10 лучших альбомов свердловского и екатеринбургского рока

Свердловский рок, о котором говорят и спустя тридцать лет после распада СССР, во многом был мифом: между пролетарским рок-н-роллом группы «Чайф», чернушным пост-панком «Агаты Кристи» и грациозными гимнами группы Nautilus Pompilius было не так уж много общего.

Однако вместе все эти и другие уральские группы составляли действительно мощную локальную сцену, сравнимую с ленинградским рок-клубом и школой сибирского панка. Рассказываем о главных альбомах свердловских исполнителей их более поздних последователей.

10 лучших альбомов свердловского и екатеринбургского рока

Урфин Джюс «15»

Урфин Джюс «Человек наподобие ветра»

Opus Magnum «дедушки уральского рока» Александра Пантыкина – 120 минут лихого, закрученного, совершенно непредсказуемого арт-рока. Помимо песни «Человек наподобие ветра» явных хитов тут нет, но весь целиком альбом производит внушительное впечатление.

Позже уральский, да и весь российский рок будет развиваться в совсем другом направлении, в почете будут минимализм и четкость посыла. Сейчас «15» воспринимается как памятник амбициям, как сны о чем-то большем.

Nautilus Pompilius «Разлука»

Nautilus Pompilius «Эта музыка будет вечной»

Поэт, автор текстов к песням «Наутилуса» Илья Кормильцев вспоминал, что никто из участников записи, проходившей в подвале Архитектурного института, не представлял, что делает нечто эпохальное.

Однако именно «Разлука» сделала «Наутилус» одной из главных рок-групп страны. Здесь есть и антивоенный марш «Шар цвета хаки», и до сих пор актуальный гимн «Скованные одной цепью», и горячий боевик «Казанова», и трагический «Взгляд с экрана», и профетическая фраза «Эта музыка будет вечной».

Позже группа перезапишет большинство этих песен в качественном лощеном звуке для альбома «Князь тишины», но именно «Разлука» с ее стрекотом драм-машины и юным голосом Бутусова сорвет головы целому поколению.

Апрельский марш «Музыка для детей и инвалидов»

Апрельский марш «У этой реки»

Самая странная группа Свердловского рок-клуба и ее первый альбом. Их психоделический нью-вейв был не похож ни на что другое, и до сих пор ни последователей, ни аналогов «Апрельскому маршу» не сыскать.

На альбоме можно встретить галлюциногенные танцы, причудливые истории, каверы на Брайана Ино и хит «Котлован», с которым музыканты обошлись своеобразно: просто не стали исполнять на концертах, похоронив тем самым надежду на популярность «Апрельского марша».

Настя «Тацу»

Настя «Цунами»

На своем дебютном альбоме Настя Полева явила миру нечто неслыханное. Повсеместный в те времена нью-вейв соединился здесь с племенными ритмами, песни наполнились звуками и запахами неведомых стран, а сама Настя запела как нимфа, привораживая слушателей. Лучшая вещь здесь – «Цунами», гарантирующая мурашки по коже.

В отличие от многих других русских альбомов того времени, «Тацу» не рассказывал о том, что происходит здесь и сейчас, и отправлял слушателя в путешествие по загадочным мирам, сотканным из музыки и воздуха.

Чайф «Дерьмонтин»

Чайф «Белая ворона»

Как и в случае с «Разлукой», авторы этого альбома относились к записи по-разгильдяйски и не думали, что записывают классику: Шахрин тогда работал на стройке, а Бегунов – в милиции.

«Дерьмонтин» бурлит дикой рок-н-ролльной энергией, сквозь грязный и шумный звук прорываются могучие хиты: крикливая панк-роковая «Белая ворона», народный «Вольный ветер», отчаянный блюз «Шаляй-валяй» и, конечно, «Rock'n'roll этой ночи».

Агата Кристи «Декаданс»

Агата Кристи «Декаданс»

Позади были напыщенно-театральные магнитоальбомы «Второй фронт» и «Коварство и любовь». Впереди – «Позорная звезда», «Опиум» и всенародная известность. Незамеченный в свое время «Декаданс» же оказался чуть ли не самой интересной записью группы.

Красивый прозрачный звук, изысканные гармонии и увлекательные песни-истории. «Декаданс» – первый альбом «Агаты», где основным автором песен стал Глеб Самойлов. Позже из-под его пера выйдут большие хиты, а «Декаданс» останется в истории как самый умный и тонкий альбом группы.

Смысловые галлюцинации «3000»

Смысловые галлюцинации «Вечно молодой»

Последние подписанты Свердловского рок-клуба провели девяностые в тени, зато в начале нулевых заявили о себе на всю страну альбомом «3000». На нем Бобунец и компания провели операцию сколь простую, столь и неожиданную: соединили литой из стали пост-панк с плаксивыми интонациями русской дворовой песни, смешали условных The Cure с условными «Руки вверх».

Результат получился неотразимым. Пластинка стартует со слов «я беру тебя с собой в темный омут с головой», продолжается «братским» хитом «Вечно молодой» и окончательно доходит до ума на строчках «за звезду – полжизни».

Курара «Механизмы»

Курара «Насдвое»

Третий альбом «Курары» стал для группы своего рода золотым стандартом. Именно на нем группа нашла свой фирменный сухой костистый звук, свой необыкновенный грув на стыке фанка и пост-панка, а главное – свою особую интонацию мрачного и правдивого разговора по душам.

Здесь есть проникновенные «Летчики», пронзительная «Алиса», «Зима» с разливанным соло на трубе и, конечно, «Насдвое» – пружинистый хит на все времена.

Сансара «69»

Сансара «Буду»

К выходу этого альбома «Сансара» существовала уже больше десятка лет. Позади были попытки встроиться в бум рокапопса, выступления на «Максидроме» и «Нашествии», статус второстепенных героев ушедшей эпохи. На пластинке «69» группа Александра Гагарина изобрела себя заново.

Здесь звучат сумасбродные духовые, самодельная электроника и страстные, заполошные песни про доктора Хауса, капитана Сорвиголову и Серебряное Копытце. Все вместе это складывается в экспериментальную поп-музыку будущего, которое так и не наступило. Позже страсти у «Сансары» несколько улягутся, хотя следующие два альбома – «Сансара» и «Игла» – тоже полны страсти и экспериментов.

Городок чекистов «Пустота»

Городок чекистов «Сон»

Второй и лучший альбом екатеринбургского квинтета – восемь недлинных и метких песен. Драм-машина чеканит ритм, жужжат советские синтезаторы, а равнодушный голос вокалиста рассказывает об офисной работе, тусклых буднях, поездках на общественном транспорте и пустоте жизни: «Я выпил белого вина, но это не моя вина», «Задернув шторы, ни о чем не мечтаю», «Наученный горьким опытом, беседы веду исключительно шепотом». 24 минуты звучания – вот и вся любовь.

«Городок чекистов» лет на пять обогнал моду на пост-панк, при этом группа понимала этот жанр не как набор штампов, а как единственно верный способ высказаться о наболевшем. К тому моменту, когда группы вроде Ploho или «Буерак» стали собрать большие залы по всей стране, «чекисты» тихо перестали существовать, и надежд на новые записи и концеты не питают даже старые преданные поклонники. Самая недооцененная группа русского реанимированного пост-панка.

8787
18 комментариев

Наконец-то появилась возможность вбросить «4 Позиции Бруно» 

7
Ответить

Моя самая любимая группа. Планирую сделать о них отдельный пост. 

3
Ответить

На заглавной картинке улица Сыромолотова

3
Ответить

Сыромолотова, 18/1 если быть точнее 

1
Ответить

Лучший альбом свердловского рока
Трек - III (1982)
https://www.zvuki.ru/M/P/23104/

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Ох, спасибо за «Урфин Джюс» и «Апрельский марш». Незаслуженно подзабытые мастера.

По поводу Наутилуса (группы, от которой я фанател в юности): никак не могу определиться. Шероховатость «Разлуки» с каждым годом мне нравится всё больше. Но почему-то голос Могилевского в новой версии «Казановы» цеплял больше. Хотя дело было, конечно, чисто в вокальных данных Бутусова.

А за оригинал «Белой вороны» до сих пор обидно. Её потом сделали намного более гладкой, пропал драйв.

2
Ответить