список на ещё одной перспективной банде Dry Cleaning, играющей очень прямолинейный и задорный пост-панк, но при этом умудряющийся цеплять слух броской ритм-секцией и шикарными вокальными перфомансами девушки Флоренс Шо. Я буквально влюбился в их музыку с тех пор, как услышал их первые мини-релизы двухлетней давности, и уже в этом году у них должен выйти свой полноценный дебют.

Dry Cleaning — Scratchcard Lanyard

На этом всё, и имейте ввиду, что я лишь скребу по поверхности и даю вам краткий список тех, за кем стоит следить и что стоит послушать, если вам интересно данное направление. Британский пост-панк переживает сейчас подъём именно из-за молодых талантов и креативной жилки, с которой новые коллективы подходят к своей музыке. Им не чужды сложные джазовые гармонии, отсылки к Западу, математические пируэты или вкрапления электроники; самовыражение идёт на первом месте, и я считаю, что именно отклонение от классического курса делают из современного пост-панка столь интригующую и важную музыкальную нишу.

Если же сам жанр вам малоизвестен и вам хочется познакомиться с ним поближе — можете послушать мой плейлист, посвященный пост-панку сквозь несколько декад в музыке. Благодарю за внимание!

6969
34 комментария

Кажется ты забыл про Fontaines d.c. Судьба у них как и у IDLES - вышел неплохой первый альбом, а потом шлифанули вторым, так что в дополнение, всем любителям рекомендую ознакомиться 

6
Ответить

Честно говоря - они уже были в списке, пока я не вспомнил, что они ирландцы, а не англичане :D

Но группа мне очень нравится, а их прошлогодний альбом и вовсе попал в десятку моих любимых альбомов года, парни круто постарались и превзошли себя. Всем советую!

Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Tropical Fuck Storm ближе к нойзу и психоделике (тоже очень крутые), Виагра же играет свой сорт пост-панка, с саксофоном и наркотиками, а вот Parquet Courts делают что-то среднее между индюшатиной и пост-панком, но весело и бодро. Прости за много непонятных жанров, я люблю подобное дело c:

Послушай плейлист в конце статьи, там собрал кучу новых и старых групп, все достойны внимания!

3
Ответить

Если зашло, послушай HTMLD. У них более изобретательный, более артовый подход к постпанку

2
Ответить

Это я радуюсь ещё одному классному лонгриду. Спасибо!

2
Ответить
Комментарий удалён модератором