Болотное дело: впечатления от первых трёх эпизодов сериала «Топи» по сценарию Дмитрия Глуховского

Вялое повествование, неприятные главные герои и неуместные политические мотивы.

Болотное дело: впечатления от первых трёх эпизодов сериала «Топи» по сценарию Дмитрия Глуховского

Современная Москва. Создатель популярного мессенджера TrueTalk Денис (Иван Янковский) публично воюет с ФСБ, не желая отдавать властям ключи шифрования. Однако молодого IT-гения больше волнует не это, а смертельная болезнь, из-за которой он должен вскоре умереть.

Отчаявшись найти рациональное решение своей проблемы, Денис обращается к иррациональным. Мать рассказывает ему о таинственном монастыре близ деревни Топи, в котором происходят чудеса: смертельно больные люди избавляются от всех недугов.

Поскольку у Дениса настоящих друзей нет, он кидает приглашения первым четырём попавшимся людям в Фейсбуке и зовёт их в оздоровительный тур на две недели. По законам жанра, у каждого из новых товарищей главного героя оказывается свой скелет в шкафу.

Максим (Тихон Жизневский) — недавно уволенный из прокремлёвского СМИ журналист, который хочет продать кому-нибудь репортаж из поездки. Катя (Катерина Шпица) — девушка на пороге 30-летия и на грани суицида, которую внезапно бросил жених. Соня (Анастасия Крылова) — беглянка из религиозной семьи с патриархальным отцом, чья сестра недавно погибла. И, наконец, Эля (Софья Володчинская), случайно убившая своего возлюбленного после того, как родители решили выдать её за другого.

Болотное дело: впечатления от первых трёх эпизодов сериала «Топи» по сценарию Дмитрия Глуховского

Все пятеро сначала на поезде, а потом на автомобиле под управлением жутковатого бомбилы с гнилыми зубами, приезжают в Топи и никак не могут из них выбраться. Тем временем чудодейственный монастырь оказывается пустой развалиной с одиноким священником, а местные жители начинают вести себя очень подозрительно.

С Дмитрием Глуховским у меня, прямо скажем, непростые отношения. Когда-то я запоем прочитал «Метро 2033», я обожаю серию игр Metro, а «Текст» — один из моих любимых российских фильмов за последние годы (во многом это заслуга Александра Петрова и Клима Шипенко). Однако когда сам Глуховский начинает критиковать российскую власть, это, на мой взгляд, не работает — ни как оппозиционное высказывание, ни как творчество.

Почти два года назад я писал об этом в колонке про Metro Exodus, где разработчики потратили немалые усилия для того, чтобы разыграть пошлый анекдот про «людоедскую власть» и показать Путина в лице Барона-нефтяника, который управляет своими рабами.

И к «Топям» моя первая претензия тоже про политику. По своему формату это мог бы быть сериал в стиле российского Silent Hill, отечественная версия «Остаться в живых» (группа незнакомцев в загадочном метафизическом пространстве) или даже «Оставленных», однако главным героем шоу зачем-то сделали... кхм... Павла Дурова, и в первых трёх сериях это не работает вообще.

Из опального IT-миллиардера Денис очень быстро превращается в говорящую пачку пятитысячных купюр (смартфоны в глуши не ловят), с помощью которой Глуховский показывает, что за МКАДом никто не делает добрых дел, если не дать на лапу. Тем временем актёр Иван Янковский не знает, что ему играть, и выдаёт в основном скуку, безучастность и раздражение, чем только отталкивает.

Болотное дело: впечатления от первых трёх эпизодов сериала «Топи» по сценарию Дмитрия Глуховского

Если судить по первым трём сериям, то авторы «Топей», похоже, отказались от флешбеков, так что с жизнью героев до их встречи мы знакомимся только в скомканном вступлении, где даже не до конца объяснено, почему все пятеро настолько легко рванули в глушь и почему условного «Павла Дурова» не смущает, что с ним в поезд садится условный экс-редактор «Life News».

Я понимаю, что все персонажи сериала хотят сбежать от своей жизни, но почему скрываться от прошлого надо именно в деревне под Архангельском с группой незнакомцев, сериал не объясняет и подаёт как нечто само собой разумеющееся.

Неприятные главные герои тут, пожалуй, главная проблема. Даже к концу третьего эпизода мне было решительно плевать на судьбу каждого из них, и пошловатые клиффхэнгеры («Что это за кровь? А, это кровь убитых животных!») делу не помогали.

Тут надо понимать, что во всех свежих интервью Глуховский рассказывает о том, что в финале герои сериала раскроются неожиданным образом, а журналистам показали только первые эпизоды, но после этих трёх часов я до сих пор не до конца уверен, готов ли я потратить четвёртый — уж слишком много вокруг сериалов, цепляющих намного быстрее.

Болотное дело: впечатления от первых трёх эпизодов сериала «Топи» по сценарию Дмитрия Глуховского

После того, как обаятельная героиня Катерины Шпицы загадочным образом исчезает, более-менее интересно наблюдать на экране только за журналистом в исполнении Тихона Жизневского, да и то только потому, что в отличие от остальных он показывает хоть какое-то участие, параллельно пытаясь переспать со всеми девушками, которых встречает на своём пути.

Не помогает делу и вялый темп повествования. Если похожей по завязке «Игре на выживание» от ТНТ за три эпизода происходит множество интересных событий, то столкновение героев «Топей» с российской глушью оказывается в лучшем случае умеренно интересным, если не сказать прямо — скучным.

Ну а финальным ударом становятся недвусмысленные намёки авторов на то, что главные герои уже, возможно, мертвы. Но если за живыми персонажами тут наблюдать не особо интересно, то чем могут зацепить мёртвые? Первые три эпизода ответа на этот вопрос не дают.

Болотное дело: впечатления от первых трёх эпизодов сериала «Топи» по сценарию Дмитрия Глуховского

В итоге получается, что сам сериал «Топи», как и его герои, завис в каком-то вязком лимбе. Он недостаточно красивый и чарующий, чтобы от событий, разворачивающихся по логике сна было невозможно оторваться. Персонажи тут недостаточно живые интересные, чтобы за их судьбу хотелось переживать. А российская глушь, которая вроде бы тут должна хоть немного пугать, тут в тысячу раз менее жуткая, чем тот же «Груз 200» Балабанова, о котором «Топи» то ли случайно, то ли специально напоминают в первом же эпизоде. Ну а весь политический подтекст, который зачем-то есть в этом сериале, попросту кажется лишним.

Честно говоря, я не знаю, во что выльется сюжет «Топей» к концу сезона, но если это отечественная версия «Оставленных» (The Leftovers), где герои тоже ищут себя на стыке магического реализма и религии, то... что ж. Лучше посмотреть «Оставленных».

Что понравилось

  • Приятный и не очень сильно заезженный актёрский состав, включая Тихона Жизневского из «Огня» и грядущего «Майора Грома». Екатерина Шпица тоже украшает собой происходящее на экране, пока не исчезает.
  • Аккуратная картинка в 4K, хотя и без чего-то реально выдающегося.
  • Местами хорошее музыкальное сопровождение.
  • Сериал снят «без купюр» – с обнажёнными телами и матом (есть отдельная дорожка).

Что не понравилось

  • Вялый темп повествования ничем не подкреплён.
  • Политические элементы пришиты к истории белыми нитками и не работают. По крайней мере, во вступлении.
  • Сериалы ТНТ вроде «Игры на выживание», «Эпидемии» или «Перевала Дятлова» тоже раскрывают про группы людей в российской глуши, но делают это намного интереснее, красивее, да и вообще на другом качественном уровне.
  • Шоу, которое сам Глуховский называет цельным фильмом из семи частей, после первых трёх эпизодов будут выпускать по одной серии в неделю.
  • Для магического реализма тут слишком мало магии... и реализма.
  • Малоприятные герои, не вызывающие почти никакого сопереживания.
  • Если бы не этот текст, я бы бросил сериал на втором эпизоде.
135135
115 комментариев

по сценарию Дмитрия Глуховского неуместные политические мотивыИ почему я не удивлён? (͡ ͡° ͜ つ ͡͡°)

126

Статью еще не читал, но вот это краткое описание пожалуй подходит под все произведения Глуховского
Вялое повествование, неприятные главные герои и неуместные политические мотивыТак что я нихуя не удивлён 

107

Комментарий недоступен

13

Комментарий недоступен

Комментарий недоступен

76

нее, скорее как Будущее. капец оно вялое. в Метро хоть экшон бывал.

1

Комментарий недоступен

39