Как возрождают мобильные игры, потерявшие поддержку

Путь классических тайтлов золотой эпохи Android и iOS на современные устройства.

Порой, рассказывая о мобильных играх, мы делаем оговорку: «Проект лишился поддержки, пропал из магазина, и его работоспособность не гарантируется». По сути это означает, что приложение уже невозможно опробовать. А все его обсуждения сводятся к ностальгическим беседам в духе «А вот помнишь...?» — без какой-либо практической пользы.

Однако не всё так безнадёжно, как кажется на первый взгляд. Мы изучили случаи возвращения старых мобильных игр в играбельное состояние на актуальных устройствах, а также пообщались с энтузиастом David Rice, который самостоятельно обновляет старые Android-игры для современных версий ОС.

Asphalt 5
Asphalt 5

Клиническая смерть

Прежде всего нужно обговорить, что именно мы будем понимать под «смертью» игры. Самое простое определение — это состояние, при котором в неё нельзя сыграть. То есть у рядового пользователя нет возможности запустить программу на актуальном устройстве таким образом, чтобы она выполняла все основные задачи, задуманные разработчиком.

Соответственно, уход из магазина сам по себе не критичен. Технически приложение можно использовать, если оно всё ещё установлено на устройстве. Также всегда остаётся вариант скачать неофициальную версию со сторонних ресурсов. Однако на деле этот факт практически всегда означает «смерть» игры.

Издатель, убирая приложение из магазина, фактически заявляет о прекращении его поддержки, то есть никаких обновлений, багфиксов и прочего. Для проектов, зависящих от онлайна, вроде мультиплеерных игр или «ферм», это означает ещё и отключение серверов. Их окончательная смерть наступает уже на стартовом экране — на ошибке подключения.

Одиночным играм в этом плане повезло немного больше. Они не зависят от внешних факторов. И в идеальных условиях им ничто не мешает работать неопределённо долго. Но в реальном и постоянно меняющемся мире на пути их цифрового бессмертия стоит, как ни парадоксально, технический прогресс. То, что создало видеоигры и делает их лучше, вместе с тем убивает их.

Tom Clancy's Rainbow Six: Shadow Vanguard
Tom Clancy's Rainbow Six: Shadow Vanguard

Особенно остро эта проблема стоит в мобильной среде, ведь здесь инновации внедряются, пожалуй, наиболее активно. iOS, представленная миру в 2007 году, сейчас находится в своей 12-й инкарнации. Особо явная граница в случае «яблочных» девайсов расположена на отметке 19 сентября 2017 года. В этот день состоялся релиз iOS 11, которая полностью перешла на 64-битную архитектуру приложений. Все 32-битные игры в одночасье превратились в мёртвый груз.

Реактивный прогресс

Android за 10 лет сменил девять версий, а Windows за то же время — три. С той же, если не большей частотой меняются мобильные процессоры и прочее железо. Между тем за всё время существования iPhone появилось лишь два поколения консолей.

Вот и получается, что одной из основных задач разработчиков мобильных приложений становится гонка за ОС. Постоянное поддержание работоспособности своего продукта и адаптация под новые версии устройств. Они не могут оставить его по принципу «зачем чинить то, что и так работает». Ведь неизвестно заранее, насколько сильные изменения принесёт следующее обновление или то, что будет за ним.

Разница между процессорами — дифференциальная архитектура, между ОС — переписанное API, из которого что-то может быть выдернуто совсем, а что-то просто переписано так, что старые приложения будут закрываться с критическими ошибками.

Игры могут закрываться по самым разным причинам (от ошибок драйверов до проблем кода, сбилденного под старым компилятором), и они тоже бывают разной сложности. Как правило, проблемы на стороне Java исправляются быстрее и легче. Это связано с полной декомпиляцией кода и отсутствием ограничения на количество вводимых строк (можно даже добавлять новые функции); в случае проблем в native приходится извращаться.

David Rice, Android-энтузиаст

Отсюда следует, что лишённое поддержки приложение обречено на скорую кончину. Не потому что оно было плохо сделано, а потому что платформа, для которой оно было создано, перестанет существовать меньше, чем через год. А мы получаем ситуацию с относительно новой и теоретически работоспособной игрой, которую невозможно запустить — потому что она просто «не умеет» работать на актуальных ОС или железе.

Предпосылок для подобной ситуации может быть очень много, начиная с коммерческой бесперспективности и заканчивая закрытием ответственной за приложение студии-разработчика. И далеко не на все из них рядовые игроки могут повлиять. Однако куда более интересен вопрос, зачем им вообще влиять на это.

Super QuickHook
Super QuickHook

Кто-то может сказать, что невелика потеря, и назвать ПК-порты единственными достойными мобильными играми. Однако это не отражает реальную картину. Хороших мобильных игр всегда было в достатке

Конечно, сегодня очевидные преимущество у free-to-play и гиперказуалок. Это можно было предвидеть, но нельзя отрицать, что раньше подход к мобильными платформам был несколько другим.

N.O.V.A. 2
N.O.V.A. 2

Многие из разработчиков тех лет делали серьёзный упор на премиальные игры, пытаясь перенести консольный опыт в портативную оболочку и сделать из любого смартфона достойную замену PSP и Nintendo DS. В эти проекты вкладывалось много усилий, а некоторые cпин-оффы известных серий даже включали в официальный лор. Такой подход подарил игрокам множество отличных мобильных игр и доказал, что качество продукта зависит в большей степени от подхода авторов, нежели от платформы.

К сожалению, дальше ситуация развивалась не в пользу премиальных мобильных игр. Топы Google Play и App Store возглавили условно-бесплатные игры, а поддержку уже изданных премиальных тайтлов прекратили. А как мы знаем, это фактически означает смертный приговор для приложения.

Так началась и скоропостижно закончилась «золотая эпоха» смартфонного гейминга. Игры тех лет пропали с виртуальных полок и постепенно забылись.

9mm
9mm

В этом плане показателен пример Gameloft. Эта компания, вышедшая из-под крыла Ubisoft, изначально была нацелена на разработку мобильных игр высшего качества и в свои лучшие времена насчитывала десятки активных премиальных тайтлов.

Сейчас же по схеме buy-to-play Gameloft распространяет только пять таких приложений — Gangstar Rio: City of Saints, Wild Blood, Sonic Runners Adventures, а также Modern Combat 3 и 4 . И то, если судить по отзывам, совместимость с новыми OC и железом у них хромает.

Например, Modern Combat 3: Fallen Nation умудрилась «умереть», ещё будучи доступной в магазине. Её страница в Google Play завалена сообщениями о том, что за 379 рублей владельцы новых смартфонов получают лишь чёрный экран.

Кто в этом виноват: новый владелец — Vivendi? Или рынок в любом случае заставил бы отказаться от премиальных игр? Так или иначе эпоха классических Android-игр от Gameloft осталась бы лишь в воспоминаниях, если бы не труд фанатов.

Modern Combat 3: Fallen Nation
Modern Combat 3: Fallen Nation

Библиотека переизданий силами одного

David Rice — автор блога GameloftRepairGames и один из людей, которые не дают классике сгинуть бесследно. Если где-то на просторах интернета вам удалось найти рабочую версию старой игры от Gameloft для Android, то с большой долей вероятности благодарить за это стоит именно его.

Когда-то давно я захотел поиграть в классические Android-игры, но из-за нового на тот момент Android ICS (4.0.4), не смог этого сделать. Игры закрывались с ошибкой из-за двойного касания. В итоге я понял, что ждать обновлений точно не стоит (а поиграть хотелось), и начал искать стороннее решение.

David Rice, Android-энтузиаст

Сейчас же в блоге насчитывается 33 записи, каждой из которых соответствует своя игра. Есть среди них и упоминавшаяся ранее Modern Combat 3: Fallen Nation, только в более рабочем виде. Однако большинство экземпляров уже давно покинули полки магазинов: Ultimate Spider-Man: Total Mayhem, первые две N.O.V.A, Asphalt 5 и 6 и другие.

Кстати, многие из представленных игр получили продолжения во free-to-play форме. С одной стороны, это говорит о популярности франшиз. С другой — можно легко проверить отличия контента в зависимости от модели распространения.

Разумеется, утверждать, что проблема утраты мобильных игр решена, преждевременно. Она всё ещё актуальна даже для игр из каталога Дэвида. Из-за огромного разнообразия устройств невозможно гарантировать работоспособность приложений для каждого случая. Регулярно появляются сообщения, что на той или иной версии ОС или модели процессора возникают проблемы при запуске или другие критические баги.

Bruce Lee Dragon Warrior
Bruce Lee Dragon Warrior

Несмотря на то, что автор блога продолжает поддерживать все свои проекты и оперативно отвечает на вопросы пользователей, его труд и труд других моддеров не может стать панацеей, ведь недостаточно единоразово реанимировать устаревшую игру, его жизнь нужно будет после этого ещё и постоянно поддерживать. Сам David Rice видит только один выход — чтобы студия не забросила игру, ей нужно помогать.

Игры для обновления я выбираю по принципу наименьшего сопротивления. Чем проще ошибка, тем быстрее будет её исправить. Также я учитываю запросы аудитории и свою личную заинтересованность. Однако далеко не все старые проекты можно переиздать без исходного кода.

David Rice, Android-энтузиаст

Тем более обидно, когда разработчики и издатели не то, что не идут на встречу ценителям своего творчества, но и препятствуют им. Ссылки на установочные файлы игр из блога GameloftRepairGames периодически блокируются по требованию правообладателей.

Let's Golf!
Let's Golf!

Но зачастую правообладатель будто не видит разницы между модификацией устаревшей списанной игры и той, что ещё приносит прибыль. Ирония в том, что иногда человек, взломавший игру, поддерживает свою модификацию даже дольше, чем сам издатель. Такие случаи не массовы, но всё же имеют место быть.

Команды энтузиастов-моддеров достаточно открыты. У них есть свои темы на специализированных форумах, где они не только принимают заявки на «взлом» игр, но и делятся «секретами мастерства». В них распространяются инструкции и гайды по работе с софтом.

В большинстве случаев они, скорее всего, будут использоваться для создания и распространения нелегальных копий охраняемого контента. Но некоторые пользователи используют предоставленные знания и инструментарий для починки и адаптации старых игр.

Комментарий пользователя arkan49 с форума 4PDA.ru
Комментарий пользователя arkan49 с форума 4PDA.ru

К сожалению вышеописанные примеры по большей части справедливы лишь для Android. Разумеется приложения на устройствах под iOS вполне поддаются пользовательским модификациям. Однако для доступа к ним потребуется пройти на несколько ступеней больше.

Всё, что нужно для установки стороннего приложения на Android — установочный файл (.apk). Возможно, файл окажется взломанным и адаптированным под ваше устройство. Но может быть и так, что ничего кроме вируса в нём не будет.

Интерес издателей

Устройства от Apple, напротив, крайне закрыты. Единственный полностью официальный способ установки приложений для них — App Store. Всё остальное (Cydia, Jailbreak и т.п.) — уже территория рисков. И поскольку не все пользователи готовы идти на дополнительные ухищрения, проявился принципиально другой подход к возрождению утраченных игр.

GameClub приглашает к сотрудничеству всех разработчиков премиумных игр, неспособных более поддерживать свои творения

GameClub — это уже не просто разрозненные моддеры-любители, а полноценная студия-разработчик. Только, в отличие от других, она создает не собственные тайтлы, а восстанавливает те, что покинули магазин.

Компания объявила о себе совсем недавно — в марте 2019-го, хотя работать начале ещё в 2018-м. Всего за несколько месяцев в режиме бета-теста вышел десяток тайтлов. А в ближайших планах их почти 50. Среди уже доступных: Super QuickHook, Space Miners и другие.

Incoboto
Incoboto

Поскольку GameClub работает в открытую, то и действовать приходится строго в рамках правового поля. Сооснователь компании и её генеральный директор Дэн Шерман (Dan Sherman) в интервью порталу VentureBeat отчасти сравнил свою работу с детективной. Поиск исходного кода и текущего правообладателя может стать очень и очень нелёгким.

Порой они оказываются в совершенно разных местах. Некоторые студии и издательства уже закрыты или в процессе, а их владельцы сменили род деятельности и навсегда покинули индустрию. Порой игры совершенно забыты, а права на них рискуют кануть в правовой бездне, на шаг приближая нас к полной потере исходного кода.


Дэн Шерман, генеральный директор GameClub

Прежде всего программисты GameClub перестраивают игры под 64 бита. Как уже упоминалось, начиная с 2017 года iOS больше не поддерживает 32-битные приложения. Сопровождается это всё, разумеется, тщательным изучением исходного кода на предмет ошибок или устаревшего инструментария.

Зато благодаря подробному документированию и схожим проблемам движков зачастую процесс получается до некоторой степени автоматизировать. Это позволяет повысить эффективность и облегчить дальнейшее обновление.

Sword of Fargoal
Sword of Fargoal

Также Шерман отметил постоянно увеличивающиеся размеры экранов.

Большинство старых игр имело строго фиксированное разрешение. Между тем у iPhone XS Max в 21 раз больше пикселей, чем у iPhone 3G. Поэтому приходится приложить множество усилий, чтобы эти игры ощущались как новые.

Дэн Шерман, генеральный директор GameClub

Пока неясно, как именно дальше будут распространятся восстановленные игры, отдельными релизами или по подписке (новый операционной директор компании склоняется ко второму варианту). Однако авторы однозначно отвергают вероятность free-to-play модели. «Многих великолепных разработчиков извели с рынка мерзкие формы монетизации», — делится своим мнением Шерман, добавляя, что рекламы и микротранзакций также ждать не стоит.

Также директор студии верит, что его проект поможет разработчикам премиумных мобильных вновь достичь успеха. И, судя по всему, он не одинок в этом: GameClub собрала 2,5 миллиона долларов инвестиций. Возможно, по сравнению с ААA эта сумма не выглядит впечатляющей, но для мобильной студии, которая не создаёт собственные игры, а только актуализирует практически готовый продукт, это значительная сумма.

Plunderland
Plunderland

Говоря о потенциальной прибыльности, нельзя забывать, что однажды по этим играм рынок уже прошёлся. И всё закончилось не в их пользу. Однако с позиции рядового геймера подобный сервис невероятно удобен. Реанимация, тем более на коммерческой основе, — почти что знак качества. Ведь вряд ли кто-то будет тратить усилия и средства на поиск исходного кода, прав и обновление посредственной игры.

Проблемой сохранения мобильных игр уже озаботились одиночки-любители и даже целые команды. Но, как неоднократно повторялось, без участия авторов оригиналов заниматься этим крайне проблематично. Особенно в условиях легального бизнеса.

В этот момент на сцену выходит Gameloft. Сейчас в режиме бета-теста работает приложение Gameloft Classics, в котором собрано 30 ретро-игр компании. Ранее издатель уже создавал подобные сборники, только по категориям: шутеры, экшн и т.д. И распространялись они за пределами Google Play.

Android и J2ME версии  Modern Combat 2
Android и J2ME версии  Modern Combat 2

Есть среди представленных игр J2ME-версии Modern Combat 2, N.O.V.A., и Gangstar Rio. А ведь когда-то их нужно было скачивать через wap-сайты, предварительно отправив на короткий номер SMS с кодом, найденным на оборотной стороне школьной тетради или игрового журнала.

Сейчас же достаточно скачать эмулятор, а Gameloft Classics в какой-то степени тоже им является. Рабочий экран так и остался размером с классический LG G1600. Адаптации под сенсорное управление, разумеется, нет — свободное пространство отдано под виртуальную крестовину и кнопки.

Motocross: Trial Extreme / В правом верхнем углу можно заметить таймер оплаченного времени
Motocross: Trial Extreme / В правом верхнем углу можно заметить таймер оплаченного времени

Интересна и модель монетизации. Само приложение бесплатно для скачивания, но для того чтобы сыграть в конкретную игру придётся потратить жетончик. 1 жетон = 5 минут. Также тут есть несколько планов подписок, по которым игрок получает от 3 до 10 жетонов в день. А с недавнего времени также можно покупать отдельные игры по 75 рублей или сразу все за 1190 рублей.

Строго говоря, ситуация с java-играми не столь критична. В теории, достаточно поддерживать один работоспособный эмулятор, чтобы обеспечить жизнеспособность всего поколения, не тратя время на восстановление каждой отдельной игры. Тем не менее приятно видеть, что крупный издатель задумался об этом вопросе.

Возможно, это первый шаг к возвращению в магазины классики Android и iOS игр. В Amazon App Store компания уже вернула часть своей классической библиотеки, недоступной в Google Play и App Store — к примеру, BackStab, Gangstar Rio, Hero of Sparta, Asphalt 6.

Проблема сохранения видеоигр — одна из самых недооценённых и зачастую игнорируемых. Тем не менее эта задача очень важна для гармоничного развития индустрии и общества в целом, ведь учиться куда легче на чужих ошибках. А дотянуться до новых высот проще, стоя на плечах предшественников.

В данное время переизданиями мобильных игр занимают почти только одни энтузиасты. За сохранение физических артефактов игровой истории отвечают частные коллекции и немногочисленные музеи. А цифровое наследие хранит армия фанатов ретро-гейминга на тематических сайтах и форумах.

Однако небольшая, но очень важная часть ускользает даже от них. Возможно, мобильные эпохи сменяются слишком быстро. То, что для консолей — вчерашний день, для мобильной отрасли — древность.

На этом фоне особенно приятно осознавать, что есть моддеры и целые студии, готовые посвятить свои силы сохранению достижений Android и iOS-игр.

7171
26 комментариев

Вон мне жалко Dead Space и Mass Effect, которые уже мало где идут.

13

они кстати в Стиме есть. Но да, для Масс Эффекта пришлось немного с бубном дрова палочкой тыкать

А Герои 3 удалили из маркета? Не могу найти ни на 4пда, ни в магазине. Тоже смерть?

6

Ага, удалили. И, учитывая, что им уже несколько лет, работоспособность под большим вопросом. Гуляют по Интернету разные apk-файлы и прочее, но это исключительно на свой страх и риск.

7

Не все на месте и работает как надо)) просто герои только официально на планшетах идут, на обычных только если качать апк.

Эх, а я ведь помню время, когда мой одноклассник играл на iPad в Принца Персии. И я тоже так хотел иметь свой смартфон... А что сейчас? Какие-то гиперказуалки и низкокачественные подделки.

5

Ну не знаю, года 4 назад активно играл на айпаде.
Republique, Silent Age, Transistor, Super Hexagon, Plague Inc, Framed, Fahrenheit, Hitman Go и еще кучу игр можно назвать которые прекрасно на планшете игрались.

Сейчас наверное тоже много всякой годноты.

2