Главная работа в инструментальном хип-хопе

И это сказано не для привлечения внимания. Если меня попросят назвать самый важный альбом для инструментального хип-хопа, я не задумываясь скажу Donuts. По мимо того, что в большой степени благодаря этому проекту появился лоу фай хип-хоп, так еще каждый великий продюсер в рэп игре в какой-то мере вдохновлялся шедевром J Dill’ы — будь то Kanye West или Madlib.

Donuts (пер. «пончики») вышел 7 февраля 2006 года, в день рождения детройтского продюсера, за три дня до его смерти от редкой болезни крови. Проект, был очень успешен и до сих пор считается одним из лучших альбомов в инструментальном хип-хопе. Выпущенный с поддержкой Stones Throw, на который подписаны такие артисты как MF DOOM, Madlib, Knxledge, Dj Babu и Oh No, проект понравился как критикам, так и слушателям. Так в чем же крутость легендарных пончиков?

Фактически, Donuts — это не альбом, а бит-тейп. Для несведущих объясняю: раньше, когда не было возможности делиться инструменталами в интернете, их распространяли на кассетах, которые как раз и назывались бит-тейпами. J Dilla делал по пять таких кассет в год, поэтому биты продюсера мы можем услышать на альбомах Busta Rhymes, De La Soul, Q-Tip, Common, MF DOOM, Ghostface Killah и даже самой Эрики Баду. Друзья Jay Dee рассказывали, что он мог написать шикарный бит за пятнадцать-двадцать минут, а работал продюсер день и ночь, потому накатал очень много материала. Последние несколько лет своей жизни Dilla провел между своим домом в Лос Анджелесе и госпиталем, и даже там, в тяжелом состоянии, битмейкер делал музыку. Donuts практически полностью написан на больничной койке с помощью сэмплера Roland SP-303, который, кстати, являлся не основной рабочей станцией J Dill's. Его любимый аппарат — Akai MPC3000 — сейчас хранится в национальном музее афроамериканской истории и культуры.

Главная работа в инструментальном хип-хопе

Несколько слов о композиции бит-тейпа. Donuts длится 43 минуты и включает в себя 31 трэк — столько лет было Джеймсу на момент выхода альбома. Каждая песня длится около одной минуты. Пластинка начинается с аутро и заканчивается интро, что является своеобразной метафорой к тому, что Dilla может вывернуть любой сэмпл наизнанку и заставить его звучать так, как ему хочется. Последний трэк альбома плавно перетекает в первый, что позволяет слушать альбом бесконечно и отсылает к кольцеобразной форме пончиков.

Теперь к самой музыке. Если бы меня попросили описать альбом Диллы одним словом, я бы сказал — живой. И дело не только в том, что будучи написанным на электронном устройстве он звучит очень по-человечески, но сами биты ощущаются так, как будто они имеют некие живые свойства. Они очень подвижны, могут как ускориться, так и замедлиться, резко изменить настроение, а потом вернуться к началу или начать хрипеть, вздыхать и выплёвывать обрывки фраз. Однако так альбом звучит без фокусировки внимания на технических аспектах, ибо объяснения такому феноменальному звуку имеются. В первую очередь разберемся с тем, как достигается абсолютно не компьютерное звучание барабанов Диллы. Итак, на многих сэмплерах и драм-машинах есть такая функция под названием квантайзинг. Когда человек записывает свои барабаны, естественно он не попадает ровно в нужные ему доли и, зачастую, то отстает от бита, то опережает его, и тогда квантайзинг сдвигает ударники, чтоб они стучали ровно там, где нужно (в конце абзаца прикреплю ссылку на видео, где это все объясняется с картинками). Так вот, J Dilla эту функцию отрубил к чертям. Мало того, он иногда специально стучал там, где не надо. Барабанщик группы The Roots — Questlove — признал, что был изумлен таким использованием ударных, и такой стиль оказал большое влияние на его последующее творчество. «Его кик-барабан звучал как-будто он сыгран пьяным трехлеткой, так вообще можно делать? Для меня это был самый революционный момент в карьере» — рассказал Questlove в интервью с Red Bull Music Academy. Что еще делал Dilla для достижения живого звука, он менял громкость ударников, ведь человек не может бить по барабану с одинаковой силой из раза в раз. И последним штрихом стало выкручивание высоких частот на кике в ноль, чтобы он не очень отвлекал слушателя. Такой кик-драм, кстати, обрел некую популярность в трэп музыке.

Теперь перейдем к «мелодичной» составляющей альбома. Самое важное, что нужно осознавать во время прослушивания Donuts — в первую очередь это бит-тейп и только во вторую альбом. В хип-хопе половина песен держится на зацикленных минусах, где луп повторяется каждые несколько секунд, поэтому как MC, так и рядовому слушателю хватает минуты, чтоб оценить инструментал. На Donuts J Dilla делал не просто короткие классические биточки, но и постоянно развивал их. Фактически, потенциал некоторых композиций с бит-тейпа мог быть раскрыт сразу в нескольких рэп-треках: в первой песне использовался бы один фрагмент бита, во второй другой, в третьей третий. Я вам больше скажу, в некоторых песнях с альбома даже BPM меняется, что редко встречается в любых жанрах. Теперь о самих сэплах. Творчество J Dilla принято называть джаз-рэп или джаз-хоп, хотя это не совсем корректно. На Donuts есть вырезки и из соула, и из блюза, и из фанка, и из хип-хопа, ну и, конечно, джаза. Говоря о сэмплах инструментов, продюсер особо ничего нового не придумал: также резал, склеивал и подгонял под бит. Единственное, на многих композициях вместе гармонирует сразу несколько мелодий, что дает очень насыщенный звук. Также Dilla использовал тонну вокальных сэмплов самыми разными способами. Чаще всего, это всякие вздохи, восклицания, обрывки фраз и подобные вырезки. Иногда, они появляются с определенной периодичностью, задают мелодию или являются дополнением к основной партии, но чаще случайным образом вылезают между скретчей. Кстати о скретчах, они на Donuts встречаются часто, но это не те сложные, скоростные запилы, которые все время устраивают Dj Premier, Dj Jazzy Jeff и многие другие ради того, чтобы разнообразить бит, а коротенькие почесывания. Дело в том, что у Диллы инструментал итак достаточно плотный, сочный и изменчивый, поэтому скретчи воспринимаются, скорее, как вынужденная мера для того, чтобы действительно отмотать пластинку и проиграть нужный фрагмент еще раз. Таким образом, у слушателя возникает ощущение, что он буквально присутствует при записи бита, участвует в своеобразном электронном джеме (том который в джазе, а не банке) одного человека. Песня Airworks своим началом как раз напоминает живую запись. Мы слышим первые кик, клэп и фрагмент мелодии, а потом всё резко прерывается и начинается заново, как будто со второго дубля. Делать вид, что музыка пишется из ничего в процессе записи в хип-хопе до Диллы никто не пытался, это абсолютно джазовая фишка. Последняя особенность работы с сэмплами от Джеймса — это плотность нарезки и скорость использования фрагментов. Для пояснения обращусь к песне Don’t Cry. Там Dilla дает слушателю возможность насладиться оригинальным отрывком какого-то трэка, а потом говорит что-то типо: «смотри, что я могу с этим сделать,» ускоряет темп, и включает нарезанные кусочки из той части песни, длящиеся по несколько миллисекунд и вместе образующие абсолютно новый трэк с новой мелодией и новым ритмом.

J Dilla в начале своей карьеры вдохновлялся такими людьми как Pete Rock и Q-Tip, но в итоге превзошел их и заставил самих вдохновляться его творчеством. Альбом Donuts навсегда закрепил за Джеймсом статус одного из лучших музыкантов в хип-хопе. Rest In Beats

Главная работа в инструментальном хип-хопе
3030
6 комментариев

Недавно переслушал Welcome 2 Detroit (юбилейное издание). Дилла всё-таки не только умело стучал биты, но отлично работал с артистами, записывая треки. Тот самый случай, когда человека действительно можно назвать иконой жанра.

Спасибо за материал)

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Тоже пончики люблю, но не такие, но к Джейдилле с уважением.

Ответить
Ответить

А как же Dj Shadow и его Endtroducing?
У диллы лучший период для меня это когда он был Jay Dee

Ответить

Спасибо за пост, с самого же начала альбома получил экстаз

Ответить