Prey 2017. Зачем философы толкают толстяков под поезд

Добрых уток времени всем!

В рамках различных активностей от читателей и для читателей предлагаю вашему вниманию крутую статью по игре Prey и вопросам философии, которая она поднимает. Текст написан нашим с вами товарищем Occultist.

ОСТОРОЖНО СПОЙЛЕРЫ

Prey 2017. Зачем философы толкают толстяков под поезд

Игры уже давно перестали быть исключительно инструментом развлечения. Все чаще и чаще они становятся чем-то, что привлечет внимание к той или иной социальной проблеме, чем-то, что расскажет нам, каково это быть в шкуре другого, необычного человека или… нечеловека. В иных проектах все чаще можно найти завуалированные и не очень аллюзии на острую политическую ситуацию в каком-то уголке нашей планеты, а то и вообще скрытую пропаганду или антипропаганду. Нередко перед нами в играх, как впрочем и книгах, встают различные философские дилеммы, оттенки черного и белого, хорошего и плохого.

Подобные вопросы и тематики бывают также грамотно спрятаны за более “обыденными” сюжетными рамками и клише. Они могут являются неким камнем преткновения, связующим звеном или, если угодно, скрытым смыслом. И в повествовательном плане философской тематики осторожно касается игра Prey (2017), которую разработала Arkane Studios, известная нам также по Dark Messiah, Dishonored и другим играм.

Если вы по какой-то причине пропустили данный проект, позвольте напомнить, что он из себя представляет. Prey (2017) - игра в жанре Immersive Sim (симулятор “погружения”), на самом деле является перезапуском уже существующей игры из 2006-го года, к которой она не имеет никакого отношения. Ну перезапустили и перезапустили - если уж 2007 нам уже не вернуть, то 2006-ой и подавно, так что забудем о старом и поговорим об… относительно новом. Проще всего Prey описать как “Bioshock от Arkane” с легким ароматом вентиляций и вариативности из Deus Ex, от которых игра также унаследовала вид от 1-го лица.

Prey 2017. Зачем философы толкают толстяков под поезд

События игры происходят в будущем, на космической научной станции Талос-1, находящейся в одной из точек Лагранжа. Говоря простым языком - в месте, где различные силы и космические тела не будут оказывать влияние на работу станции и позволяют ей “спокойно” находится на Земной орбите. Главные герои - ученые и братья (или брат и сестра, игра предлагает выбор) Алекс и Морган Ю. Они работают в крупной китайской корпорации Трансстар, в её собственность входит и Талос-1, где Морган и Алекс разработали нейромоды - приспособления, которые могут передать таланты одного человека - другому. Т.е. сканируется мозг талантливого пианиста, смешивается со всякими подозрительными инопланетными жидкостями, вводится пациенту с помощью специального инъектора в глаз, после чего мозг перепрограммируется, и теперь в мире стало на одного гениального пианиста больше. Но есть нюанс…

Prey 2017. Зачем философы толкают толстяков под поезд

Во-первых, нейромоды делаются из материи инопланетян, тифонов - “мимиков”, которые размножаются убийством человека. Их очень важная особенность - отсутствие эмпатии, но тифоны убивают не потому, что они - “злые”. В специальную камеру загоняют жертву (как правило заключенных и прочую сволочь, но не всегда) и мимика, после чего последних становится в 4 раза больше чем было. Такой вот гуманный цикл производства. Понятное дело, что подобные эксперименты и игры с рукотворной эволюцией ни к чему хорошему не приводят, даже если цели и были благими. Во-вторых, удалить нейромоды можно, но мозг забывает все, что происходило после установки. Эдакий “откат” мозга к ранней версии. Но ученые не торопились останавливаться - начались эксперименты по передаче талантов инопланетян - людям. А это и телепортация, и телекинез, и владение стихиями… И добровольным подопытным стал на этот раз наш протагонист - Морган Ю.

Ну а теперь перейдем к сути. Игра начинается с пробуждения Моргана Ю, который, наведя марафет, отправляется в лабораторию, чтобы пройти тест после очередного эксперимента с нейромодами. В первых комнатах перед игроком ставят элементарные задачи вроде “спрятаться в комнате” или “вовремя нажать кнопку”. Для нас это кажется глупостью, элементом обучения. Но в какой-то момент доктор Беллами, проводящий тест, говорит: ”Есть синаптическая реакция? Нет?”. Тут вероятно кроется еще один момент - чем больше человек использует нейромоды, тем менее “человечным” он становится, а главный герой уже сравнительно давно участвует в экспериментах, прививая себе способности инопланетян и теряя их.

Prey 2017. Зачем философы толкают толстяков под поезд

Последняя комната испытаний - обычный психологический тест, начинающийся с банального вопроса:

Куда вы отправитесь в отпуск?

а) знакомое место

б) новое

Второй вопрос уже должен вызывать беспокойство

Вас приговорили к смертной казни за ваши поступки. Что вы при этом чувствуете?

а) Страх. Я не знаю, что будет дальше

б) Гнев. Никто не имеет права казнить

в) Спокойствие. Мои поступки того стоили

С третьего вопроса и далее начинается самое интересное:

Потерявший управление поезд мчиться по пути, к которому прикованы пять людей. Вы можете перевести поезд на соседнюю ветку, но к ней прикован один человек.

а) Перевести стрелку

б) Ничего не делать

Потерявший управление поезд приближается к пяти людям. Вы стоите на платформе рядом с невероятно толстым мужчиной. Если вы столкнете его под поезд, то остановите локомотив.

а) Столкнуть толстяка

б) Ничего не делать

Потерявший управление поезд мчиться по пути, к которому прикованы пять людей. Вы можете остановить поезд, но при этом погибните

а) Прыгнуть под поезд

б) Столкнуть толстяка

в) Ничего не делать

Prey 2017. Зачем философы толкают толстяков под поезд

Этот “тест” существует в реальном мире и называется - “проблема вагонетки”. Но в нем может быть еще один знаменатель, к примеру выживших “предоставят толпе недовольных”. Создана эта проблема была аж в 1967 году, английским философом Филиппой Фут. Его суть проста - он поднимает вопросы морали, а также играет немалую роль в теории познания и нейроэтике - дисциплины, находящейся между нейронаукой (все, что связано с нейронами, нервными клетками) и философией.

“Проблема вагонетки” - весьма интересная тема для обсуждения в компании и развития критического мышления. Скажем у вас есть выбор - перевести стрелку и убить невинного человека, но спасти пять. С одной стороны, вы спасете куда больше жизней, нежели если не сделаете ничего. С другой стороны, переведя стрелку, вы фактически становитесь убийцей невинного человека, ибо в случае если вы не сделаете ничего, это “как бы не ваша вина”, так как к возникновению всей ситуации вы не имеете никакого отношения. Как говорится, лес рубят - щепки летят, только в данном случае полетят отнюдь не щепки.

Prey 2017. Зачем философы толкают толстяков под поезд

Другой вариант проблемы предложила Джудит Джарвис Томсон. Ситуация похожая. Вагонетка катится по мосту, на нем пять человек. Предлагается выбор - столкнуть толстого человека на пути, чтобы остановить трагедию, став причиной другой. Здесь снова обсуждение нюансов - кем является толстяк, плохой он человек или хороший и тому подобное. Причем здесь Prey? Во-первых, обратите внимание, что брат главного героя, Алекс Ю, весьма полный человек. В самом начале игры он представлен, скорее, как антагонист, играющий жизнями, и чьи эксперименты привели к тому, что инопланетяне-тифоны вырвались, и все покатилось к чертям. Недостаток информации. Тесты же, проводимые на главном герое, - это в том числе попытка выяснить побочный эффект нейромодов - как поменяется личность после использования подобных инъекций и их последующего удаления.

Ну разве этот очаровательный пухляш мог стать причиной трагедии?
Ну разве этот очаровательный пухляш мог стать причиной трагедии?

Вопросы и сюжетные особенности в Prey действительно многогранны и имеют двойное дно. В игре есть еще один квест. Дано: к Земле летит челнок от Талос-1, но вылетел он со станции за пару часов до ситуации с тифонами. Игроку дается возможность удаленно запустить систему самоуничтожения и погубить экипаж. Или “не брать грех на душу” и ничего не делать, предположительно отправив тем самым посылку на Землю с опасным инопланетным содержимым...

Позднее мы узнаем, что главный герой - сам не очень-то положительная личность. Или же плохие/хорошие поступки были совершены фактически не им, а тем, кем он был или стал после стольких экспериментов? Снова вопросы морали. Но это лишь верхушка айсберга. В конце игры, после титров, перед нами откроется главная тайна, что на самом деле все произошедшее - симуляция, матрица. А главный герой является тифоном, которому установили “человеческие” нейромоды, в надежде привить эмпатию этим безэмоциональным существам, чтобы сделать одно из них посредником между двумя видами. Цель всех этих моральных дилемм - спровоцировать эмпатию, если она все же возможна. Вот такие пироги.

Prey 2017. Зачем философы толкают толстяков под поезд

Интересно, получится ли у нас с вами закончить сегодня на высокой ноте? То, какие дилеммы нам предлагает Prey (2017) действительно впечатляет, особенно когда удается докопаться до всей правды. Критическое мышление - весьма тонкая грань и устоять на ней непросто. Крис Авеллон и Arkane Studios в очередной раз смогли удивить своими талантами рассказывать интересные истории, не говоря уже о том, что игра сама по себе вышла весьма качественной. Вряд ли, конечно, кто-то из нас с вами столкнется с настолько специфическими жизненными ситуациями, о которых мы говорили выше. Но все-таки, если бы возникла реальная проблема с минимальным временем для размышления... смогли бы вы решиться пожертвовать чей-то жизнью, чтобы спасти другую?

197197
125 комментариев

я на хорошую концовку прошел и даже толстяка спас.
а потом на плохую и всех убил. вообще всех. просто станцию трупами усыпал

20

Я прямо сейчас на второй ран зашел (с фокусом на тифон перках) и тоже геноцид всего устроить в планах, и тифонов, и людей

1

Блин, тем же самым занимался, только в хорошей концовке решил еще и в плохого фантома сыграть. Какая же балдежная все таки игра.

3

Комментарий недоступен

Комментарий недоступен

меня наверно заминусуют, но мне Прей вообще не зашел, я фанат Дизонарда, но Прей чот вообще мимо, какого-то ожидаемого саспенса хоррора в замкнутом пространстве а-ля чужой\нечто\дед спейс я не испытал, сюжет подается в час по чайной ложке, и куча каких бессмысленных квестов с беготнёй, в какой то момент просто устал и дропнул это уныние

34