Время всегда с тобой: мнение о втором сезоне сериала «Тьма»

Развитие идей первого сезона, в медленном темпе и своеобразной атмосфере

Время всегда с тобой: мнение о втором сезоне сериала «Тьма»

Первый сезон немецкого сериала сразу подкупал своей густой атмосферой и множеством сюжетных линий, которые плавно перетекали из одной в другую. Его финал ясно давал понять: история только начинается.

Сериал выстрелил за счет идей режиссёра — Барана бо Одара. Если вы смотрели его «Тишину», то легко можете увидеть развитие её идей уже в первом сезоне «Тьмы». Прежде всего Одару интересно следить за развитием семьи и её влиянии на судьбу каждого из членов. Как семья реагирует на ложь внутри? Какие тайны могут быть между пятью, казалось бы, счастливыми людьми? Какую роль судьба одного человека, сыграет с множеством семей вокруг? Все эти вопросы многократно звучат в творчестве режиссёра. Именно они получили должное развитие в форме сериала.

Апеллируя к вопросам семьи и времени, нельзя спешить. Второй сезон не делает шаг вперед по отношению к первому, он медленно расширяет то, что уже было очерчено. И это совсем неплохо в контексте тех идей, которые предлагают создатели. Тем более, что у времени есть свои планы на семью.

Время всегда с тобой: мнение о втором сезоне сериала «Тьма»

Атмосфера: вдумчивый темп, выразительный монтаж и музыкальные эпизоды

Настроение осталось таким же густым, но более задумчивым. Все меньше времени уделяется видам природы и окружение, теперь такие планы существует только чтобы очертить локацию. Увидев её, зритель сразу понимает в какой эпохе происходит событие. То есть больше нет продолжительных перебивок, лишь короткие чтобы очертить границы следующей сцены.

В сценах чаще всего делается акцент на репликах персонажей, гораздо чаще, чем на их действиях. И потому большую часть времени зритель обдумывает увиденное воспринимая информацию вдумчиво, не эмоционально. Благодаря чему, можно транслировать более осмысленные мысли.

События первой серии разворачиваются за шесть дней до катастрофы, таким образом сразу становится ясно, что нас ждёт медленный дискурс в жизнь персонажей. Поначалу было впечатление, что из мистического-триллера сериал превращается в фантастику. Особенно это чувствуется в сценах далёкого будущего, где мир почти погиб. Появились какие-то группировки, правила, запретные зоны. Однако все это оказалось лишь небольшим эпизодом, а основные события все ещё разворачиваются в привычных по первому сезону временных отрезках, только на год позже. А именно: 1921, 1954, 1987 и 2020 годы.

Время всегда с тобой: мнение о втором сезоне сериала «Тьма»

От серии к серии меняется акцент от одной эпохи к другой. Где-то мы видим схожий с «Пролетая над гнездом кукушки» эпизод в психбольнице 1987-го года. В какой-то из серий продолжение расследования 1954-го года. То есть структура каждой серии отличается, но есть моменты присущие каждой из них.

Выразительный монтаж заметен в каждой из серий. Создаётся впечатление, что создатели по второму кругу используют переходы от персонажа в будущем, к нему же из другой эпохи. Стало ещё больше крупных планов и акцентов на узнаваемых деталях. Камера ещё ближе к героям. Склейки между сценами из разной эпохи выделяются характерным щелчком. Звуковой дизайн «Тьмы» отличается минимализмом: звуки используются точечно, отображая определенные действия.

Исключением являются короткие музыкальные эпизоды в каждой серии начинающееся, примерно, после сорок седьмой минуты. Такие же моменты характерны и для первого сезона, и вообще Одар любит вставлять их в свои произведения. Хоть это и очень яркий приём, мне не нравится наличие его в каждой серии без исключения. Кажется, как раз потому что он не всегда уместен хоть и несёт ясный мотив. То есть параллельный монтаж, когда зритель переключается между разными временными отрезками, понятный для этого сериала прием, но использование его в каждой серии под не всегда подходящею музыку, предаёт событиям излишний пафос. Из зрителя пытаются в один момент вытащить эмоции, когда в остальное время — предлагают задуматься над очередным парадоксом. В целом, интересный микс.

Время всегда с тобой: мнение о втором сезоне сериала «Тьма»

Драматургия: множество персонажей, глубинные конфликты и постоянное расследование

Обилие крупных планов отсылающих нас от одного персонажа, к нему же только из другой эпохи служит ещё и вспомогательным маркером для зрителя, который за год успел забыть кто из персонажей как выглядит в разное время. Ещё в первом сезоне у меня была проблема с запоминанием семейного древа четырех семей. Поэтому в начале второго, вынужден был постоянно вспоминать кто есть кто. Благо устами персонажей и уже описанными визуальными приёмами, создатели часто напоминают нам о роли каждого.

Учитывая множество героев, не до конца ясна роль каждого из них. Действия определенных персонажей кажутся абсурдными. Например: Магнус (это высокий блондин) в каждом из диалогов действует предельно странно. В какой-то момент он ловит свою девушку за передачей чего-то местной проститутке, которая в свою очередь, отдает его девушки деньги. Магнус делает вывод, что его девушка работает проституткой, игнорируя факт передачи пакета. Он устраивает скандал в последствия чего…ничего не меняется. И таких странных сцен именно с ним предостаточно, как будто его сюжетная линия это большая предпосылка, развитие которой будет лишь в третьем сезоне.

Вообще множество персонажей развиваются как будто с запасом. Например новый детектив, точное происхождения которого предстоит узнать лишь в третьем сезоне. Вместо ответов, как бы это банально не звучало, мы получаем все больше новых вопросов. Причем как зритель так и персонажи.

Время всегда с тобой: мнение о втором сезоне сериала «Тьма»

Не смотря на описанные выше недосказанности, многие сюжетные линии получили должное развитие. Решение конфликтов между героями редко лежит на поверхности, чаще всего это комплексные разбирательства которые ведут к неожиданным истокам. Например линия главного героя, которая с самого начала развивается и обретает все большие масштабы. Случай с Йонасом показателен — это хорошо прописанный персонаж, развитие которого прослеживается от эпохе к эпохе, причем не всегда в хронологической последовательности, что только усиливает интерес. Показателен в плане развития персонажа от одной эпохи к другой. Случай с Магнусом это исключение, которое я все же не хотел упускать. Трудно отрицать — персонажи во втором сезоне даже более продуманные чем в первом.

Получили должное развитие и второстепенные герои. Например: Отец Йонаса в конце раскрылся с другой стороны; Мать Йонаса — Ханна, закрыла любовную линию из первого сезона; Ульрих Нильсен вообще показан с самых разных сторон: все ещё любящий отец, при этом, сошедший с ума. Почти все персонажи интересно развиваются по ходу сезона ведя за собой след из личных тайн и недосказанностей.

Каждый из героев расследует в рамках своих интересов и возможностей. Кто-то пытается спасти мир от катастрофы, кто-то уничтожить его, кто-то понять, что происходит вокруг. Кто-то все сразу. А кто-то Магнус.

Тут нет четкого зла. Вчерашний злодей может оказаться героем, а позитивный персонаж — главным злодеем. И это все действует органично в рамках истории, нету правды и нету лжи. Есть только ход времени.

Время всегда с тобой: мнение о втором сезоне сериала «Тьма»

Тематика и идеи: семьи, судьбы, время

Лейтмотивом «Тьмы» как была так и осталось семья и её изменения с течением времени. Неконтролируемые метаморфозы семьи влияют на каждого её члена, также как и каждый член семьи — влияет на нее изнутри. Это один из множества замкнутых циклов на которые стоит обратить внимание при просмотре. Также как и цикл тайн, когда сокрытые одной порождает другую. Также как и замкнутый цикл времени — где информация из будущего отправляется обратно в прошлое. В таком цикле, объект не имеет реального происхождения. Он существует, но его никто не создал.

Нельзя до конца контролировать развитие своей семьи. Точно так же, как нельзя контролировать ход времени. Получается, что семья, как и время — это то, что ты не контролируешь и с чем на протяжении всей своей жизнью ведёшь некую «борьбу». По крайней мере, что-то такое пытаются сказать создатели.

Важно отметить тему которая идёт несколько фоном от основных, о ней же говорит новоприбывший детектив, а именно: тайны маленького города. Так как тема, мягко говоря, не новая, нету особого смысла акцентировать на ней внимание. Эта тема также связывает все эпохи воедино. Ведь именно небольшие семейный тайны городка, в конечном итоге формирует целый ворох проблем.

К вопросу времени создатели также подходят осторожно и вдумчиво. Время — неконтролируемая материя, форма в которой мы все существуем. Оно всегда рядом с тобой, на шаг вперёд и на шаг назад. Его нельзя обмануть. Точно так же, как нельзя уйти от судьбы. Потому как судьба — это последовательность шагов вперёд. И тут уже неважно в какую сторону ты будешь идти, даже начав шагать назад, все равно будешь идти по протёртой дорожке. Так я это понял.

7777
53 комментария

Например: Маркус (это высокий блондин) в каждом из диалогов действует предельно странноЕго зовут Магнус.

Наконец-то начали публиковаться хоть какие-то материалы по второму сезону Dark. Апвотнул.

16
Ответить

Точно, исправил

Ответить

Все топчик, но концовка 2 сезона похожа на нихилый такой рояль в кустах, из-за чего прекрасные впечатления от просмотра слегка смазались.
Весь сериал мы идем по запутанному клубку, пытаясь найти начало, и тут в конце такой ´рояль из кустов´ выпрыгивает ОПА

10
Ответить

Ну 1й сезон они тоже завершили довольно дешевым твистом с показом постапока. Но во 2м умудрились бережно все это вписать в лор. Может и здесь смогут.
P.s. Хотя я и сам в это не верю)

3
Ответить

Мне это тоже не понравилось. Черезчур перегруженный твист для и без того сложной истории, имхо.

2
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Главное чтобы как в лосте не оказалось, что это всё сон собаки, ну или Йонаса, который сидит в психушке после суицида отца.

3
Ответить