Fire Emblem Three Houses

Chinatsu Kurahana
Chinatsu Kurahana

РАЗРАБОТЧИК: Intelligent Systems, Koei Tecmo

ИЗДАТЕЛЬ: Nintendo

ЖАНР: Тактическая ролевая игра

ПЛАТФОРМА: Nintendo Switch

История знает немало случаев, когда удача, в моменты полные отчаянья и отсутствия музы под боком, все же поворачивалась к творцам лицом. Все мы помним чудесное рождение из пепла серии Final Fantasy, например. Нечто подобное произошло и с культовой серией тактических РПГ – Fire Emblem, когда Awakening снова приковал интерес публики к франшизе. После этого мы увидели еще пару успешных проектов, вышедших на портативных консолях – Fates, появившийся аж в двух вариантах, и Shadows of Valentia. И вот, когда с момента последнего релиза прошло уже два года, Intelligent Systems вместе с Koei Tecmo сделали шаг в новом направлении, выпустив следующую главу серии в совершенно обновленном виде на Nintendo Switch.

Fire Emblem Three Houses

Fire Emblem Three Houses с первых трейлеров поражала воображение: и усовершенствованным по меркам серии визуалом, и грандиозными боями (да-да, в трейлерах мы видели как управляем целыми армиями юнитов). Да и сюжетная завязка тоже интриговала: события игры развивались вокруг трех держав и их взаимоотношений, но главными фигурами на поле боя были подростки — наследники престолов, которым предстояло учиться в одной военной академии. Подумавшие, что нас ждет очередная вариация геймплея Persona были приятно удивлены тем фактом, что в этот раз мы будем играть за преподавателя. Ну а когда игрокам показали, что персонажей игры ждет тайм-скип с последующим нагнетанием сюжета… в этот момент я твердо решила, что игру надо проходить во что бы то ни было, как минимум из-за того, что из такого контраста «школьные годы/правление и суровая взрослая жизнь» явно следует что-то интересное.

Впрочем, и будучи подростками наши протеже успели хапнуть нелегкой жизни. Об этом они постепенно будут рассказывать протагонисту во время обучения. Можно с уверенностью сказать, что почти у каждого из двадцати четырех студентов академии есть чем поделиться со своим преподавателем – и это только ученики. Персонажей, готовых излить душу главному герою, гораздо больше. Однако предложить свою дружбу всем и каждому не получится: в самом начале игры предлагается сделать выбор между тремя домами, символизирующими три державы континента Фодлан. Это: Адрестианская Империя, представленная горделивой и требовательной Эдельгард, лидером дома Черных Орлов; Святое Королевство Фэргус и его наследник, правильный и искренний Димитрий, лидер дома Синих Львов; а также Лейстерский Альянс, представленный домом Золотых Оленей и дружелюбным Клодом. Решив чей класс курировать, вы свяжете себя с его учениками: протагонисту придется их обучать, помогать в трудную минуту, ну и, конечно, сражаться бок о бок на поле боя. Впрочем, при желании можно завербовать и учеников других домов в свой отряд, но для этого придется прокачивать определенные характеристики, так как требования студентов к своему профессору могут быть весьма высокими.

Как же происходит обучение? Его можно условно разделить на две части по виду геймплея. Первая – это когда мы имеем возможность свободно перемещаться по монастырю, где и находится академия. В это время мы можем общаться со студентами, приглашать их на обед, искать потерянные ими предметы, выполнять квесты в стиле подай-принеси и даже рыбачить. Это все нам знакомо по многим «школьным» РПГ, выходившим в последние десять лет: ивенты с учениками, элементы тайм-менеджмента, прокачка собственных навыков. И вторая – непосредственное обучение студентов. На самом же деле под этим словосочетанием скрывается филигранная настройка характеристик персонажей, что и является связующим звеном между социальной и тактической частью игры.

Как уже было сказано выше, вы – преподаватель. И у вас есть класс. Этот класс вы будете обучать, но в основном военному делу (и не мудрено, ведь протагонист еще недавно был обычным наемником/цей). Среди дисциплин есть и обучение магии, и разным видам оружия. У каждого персонажа есть предрасположенность к тем или иным школам боя, но в целом вам ничто не мешает совместить в одном флаконе мечника и черного мага. В общем, настройка довольно гибкая: для максимальной эффективности, конечно, стоит учитывать врожденные характеристики персонажа, но и накреативить что-нибудь возможность есть, особенно при игре на среднем уровне сложности. Есть и система классов, которая открывает для персонажей новые способности, но для этого им необходимо успешно сдать экзамен. В общем, главное – держать студентов замотивированными, чтобы они успешно достигали высоких результатов, а для этого как раз и нужно баловать их и общаться с ними в свободное от боев и обучения время.

В общем, перечислить все механики, которые связаны с прокачкой персонажей, будет сложно: их в игре превеликое множество. Большинство из них вплетены в сюжет и сеттинг весьма гармонично. Одним словом, почти все так или иначе помогает вашему ученику стать лучше, но к менеджменту надо подходить с умом. Вот неполный перечень того, чем вы можете заниматься, находясь на кампусе: устраивать чаепития, готовить вместе со студентами, отправлять протеже участвовать в гладиаторских боях, заниматься садоводством, петь псалмы в хоре, молиться местным святым, помогать студентам советом, самообразовываться и так далее. Почти все из этого списка либо прокачивает кадетов, либо протагониста, что в свою очередь помогает кадетам становиться сильнее.

Вы, кстати, не забыли, что это тактическая РПГ? Могу понять, если да: поначалу в игре и правда есть перевес в сторону «школьной» части. Но теперь, когда мы с ней разобрались, можно и о боях поговорить. Сразу же в глаза бросается одна обманка из трейлеров: бегать с отрядом солдат нам все-таки не дадут. Точнее дадут, но это будет совсем не то, чего мы ожидали при просмотре промо-роликов. В первом же бою становится понятно, что это старый-добрый Fire Emblem, с полем, разделенным на клетки, с обменом атаками между двумя юнитами и сравнением их характеристик. Конечно, это все от нас не пытались спрятать под семью замками, но все же нельзя не заметить, как рекламные видео пытались «продать» нам знакомые тактические битвы под видом полномасштабных сражений. В основном это не более чем красивости. Невозможно утверждать, что от таких кадров не захватывает дух, это правда, но все же хотелось бы, чтобы за ними стояло что-то большее.

Впрочем, одну новую для серии механику под этим соусом в игру все же добавили – это механика батальонов. Что такое батальон? С одной стороны, это отряд солдат со своими характеристиками, возможностью прокачки (правда абсолютно базовой) и особым строем, именуемым в игре «гамбитом». Разные гамбиты позволяют не только наносить урон противнику, вешать на них негативный статус, но и отталкивать от себя или лечить дружественных юнитов. С другой стороны батальон – это не более, чем элемент экипировки или дополнительная способность: никакой настройки в нем нет, да и в бою им все чаще пренебрегаешь. На нормале подобные отряды нужны только при борьбе с одним типом противников (с каким говорить не буду – спойлер), да на поздних этапах игры. Не поймите меня неправильно: иногда батальоны могут быть очень полезны, но гораздо реже, чем хотелось бы.

Еще одно новшество – это отказ от классической для FE системы «камень-ножницы-бумага». Теперь у юнитов нет железобетонных слабостей и сильных сторон, предопределенности стало меньше, а гибкости – больше. Но это тоже эдакая пыль в глаза: уже часу так на седьмом персонажи начнут получать навыки типа «Swordbreaker» и ему подобные, и старый добрый треугольник напомнит о себе, будто он никуда и не пропадал.

Fire Emblem Three Houses

Однако все вышеперечисленное можно назвать просто придирками, так как боевая система интересная и захватывающая. Она будет вас удивлять и интересными решениями на аренах (например, поле боя будет покрыто непроглядным туманом или повсюду будут телепортирующие панели), и задачами, которые придется выполнять. Еще один плюс – это проработанные интерфейсы, пользоваться которыми удобно и приятно. Но есть и существенный минус – это сложность игры. Я совсем не могу назвать себя скилловым игроком, но игра на нормальном уровне сложности воспринимается, как прогулка в парке. А уж благодаря способности «Божественный Пульс», который позволяет три раза за бой откатывать время назад нужного действия, даже «классический» вид боевой системы с перманентной смертью союзников не может заставить напрячься. На высоком уровне сложности дела обстоят лучше, но по утверждениям тех, кто успел его опробовать в необходимой мере, его все еще нельзя назвать достаточно тяжелым.

Fire Emblem Three Houses

Впрочем, это вовсе не мешает наслаждаться игрой. Для меня это наслаждение заключалось именно в миксе хорошо прописанного сюжета и механик. Игра не «беззубая», ты правда понимаешь, что в Фодлане происходит что-то нехорошее. Это не хай-фэнтези, не анимешный слайс-оф-лайф. Система «Поддержки», которая вознаграждает кат-сценами между героями, в большинстве случаев раскрывает глубину персонажей, которые только на первый взгляд кажутся архетипичными клише из аниме. Между учениками есть конфликты, ненависть, недоверие – я уже забыла о том, что японские РПГ так умеют, честно говоря. И все это на фоне политических интриг, предательств, подозрений, мистики и прочего гримдарка. За ребят правда волнуешься и со всей душой пытаешься посильнее нагрузить их в учении, чтобы им и правда было «легко в бою».

Fire Emblem Three Houses

Визуальная сторона в игре также сильна, но скорее в отношении дизайнерских находок, а не технического исполнения. Локации выглядят не очень примечательно и слегка пустовато, но эй, зато мы можем спокойно побегать по гигантскому монастырю – это же лучше, чем просто ходить по менюшкам на фоне статичного арта? Музыка же в игре лично для меня стала одной из самых запоминающихся в серии: от мощнейшей главной вокальной темы, до таинственных треков чем-то напоминающих композиции из Ar Tonelico.

Оценка — 9.0

Я перечислила у игры немало недостатков, но, честно говоря, я считаю их не более, чем мелкими придирками. Самый серьезный из них, пожалуй, отсутствие челленджа и перекос в «школьную» жизнь в течение первых часов игры. Все остальное же настолько меркнет на фоне огромного количества механик, эпики, захватывающей истории, контента, химии между героями, что пусть это не вводит в вас заблуждение: ради FE Three Houses можно и Switch купить.

Плюсы

  • Многогранный игровой процесс
  • Сильная история и хорошо прописанные персонажи
  • Большая продолжительность и несколько концовок
  • Достойное количество контента
  • Интересная и вознаграждающая система преподавания

Минусы

  • Игра может быть настолько несложной, что многие элементы прокачки и боевой системы использовать не обязательно, по крайней мере на нормале
  • В течение первых трех-четырех часов игры можно позабыть о том, что мы играем в ТРПГ из-за обилия небоевого геймплея
5959
47 комментариев

Ещё, я бы добавил, что со многими (если не со всеми) персонажами связаны какие-нибудь уникальные боевые миссии, раскрывающие элементы их биографии, и дающие уникальные артефакты/оружие. Когда в первый раз мне предложили такую миссию, я, и раньше то поражённый количеством контента, обрадовался ещё больше.

10

Да, паралоги еще глубже раскрывают героев. Конечно не все паралоги одинаково интересны, но тем не менее это очень круто.

4

Паралоги классные, да, всегда у меня приоритет на них идёт при распределении очков действия :)

Видел много разных обзоров, так и не понял, чего все так прицепились к axebreaker/lancebreaker/swordbreaker, в плане треугольника. Пока не вышел lunatic, даже на hard сложности прибавки от всех трёх абилок почти не ощущаются. Если герою увеличить шанс попасть во врага со 100% до 120%, это ничего не изменит, он и так, и так попадёт. С уклонением бонусы небольшие есть, 50% вместо 30% или 60% вместо 40% как-то ощущаются, но большинство персонажей с мечами/копьями/топорами имеют достаточное количество брони, что большим профитом будет позволять получать им небольшой урон, вместо уклонения, дабы хилеры могли прокачивать магию света исцеляя их. А вот разные виды оружия против другого оружия и оружейные навыки это, по-моему как раз и есть почти треугольник, только с переосмыслением. Вроде того что копейщики ваншотят кавалерию, ребята с топорами врагов в тяжёлой броне, а мечники своим приёмом grounder убивают всё, что летает.

4

Прошу прощения, но у меня немного горит.
Тактическая ролевая играА потом рассказ о замечательных социальных функциях, комментарий о простой и редкой боевке и 9/10.
Среди обзорщиков есть хотя бы один проходивший предыдущие части (до FE:A), которые не были странным подобием дейтсима?

А вообще, просто хочу старый добрый Fire Emblem, где ключевым будет ролевая тактика, а не "кого из персонажей я хочу свести".

4

где ключевым будет ролевая тактикаЯ наиграл ещё совсем немного (40 часов), но разве игра не даёт тебе выбор чем заниматься? Выбираешь Battle, да и всё, разве что прокачка будет идти медленнее, но достаточно только один день из месяца побегать по школе, чтоб этого избежать.

1

Спасибо, отличный обзор :) Сам сейчас прохожу эту игру с большим удовольствием.

3