Теперь перейдем к «мелодичной» составляющей альбома. Самое важное, что нужно осознавать во время прослушивания Donuts — в первую очередь это бит-тейп и только во вторую альбом. В хип-хопе половина песен держится на зацикленных минусах, где луп повторяется каждые несколько секунд, поэтому как MC, так и рядовому слушателю хватает минуты, чтоб оценить инструментал. На Donuts J Dilla делал не просто короткие классические биточки, но и постоянно развивал их. Фактически, потенциал некоторых композиций с бит-тейпа мог быть раскрыт сразу в нескольких рэп-треках: в первой песне использовался бы один фрагмент бита, во второй другой, в третьей третий. Я вам больше скажу, в некоторых песнях с альбома даже BPM меняется, что редко встречается в любых жанрах. Теперь о самих сэплах. Творчество J Dilla принято называть джаз-рэп или джаз-хоп, хотя это не совсем корректно. На Donuts есть вырезки и из соула, и из блюза, и из фанка, и из хип-хопа, ну и, конечно, джаза. Говоря о сэмплах инструментов, продюсер особо ничего нового не придумал: также резал, склеивал и подгонял под бит. Единственное, на многих композициях вместе гармонирует сразу несколько мелодий, что дает очень насыщенный звук. Также Dilla использовал тонну вокальных сэмплов самыми разными способами. Чаще всего, это всякие вздохи, восклицания, обрывки фраз и подобные вырезки. Иногда, они появляются с определенной периодичностью, задают мелодию или являются дополнением к основной партии, но чаще случайным образом вылезают между скретчей. Кстати о скретчах, они на Donuts встречаются часто, но это не те сложные, скоростные запилы, которые все время устраивают Dj Premier, Dj Jazzy Jeff и многие другие ради того, чтобы разнообразить бит, а коротенькие почесывания. Дело в том, что у Диллы инструментал итак достаточно плотный, сочный и изменчивый, поэтому скретчи воспринимаются, скорее, как вынужденная мера для того, чтобы действительно отмотать пластинку и проиграть нужный фрагмент еще раз. Таким образом, у слушателя возникает ощущение, что он буквально присутствует при записи бита, участвует в своеобразном электронном джеме (том который в джазе, а не банке) одного человека. Песня Airworks своим началом как раз напоминает живую запись. Мы слышим первые кик, клэп и фрагмент мелодии, а потом всё резко прерывается и начинается заново, как будто со второго дубля. Делать вид, что музыка пишется из ничего в процессе записи в хип-хопе до Диллы никто не пытался, это абсолютно джазовая фишка. Последняя особенность работы с сэмплами от Джеймса — это плотность нарезки и скорость использования фрагментов. Для пояснения обращусь к песне Don’t Cry. Там Dilla дает слушателю возможность насладиться оригинальным отрывком какого-то трэка, а потом говорит что-то типо: «смотри, что я могу с этим сделать,» ускоряет темп, и включает нарезанные кусочки из той части песни, длящиеся по несколько миллисекунд и вместе образующие абсолютно новый трэк с новой мелодией и новым ритмом.
Недавно переслушал Welcome 2 Detroit (юбилейное издание). Дилла всё-таки не только умело стучал биты, но отлично работал с артистами, записывая треки. Тот самый случай, когда человека действительно можно назвать иконой жанра.
Спасибо за материал)
Комментарий недоступен
Тоже пончики люблю, но не такие, но к Джейдилле с уважением.
А как же Dj Shadow и его Endtroducing?
У диллы лучший период для меня это когда он был Jay Dee
Спасибо за пост, с самого же начала альбома получил экстаз