Манга: Oyasumi Punpun

Одно из лучших произведений в своём жанре. Душераздирающая история про жалких и гнилых людей.

Внимание, в статье могут содержаться спойлеры!

Сначала я хотел начать эту рецензию с лирического отступления и описания мелодии, срывающейся со струн виолончели. Потом я раздумывал над тем, а не попробовать ли написать текст в стиле самой манги и сильно уйти в пространную и жестокую философию, часто срывающуюся на повышенные тона (капсом бишь). Потом были ещё какие-то идеи, но всё это не то. Мне хотелось, чтобы вы прониклись атмосферой манги, ещё даже не начав её читать. Но надо ли это? Должен ли я вкладывать в рецензию эмоции, или это просто текст, который расскажет вам что к чему?

Ладно.

Давайте без лишнего приступим к манге Oyasumi Punpun (англ. “Goodnight Punpun”, рус. “Спокойной ночи, Пунпун”) авторства Инио Асано.

Манга: Oyasumi Punpun

В первую очередь, стоит сказать, что это манга в жанре “slice of life”, то есть так сказать “срез жизни”. Для непосвящённых (если такие вдруг есть) - это когда произведение просто повествует о жизни людей, без приключений, сверхестественного и тому подобного. Просто жизнь.

Как правило в такой манге нет сюжета. Это верно и для “Пунпуна”. Здесь ничего не происходит, никто ни зачем не гонится, ничего не ищет, не тикает таймер на бомбе, не спасается от злодея. В основном всё, что происходит в манге, это персонаж А встречает персонажа В, и они идут в место С и разговаривают. Мы просто наблюдаем за жизнью, почти такой же как наша. Хотя я искренне надеюсь, что ваша жизнь не такая.

Чем же тогда привлекает “Пунпун”, если там нет сюжета? Скорее всего вы правильно ответили. Есть два момента: во-первых, это персонажи, а, во-вторых, это рисунок.

Когда говоришь, что в каком-то произведении интересные персонажи, часто это означает, что это невероятно интересные герои, харизматичные, влюбляющие в себя с первых страниц, с удивительной химией, которая связывает их с другими героями, давая истинное наслаждение от межперсонажных диалогов. В “Пунпуне” всё совершенно не так.

Онодера Пунпун - младшеклассник, учащийся в обычной школе со своими друзьями. И по началу за всем мы будем следить именно с его перспективы. Манга охватывает десять лет его жизни, безусловно, с периодическими таймпскипами. По прошествии времени, нарратив переключается с Пунпуна на других героев, которых он встречает на жизненном пути.

Так вот, о героях.

Я не знаю как подвести к этому, так что не буду подводить. Практически все персонажи манги - это жалкие, запутавшиеся в себе и в жизни люди. Слово “жалкие” подходит лучше всего. Они все несчастны, каждый по своему. Мы встретим и мать, не любящую своих детей, и полусумашедшего мальчика, который видит над городом летающие тарелки, и мужчину, которого соблазнила школьница, и непонятного городского юродивого, толкующего о конце света, и девочку, которую избивает собственная мать. И, конечно же, сам Пунпун. Самый несчастный, самый жалкий из всех героев. Непрекращающася рефлексия и постоянные мысли о жизни прошлой и будущей медленно, но верно ведут Пунпуна на самое дно. На его примере это видно особенно чётко, но этим же страдают и другие. Ни у кого не происходит ни одного светлого события, всё обязательно станет ещё хуже. Не как в “Игре Престолов”, когда ты только начал радоваться за персонажа, как с ним что-то происходит. В “Пунпуне” ты не успеваешь начать радоваться - а всё уже плохо.

Герои копошатся в грязи собственного самоуничижения и тонут всё глубже и глубже. А дальше - только ад. Некоторые пытаются вылезти наружу и что-то предпринять, но большинство давно уже махнули рукой и тонут без всякого сопротивления. Я не буду рассказывать про финал, но могу сказать, что он достаточно неожиданный для этого произведения в целом.

Манга: Oyasumi Punpun

Рисунок в манге, как вы видите на примерах страниц, невероятно скрупулёзный. Фоны города и пейзажи - это обработанные реальные фотографии, переведённые в рисунок с особым тщанием. Как и интерьеры домов. Такая детальность тянет нас вниз, к земле. Люди же нарисованы почти в гиперреализме. Правда, не таком как бывает в хоррорных мангах. Всё-таки в “Пунпуне” герои гораздо симпатичнее и привлекательней, чем среднестатистический человек. Но это и не классическая анимешность с глазами на пол лица и микроскопическим ротиком.

Стоит уже заметить слона в комнате, я думаю. Пунпун и вся его семья (отец, мать и дядя) нарисованы совсем не так, как другие герои. Это - простенькие скетчевые птички. Так они выглядят только для нас, для персонажей манги - они обычные люди, как и все остальные. Возможно, автор хотел таким образом дать нам возможность отождествить себя с главным героем манги. Может быть, это ход, чтобы показать нам, что Пунпун всё-таки сильно отличает от других в своём духовном мире. Или всё наоборот - это способ сделать его безликим и простым, как эта нарисованная птичка.

В процессе взросления Пунпун будет претерпевать различные метаморфозы и становится то пирамидкой, то отращивать рожки, но получать настоящее, человеческое тело.

Стоит отметить, что за всю мангу голос Пунпуна мы слышим лишь один раз - почти в самом конце. До этого, ни одна реплика не сказана им напрямую, в стандартном “пузыре”. Слова Пунпуна либо пропускаются, и диалог строится так, словно он уже сказал это. Либо они написаны в чёрных кадрах, вместе с текстом рассказчика.

Не смотря на всю слайсовость, в манге происходит множество удивительных вещей. По началу их даже больше, потому что пока герои - дети, они активно фантазируют. Многие метафоры легко читаются, например “бог”, которого Пунпун может вызывать маленьким стишком, и этот “бог” говорит ему чудовищные и ужасные вещи. Но другие загадки не так-то просто раскусить. Сам автор пишет, что “манга представляет собой смесь вещей, что имеют смысл или совершенно не имеют”. Возможно он сам лукавит, а может быть какие-то детали и вправду были созданы лишь для привнесения большей безумности в общую картину и не несут какого-то глубокого значения.

Есть ещё миллион вещей, которых я бы хотел вам рассказать об этом произведении. Но лучше если вы попробуете сами окунутся в этот мрачный и неприятный мир, попробовать разгадать загадки, спрятанные на страницах, и пройти сложный путь взросления главного героя вместе с ним. От начала и до конца. Потому что это - одно из лучших произведений в своём жанре, если вообще не в манге в принципе.

P.S. Я продолжаю переопубликовывать свои материалы, написанные для другого сайта. Тот, просто, почти уже умер, а тексты жаль терять в анналах истории.

4646
47 комментариев

Хоть убейте, не понимаю я этого культа вокруг Пунпуна. Единственное, что в нем реально зацепило - это рисовка, атмосфера и идея. Но в остальном оно мне вообще не понравилось. В то-же время как Цветы Зла мне зашли куда больше. Может, этот жанр просто не моё.

6
Ответить

Цветы зла куда более "детская" работа. Это касается как возраста самих героев, так и характера переживаний с которыми они сталкиваются.
Пунпун более комплексный. Вместе с ним, читатель проходит через все периоды жизни. И если младшие годы легки для понимания, то поступки взрослого пунпуна очень тяжело правильно понять, не имея достаточного жизненного опыта и определенного склада характера. Если грубо, то пока тебя не потаскала жизнь, трудно оценить насколько жизнь "таскает" Пунпуна и его окружение.

7
Ответить

единственноерисовка, атмосфера, идеяПросто оставлю это тут.

3
Ответить

Как правило в такой манге нет сюжета. Это верно и для “Пунпуна”. Эмм, нет. В Пунпуне есть сюжет.
Даже второстепенные персонажи, такие как дядя Онодэры, имеют свои собственные сюжетные линии. Просто манга секционно делится на три больших арки, которые условно можно назвать детство/юность/взрослость. В детстве - меньше всего сюжета (и это по своему логично), хотя есть свои конфликты.

7
Ответить

Пунпун - одна из работ, про которые я могу сказать, не по боясь этого слова, что она изменила мою жизнь. Как в свое время, манга "Путевые заметки о поездке в Йокогаму за покупками", оставила после себя прекрасное ощущение легкой ностальгии и грусти вперемешку, так и Пунпун погрузил во тьму и безысходность, показав что даже гротескное описание жизненных ситуаций на самом деле может быть не таким уж плохим.
Правда с ним есть одна проблема. Подозреваю что все кому Пунпун не понравился, читали его в слишком раннем возрасте. Мне кажется что раньше 25 - 30 лет, его невозможно оценить в должной мере.

6
Ответить

Вот кстати согласен, читал его когда мне было лет 20 с чем-то, до середины было интересно и увлекательно, но потом стало понятно что Пунпун становится все более отвратительным ублюдком, списывать все на то, что он ребенок/подросток стало невозможно и вряд ли что-то изменится, после этого читать стало невозможно.

Ответить

Пару месяцев назад же уже был пост про пунпуна. Вообще манга максимально переоцененная как по мне. Мне нравится сама идея и графическая составляющая, но сюжет явно не сильнейшая сторона произведения. Персонажей слишком дохрена мягко говоря, даже в некоторых бразильских мыльных операх их меньше. Половина из них вообще никак не раскрыта кроме того, что это бывшие друзья\знакомые пунпуна, отчего читать про их проблемы ну совсем неинтересно. Отдельно тут выделяется секта с ее лидером. Это вообще худшее, что есть в этой манге. Читая Пунпуна я просто замучился скипать панели, связанные с ней, настолько это все бредово было.
Ну и дико разочаровал твист с "возлюбленной" персонажа, который был реализован по всем канонам фанфиков с фикбука, отчего манга видимо и стала такой популярной.
По итогу автор попытался в Достоевского, но получилось очень так себе. Но графически отменно реализовано, тут спору нет.

4
Ответить