Проблемы музыки в новых частях Fallout

Проблемы музыки в новых частях Fallout

Всем привет. Я очень люблю серию Fallout и уважительно отношусь к всем частям, кроме наверное, 76. В каждой игре есть свои плюсы, даже в Fallout 3 и Fallout 4. Даже если в игре полностью убит сюжет и ролевая система, то всегда остается атмосфера путешествия и пустошей. Это собственно та составляющая, за которую я люблю эту серию.

У меня давнее хобби - коллекционировать игровые саундтреки. Музыка из таких игр, как Fallout, Wasteland, Borderlands (эмбиент темы) и т.п. собрана у меня в отдельный плейлист, который так и называется Wasteland Music. Сегодня, при прослушивании плейлиста я понял, что закинул альбомы музыки из Fallout 3 и Fallout 4 в этот плейлист, без особого анализа. В итоге я полчаса чистил плейлист, ища хоть какие-то достойные композиции. Пока я это делал, в голове была одна мысль: "Инон, кто тебе сказал, что такая музыка хорошо подходит к игре?". В итоге, у меня созрел этот текст, в котором мне был хотелось поговорить о музыке в серии Fallout, об её значении и о текущем её статусе. Всем приятного чтения.

P.S. Естественно это все является моим личным, весьма специфичным переживанием. Если у вас есть мысли по теме, то можете смело писать комментарии, где я могу быть не прав. Музыка в играх часто остается без должного внимания, поэтому я только рад оживленной дискуссии.

Эмбиент, как часть игровой атмосферы

Я не буду сильно углубляться в описание жанра эмбиент, но скажу что это та музыка, которую обычно вы слышите на фоне (не путать с основными музыкальными темами). Она может быть совсем шумовая, может быть более динамичная, но это все является формами эмбиента.

Несколько примеров:

  • Diablo 1: Town - музыкальная тема, Hell - ближе к эмбиенту
  • FEZ: Adventure - музыкальная тема, Swell - эмбиент
  • Borderlands: Fighting off the Skags - музыкальная тема, Welcome to the Trash Coast - эмбиент
  • Half-life 2: CP Violation - музыкальная тема, Xen Relay - эмбиент

Часто между эмбиентом и основными музыкальными темами очень тонкая грань, так как это все является частью музыкального жанра в целом, поэтому разделение тут весьма условное.

Эмбиент в игровых саундтреках играет очень важную роль. Да, если вы вспоминаете музыку из игры, то вы первым делом вспоминаете мощные главные темы. Но если эмбиент сделан не правильно, то он может полностью нарушить атмосферу игры.

Я знаю, что многие играют с своей музыкой, но все же разработчики стараются погрузить вас в определенную атмосферу и желательно играть с оригинальной музыкой. Многие топовые саундтреки минимум на половину состоят из эмбиента, например Silent Hill, American McGee's Alice, Half-life, Mirror's Edge и т.п.

Радиоактивный саундтрек

В свое время, Марк Морган, написал гениальный саундтрек для первых двух частей Fallout. Это был великолепный, мрачный эмбиент, в котором Марк воплотил лучшие элементы жанра того времени. Например, трек City of Lost Angels очень сильно похож на трек Grass от Aphex Twin, а трек Vats of Goo на Alternative 3 от Браина Ино.

Марк Морган доволен своей работой
Марк Морган доволен своей работой

Вспомните ощущение, которое у вас возникало, когда вы ходили по локациям классического Fallout. Да, картинка была далека от идеала, но визуальный дизайн и звуковое окружение создавало очень глубокий мир.

Музыка из Fallout 1 и 2 была объединена в один диск "Vault Archives" и выложена бесплатно. Советую скачать https://archive.org/details/VaultArchives
Музыка из Fallout 1 и 2 была объединена в один диск "Vault Archives" и выложена бесплатно. Советую скачать https://archive.org/details/VaultArchives

Даже, когда Марк написал саундтрек к Wasteland 2, он не смог приблизится к своему эталону. Музыка была очень хорошей и отлично передавала атмосферу игры, но в треках классических Fallout была особая магия, которую уже очень сложно повторить.

Зур, Инон Зур

В третье части к работе над музыкой пригласили Инона Зура, который является достаточно топовым композитором. И поверьте, я очень уважаю его, как композитора. Он написал отличные работы к Icewind Dale II, Syberia II и к серии Dragon Age (1 и 2).

Между прочим, музыку к Fallout Tactics писал именно он и там есть достаточно хорошие эмбиент композиции, которые явно делались с учетом тех тем, которые заложил Марк Морган. Но.. когда Инон начал работать над музыкой из Fallout 3, что-то пошло не так..

Проблемы музыки в новых частях Fallout

Нельзя сказать, что в саундтреке третьей части совсем нет хорошего фонового эмбиента, но он полностью теряется. Главная тема сразу задает тон всего альбома.

Это мрачная, милитаристская и тяжелая тема. Пред вами предстает изображение солдата в силовой броне и вы готовитесь к эпической игре. Оказывается главная тема и солдат в силовой броне, позднее, определят всю атмосферу игры, так как роль Братства Стали в Fallout 3 колоссальная.

В итоге, Инон решил, что если в Fallout 3 много Братства стали, много Вашингтона и много патриотической темы США (привет Джон Генри Эдем!) , то основной мотив музыки - это тяжелая поступь военных сапогов. Марш и тяжелые трубные инструменты играют даже там, где по настроению должно быть все спокойно. Почти вся первая половина диска начинается с ярких трубных звуков, которые вгоняют вас непонятное напряжение.

У Марка Моргана были военные элементы в саундтреке, но они были очень тонкие и аккуратные, четко вписанные в полотно трека. У него не было военной долбежки, которая присутствует у Инона.

Что касается непосредственно эмбиента, то в Fallout 3 все достаточно не ровно. Если отличные композиции, по типу Gotta Start Somewhere или Clues in the Darkness, но большая часть треков это какой-то шумовой хоррор эмбиент, очень часто не связный и созданный только для того, чтобы пугать игрока в подземельях метро.

Скрипичный ключ. ч1

В Fallout 3 есть примечательный трек, который называется City of Ruin (или следующий Wandering the Wastes) это такой, достаточно красивый и тягучий эмбиент, который больше базируется на живых инструментах, нежели на электронном звучании. В нем используются духовые и скрипки. Вот если вы поместите этот трек в саундтрек Fallout 4 или Fallout 76, то он будет как влитой, так как это та форма, которую Зур будет развивать все последующие годы.

Кроме того, этот же подход использовался в New Vegas, например в треке Mountaintop Movement.

На этом фоне, достаточно интересно звучит тема Мегатонны (Megaton), которая больше подходит Borderlands, нежели Fallout. Тут есть гитары, ковбойские мотивы и в целом отличная атмосфера. Вот таких самобытных и оригинальных треков и игре критически мало.

Скрипичный ключ. ч2

Перейдем к Fallout 4.

Проблемы музыки в новых частях Fallout

Напомню, что действие в четвертой части проходит через 200 лет, после событий Fallout 1. Мир уже успел восстановится, функционирует сельское хозяйство, подача воды и т.п. Отсюда меняется тема музыки, она становится более живой и органической. В те редкие моменты, когда мы будет слушать эмбиент в Fallout 4, будет играть примерно одна и та же музыка. Она красивая, но всю её суть можно почувствовать в очень хорошем треке The Commonwealth. Это скрипки, скрипки и еще раз скрипки... Этот трек правда отличный, но... как же это все однообразно.

Саундтрек состоит из 65(!) треков. И конечно же там есть неплохие эмбиент работы, по типу Dust & Danger, Wandering - The Foothills Pt. 1, Echoes of the Dead, которые реально могу передать атмосферу апокалипсиса, но музыка в целом стала вся очень похожей на саму себя.

Я понимаю, что сравниваю очень разные вещи. У Марка Моргана было 24 трека на обе части игры, а у Инона Зура на Fallout 4 и 76 больше 100 треков! Подходы к музыкальному продакшену тогда и сейчас очень разные и у меня такое ощущение, что ограничения которые были у Моргана, каким то образом повлияли на его музыку, в лучшую сторону.

Проблемы музыки в новых частях Fallout

С выходом Fallout 76 ситуация не поменялась. Я прослушал альбом, как только он вышел в Apple Music, еще до того, как поиграл в игру. И понял, что тут ничего нового ждать не стоит. Большая часть музыки из Fallout 76 (как и в 4ке) это либо маршевые экшен темы (непонятно, зачем их так много), либо скрипичные эмбиент треки, который трудно отличить друг от друга. Судя по всему ситуация не будет меняться если будет работать тандем Bethesda + Inon Zur.

К чему все это?

Итого, примерно на 130 треков Инона Зура можно найти максимум 20 уникальных и интересных работ. Это те треки, которые вы можете добавить в плейлисты, переслушивать и может быть вы даже запомните их названия.

Инон сделал достаточно качественную для композитора, но полностью пресную работу, которую он растянул вот уже на четыре игры. При этом любители из Nobody's Nail Machine выдают потрясающий и самобытный саундтрек к Fallout Nevada, в котором сочетаются совершенно разные настроения и который вызывает намного больше эмоций, чем все последние работы Инона Зура, хотя очевидно, что аудио-технологии и сами треки намного проще.

Я не слушал все работы Инона (пожалуйста, расскажите есть ли у него что-то заслуживающее внимание), но создается ощущение что Инон именно ремесленик, а Морган художник. Пусть и художник, который выдал свой Magnum Opus сразу в начале карьеры.

P.S. Музыку из New Vegas, я сознательно практически полностью пропустил, так как там отчасти играла музыка Моргана, а отчасти все тоже самое, что и в Fallout 3.

Это мой первый пост на DTF, так что пишите свои замечания, они будут учтены. Спасибо за прочтение.

5959
34 комментария

Господи, спасибо за статью, можно, пожалуйста больше таких и меньше всякого говна про стримерш

6
Ответить

Если что и может убить атмосферу игры, так это когда ты впервые выходишь из Убежища, включаешь "ВВВВУУУуууу Новассссьти Гооолактикиии!", и тебе вдруг рассказывают о том, что "прошло две недели после концовки". -_______- И так на протяжении всей игры, пока ты наконец не пойдёшь и не получишь чёртову концовку, чтобы закрыть эту временно-пространственную аномалию.

3
Ответить

У этого дядьки ещё голос такой мерзкий, не знаю чего его все в озвучку берут\брали. Вёл бы он и дальше свою передачу с тем вторым, который лысый.

Ответить

но создается ощущение что Инон именно ремесленик, а Морган художниквот то же самое хотел написать

я совсем не фанат игровых саундтреков (любых), но работы моргана (у него еще крутейший саундтрек к плейнскейпу) иногда переслушиваю. интересный момент: сэмпл русской речи ("в докладах рассматривается эволюция ядерных арсеналов...") в треке vault of the future позаимствован из песни дипи шмот to have and to hold. депеши, в свою очередь, подрезали его с какой-то радиопередачи и при этом не знали / не придавали значения тому, что там бормочут на русском. а морган видимо все-таки уточнил перевод, потому что очень уж в кассу к сеттингу фолаута этот сэмпл пришелся

ну а инон зур да, действительно ремесленник. и как любой композитор-ремесленник, он любит вхуячить "дорого-богато" звучащие оркестровые аранжировки туда, где надо и не надо, а сверху и залить это еще морем пафоса. я много времени провел в третьем фолаче, но до сих пор не могу запомнить даже его главную тему со стартового экрана. и что просто выморозило - это ВОЛЫНКА в саундтреке к четверке. вот уж блять сложно найти что-то менее подходящее сеттингу пост-апокалиптической америки, чем ВОЛЫНКА. сразу блять ощущение возникает, что в скайрим какой-нибудь попал

3
Ответить

помню этот русский семпл, чуть ли не любимый трек был с музыки для масс.
вообще до поры натыкаться на это было сверхувлекательно, в диапазоне от dark lunacy до biosphere. пока conet project не послушал, где такого атмосферного добра со всей галактики собрали.

https://youtu.be/2FuMbf-sG9o

1
Ответить

Оч занимательная статья, автор. Тоже также недавно задавался вопросом эмбиента в фоллачах, когда подряд все переслушивал во время работы, и также у себя в башке рассуждал на тему того, как Инон Зур все-таки начал штамповать безликий саунд после Эры Драконов. Но отмечу, что все-таки в длц к фоллычу 4 он выдал хорошие атмоферные треки, это именно к Фар Харбор и Нюка Таун - эти дополнения даже на фоне самой четверки выделяются. Так что верим в Зура дальше, он могет.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить