«Душа» — о жизни и смерти

Новый мультфильм Pixar, в котором нашлось место джазу, смерти и поискам собственного предназначения.

«Душа» — о жизни и смерти

Будни Джо Гарднера, главного героя анимационного фильма Пита Доктера и студии Pixar, — грустны и бессмысленны. Они наполнены нереализованными мечтами о славе джаз-музыканта и нелюбимой работой школьным учителем музыки. Недостатка нет лишь в давлении матери, постоянно требующей бросить несбыточные желания и окунуться в мир стабильной медицинской страховки и пенсии.

А еще жизнь Джо, лишь стремящаяся к расцвету, обрывается одним резким движением. Но нежданное избавление от всех проблем не приносит облегчения, ведь перед самой кончиной в судьбу мечтательного музыканта вторгся первый лучик надежды. Местная Ма Рейни, известная джаз-исполнительница, положила глаз на ловкие пальцы Джо и пригласила присоединиться к ее группе.

Поэтому нелепое падение в канализационный люк, оборвавшее унылую жизнь героя, его крайне разозлило — когда на кону исполнение мечты всей жизни, не время валяться в гробу и слушать причитания родни. Быстро поняв, что странный метафизический конвейер среди Великого Ничто везет его душу подальше от славы и успешной карьеры, Джо ныряет в темнейшую неизвестность.

«Душа» — о жизни и смерти

«Душа» — уже вторая картина Pixar, которая пытается разобраться в замысловатых проблемах смерти и послесмертия. Но если в «Тайне Коко» изучалось влияние кончины на близких, то «Душа», поставленная режиссером «Вверх» и «Головоломки», фокусируется на осознании конечности собственного пути и жизненном багаже, с которым придется встретить фигуру с косой.

Вот только зловещая тень в балахоне не посещает Джо, а бородатый старец не является с инспекцией. Не желающий мириться со смертью герой сбегает из загробного мира в Великое Начало — место, где новорожденные души обретают первые умения. Учительские навыки оказываются как нельзя кстати, и Джо легко сливается с толпой менторов, обучающих малышей первым шагам.

Чудесное и яркое место, где оказывается герой, служит не только фабрикой душ, но и игровой площадкой на сложном пути. Для того, чтобы заслужить земное рождение, крохам требуется найти искру — занятие, которое наполнит их желанием идти по жизни. Но у каждого свое вдохновение, будь то спорт или творчество. Для Джо — это джаз, ставший мостиком в отношениях с покойным отцом.

Поиск себя и высшего призвания — главные темы «Души». О сложностях оставаться уникальной личностью, со своей мотивацией и источниками вдохновения, Пит Доктер рассказал в «Головоломке». Его новая картина развивает эти идеи, но уже с более взрослой точки зрения. Если юная героиня сталкивалась с проблемами взросления, то Джо гложет не что иное, как кризис среднего возраста.

Картины Pixar взрослеют со зрителем и все чаще отходят от привычного ребячества. Если раньше темы смерти и одиночества поднимались юными героями, то «Душа» впервые ставит во главу угла взрослого мужчину — эгоистичного, мелочного и запутавшегося. Джо — никудышная ролевая модель для ребенка, зато весьма близкий взрослой аудитории образ.

Попав в Великое Начало, Джо оказывается наставником строптивой души №22, которая никак не желает рождаться и всячески уклоняется от поиска искры. Главный герой, еще в детстве познавший свою страсть, решает заставить вредную особу влюбиться в жизнь на Земле. Хотя его собственная не была примером для подражания.

«Душа» — о жизни и смерти

Поиск призвания — тема не чуждая любому поколению. От юных ребят, выбирающих свои первые хобби, до взрослых, что потеряли из виду смысл жизни, когда-то казавшийся столь явным. Без искры любое времяпрепровождение превращается в серую действительность, в которой легко потонуть, забыв о том, что жизнь должна приносить удовольствие. Вот только Джо свое вдохновение никогда не терял, так почему же радость стала для него забытым чувством?

Пит Доктер не ограничивается идеей, что жизнь слаще для тех, чьи глаза горят огнем. Для главного героя «Души» музыка всегда была самоцелью, светом в конце тоннеля. Для подобных ситуаций в загробном мире даже есть особое место — Зона. Туда попадают все, кто на мгновение утонул в любимом занятии, потеряв связь с реальностью. Именно в этом прекрасном месте оседают вдохновленные души, когда хобби становится одержимостью.

Джаз — музыка импровизаций, которой не нужны ни нотная грамота, ни четкие правила. Джо легко уносят волны вдохновения, как только его пальцы касаются клавиш рояля, прямиком в Зону, где не существует никого, кроме человека и его искры. «Жизнь и музыка работают по разным законам» , — говорит он Двадцать Второй, но так ли это? Из-за постоянной тяги к славе музыка обернулась для Джо тяжелым якорем.

Рассуждая о том, что именно не дает коснуться счастья, Джо приходит к выводу, что главной проблемой стала несбывшаяся мечта. Но на деле вселенная не дает никакого «призвания», не вешает ярлыков на людей и не определяет их путь в будущем. За любимым делом Джо увидел цель, но джаз, который всегда был о пути, нежели о его окончании, стал для него обузой. Музыка, может, и работает по своим законам, но с жизнью у нее есть кое-что общее — в ней важен не финальный аккорд, а то, что ему предшествует.

«Душа» — о жизни и смерти

«Душа», в отличие от предыдущих картин Pixar, ищет красоту не в вымышленных мирах, а в приземленном Нью-Йорке. Картина фокусируется на самых обычных местах вроде парикмахерских или пиццерий, чтобы насладиться мелочами, которые Джо упускает в гонке за счастьем — аппетитной едой или приятным шуршанием ткани.

Найти яркие краски в вымышленных закатах просто, но «Душа» ищет их в давке в метро и стройке за углом, а находит в людях, самых простых соседях и местных жителях, чьи лица проносятся в толпе. У каждого из них своя искра, чья-то разгорелась до великих свершений, чья-то — тлеет под грузом проблем. Но все они одинаково важны. У всех есть уникальная история, приведшая их в этот уголок, нужно лишь остановиться и послушать. Ведь поиск себя, а не цели в жизни, может завести человека в самые невероятные места.

***

«Душа» слишком часто прыгает с темы на тему, рассеивая внимание бесконечным ворохом комичных ситуаций. В этом весьма реалистичном мельтешении и суете современных дней постоянно мчатся люди, толкая себя на новые свершения и совершенно позабыв, что ими движет. Но во время финального путешествия по конвейеру Великого Ничто счастлив оказывается тот, кто захватил с собой солидный багаж, а не тот, кто заранее занял место в очереди.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram. Либо заглядывайте к нам на сайт, там материалы выходят раньше.

153153
73 комментария

Смотрел, отличный визуал и музыка, но до какой-то морали не дошли, хотя концепция была интересная, но я к сожалению так и не понял про что этот мультфильм и что они хотели им сказать

Ну и еще дизайн жизни до вышел примитивно детским, как и некоторые тамошние персонажи лол, как будто ими просто кто-то накалякал со скуки, жизнь после кстати так и не показали, что тоже разочаровало слегка. Зато режиссура одна из сильнейших за всю историю пиксар, некоторые сцены просто потрясающие, графон просто отвал бошки.

51
Ответить

Мораль в том, что если бежать против конвейера, то можно наебать нерожденного ребенка и получить второй шанс на жизнь

46
Ответить

про что этот мультфильм и что они хотели им сказатьПро то, что нет никакого предназначения или великой цели. Вся суть жизни в том, чтобы наслаждаться ею.
Вот глав герой всю жизнь мечтал начать играть в классной группе. Начал. А дальше что? Ничего, потому что он забил на все остальное и просто шел к какой-то "мечте всей его жизни".
Нерожденная показывает ему те моменты, которые он не замечал. И задается вопросом "Может я хороша в том, чтобы гулять?". Ну как бы да, а почему и нет, если тебе это нравится? А до рождения все эти предрасположенности и есть "нравится", а не "предопределение судьбы". Кому то баскетбол, кому то гулять.
P.S. Вот только беда таких картин в том, что они очень начинают буксовать, когда их идея сталкивается с серой и порой пиздецовой реальностью. Не у каждого хватит сил "наслаждаться жизнью", когда каждый день нужно бороться за выживание.

27
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Я посмотрел Soul и Onward подряд с перерывом в день, мне Onward понравился больше и эмоций вызвал более яркие. 
У Soul несмотря на графику странная рисовка в "мире до", ну и постоянные рояли утомляли в виде специального убежища 22, мунвинда с кораблём и тем, что главному герою почти всё прощается.
Тем не менее крутая музыка, интересные отсылки для взрослых, да и вообще рассуждения о кризисе среднего возраста.

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Они хотели тебе сказать, что надо жить одним днем потому что даже следующие 10 минут могут быть последними. 

Ответить