Фредрик Вертам и Кодекс комиксов: как один человек чуть не разрушил всю индустрию

А вместо этого поспособствовал взлёту супергероики.

Фредрик Вертам и Кодекс комиксов: как один человек чуть не разрушил всю индустрию

История комиксов знает достаточно взлётов и падений, но, пожалуй, самые тёмные времена наступили для них в середине 50-х, когда благодаря деятельности одного конкретного человека по имени Фредрик Вертам против «книжек с картинками» ополчилось практически всё американское общество.

Правда, эффект от его деятельности оказался совсем не таким, как он добивался. Стремясь обезопасить себя от нападок общества, индустрия комиксов сыграла на опережение и ввела строгую самоцензуру.

Эта самоцензура уничтожила три четвертых американских издателей комиксов, а заодно поставила крест на таких жанрах, как ужастики, детективы и романтические истории. Однако на вычищенном поле внезапно расцвёл жанр, который все уже списали в утиль — супергероика.

Но кем был Фредрик Вертам, едва не уничтоживший индустрию комиксов в одиночку, и чем ему так помешали рисованные истории? А главное: почему супергероика внезапно снова оказалась на коне?

Запретить, всё запретить!

Комиксы пытались запретить с момента их появления. Учителя, религиозные деятели, родители и психологи наперебой перечисляли причины, по котором дьявольские книжки с картинками стоило немедленно предать анафеме. Церковь возмущалась аморальным содержимым, едва одетыми дамочками из историй о джунглях и прославлением преступников.

Педагоги свято верили, что чтение комиксов отрицательно сказывается на умственном развитии и литературных вкусах подрастающего поколения. А родители считали, что комиксы подрывают их авторитет, так как только они вправе диктовать своим отпрыскам, что следует читать, а что нет. И уж они-то ни за что бы не посоветовали детям что-то столь безвкусное, вульгарное, пошлое и не входящее в список обязательной литературы для внешкольного чтения на каникулах.

В общем, запретить комиксы пытались многие, но наибольшего успеха в деле борьбы с этим «мракобесием» добился психиатр Фредрик Вертам.

В душе доктор Вертам был неплохим человеком, которым двигали исключительно благие помыслы
В душе доктор Вертам был неплохим человеком, которым двигали исключительно благие помыслы

Вот только всю свою энергию он направил не туда, а для достижения поставленной цели не гнушался самых грязных методов, прибегая к обманам, подлогам, фальсификации и откровенной лжи. К сожалению, борьба с комиксными ветряными мельницами так и осталась его главным достижением, оставив гигантское пятно на в целом безупречной репутации.

Прежде чем начать свой крестовый поход против комиксов, Вертам был весьма прогрессивным и добропорядочным психиатром. Он долгие годы работал с самыми незащищенными слоями населения, лечил бедных темнокожих пациентов, а его открытия и показания внесли немалый вклад в итоговую отмену сегрегации в США.

Нападать на комиксы Вертам начал в сороковых годах, когда опубликовал книгу «Тёмная легенда» — историю семнадцатилетнего подростка, убившего свою мать. Анализируя причины, толкнувшие юношу на подобное преступление, Вертам отдельно отметил его увлечение кино, радио и комиксами.

Согласно выводам доктора, хобби юноши помогли ему эмоционально переселиться в выдуманный мир и повлияли на поведение и поступки
Согласно выводам доктора, хобби юноши помогли ему эмоционально переселиться в выдуманный мир и повлияли на поведение и поступки

В 1948 году Вертам опубликовал в журнале Reader’s Digest статью, в которой назвал комиксы прямой причиной роста насилия среди американских детей. В том же году он выпустил книгу «Признаки насилия», в которой ещё раз заявил, что фильмы, комиксы и другие развлекательные медиумы в их существующей форме представляют прямую опасность для детей и подростков.

Вертам был не одинок в своих нападках на комиксы. В 1949 году профессор английского языка Джеффри Вагнер написал книгу «Парад удовольствия», в которой обозвал художников, сценаристов и издателей дегенератами и заявил, что в двух крупнейших издательствах комиксов, расквартированных в здании откровенно фаллической формы, работают целиком и исключительно гомосексуалы.

Каким путём мистер Вагнер пришёл к этому выводу — история умалчивает
Каким путём мистер Вагнер пришёл к этому выводу — история умалчивает

Но настоящий успех пришёл к Вертаму в 1954 году, когда он выпустил ещё одну книгу — «Совращение невинных», в которой комиксы оказались единственной причиной всех грехов, начиная от роста детской преступности и гомосексуальности среди подростков и заканчивая ночными кошмарами, приёмом наркотиков, непослушанием и мастурбацией.

Книга стала бестселлером и произвела настоящий фурор. В американском обществе разгорелась целая истерия, направленная против комиксов
Книга стала бестселлером и произвела настоящий фурор. В американском обществе разгорелась целая истерия, направленная против комиксов

В Сенате созывались публичные слушания, библиотеки массово изымали «опасные журнальчики» из своих фондов, а в некоторых городах комиксы и вовсе прилюдно сжигались на костре.

Пожалуй, самая печально известная обложка из всех — ей <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fbooks.google.com%2Fbooks%2Fabout%2FSeal_of_Approval.html%3Fhl%3Dru%26amp%3Bid%3DWGDschFUKRQC&postId=53967" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">апеллировали</a> во время слушаний в Сенате
Пожалуй, самая печально известная обложка из всех — ей апеллировали во время слушаний в Сенате

Пятидесятые в принципе были эпохой страха и паранойи. Набирала ход Холодная война, в Америке крепли страхи перед атомной бомбой и красной угрозой, а в обществе расцветали антикоммунистические настроения, достигавшие невиданных высот. «Антиамерикански-настроенные» граждане подвергались репрессиям, неугодные деятели культуры и искусства попадали в «чёрные списки» и лишались возможности заниматься своей профессиональной деятельностью в США.

Вертам говорил вещи, которые впечатляли публику. По сути, он разводил панику на пустом месте, в его словах не было никакой научной основы. Но поскольку его звали доктор Вертам, люди отнеслись к его словам всерьёз, и начался настоящий крестовый поход против комиксов.

Стэн Ли

Вертам призывал запретить продавать комиксы подросткам младше пятнадцати лет. Если бы это предложение приняли, Вертам бы только помог распространению того, против чего сам же и боролся. Под запрет попали бы невинные детские комиксы, а вот столь ненастные доктору ужастики, детективы и романтические истории совершенно легально продавались бы в любом газетном киоске.

Созванные в Сенате слушания ни к чему не привели. Комиксы не были названы главной или единственной причиной роста подростковой преступности, однако отрасли порекомендовали сбавить градус насилия и прочих спорных тем в выпускаемых комиксах.

Издатели прислушались и ввели жёсткую систему самоцензуры, которая определяла облик американского рынка комиксов на протяжении нескольких десятилетий.

В 1954 году Ассоциация журналов комиксов утвердила так называемый «Кодекс комиксов» — свод правил, жёстко определяющий, что можно, а что нельзя печатать на страницах комиксов.

Кодекс запрещал графическое изображение насилия и любые намеки на совращение, сексуальное насилие, садизм и мазохизм, запрещал критику представителей власти и церкви. Любое преступление на страницах комикса должно было быть наказано, а все любовные истории должны были показывать святость и нерушимость брачных уз.

Некоторые жанры, например хорроры, были запрещены полностью, в «бан» попали вампиры, оборотни, гули и зомби, а из названий комиксов напрочь вычёркивалось слово «Ужасы». Под запрет попали даже сленг и разговорная лексика. Многосерийные сюжеты с клиффхэнгерами должны были получать особое разрешение Ассоциации. Контролю подвергались даже рекламные полосы. Справедливости ради, американские комиксы докодексной эпохи были крайне неразборчивы в вопросах рекламы.

Кодекс комиксов весьма эффективно уничтожил целые жанры и за пару лет вывел из игры 18 издательств — три четверти участников рынка, оказавшихся неспособными подстроиться под изменившиеся условия игры. Самой крупной потерей стало издательство EC Comics. Специализировавшееся как раз на хоррорах и детективных историях издательство было вынуждено закрыть все свои серии, кроме не попадавшего под действие кодекса сатирического журнала Mad.

Кодекс существенно ограничивал творческую свободу сценаристов и художников, продвигал крайне консервативные прогосударственные ценности и привёл к появлению огромного количества банальных клишированных историй, благодаря чему в общественном сознании до сих пор сохранился стереотип, что комиксы — это «глупые картинки для детей». Сам Вертам, к слову, негативно отнёсся к данной затее, сочтя Кодекс неэффективной полумерой.

Хотя поначалу запреты едва не подкосили Atlas и National Comics Publications (будущие Marvel и DC), со временем они восстановили позиции и, благодаря ослабшей конкуренции, даже увеличили свою долю рынка. А поскольку вестерны и романтические истории оказались серьёзно затронуты действием кодекса, издатели вновь обратили внимание на наименее пострадавший от цензуры жанр. Так на сцену снова вышла супергероика.

Лишь два издательства не попадали под действие Кодекса. Выпускавшие детские комиксы Dell и Gilberton полагались на собственную цензуру и репутацию.

Последствия

Кодекс комиксов окончательно прекратил своё существование менее десяти лет назад. В последнее время он растерял всё своё влияние и оставался пустой формальностью, а вот в первые десятилетия цензоры Ассоциации были практически всесильны.

Формально, издатели не были обязаны подвергать свои издания цензуре, но на практике у них не было выбора. Распространители и магазины попросту отказывались продавать комиксы, если на их обложке не было отметки о прохождении цензуры — напоминающего почтовую марку штампа, на котором красовались слова «Одобрено Кодексом комиксов».

Без этой печати у комикса не было шансов попасть на магазинные прилавки
Без этой печати у комикса не было шансов попасть на магазинные прилавки

Принятие кодекса очень сильно повлияло на развитие в США культуры андеграундных комиксов, специализирующихся на запрещённых Кодексом темах и распространяемых через нетрадиционные каналы сбыта. Например, через хэдшопы — магазины, где продавались устройства для курения конопли.

В семидесятые годы в Кодекс был внесён ряд поправок, позволивших создателям, помимо всего прочего, изображать коррумпированных представителей власти (но только при условии, что зло будет наказано), вред от употребления наркотиков и монстров, но только изображённых в классической традиции Франкенштейна и Дракулы.

Кодекс ещё при действии частенько становился предметом пародий 
Кодекс ещё при действии частенько становился предметом пародий 

Одним из поводов для изменения Кодекса стала трёхсерийная история про Человека-Паука под названием «Возрождение Зелёного Гоблина», написанная Стэном Ли по поручению Министерства здравоохранения и социальных служб Соединённых Штатов.

Чиновники попросили Стэна изобразить в комиксе негативные последствия употребления наркотиков, и Ли сочинил сюжет, в котором Гарри Осборн превратился в наркомана. Цензоры Ассоциации отказались одобрять комикс, но Ли, чувствуя поддержку государства и заручившись одобрением издателя Мартина Гудмана, отправил комикс в печать без согласования с Ассоциацией.

По сути, с этой истории начался закат Кодекса
По сути, с этой истории начался закат Кодекса

Гамбит удался. Комикс был хорошо принят публикой, и Ассоциации пришлось внести правки в текст Кодекса. А Стэн Ли был вынужден торжественно пообещать, что он никогда больше не будет отправлять комикс в печать без одобрения цензоров.

Когда я сочинял какую-то историю, я никогда не думал о том, как её оценят цензоры Ассоциации, поскольку, как правило, я и не собирался сочинять ничего чересчур жестокого или излишне сексуального. Я прекрасно осознавал, что наши комиксы читают дети, поэтому даже если бы никакого Кодекса и не было, я бы всё равно не стал ничего делать иначе.

Стэн Ли в разговоре с автором комиксов Роем Томасом

В дальнейшем в Кодексе стало появляться всё больше послаблений, а его контроль над индустрией всё больше ослабевал. Благодаря изменениям в системе распространения и росту числа специализированных магазинов, комиксы смогли попадать на прилавки в обход распространителей.

Новые участники рынка попросту не присоединялись к Ассоциации, а её члены всё реже присылали новые комиксы на цензуру. В 2001 году Marvel отказалась от соблюдения Кодекса в пользу собственной системы цензуры, в 2010 году так же поступило Bongo, а в 2011 году с разницей в один день от Кодекса отреклись его последние последователи — DC и Archie.

Это всё обман...

Главная трагедия истории с Кодексом комиксов заключается в том, что он построен на лжи. В своих работах и выступлениях Фредрик Вертам заявлял, что его выводы основаны на результатах многолетних исследований и общении с тысячами подростков со всех концов Соединённых Штатов.

Ещё в пятидесятых методы Вертама подвергались сомнению со стороны научного сообщества, но настоящие масштабы его махинаций стали известны лишь недавно, когда содержимое его гигантских архивов стало доступным для обычной публики. Как только первые любопытные, такие как профессор Кэрол Тилли из Университета Иллинойса, сунули нос в его архивы, выяснилось, что «добрый доктор» откровенно лгал, фальсифицировал данные и подгонял результаты полученных исследований под необходимые ему выводы.

Вертам нарушил все правила научных исследований. Он в десятки раз завысил число опрошенных подростков, строил свои выводы на непроверенных фактах и свидетельствах третьих лиц, цитировал несуществующих людей, а действительно взятые им интервью переворачивал с ног на голову, меняя местами причины и следствия и выкидывая из текста всё, что противоречило его точке зрения.

Общаясь с «подопытными» подростками, Вертам игнорировал любые истинные причины проблем своих собеседников, сводя корень всех бед исключительно к комиксам. Нездоровая социальная обстановка, насилие в школе, семье или на улицах, врождённые проблемы со здоровьем — к чему такие сложности, когда все шишки можно свалить на книжки с картинками?

Один из самых известных аргументов Вертама против комиксов — это вывод, что истории о Бэтмене и Робине вызывают у подростков тягу к своему полу. Как он к этому пришёл? Один из опрошенных психиатром подростков, признался, что хоть он сам больше любит рассказы о Тарзане и Подводнике, вместе со своим партнёром они чувствуют параллели между своими отношениями и историей Бэтмена и Робина.

Другой аргумент ещё прекраснее в своей абсурдности. Согласно статистике, 95 процентов учащихся школ для трудных подростков читает комиксы. Значит, именно комиксы являются основной причиной детской преступности.

«Совращение невинных» и последовавшая за этим полувековая самоцензура американской индустрии комиксов — наглядный пример того, чего могут добиться верящие в свою правоту фанатики, не гнушающиеся никаких средств в достижении поставленных целей. Фальсификации, подтасовки и откровенная ложь вознесли доктора Вертама на вершину метафорического Олимпа, откуда он смог причинить максимальное количество вреда.

Сегодня дело Вертама живёт и процветает — отдельные одиозные деятели, оперируя схожими аргументами, то и дело устраивают нападки то на видеоигры, то на мессенджеры, то на весь интернет в целом, в упор игнорируя более насущные и серьёзные проблемы.

Жестокость среди детей и подростков и в самом деле часто вызвана окружающей их действительностью. Но в нищете, коррупции, инфляции, безработице, загрязнении окружающей среды, равнодушии и нетерпимости к любому, кто хоть как-то отличается от тебя, виноват совсем не Бэтмен. Тёмный рыцарь-то, возможно, как раз и смог бы навести порядок в обществе.

Вертам, к слову, сам стал невольной жертвой собственного фанатизма: к концу пятидесятых годов телевидение заменило комиксы в качестве основного источника развлечения, и доктор мгновенно счёл телевизор новой угрозой для неокрепшей детской психики. Он написал ещё одну книгу, озаглавленную The War On Children. Но во второй раз на его призыв не отреагировал никто.

218218
120 комментариев

Тогда винили комиксы, сейчас - компьютерные(консольные) игры. Ни чему история людей не учит.

45
Ответить

Ты забыл про аниме!

24
Ответить

предлагаю использовать имя нашего Доктора как нарицательное.

Ответить

«добрый доктор» откровенно лгал, фальсифицировал данные и подгонял результаты полученных исследований под необходимые ему выводы.Ха-ха, классик. Как большинство громких психологических исследований. Если покопаться в биографии, уверен найдутся ещё и проблемы с женским полом и подавленное влечение к мужчинам. Ну, как у Альфреда Кинзи.

27
Ответить

Лайкнул типа знаю кто такой Кинзи

19
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Комментарий недоступен

23
Ответить