10 лучших альбомов свердловского и екатеринбургского рока
Свердловский рок, о котором говорят и спустя тридцать лет после распада СССР, во многом был мифом: между пролетарским рок-н-роллом группы «Чайф», чернушным пост-панком «Агаты Кристи» и грациозными гимнами группы Nautilus Pompilius было не так уж много общего.
Однако вместе все эти и другие уральские группы составляли действительно мощную локальную сцену, сравнимую с ленинградским рок-клубом и школой сибирского панка. Рассказываем о главных альбомах свердловских исполнителей их более поздних последователей.
Урфин Джюс «15»
Opus Magnum «дедушки уральского рока» Александра Пантыкина – 120 минут лихого, закрученного, совершенно непредсказуемого арт-рока. Помимо песни «Человек наподобие ветра» явных хитов тут нет, но весь целиком альбом производит внушительное впечатление.
Позже уральский, да и весь российский рок будет развиваться в совсем другом направлении, в почете будут минимализм и четкость посыла. Сейчас «15» воспринимается как памятник амбициям, как сны о чем-то большем.
Nautilus Pompilius «Разлука»
Поэт, автор текстов к песням «Наутилуса» Илья Кормильцев вспоминал, что никто из участников записи, проходившей в подвале Архитектурного института, не представлял, что делает нечто эпохальное.
Однако именно «Разлука» сделала «Наутилус» одной из главных рок-групп страны. Здесь есть и антивоенный марш «Шар цвета хаки», и до сих пор актуальный гимн «Скованные одной цепью», и горячий боевик «Казанова», и трагический «Взгляд с экрана», и профетическая фраза «Эта музыка будет вечной».
Позже группа перезапишет большинство этих песен в качественном лощеном звуке для альбома «Князь тишины», но именно «Разлука» с ее стрекотом драм-машины и юным голосом Бутусова сорвет головы целому поколению.
Апрельский марш «Музыка для детей и инвалидов»
Самая странная группа Свердловского рок-клуба и ее первый альбом. Их психоделический нью-вейв был не похож ни на что другое, и до сих пор ни последователей, ни аналогов «Апрельскому маршу» не сыскать.
На альбоме можно встретить галлюциногенные танцы, причудливые истории, каверы на Брайана Ино и хит «Котлован», с которым музыканты обошлись своеобразно: просто не стали исполнять на концертах, похоронив тем самым надежду на популярность «Апрельского марша».
Настя «Тацу»
На своем дебютном альбоме Настя Полева явила миру нечто неслыханное. Повсеместный в те времена нью-вейв соединился здесь с племенными ритмами, песни наполнились звуками и запахами неведомых стран, а сама Настя запела как нимфа, привораживая слушателей. Лучшая вещь здесь – «Цунами», гарантирующая мурашки по коже.
В отличие от многих других русских альбомов того времени, «Тацу» не рассказывал о том, что происходит здесь и сейчас, и отправлял слушателя в путешествие по загадочным мирам, сотканным из музыки и воздуха.
Чайф «Дерьмонтин»
Как и в случае с «Разлукой», авторы этого альбома относились к записи по-разгильдяйски и не думали, что записывают классику: Шахрин тогда работал на стройке, а Бегунов – в милиции.
«Дерьмонтин» бурлит дикой рок-н-ролльной энергией, сквозь грязный и шумный звук прорываются могучие хиты: крикливая панк-роковая «Белая ворона», народный «Вольный ветер», отчаянный блюз «Шаляй-валяй» и, конечно, «Rock'n'roll этой ночи».
Агата Кристи «Декаданс»
Позади были напыщенно-театральные магнитоальбомы «Второй фронт» и «Коварство и любовь». Впереди – «Позорная звезда», «Опиум» и всенародная известность. Незамеченный в свое время «Декаданс» же оказался чуть ли не самой интересной записью группы.
Красивый прозрачный звук, изысканные гармонии и увлекательные песни-истории. «Декаданс» – первый альбом «Агаты», где основным автором песен стал Глеб Самойлов. Позже из-под его пера выйдут большие хиты, а «Декаданс» останется в истории как самый умный и тонкий альбом группы.
Смысловые галлюцинации «3000»
Последние подписанты Свердловского рок-клуба провели девяностые в тени, зато в начале нулевых заявили о себе на всю страну альбомом «3000». На нем Бобунец и компания провели операцию сколь простую, столь и неожиданную: соединили литой из стали пост-панк с плаксивыми интонациями русской дворовой песни, смешали условных The Cure с условными «Руки вверх».
Результат получился неотразимым. Пластинка стартует со слов «я беру тебя с собой в темный омут с головой», продолжается «братским» хитом «Вечно молодой» и окончательно доходит до ума на строчках «за звезду – полжизни».
Курара «Механизмы»
Третий альбом «Курары» стал для группы своего рода золотым стандартом. Именно на нем группа нашла свой фирменный сухой костистый звук, свой необыкновенный грув на стыке фанка и пост-панка, а главное – свою особую интонацию мрачного и правдивого разговора по душам.
Здесь есть проникновенные «Летчики», пронзительная «Алиса», «Зима» с разливанным соло на трубе и, конечно, «Насдвое» – пружинистый хит на все времена.
Сансара «69»
К выходу этого альбома «Сансара» существовала уже больше десятка лет. Позади были попытки встроиться в бум рокапопса, выступления на «Максидроме» и «Нашествии», статус второстепенных героев ушедшей эпохи. На пластинке «69» группа Александра Гагарина изобрела себя заново.
Здесь звучат сумасбродные духовые, самодельная электроника и страстные, заполошные песни про доктора Хауса, капитана Сорвиголову и Серебряное Копытце. Все вместе это складывается в экспериментальную поп-музыку будущего, которое так и не наступило. Позже страсти у «Сансары» несколько улягутся, хотя следующие два альбома – «Сансара» и «Игла» – тоже полны страсти и экспериментов.
Городок чекистов «Пустота»
Второй и лучший альбом екатеринбургского квинтета – восемь недлинных и метких песен. Драм-машина чеканит ритм, жужжат советские синтезаторы, а равнодушный голос вокалиста рассказывает об офисной работе, тусклых буднях, поездках на общественном транспорте и пустоте жизни: «Я выпил белого вина, но это не моя вина», «Задернув шторы, ни о чем не мечтаю», «Наученный горьким опытом, беседы веду исключительно шепотом». 24 минуты звучания – вот и вся любовь.
«Городок чекистов» лет на пять обогнал моду на пост-панк, при этом группа понимала этот жанр не как набор штампов, а как единственно верный способ высказаться о наболевшем. К тому моменту, когда группы вроде Ploho или «Буерак» стали собрать большие залы по всей стране, «чекисты» тихо перестали существовать, и надежд на новые записи и концеты не питают даже старые преданные поклонники. Самая недооцененная группа русского реанимированного пост-панка.
Наконец-то появилась возможность вбросить «4 Позиции Бруно»
Моя самая любимая группа. Планирую сделать о них отдельный пост.
На заглавной картинке улица Сыромолотова
Сыромолотова, 18/1 если быть точнее
Лучший альбом свердловского рока
Трек - III (1982)
https://www.zvuki.ru/M/P/23104/
Комментарий недоступен
Ох, спасибо за «Урфин Джюс» и «Апрельский марш». Незаслуженно подзабытые мастера.
По поводу Наутилуса (группы, от которой я фанател в юности): никак не могу определиться. Шероховатость «Разлуки» с каждым годом мне нравится всё больше. Но почему-то голос Могилевского в новой версии «Казановы» цеплял больше. Хотя дело было, конечно, чисто в вокальных данных Бутусова.
А за оригинал «Белой вороны» до сих пор обидно. Её потом сделали намного более гладкой, пропал драйв.