Как перестать быть эгоистом и начать жить: обзор Sea of Solitude

Исповедь после расставания под видом видеоигры.

Как перестать быть эгоистом и начать жить: обзор Sea of Solitude

This War of Mine, Firewatch, Inside, Celeste, Hellblade — ни одну из этих игр простым развлечением не назовёшь. Сейчас всё больше смелых проектов вынуждают игрока пережить психологически тяжёлый и травмирующий опыт, чтобы донести до него нечто действительно важное. Иногда такие игры создаются даже не ради привлечения внимания к важной теме, а для того чтобы сам автор смог переосмыслить свою собственную жизнь, освободиться от мучающей проблемы.

Именно так позиционировали вышедшую 5 июля Sea of Solitude, второй проект в рамках программы EA Originals после экспериментального А Way Out. Со слов геймдиректора Корнелии Гелперт сюжет игры основан на событиях, случившихся в её жизни. Трейлеры обещали рассказать историю девушки Кей, оказавшейся в городе монстров, но до самого релиза оставалось непонятно, почему среди всех многообещающих инди-проектов издатель выбрал именно этот.

Море чудовищ

Как перестать быть эгоистом и начать жить: обзор Sea of Solitude

Девушка по имени Кей приходит в себя на лодке посреди бушующего шторма. Приплыв к единственному лучу света в кромешной тьме, она встречает маленькую девочку, которая разгоняет темноту и предлагает вместе поиграть. Увы, идиллия длится недолго — внезапно возникший подводный монстр похищает девочку, и Кей предстоить её отыскать.

Нет смысла искать обоснование происходящим событиям — история Sea of Solitude построена на метафорах. Бескрайнее море в игре — внутренний мир героини, иногда спокойный и яркий, иногда бушующий от эмоций. Затопленный город — память о событиях прошлого, которые сформировали личность Кей. Иногда вода уходит с тех или иных улиц, позволяя заново пережить судьбоносные дни.

Почему Кей превратилась в монстра — главный вопрос игры
Почему Кей превратилась в монстра — главный вопрос игры

Застряв в самом центре бури, Кей нужно переосмыслить жизнь и найти ответ, почему она превратилась в чёрного монстра. Дорога ей предстоит не из лёгких, так как город — сложный и запутанный лабиринт, а путь преграждают чудовища.

Sea of Solitude — классическая адвенчура, и игровой процесс равномерно состоит из столкновений с врагами, от которых нужно убегать, головоломок, исследования города на лодке и участков с платформингом. История подаётся поверх этого, в звучащих в тишине воспоминаниях или монологах Кей. К сожалению, со всем вышеперечисленным есть проблемы.

Сама история достаточно сильная, но авторы не нашли лучшего способа её подать, кроме как как рассказать просто «в лоб». Попав в определённое место, Кей прямым текстом скажет, что с ней здесь случилось. А дальше закадровые голоса разыграют сценку из жизни героини, пока сам игрок будет решать незамысловатую задачку. После этого героиня просто озвучит вслух эмоции, которые вызвало воспоминание.

Героиня постоянно будет встречать на пути моменты из своей жизни
Героиня постоянно будет встречать на пути моменты из своей жизни

Обидно, ведь авторы умеют красиво показывать историю, давать прочувствовать событие — в игре есть несколько цепляющих сцен. Жаль, что большая часть сюжета рассказывается самыми тривиальными способами.

Расстраивает и тотальное засилье метафор. Дело даже не в том, что их слишком много или что они подаются прямолинейно, а в том, что кроме них ничего больше нет. Интроспективные Silent Hill и Alan Wake как раз славились тем, как удачно смешивали реализм и сюрреализм, рассказывая историю через визуальные детали, но в тоже время заземляя её, придавая веса.

Игра полна символизма и визуальных подсказок, а каждый из встреченных в игре монстров — знаком Кей
Игра полна символизма и визуальных подсказок, а каждый из встреченных в игре монстров — знаком Кей

Расколотая маска на лице одного из героев скажет нам о его двойственном характере, а неприступная башня, на которой сидит другой персонаж — даст прочувствовать, насколько он отдалился от окружающих. Но в тоже время ничего из непосредственных событий не ощущается важным: победа над чудовищем выглядит иллюзорной, пройденный в городе путь — бессмысленным, угроза — мнимой, а решение буквальной задачи — лишь игровой условностью на пути к настоящим изменениям в характере Кей.

К тому же, у игры есть несколько типичных проблем, свойственных инди: нередко актёры переигрывают или наоборот излишне безэмоционально зачитывают текст, а голос Кей звучит порой слишком отстраненно от событий игры.

Но художников и дизайнеров Sea of Solitude наоборот нужно похвалить — в условиях ограниченного бюджета они смогли отлично передать настроение и эмоции героини при помощи изменения окружения и погодных эффектов — шторма, тумана и метели.

Дизайн уровней впечатляет контрастом: идиллические уровни постоянно сменяются кошмарными, словно, это хорошие и плохие дни в жизни героини
Дизайн уровней впечатляет контрастом: идиллические уровни постоянно сменяются кошмарными, словно, это хорошие и плохие дни в жизни героини

Несмотря на всё вышесказанное у сюжета Sea of Solitude есть по настоящему сильная основа, которая перевешивает недостатки. История Кей — не о путешествии по затопленному городу, не о сражениях с монстрами, а о переосмыслении своей жизни. А главная героиня — не типичный неодолимый супергерой. Ей предстоит не отважное сражение с драконом, а тяжёлый и очень болезненный процесс взросления и признания собственных ошибок.

И хотя сама игра очень короткая, её сложно пройти всю сразу, без перерывов, уж порой слишком близкими и знакомыми выглядят проблемы, с которыми столкнулась Кей.

Курс молодого геймдизайнера

Как перестать быть эгоистом и начать жить: обзор Sea of Solitude

Всё вышеперечисленное касается истории, но Sea of Solitude — всё же игра, и у её игрового процесса плюсов немного.

Sea of Solitude — отличное пособие для начинающего геймдизайнера. Она показывает, как делать не надо. Авторы вставили в неё огромное количество механик, но практически ни одну из них не смогли довести до ума.

Начинается игра с путешествия на лодке, и практически сразу геймплей приводит в растерянность: катер слишком неповоротливый, улицы города явно не предназначены для морского исследования, а место действия — лабиринт из похожих друг на друга зданий. В игре есть своеобразный светлячок-навигатор, но он указывает лишь на финальное место назначения, не уточняя маршрут.

Также игроку предстоит время от времени прятаться от морского монстра, перебегая от укрытия к укрытию. Стоит припоздниться хоть на секунду, и чудище растерзает героиню. Поначалу эта кошмарная сцена пугает, но на десятый раз вызывает лишь раздражение. Подобрать правильное время легко, гораздо сложнее сориентироваться, куда вообще нужно бежать. Таких моментов со стелсом в игре слишком много.

Кей не может сражаться с противниками
Кей не может сражаться с противниками

Иногда игра бросает на Кей целую волну приставучих врагов, и убегать от них приходится продираясь сквозь узкие проходы или прыгая по ящикам — путями, по которым глупый ИИ монстров пройти не может. Такие моменты сильно выбивают из погружения в историю, и их сложность выглядит неоправданной.

Словно этого мало, в игре присутствуют уровни с платформингом. В самих заданиях нет ничего сложного, но местами задачки ощущаются нечестными. Стоит модели героини случайно застрять в декорации, и жестокий тайминг игры отправит её в начало карты, стоит прыгнуть с уступа на пару сантиметров раньше — упадешь в чёрную бездну.

В игре полно задач и головоломок, которые словно сделаны начинающим геймдизайнером — собрать несколько блестящих осколков, забраться на уступ, принести вещь в нужную точку. Они не представляют трудности, но и интереса их выполнять почти нет, учитывая абстрактность и отсутствие прямой связи с историей. К сожалению, чтобы продвинуться дальше, их приходится выполнять по 3-4 раза подряд.

Зачастую понять, куда нужно идти — самая сложная задача
Зачастую понять, куда нужно идти — самая сложная задача

Битв с монстрами в привычном понимании в игре нет. Кей противостоит врагам скорее на психологическом уровне, продолжая идти вперёд вопреки давлению со стороны.

Несмотря на просторные уровни, Sea of Solitude полностью линейная игра с единственно правильным вариантом прохождения. Альтернативных путей или других способов решить задачу в ней нет. Авторы это понимали, поэтому игровые задания постоянно сменяют друг друга. Увы, среди всего разнообразия геймплея не нашлось места по настоящему интересным идеям.

Единственное, что можно найти в мире игры за пределами истории — это оставленные бутылки с записками и голуби. И если птицы нужны лишь для получения секретного достижения, то записки к тому же раскроют немного подробностей о происходящем. Впрочем, ничего важного в них нет — все главные факты игра расскажет сама.

Иногда придётся исследовать большие уровни, но на них кроме основной задачи и пары секретов делать нечего
Иногда придётся исследовать большие уровни, но на них кроме основной задачи и пары секретов делать нечего

В итоге, весь игровой процесс Sea of Solitude — лишь дополнение к истории Кей, призванное заставить игрока ощутить трудности и препятствия на пути героини. Геймплей по задумке хорошо дополняет повествование — игра в прятки с монстром отлично символизирует беззащитность, а путешествие в абсолютной темноте — потерю ориентиров. Но это всё понимаешь умом, на уровне истории, так как сами задачи постоянно выбивают из колеи своей непродуманностью и отвлекают о повествования.

Увы, от Sea of Solitude как игры ждали большего, чем незатейливого микса всем известных механик.

Игра как способ освобождения

И всё же, это не тот случай, когда проект можно оценить по стандартным игровым меркам. С самого начала Sea of Solitude была задумана не как развлечение, не как что-то, от чего можно получить удовольствие.

Корнеллия Гепперт и студия Jo-Mei Games
Корнеллия Гепперт и студия Jo-Mei Games

По словам Корнелии Гепперт, она придумала «Море одиночества» после 2013 года, когда её отношения окончились расставанием. Процесс создания игры был для неё способом преодолеть боль, переосмыслить свою жизнь, свои ошибки, и двигаться дальше.

В искусстве уже были подобные случаи — всемирно известному Хидеаки Анно режиссирование «Евангелиона» помогло побороть депрессию, а создание душераздирающего That Dragon, Cancer оказалось единственным способом для Райана и Эми Грин облегчить боль от потери ребёнка.

Подобным образом и в Sea of Solitude за трагедией Кей чувствуются настоящие переживания. Несмотря на все недостатки, история игры ощущается не выдуманной, а основанной на личном опыте.

Эта история — об одиночестве, чувстве, знакомом каждому. Об утрате, изоляции. О чувстве собственной никчёмности, о несчастье.

Но игра не просто жалеет Кей, а безжалостно обнажает все её желания, мотивы. Она критикует эгоизм, самолюбие, зацикленность на себе и своих проблемах. Sea of Solitude демонстрирует, как нездоровое желание быть любимым, значимым в итоге отдаляет людей друг от друга, приводит к страданию и взаимным обидам.

В итоге автор игры выносит своей героине честный вердикт. Прямо говорит, кто действительно виноват в одиночестве и несчастьи Кей, и рассказывает игроку, как оставить позади обиды, жить дальше и быть счастливым.

Sea of Solitude — не увлекательное путешествие и даже не хорошая история, а лишь жизненный опыт другого человека, рассказанный в формате видеоигры. Ей не хватает продуманных, интересных механик и продуманности в деталях.

Но в истории Кей всё же нашлось место настоящим, искренним переживаниям. Болезненным, тяжёлым и пугающе близким.

Так что, Sea of Solitude достойна того, чтобы провести за ней пару вечеров. Уж очень редко встречаются произведения, говорящие на столь обыденные, но при этом личные темы.

В конце-концов, ещё никто из людей по-настоящему галактику не спасал, а вот одинокими чувствовали себя все.

103103
53 комментария

"это не тот случай, когда проект можно оценить по стандартным игровым меркам"- переводя с журналистского на человеческий- "игра херовая, но ругать её мы не будем".

90
Ответить

Нет, просто в большинстве игр пытаются соблюдать баланс между геймплеем и нарративом, но тут явный перекос в сторону второго. И это совсем не минус, просто сделано не так, как обычно.

10
Ответить

https://www.youtube.com/watch?v=GV5XuerubGw Вот этот ролик уже ближе к правде. Игрушка так себе, примитивненькая до нельзя.

32
Ответить

А это разве плохо, когда геймплея примитивный? Иногда нужно чем-то жертвовать, чтобы сконцентрировать внимание на чём-то более важном для разработчиков.

5
Ответить

Комментарий недоступен

27
Ответить

Потому что многие люди могут находиться в такой же ситуации или находились до этого. Разработчики хотели так помочь или направить на путь исцеления.

5
Ответить

В игре откровенно слабый сюжет и его подача также не вызывает восторга. Затравка в начале каждой из глав обещает преподнести что-то страшное и невыносимо грустное, но на деле сталкиваешься с банальщиной и жизой, способной чем-то удивить только очень впечатлительных субъектов, недавно или пока что ещё не высунувшихся из своего мира розовых единорогов.
В игре хорошая графика и приятная музыка, но после просмотра трейлера хотелось чего-то большего, чего, к сожалению, игра предложить не может.

9
Ответить