Притча и кинопритча: времен связующая нить

Кадр из фильма "Седьмая печать" (1957, Ингмар Бергман)
Кадр из фильма "Седьмая печать" (1957, Ингмар Бергман)

И вечно будет колыбель качаться,

Плетя времён связующую нить,

Воспев и радости, и горькое страданье

Уолт Уитмен

Глава 1. Притча: зарождение жанра

С таким жанром как «притча» наверняка хоть раз в жизни сталкивался каждый человек: на уроках литературы, в церкви, в кино. Своими корнями притча глубоко уходит в культуру (литературу) Древнего Ближнего Востока (Древний Египет, Шумеро-Аккадское царство, Ханаан (Финикия)). От небольших афоризмов к развернутой притче, от притчи к параболе – таков путь этого жанра.

"Поучения верноподданного" Древний Египет
"Поучения верноподданного" Древний Египет

В христианской и иудейской религиозных традициях притча является одним из наиболее популярных и легко узнаваемых жанров. Мы можем познакомиться с притчами в «Книге Притчей Соломоновых», «Книге Иова», «Книге Экклесиаста», «Книге Руфи», «Книге Есфири», «Книге Ионы». Притчи поднимают философские вопросы осмысления бытия. Наиболее сложные для интерпретации притчи получили название «парабола» или «символическая притча».

Кроме того, широко известны евангельские притчи, на примере которых Иисус Христос объяснял трудные для понимания идеи своего учения. Сложные понятия он переводил в легко узнаваемые образы.

"Возвращение блудного сына" (около 1666-1669) Хармес ван Рейн Рембрандт
"Возвращение блудного сына" (около 1666-1669) Хармес ван Рейн Рембрандт

Изменяясь, но тем не менее, оставаясь собой, притча притягивает внимание человечества, потому что иногда сложное легче объяснить метафорой, аллегорией. Притча всегда иносказательна, символична. Создаваемый ею образ позволяет не только осознать, но и принять некоторые противоречивые идеи.

Так что же такое притча? Давайте обратимся к «Словарю литературоведческих терминов» (2012):

«ПРИТЧА 1) Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной в П. идеи. В П. нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: ее цель не изображение событий, а сообщение о них. П. часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории (см. аллегория ). Широкое распространение получили П. с религиозным содержанием («поучением»), например, "Притчи Соломона", новозаветные П. о десяти девах, о сеятеле и др.

2) Эпический жанр в литературе ХIХ - ХХ веков, в основе которого лежит принцип параболы (см. парабола ); характеризуется предельной заостренностью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. К жанру П. обращались Л.Н. Толстой, Ф. Кафка, Б. Брехт, А. Камю и др.

Что такое аллегория?

Аллегория – это воплощение некого абстрактного понятия в конкретную форму. Например, абстрактную Смерть изображают в виде Старухи с косой или же в виде Мрачного Жнеца (тоже с косой). В Средние века Смерть изображали в виде всадника, полуразложившегося трупа, демона (Штуттгартская псалтырь, IX в). В рассказе знаменитого писателя Рэя Брэдбери «Смерть и Дева», Смерть приходит к Старушке в облике красивого молодого человека.

Серия гравюр "Пляска Смерти" (1524-1526) Ганс Гольбейн младший
Серия гравюр "Пляска Смерти" (1524-1526) Ганс Гольбейн младший

У М.П. Мусоргского в его знаменитом музыкальном цикле «Песни и пляски смерти» Смерть является в разных образах. В «Колыбельной» мы видим Смерть-Мать, которая убаюкивает дитя. В «Серенаде» Смерть-Рыцарь поет обольстительную серенаду для умирающей девушки. В песне «Трепак» Смерть в образе разбитной бабенки пляшет с пьяненьким мужичком, замерзающим в степи. В последней части, «Полководце», Смерть предстает в облике торжествующего Воителя, который никогда не проигрывает битвы.

(В Средневековье у немцев картины с изображением Смерти и девушки вообще приобретают все более и более эротический характер, так как Смерть изображалась в виде рыцаря).

(Не могу удержаться. У моего любимого Камиля Сен-Санса есть симфоническая поэма "Пляска Смерти". В ней Смерть представлена в образе Скрипача, под чью дьявольскую скрипку на кладбище пляшут скелеты. Звук костей передан ксилофоном (обратите на него внимание, когда будете слушать), крик петуха - гобоем, а скрипка настроена «diabolus in musica» (дьяволом в музыке)).

У Стивена Кинга в романе «Бессонница» Смерть фигурирует в образе «трех маленьких лысых врачей» - Клото, Лахесис, Антропос. А Смерть Терри Пратчетта – это наш знакомый Мрачный Жнец.

Смерть Плоского Мира Терри Пратчетт
Смерть Плоского Мира Терри Пратчетт

Притча близка к басне, но отличается масштабностью идеи. В притче не важны внешность, характер, время, место. Все обозначено условно, главное – моральный выбор человека и последствия этого выбора. Основные темы притчи – Добро и Зло, Правда и Ложь, Бог и человек, Вера и Неверие.

Притча и кинопритча: времен связующая нить

Давайте посмотрим на притчу о сеятеле:

«Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

У сеятеля нет имени, мы не знаем место, где происходит действие, в какое время. Но это для нас и неважно – нам важен итог и выбор человека. В притче всегда действует некий человек, некий странник, некий раб.

Притчи разных традиций

Притча и кинопритча: времен связующая нить

Индуистская притча

Однажды Нарада сказал Кришне:

— Господи, покажи мне Майю.

Прошло несколько дней, и Кришна предложил Нараде совершить с ним путешествие в пустыню. Пройдя несколько миль, он сказал:

— Нарада, я хочу пить; не можешь ли ты принести мне воды?

— Подожди немного, я пойду и достану её.

И Нарада ушёл. Неподалёку была деревня; он вошёл в неё и постучал в одну дверь. Она открылась, и на пороге показалась прекрасная молодая девушка. При виде её он тотчас забыл, что его учитель ждёт воды и, может быть, умирает от жажды; забыл всё и стал болтать с девушкой. Весь этот день он оставался в деревне. На следующий день Нарада опять был в том же доме и разговаривал с девушкой. Разговоры перешли в любовь. Он просил отца девушки выдать её за него. Они поженились и имели детей.

Так прошло двенадцать лет. Его тесть умер. Нарада унаследовал его имущество и жил очень счастливо в своём доме, окружённый женой, детьми, полями, скотом и прочим. Но вот случилось наводнение. Однажды ночью река поднялась, вышла из берегов и затопила всю деревню. Дома начали рушиться, люди и животные тонули, и всё уносилось стремительным потоком. Нарада должен был бежать. Одной рукой он вёл жену, другой — одного из детей; второй ребёнок сидел у него на плечах. Так он пытался перейти вброд страшный разлив.

Однако течение оказалось слишком сильным, и едва он сделал несколько шагов, как ребёнок, сидевший у него на плечах, упал, и его унесло течением. Нарада испустил крик отчаяния и, стараясь спасти этого ребёнка, выпустил руку того, которого вёл, и тот тоже погиб. Наконец, его жена, которую он изо всех сил прижал к себе, чтобы спасти хоть её, была оторвана от него потоком, и он один был выброшен на берег. С рыданиями упал он на землю и горько заплакал. Как вдруг почувствовал лёгкое прикосновение и услышал:

— Где же вода? Ты ведь ушёл, чтобы принести мне воды, и я жду тебя уже полчаса.

— Полчаса?!

В эти полчаса он пережил целых двенадцать лет и столько событий! И это — Майя. (Книга «Притчи человечества», 2011, стр.66-67)

Буддийская притча

Статуя Будды Китай
Статуя Будды Китай

Жил человек, всем сердцем преданный Будде. И была у него прекрасная старинная деревянная статуя Будды, настоящий шедевр. Он относился к ней как к величайшему сокровищу. Однажды холодной зимней ночью человек этот остался один в соломенной хижине. Был жуткий мороз, и он в отчаянии дрожал от холода. Похоже было, что пришёл его смертный час. Не было ни щепки, чтобы развести огонь. В полночь, когда человек уже почти окоченел, перед ним явился Будда и спросил: "Почему ты не сожжёшь меня?" Деревянная статуя всё так же стояла у стены. Человек очень испугался. Должно быть, это был демон. "Что ты сказал? Сжечь статую Будды? Никогда! Ни за что!" Будда рассмеялся и сказал: "Если ты видишь меня в статуе, ты упускаешь меня. Я - в тебе, а не в статуе. Я не в предмете моления, я - в молящемся. И это я дрожу в тебе! Сожги статую!" (Книга «Притчи человечества», 2011, стр.94)

Дзен-буддийская притча

Сад камней Реандзи Киото, Япония
Сад камней Реандзи Киото, Япония

Как-то Тандзан и Экидо держали путь по грязной дороге. Лил сильный дождь. Подойдя к берегу реки, они повстречали девушку в шелковом кимоно с поясом, которая не могла перейти разбушевавшуюся реку. Девушка была очень красива. «А ну-ка», — сказал Тандзан и, взяв её на руки, перенёс через реку.

Экидо не возобновлял беседы и молчал до вечера, пока они не достигли храма, где остановились на ночь. Там он уже не мог больше сдерживаться и сказал: «Мы, монахи, не должны приближаться к женщинам, особенно к таким молодым и красивым, ведь это опасно. Почему ты так сделал?»

— Я оставил девушку там, на берегу, — ответил Тандзан, — а ты всё ещё несёшь ее. (Книга "Притчи человечества", 2011, стр. 203)

Даосская притча

Лао Цзы
Лао Цзы

Некто из страны Чень собирал однажды хворост, когда вдруг встретил оленя ослепительной красоты. Он погнался за оленем и убил его. Боясь, что кто-нибудь увидит, он поспешно спрятал тело оленя в яме и прикрыл его листьями подорожника, ликуя и радуясь своей удаче. Но вскоре он забыл место, где спрятал оленя. Думая, что всё это ему приснилось, он отправился домой, бормоча себе под нос что-то по поводу случившегося. Тем временем рядом проходил человек, подслушавший его бормотание. Следуя его словам, он пошёл и нашёл оленя. Вернувшись, этот человек сказал жене: «Дровосеку приснилось, что он припрятал оленя, но он не знал, где именно, а я нашёл оленя, значит, его сон был действительностью». — Это ты спал, — ответила его жена, — и тебе приснился дровосек. Убил ли он оленя? И есть ли вообще такой человек? Это ты убил оленя. Иначе как бы его сон стал действительностью? —Да, ты права, — согласился муж. — Это я убил оленя, поэтому не так уж важно, дровосеку ли приснился олень или мне приснился дровосек. Когда дровосек вернулся домой, то стал досадовать о потерянном олене, а ночью ему приснилось место, где был спрятан олень, и тот, кто унёс его. Утром он отправился на увиденное во сне место — всё подтвердилось. Он предпринял шаги, чтобы вернуть своё имущество в законном порядке. По окончании слушания дела судья вынес следующее решение: «Истец начал с подлинного и мнимого снов. Далее он заявляет о подлинном сне и мнимом олене. Ответчик подлинно овладел оленем, который приснился, по его словам, истцу. И теперь ответчик пытается удержать добычу. Согласно же мнению его жены, и олень, и сам дровосек — только часть его сна, поэтому оленя не убивал никто. Всё же, поскольку убитый олень лежит перед нами, то вам ничего не остается, как поделить его между собой». Когда император государства Чень услыхал об этом происшествии, он воскликнул: «Судье, верно, самому приснилось это дело».( Книга «Притчи человечества», 2011, стр. 152-153)

Иудейская притча

Стена плача (1920)
Стена плача (1920)

Шли дорогой три странника. Наступил канун субботы. Сговорившись, странники спрятали бывшие при них деньги. В полночь один из них встал и, взяв деньги, перепрятал их в другое место. В исходе субботнего дня пошли странники взять деньги и, не найдя их, начали обвинять друг друга в краже. Решили пойти на суд к Соломону.

Выслушав рассказ странников, Соломон предложил им за решением явиться на другой день, а сам стал придумывать, каким образом обнаружить вора, заставив его самого уличить себя. Когда странники явились на суд, Соломон обратился к ним с такими словами:

— Слышал я о вас, что вы — люди просвещённые, мудрые и в делах спорных опытные, и я прошу вас рассудить дело, с которым обратился ко мне один царь.

В стране этого царя росли в соседстве юноша и девушка. Полюбили они друг друга, и сказал юноша девушке: «Поклянись мне в том, что не станешь ничьей женой, пока я не дам на то своё согласие». Девушка поклялась. Через какое-то время её обручили с другим человеком. После венца, когда молодые остались наедине, невеста заявила жениху: «Я не могу сделаться твоей женой до тех пор, пока не пойду к первому жениху моему, которому я поклялась, и не получу его согласия на это».

Придя к первому жениху, она сказала: «Возьми с меня большой выкуп серебром и золотом и разреши мне стать женой того, с кем меня повенчали». «Так как ты осталась верна клятве своей, — ответил тот, — я не возьму никакого выкупа. Иди, ты свободна». А молодому мужу, который был тут же, он сказал: «Радуйся в мире доле своей».

На обратном пути на них напали разбойники. Среди разбойников был один старик, который, не довольствуясь награбленными деньгами и украшениями, потребовал любовных ласк от молодой женщины. «Позволь мне, — взмолилась она, обращаясь к разбойнику, — рассказать об одном случае из моей жизни». И она рассказала историю своего первого сватовства и то, как поступили оба жениха её. «Подумай же, — прибавила она в заключение, — тот юноша, который имел все права на меня, преодолел свою страсть и не дотронулся до меня. Тебе, человеку старому, тем более следует обуздать себя. Оставь себе всё серебро и золото, только освободи меня с мужем моим».

Выслушав рассказ её, разбойник поднял глаза к небу и, глубоко раскаявшись в том, что он, стоящий на краю могилы, намеревался сделать, не только отпустил молодую чету на свободу, но и возвратил все отнятые у них деньги и драгоценности до последней мелочи.

— Царь, — прибавил Соломон, — в стране которого произошёл этот случай, спрашивает меня, кто из замешанных в этой истории заслуживает высшей похвалы? И вот, я вас прошу помочь мне рассудить это дело.

— Государь, — ответил один из странников, — по-моему, высшей похвалы заслуживает невеста, оставшаяся верной своей клятве.

Второй сказал:

— Высшей похвалы достоин молодой муж, который сумел удержаться от искушения и не дотронулся до неё, прежде чем первый жених не освободил её от клятвы.

— Это что! — воскликнул третий из странников. — Более всего я удивляюсь разбойнику. Подумайте только: мало того, что он пленницы не тронул — деньги, все деньги, которые уже были у него в руках, обратно отдал!

И сказал царь Соломон:

— Этот последний с таким восторгом говорит о деньгах, которых он не видел даже, а только слышал о них; как же он был способен поступить с теми деньгами, которые очутились в его руках? ( Книга «Притчи человечества», 2011)

Суфийская притча

Памятник Ходже Насреддину Бухара, Узбекистан
Памятник Ходже Насреддину Бухара, Узбекистан

Жил-был один дервиш, который верил, что его задача в том, чтобы сближаться с людьми, творящими зло, и вселять в них духовные мысли, для того чтобы они смогли найти праведный путь. Однако чего этот дервиш не знал, так это того, что учителем является не тот, кто только говорит другим, чтобы они делали то или другое, и исходит при этом из застывших принципов. Если учитель не знает в точности, какова внутренняя ситуация каждого из учеников, то он может на себе испытать обратное тому, чего он желает.

Тем не менее, этот благочестивый нашёл однажды человека, который был одержим страстью играть в азартные игры и не знал, как ему избавиться от этой привычки. Дервиш расположился возле дома этого человека. Каждый раз, когда тот отправлялся в игорный дом, дервиш клал камень в постепенно растущую кучу, чтобы таким образом отмечать каждый грех, который накапливал этот человек, как видимое напоминание о зле.

Каждый раз, когда этот человек выходил из дома, он чувствовал себя виноватым. Каждый раз, когда он шёл назад, он видел новый камень в куче прежних. Каждый раз, кладя в кучу новый камень, благочестивый чувствовал гнев на игрока и личное удовлетворение (которое он называл «божественностью») в том, что он зарегистрировал этот грех.

Так продолжалось в течение двадцати лет. Каждый раз, когда игрок видел благочестивого, он говорил себе: «Если бы мне понять доброту! Как этот святой трудится ради моего спасения! Если бы я мог исправиться, уж не говоря о том, чтобы стать таким, как он, потому что он наверняка займёт место среди избранных, когда произойдёт воскрешение!»

Случилось так, что в результате стихийного бедствия оба эти человека умерли в одно и тоже время. Ангел прилетел, чтобы взять душу игрока, и мягко сказал ему:

— Тебе следует следовать за мной в рай.

— Но как же это может быть? — сказал грешник-игрок. — Я грешник и должен идти в ад. Ты, наверно, разыскиваешь того благочестивого, который сидел напротив моего дома и в течение двух десятилетий пытался изменить меня?

— Благочестивый? — сказал ангел. — Нет, его потащили в нижние сферы, потому что ему надлежит теперь жариться на вертеле.

— Да что же это за справедливость такая? — закричал игрок, забывая о своём положении. — Ты наверняка перепутал инструкции!

— Это не так, — сказал ангел, — и я объясню тебе. Дело обстоит следующим образом. Благочестивый потакал себе в течение двадцати лет в чувстве превосходства и значимости. Сейчас его черёд восстанавливать равновесие. В действительности, он клал в кучу камни для себя, а не для тебя.

— А как же насчёт моей награды? Я-то что заслужил? — спросил игрок.

— Ты должен быть награждён, потому что каждый раз, когда ты проходил мимо дервиша, ты в первую очередь думал о доброте, а потом о дервише. Именно доброта, а не человек, награждает тебя за твою верность. ( Книга «Притчи человечества», 2011)

Герои притчи, по сути, есть не что иное, как архетипы.

Притча и кинопритча: времен связующая нить

Слово «архетип» обычно связывают с именем швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Конечно, это слово существовало и до него, однако именно К.Г.Юнг придал ему тот оттенок значения, в котором мы его употребляем сейчас. Нас это слово интересует в литературоведческом смысле, поэтому именно на этот смысл мы и обратим внимание. Согласно «Словарю литературоведческих терминов» (2012):

АРХЕТИП- (от греч. archetypon - модель, первообраз) - некий универсальный образ, мотив или сюжет, который наделен свойством "вездесущности" и пронизывает всю культуру человечества с древнейших времен до современности. Такие общечеловеческие символы, прообразы, мотивы, схемы и модели поведения и т. д., лежащие в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом, переходят из поколения в поколение как "образы коллективного бессознательного" (К. Юнг). Например: злая мачеха, добрая и прекрасная падчерица, благородный разбойник, действие, связанное со сменой одежды (мотивом обновления, преображения), омовение водой (мотив очищения) и т. д. Ср. вечные образы

Таким образом, притча – это символико-аллегорический небольшой рассказ, имеющий поучение. Притчи как способ объяснения сложных истин, абстрактных понятий, идей были широко распространены на Востоке. В зависимости от религиозной традиции различают христианские, иудейские, индуистские, буддийские, дзэн-буддийские, даосские, суфийские и т.д притчи. Дальнейшая литературная традиция развития этого жанра в Европе опиралась на евангельскую притчу.

Современная притча

Кристин Асух
Кристин Асух

Итак, по мере развития мы можем выделить два основных типа притчи: религиозная (для толкования необходимо знать религиозный и культурный контекст) и светская (помогает решить какие-либо житейские проблемы и неурядицы).

Для современной притчи характерны следующие свойства:

  • иносказание;
  • краткость;
  • отсутствие доказательств;
  • наличие способов решения;
  • указание на пороки, недостатки;
  • сказочная форма;
  • кольцевая композиция;
  • отвлечённое понятие;

Что такое кольцевая композиция? Это такое построение произведения, когда финал возвращает нас в самое начало, с чего все начиналось. Это может быть та же самая или очень схожая ситуация, с теми же (другими) героями. В качестве примера обычно приводят рассказ В. Набокова «Круг». Я приведу пример с циклом «Темная Башня» Стивена Кинга.

Притча и кинопритча: времен связующая нить

С чего начинается первый роман Стивена Кинга из цикла «Темная Башня» - «Стрелок»?

«Человек в черном ушел в пустыню, и стрелок двинулся следом.Эта пустыня, апофеоз всех пустынь, растянулась до самого неба, в необозримую бесконечность по всем направлениям — белая, слепящая, обезвоженная и совершенно безликая».

Последний седьмой роман Стивена Кинга «Темная Башня» заканчивается тем, с чего начинался первый роман, все вернулось на круги своя с небольшими изменениями:

«А пока следовало продолжить путь. Где-то впереди высилась Темная Башня. Но ближе, гораздо ближе был человек (Человек ли? Кто это знал?) , который, возможно, мог рассказать ему, как добраться туда. Роланд не сомневался, что поймает его, а когда поймает, человек этот заговорит, да, да, да, говорю это на горе, чтобы ты услышал в долине: Уолтер будет пойман, и Уолтер заговорит.

Роланд вновь прикоснулся к рогу, и прикосновение это странным образом успокаивало, словно он никогда раньше не касался его.

«Пора идти».

Человек в черном уходил в пустыню, и стрелок последовал за ним».

Функции притчи:

Функция зеркала – провести параллель между своей ситуацией и той, о чем рассказывается в истории.

Функция модели - отображение ситуаций с предложением возможных способов их решения, указание на последствия.

Функция опосредования- между людьми при внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории.

Хранение опыта- являются носителями традиций, посредника культурных отношений.

Притча в основном является народной – зародившись где-то в недрах народного сознания, она передавалась из уст в уста от одного поколения к другому, пока не удалось ее записать. У некоторых притч есть конкретные авторы, чьи имена дошли до наших дней – Иисус Христос, пророк Мухаммед, Будда, Конфуций, Лао Цзы, Джалаладдин Руми и т.д.

Притча пребывала в практически неизменном виде вплоть до конца XIX – начала XX. Именно в это время отдельными писателями начинается активное исследование и внедрение этого жанра в свои произведения: Л.Н. Толстой, В. Дорошевич, А. Платонов, Леонид Соловьев, Чингиз Айтматов, В. Быков,Ф.Кафка, Ж.П. Сартр, А. Камю, Ж.Ануй, Г. Марсель, Антуан де Сент-Экзюпери, Михаил Наими, Клайв Льюис, Халил Джебран, Станислав Лем.

Притча и кинопритча: времен связующая нить

Иногда притчи могут встречаться в самом произведении, например - А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», Ф. М.Достоевский «Преступление и наказание» и т.д.

Какие еще писатели работают в этом жанре? Ричард Бах, Пауло Коэльо, Шейн Джонс, Дино Буццати, Дж. Кутзее, Шел Силверстайн, Сержио Бамбарен, Гуннар Гуннарссон, Йоке ван Леувен, Фазиль Искандер, Сильвана Гандольфи, Милорад Павич, Иржи Кратохвил, Максанс Фермин, Ж-М. Г. Леклезио, Ш.Й. Агнон, А. Мердок, У. Голдинг, М. Турнье, Р. Гари, Герман Гессе, Хорхе Луис Борхес, Жозе Сарамаго, Дж. Барнс, М. Шалев, Э.-Э. Шмитт и т.д.

Притча и кинопритча: времен связующая нить

Современная притча, как уже упоминалось, опирается на опыт и структуру древней притчи. Для современной притчи характерны большая ироничность, жанровая гибкость (н-р: социальная притча, богоборческая притча, философская притча, историческая притча, антиутопическая притча, абсурдная притча, политическая притча и т.д), открытый финал (так как важен только результат), существование вне контекстных рамок, отсутствие вывода (читателю его нужно сделать самому).

При анализе сложной авторской притчи иногда можно вывести сразу несколько прямо противоположных выводов. В этом состоит сложность анализа притчи критиками и читателями.

Давайте посмотрим на притчу русского писателя Ф.Д. Кривина (1928-2016) из сборника «Вчерашние сказки».

Его маленькому жанру по плечу разные и большие нагрузки. По самому своему происхождению, по лукавой иносказательности это должна быть острая басня, злая присказка, шутливая или ядовитая притча. Поэтому так много в книжке метких критических жал.

Эдварда Кузьмина, критик

На пути к океану

Притча и кинопритча: времен связующая нить

Маленькая рыбка Анабас живет далеко от морей, она живет – даже стыдно сказать – в болоте. Конечно, мало приятного, и рыбка Анабас все мечтает перебраться в какие-нибудь другие места. В Тихий океан. Или хотя бы в Атлантический. Ого, рыбка Анабас знает, куда ей лучше всего переселиться. Она назубок знает все океаны, какие только есть на земле. И она твердо решила: пусть только придет время, она обязательно переселится в океан.

И время приходит, болото ее начинает высыхать, и теперь не то что в океан, а вообще никуда не поплывешь – до того сухо становится в этом болоте.

Приходится ползти: прямо по суше, но это ничего, это не страшно, если ползешь в океан! Рыбка Анабас переступает своими плавниками, как самый заправский пешеход, и свободно обходится без воды, как верблюд в пустыне. Целую неделю она обходится без воды… А там попадется какое-нибудь болото, в котором можно будет устроить привал…

Что за чудесная вещь – привал в болоте! И прохладно, и не слишком глубоко. Освежайся, набирайся сил и энергии. А там – высохнет болото – и можно дальше ползти в океан. Ведь, наверно, можно приползти в океан, если так ползти – от болота к болоту?

У рыбки нет имени. Анабас, или рыба-ползун(лат. Anabas testudineus) - это всего-навсего вид лабиринтовых рыб семейства ползуновых. Когда пересыхает водоем, они передвигаются по земле в поисках подходящего места обитания (спасаясь от опасности, могут даже залезть на дерево).

Давайте проследим основные черты притчи: усредненность и отвлеченность характера (некая рыбка); усредненное место ( некое болото); иносказание (под рыбкой подразумевается человек, под болотом – все, что тормозит наше развитие); открытый финал - нам неважно, что будет с нею дальше, как она будет в новом болоте обустраиваться, познакомится ли с кем-то, появится ли у нее семья; заостренность на результате (снова в болото).

Но так как притча находится в постоянном изменении, то даже наличие имени или других сопутствующих обстоятельств не должны нас смущать. Следует помнить, что при всей своей изменчивости все равно остается некая отстраненность и усредненность персонажей.

Среди современных писателей можно выделить произведения Виктора Гавриловича Кротова (1946): «Волшебный возок», «Сказки по алфавиту», «Червячок Игнатий и его чаепития». Вот несколько примеров из замечательной книги В.Г. Кривина «Добрая борода. Сказки-притчи для детей и взрослых».

Притча и кинопритча: времен связующая нить

Тропинка для босых

Встретились два волшебника, Фа и Фо. Фа похвастался туфлями-скороходами, которые мчались быстрее света.

– А у меня есть бесконечная тропинка, – сказал Фо. – Кто по ней идёт, наполняется радостью и мудростью. Чем дальше, тем больше.

– Давай пробежим по ней в моих туфлях, – предложил Фа. – Станем самыми радостными и мудрыми.

– Нет, – улыбнулся Фо, – обутому по ней и шагу не сделать. Это только для босых тропинка.

Продаю сквозняк

У богатого Буха было много всего, особенно денег. Не знал, куда девать.

Увидел Бух объявление: «Продаю сквозняк». Купил и сквозняк.

А тот был озорным и беспокойным: поэтому хозяин-старичок его и продал. Не давал сквозняк Буху усидеть на месте. Всё напоминал, что есть люди, которым холодно и голодно.

Стал Бух другим помогать жить. Стал беднее, добрее и веселее. И очень дорожил своим сквозняком.

Пена в полёте

Выдуло сквозняком ком стиральной пены на балкон. Там ветер её подхватил и вверх понёс: пена ведь из пузырей слеплена.

Смотрит пена на дом, фыркает: в ней, мол, таких домов три тысячи, в каждом пузырьке отражение.

Летит выше. На город фыркает: в ней таких городов две тысячи.

Летит выше. На планету фыркает: в ней таких планет тысяча.

И дальше бы фыркала, да все пузыри полопались, и фыркать уже было некому.

Доброта на потом

Одному человеку, по имени Бужуж, достался в наследство целый сундук доброты. Все его уважали за это, говорили:

– Вот уж добрый человек Бужуж, так уж добрый.

Гордился Бужуж этим и доброту свою очень берёг. Ни щепотки не расходовал, всех отваживал, чтобы зря доброту не тратить. Только и твердил:

– Потом, потом.

А потом заболел Бужуж и умер. Зато сыну его достался целый сундук нетронутой доброты.

Компьюша

Старенький Компьюша не любил стоять без дела. Он мысленно звал к себе человека. Звал, пока его не включали.

Тут он сразу хватал человека всеми кнопками за пальцы. И работал с ним или играл, пока тому не удавалось вырваться.

Если Компьюшу выключали слишком быстро, он думал: «Надо нового человека завести, этот какой-то маломощный».

Таким образом, можно сделать вывод, что притча как жанр находится на пике популярности. Она широко востребована разными авторами. Сливаясь с другими жанрами, притча, тем не менее, сохраняет свое воспитательное значение.

Глава 2. Кинопритча и жизнь

После тяжких потерь Первой мировой войны, в период душевной смуты, потрясений и морального кризиса необходимо было обдумать и вынести уроки на будущее. Неудивительно, что кинематограф обратил внимание на жанр «притча». Этот жанр, будучи глубоко символичным, позволял режиссеру донести в аллегоричной форме свои мысли и чаяния, свое видение Человека и Человечества, вечные темы Добра и Зла, Веры и Сомнения. Притча, идеально вписываясь в философию экзистенциализма, позволяла охватить проблему с другого ракурса, приподняться над обыденностью, сломать рамки привычного миропонимания и показать субъективный взгляд на мир. Кинопритчу трудно придумать. Ее необходимо прочувствовать, прожить, наполнить себя ею.

Отцом-основателем притчевого жанра в кинематографе можно считать Дэвида Уорка Гриффита (1875 – 1948) с его фильмом «Нетерпимость», дословно «Нетерпимость: Битва Любви сквозь века» (Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages) (1916). Фильм длится 3,5 часа и признан шедевром немого кино.

Кадр из фильма "Нетерпимость" (1916, Д.У. Гриффит)

Для того, чтобы показать извечную борьбу Добра и Зла, Уорк Гриффит выбрал 4 места действия: древняя Иудея (распятие Христа), Вавилон (гибель Валтасара), Франция (1572, Варфоломеевская ночь) и Америка (10-х годов). Сквозь все эти события связующей нитью проходит один образ – Женщины-матери, качающей колыбель.

Кадр из фильма "Нетерпимость" (1916) Вечная колыбель Дэвида Гриффита
Кадр из фильма "Нетерпимость" (1916) Вечная колыбель Дэвида Гриффита

И вечно будет колыбель качаться,

Плетя времён связующую нить,

Воспев и радости, и горькое страданье

Уолт Уитмен, поэт

Притчевость достигается в картине при помощи сравнительного контекста между прошлым и настоящим. В понимании режиссера все беды происходят от религиозной и социальной нетерпимости. Неудивительно, что смерть пожинает плоды во всех эпизодах, кроме одного. Америка, как оплот толерантности и демократии, дает возможность оправдать невинно осужденного на казнь. Зрители символично узнают об оправдании американца только после эпизода с распятием Христа. Своей искупительной жертвой Христос временно оттеснил Зло.

Почему режиссер выбрал именно эти моменты истории? Для него это был способ сквозь столетия провести параллель между предпосылками тех далеких событий и Первой мировой войной. Для Зла не существует такого понятия как «время», а человечество ничему не учится.

Фильм завершается хэппи-эндом, что было несвойственно для кинематографа того времени.

В эпилоге Гриффит показывает в ярких кадрах Армагеддона грядущих времен, развязывающего мировую войну, а также бомбардировку Нью-Йорка, низвержение последних мировых тиранов, уничтожение тюрем и всех орудий угнетения, освобождение всех людей и всех наций от всех видов порабощения, начало всеобщего мира на основах всеобщей любви и, как бы венец всему, — апокалипсическое видение, сопровождаемое субтитром: «И истинная любовь принесёт нам вечный мир.

Сеймур Стерн

За Первой мировой войной последовала Вторая мировая война, еще более свирепая, более разрушительная. Теперь к кинематографу примкнуло еще больше писателей, художников, поэтов, для которых притча явилась идеальным способом осмыслить произошедшее, добраться до истоков случившегося Зла, чтобы мир больше не пережил подобных трагедий. В первой части статьи я упоминала авторов, которые исследовали вечные темы в притчевой форме.

50-е годы 20 века- время активного развития жанра «притча» в кинематографе. Притчевость в кино противостояла тем «натуралистическим сюжетам», которые не несли яркой смысловой нагрузки. Иносказательность притчи заставляла пристальнее вглядываться в сюжет, размышлять, внимательно следить за происходящим на экране.

Постер фильма "Аталанта" (1934, Жан Виго) Нет, это не "Титаник". И не Джек с Роуз.
Постер фильма "Аталанта" (1934, Жан Виго) Нет, это не "Титаник". И не Джек с Роуз.

Притчевый жанр заставлял режиссеров экспериментировать с манерой съемки, монтажом и т.д. Первопроходец Дэвид Гриффит для достижения необходимого эффекта использовал новаторские для того времени методы – перекрестный монтаж, одновременное развитие всех четырех сюжетов, стилизацию моментов переноса из одной сцены в другую под разворот старинной книги.

Чем больше тем поднимает режиссер в своем повествовании, тем более сложным и символичным становится фильм. Чем больше смысловых пластов сможет снять зритель, тем глубже он сможет понять замысел автора. Именно поэтому к классическим произведениям мы возвращаемся раз за разом в течение всей жизни, каждый раз находя что-то новое.

Притча и кинопритча: времен связующая нить

Среди режиссеров, активно использовавших возможности притчи, можно выделить И. Бергмана, А. Тарковского, Ф. Феллини, П.П. Пазолини, А. Куросаву, С. Кубрика, Л. Андерсона, Р. Олтмена, Ж-Л. Годара, Б. Бертолуччи, братьев Тавиани, В. Херцога, Т. Абуладзе, О. Иоселиани, В. Вендерса и т.д.

Темы притчи разнообразны внутри извечных крупных тем. У Микеланджело Антониони показана неуютность и тревожность мира, мира «красной пустыни». У Федерико Феллини эта тревога перестает уже в ощущение надвигающегося Апокалипсиса (« И корабль плывет..»). А для Сталкера А. Тарковского Апокалипсис уже наступил, но вот что интересно – несмотря на это, можно жить дальше.

Кадр из фильма "Красная пустыня" (1964, М. Антониони)
Кадр из фильма "Красная пустыня" (1964, М. Антониони)

Кинопритча не может существовать вне контекста своего времени, поэтому осмысление своей эпохи через другой контекст – очень важный момент. Следует обратить внимание на еще одну особенность кинопритчи – носителем Зла является человек, а не окружающий мир.

Кинопритча очень гибко приспосабливается и сращивается с другими жанрами: драма, комедия, триллер, антиутопия. Кинопритча может сливаться с:

- мифом (П.П. Пазолини «Царь Эдип» (1967); С. Параджанов «Цвет граната» (1969));

- легендой (И. Бергман « Седьмая печать». Б. Мансуров «Состязание» (1964));

- сказкой (А. Митта «Сказка странствий» (1983). Э. Шенгелая «Чудаки» (1974));

- документальным кино (А. Аристакисян «Ладони» (1993). Д. Кобаков «Одна» (1999));

- анимацией («Жил-был Козявин» (1966); «Дарю тебе звезду» (1974));

Мы с вами увидели, какой долгий путь прошла притча в своем становлении. Меняясь, она, тем не менее, остается собой. Благодаря ей режиссер может не только привлечь внимание зрителя к философским проблемам, но и указать пути решения этих проблем.

Ниже я постаралась отобрать самые знаменитые фильмы в жанре "кинопритча". Вы можете насладиться не только признанными мэтрами интеллектуального кино, такими как А. Тарковский, И. Бергман, Бела Тарр и др., но и теми, кто пока еще у мэтров учится.

Список фильмов в жанре "кинопритча"

Притча и кинопритча: времен связующая нить

Ингмар Бергман (1918-2007)

«Седьмая печать» (1957)

«Девичий источник» (1960)

«Причастие» (1962)

«Персона» (1966)

Федерико Феллини (1920-1993)

«Дорога» («Они бродили по дорогам», 1954)

«Рим» (1972)

«Репетиция оркестра» (1978)

«Город женщин» (1980)

«И корабль плывет» (1983)

«Интервью» (1987)

«Голос луны» (1990)

А.П. Звягинцев (1964)

«Возвращение» (2003)

«Левиафан» (2014)

«Нелюбовь» (2017)

Пьер Паоло Пазолини (1922 – 1975)

«Птицы большие и малые» (1966)

«Царь Эдип» (1967)

«Теорема» (1968)

«Медея» (1969)

«Свинарник» (1969)

«Декамерон» (1971)

«Сало, или 120 дней Содома» (1975)

Акира Куросава (1910 – 1998)

«Расемон» (1950)

«Сны» (1990)

Стенли Кубрик (1928 – 1999)

«Космическая одиссея 2001 года» (1968)

«Заводной апельсин» (1971)

Роберт Олтмен (1925 – 2006)

«Три женщины» (1977)

«Квинтет» (1979)

Жан-Люк Годар (1930)

«Алфавиль» (1965)

«Мужское-женское» (1966)

«Две или три вещи, которые я знаю о ней» (1967)

«Уикенд» (1967)

«Имя: Кармен» (1983)

Бернардо Бертолуччи (1941 – 2018)

«Партнер» (1968)

«Стратегия паука» (1970)

Братья Тавиани (Паоло и Витторио Тавиани)

«Ночь святого Лоренцо» (1982)

«Хаос» (1984)

Вернер Херцог (1942)

«И карлики начинают с малого» (1970)

«Каждый за себя, а Бог против всех» (1975)

«Стеклянное сердце» (1976)

«Строшек» (1977)

«Зеленая кобра» (1987)

Тенгиз Абуладзе (1924 – 1994)

«Ожерелье для моей любимой» (1971)

«Мольба» (1967) –«Древо Желания» (1977) – «Покаяние» (1984)

Отар Иоселиани (1934)

«Жил певчий дрозд» (1970)

«Фавориты луны» (1984)

«Охота на бабочек» (1992)

«Шантрапа» (2010)

«Зимняя песня» (2015)

А.А. Тарковский (1932 -1986)

"Андрей Рублев" (1966)

«Зеркало» (1974)

«Сталкер» (1979)

«Ностальгия» (1983)

«Жертвоприношение» (1986)

В.С. Бычков (1929-2004)

«Город мастеров» (1965, Владимир Бычков)

«Житие и вознесение Юрася Братчика» (1967, Владимир Бычков)

Андрей Кончаловский (1937)

«Курочка Ряба» (1994)

«Дом дураков» (2002)

Вим Вендерс (1945)

«Алиса в городах» (1974)

«Небо над Берлином» (1987)

Микеланджело Антониони (1912 -2007)

«Фотоувеличение» (1966)

Луис Бунюэль (1900-1983)

«Он» (1953)

«Назарин» (1959)

«Виридиана» (1961)

«Ангел-истребитель» (1962)

«Симеон-пустнынник» (1965)

«Млечный путь» (1969)

«Скромное обаяние буржуазии» (1972)

«Призрак свободы» (1974)

«Этот смутный объект желания» (1977)

Джим Джармуш (1953)

«Вне закона» (1986)

«Мертвец» (1995)

«Пес-призрак: путь самурая» (1999)

«Пределы контроля» (2009)

Ларс фон Триер (1956)

Трилогия «Золотое сердце»: «Рассекая волны» (1996), «Идиоты» (1998), «Танцующая в темноте» (2000)

«Догвилль» (2003)

«Антихрист» (2009)

«Мелахолия» (2011)

Карл Теодор Дрейер (1889-1968)

«День гнева» (1943)

«Слово» (1955)

Гильермо дель Торо (1964)

«Хребет дьявола» (2001)

«Лабиринт фавна» (2006)

Братья Дарденн (Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн)

«Сын» (2002)

«Два дня, одна ночь» (2014)

«Неизвестная» (2016)

Михаэль Ханеке (1942)

«Замок» (1997)

«Скрытое» (2004)

«Забавные игры» (2007)

«Белая лента» (2009)

Анджей Жулавский (1940-2016)

«Третья часть ночи» (1971)

«Дьявол» (1972)

«Одержимая» (1981)

«На серебряной планете» (1987)

«Мои ночи прекраснее ваших дней» (1989)

«Шаманка» (1996)

С.И. Параджанов (1924 – 1990)

«Цвет граната» (1968)

«Легенда о Сурамской крепости» (1984)

«Ашик-Кериб» (1988)

Тим Бертон (1958)

«Эдвард Руки-ножницы» (1990)

«Крупная рыба» (2003)

Марсель Карне (1906 -1996)

«Вечерние посетители» (1942)

«Чудесный визит» (1974)

Эмир Кустурица (1954)

«Время цыган» (1988)

«Андеграунд» (1995)

«Черная кошка, белый кот» (1998)

«По млечному пути» (2016)

Терренс Малик (1943)

«Дни жатвы» (1978)

«Тонкая красная линия» (1998)

«Древо жизни» (2011)

«Рыцарь кубков» (2014)

«Тайная жизнь» (2019)

Аки Каурисмяки (1957)

«Союз Каламари» (1985)

«Тени в раю» (1986)-«Ариэль» (1988)-«Девушка со спичечной фабрики» (1990)

«Человек без прошлого» (2002)

«Гавр» (2011)

Ким Ки Дук (1960)

«Весна, лето, осень, зима…и снова весна» (2003)

«Самаритянка» (2004)

«Натянутая тетива» (2005)

«Вздох» (2007)

«Пьета» (2012)

«Человек, место, время и снова человек» (2018)

К. Г. Шахназаров (1952)

«Город Зеро» (1988)

«День полнолуния» (1998)

П.С. Лунгин (1949)

«Остров» (2006)

«Дирижер» (2012)

Мартин Скорсезе (1942)

«Последнее искушение Христа» (1988, Мартин Скорсезе)

«Хранитель времени» (2011)

«Молчание» (2016)

А.Л. Птушко (1900-1973)

«Каменный цветок» (1946)

«Сказка о потерянном времени» (1964)

Л.А. Нечаев (1939-2010)

«Проданный смех» (1981)

«Не покидай» (1989)

Марк Захаров (1933)

«Обыкновенное чудо» (1978)

«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

«Убить Дракона» (1988)

А.В. Рогожкин (1949)

«Болдинская осень» (1999)

«Кукушка» (2002)

«Сапиенс» (2004, аним.)

Стивен Спилберг (1946)

«Империя солнца» (1987)

«Искусственный разум» (2001)

«Особое мнение» (2002)

Алекс Пройас (1963)

«Ворон» (1994)

«Темный город» (1998)

«Знамение» (2009)

Дэвид Линч (1946)

«Голова-ластик» (1977)

«Дюна» (1984)

Теодорос Ангелопулос (1935-2012)

«Комедианты» (1975)

«Пейзаж в тумане» (1988)

«Вечность и один день» (1998)

Питер Гринуэй (1942)

«Зед и два нуля» (1985)

«Живот архитектора» (1987)

«Книги Просперо» (1991)

«Дитя Макона» (1993)

Г.Н. Данелия (1930-2019)

«Кин-дза-дза» (1987)

«Настя» (1993)

А.Н. Сокуров (1951)

«Дни затмения» (1989)

«Спаси и Сохрани» (1989)

«Русский ковчег» (2002)

«Мать и сын» (1997) – «Отец и сын» (2003)

«Молох» (1999) – «Телец» (2001), «Солнце» (2005), «Фауст» (2011)

Лопушанский К.С. (1947)

«Письма мертвого человека» (1986)

«Голый» (1987)

«Посетитель музея» (1989)

«Русская симфония» (1994)

«Гадкие лебеди» (2006)

«Роль» (2013)

Линдсей Андерсон (1923-1994)

«Если…» (1968)

«О, счастливчик!» (1973)

Педро Альмодовар (1949)

«Джульетта» (2016)

«Кожа, в которой я живу» (2011)

Э.Г. Климов (1933-2003)

«Похождения зубного врача» (1965)

«Прощание» (1981)

Виталий Любецкий, монахиня Иоанна (Орлова)

«Притчи» (2010)

«Притчи 2» (2011)

«Притчи 3: Три слова о прощении» (2012)

«Притчи 4» (2013)

Мохсен Махмальбаф (1957)

«Разносчик» (1986)

««Миг неви́нности» («Хлеб и цветок»)» ( 1996)

«Габбех» («Персидский ковер»)(1996)

«Секс и философия» (2005)

«Крик муравьев» (2006)

Валериан Боровчик (1923-2006) (эротика)

«Гото, остров любви» (1968, Валериан Боровчик)

«Аморальные истории» (1974)

«Зверь» (1975)

«Королева ночи» (1987)

Том Тыквер (1965)

«Рай» (2002)

«Облачный атлас» (2012)

Сестры (братья) Вачовски

Трилогия «Матрица»

«Облачный атлас» (2012)

«Восхождение Юпитер» (2015)

Ридли Скотт (1937)

«Бегущий по лезвию» (1982)

«1492: Завоевание Рая» (1992)

«Чужой. Завет» (2017)

«Царство небесное» (2005)

«Исход: Цари и Боги» (2014)

Бела Тарр (1955)

«Сатанинское танго» (1994)

«Гармонии Веркмейстера» (2000)

«Туринская лошадь» (2011)

Александр Довженко (1894-1956)

«Звенигора» (1928)

Жан Виго (1905 – 1934)

«Ноль по поведению» (1933)

«По поводу Ниццы» (1930)

М.К. Калатозов (1903-1973)

«Гвоздь в сапоге» (1932)

«Летят журавли» (1957)

Э.А. Рязанов (1927 – 2015)

«Небеса обетованные» (1991)

«Предсказание» (1993)

«Андерсен. Жизнь без любви» (2006)

Кэндзи Мидзогути (1898-1956)

«Сказки туманной луны после дождя» (1953)

«Управляющий Сансе» (1954)

Марко Феррери (1928 – 1997)

«Королева пчел: Современная история» (1963)

«Диллинджер мертв» (1969)

«Большая жратва» (1973)

«История Пьеры» (1983)

Ф.А. Брабец (1954)

«Крысолов» (2003)

«Болеро» (2004)

А.П. Жебрюнас (1930-2013)

«Маленький принц» (1966)

«Смерть и вишневое дерево» (1968)

«Красавица» (1969)

«Чертова невеста» (1974)

«Шаги в ночи» (1963)

Алехандро Ходоровски (1929)

«Фандо и Лиз» (1968)

«Крот» (1971)

Александр Петрович (1929-1994)

«Скоро будет конец света» (1969)

«Мастер и Маргарита» (1972)

Йос Стеллинг (1945)

«Марикен из Ньюмейхен» (1974)

«Стрелочник» (1986)

В.Ю. Абдрашитов (1945)

«Парад планет» (1984)

«Слуга» (1988)

А.О. Балабанов (1959 – 2013)

«Замок» (1994)

«Я тоже хочу» (2012)

Карлос Саура (1932)

«Охота» (1966)

«Сад наслаждений» (1970)

«Выкорми ворона» (1976)

Кшиштоф Кесьлевский (1941-1996)

«Декалог» (1988)

«Двойная жизнь Вероники» (1991)

Роман Полански (1933)

«Нож в воде» (1962)

«Горькая луна» (1992)

Анджей Вайда (1926-2016)

«Самсон» (1961)

«Охота на мух» (1969)

«Пилат и другие» (1971)

«Свадьба» (1972)

«Земля Обетованная» (1974)

«Без наркоза» (1978)

«Дантон» (1982)

«Страстная неделя» (1995)

«Девочка Никто» (1996)

Хироси Тэсигахара (1927-2001)

«Обвал» (1962)

«Женщина в песках» (1964)

Ален Рене (1922 – 2014)

«Прошлым летом в Мариенбаде» (1961)

«Провидение» (1977)

«Жизнь-это постель из роз» («Жизнь-это роман») (1983)

Г. С. Малян (1925-1988)

«Мы и наши горы» (1969)

«Наапет» (1977)

Робер Брессон (1901 -1999)

«Приговоренный к смерти бежал, или Дух дышит, где хочет» (1956)

«Наудачу, Бальтазар» (1966)

Вонг Карвай (1958)

«Прах времен» (1994)

«2046» (2004)

«Великий мастер» (2012)

Ли Энг (1954)

«Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000)

«Жизнь Пи» (2012)

Такеши Китано (1947)

«Фейерверк» (1997)

«Ахиллес и черепаха» (2008)

Даррен Аронофски (1969)

«Фонтан» (2006)

«Рестлер» (2008)

«Ной» (2014)

«Мама» (2017)

Уэс Андерсон (1969)

«Королевство полной луны» (2012)

«Остров собак» (2018)

Альфонсо Куарон (1961)

«Дитя человеческое» (2006)

«Гравитация» (2013)

А.Л.Кайдановский (1946-1995)

«Иона, или художник за работой» (1983)

«Сад» (1983)

«Простая смерть» (1985)

«Гость» (1987)

«Жена керосинщика» (1988)

О.П. Шаматава (1950)

«Турандот» (1990)

«Аттракцион» (1994)

Фернандо Аррабаль (1932)

«Да здравствует смерть» (1971)

«Я пойду как дикий конь» (1973)

«Император Перу» (1982)

«Кладбище автомобилей» (1983)

Аличе Рорвахер (1982)

«Небесное тело» (2011)

«Чудеса» (2014)

«Счастливый Лазарь» (2018)

Маттео Гарроне (1968)

«Первая любовь» (2004)

«Гоморра» (2008)

«Страшные сказки» (2015)

«Догмэн» (2018)

Йоргос Лантимос (1973)

«Лобстер» (2015)

«Убийство священного оленя» (2017)

Терри Гиллиам (1940)

«Смысл жизни по Монти Пайтону» (1983)

«Бразилия» (1985)

«Король-рыбак» (1991)

«Страна приливов» (2005)

«Воображариум доктора Парнаса» (2009)

«Теорема Зеро» (2012)

«Человек, который убил Дон-Кихота» (2018)

Роберт Земекис (1952)

«Форрест Гамп» (1994)

«Изгой» (2000)

«Полярный экспресс» (2004)

«Беовульф» (2007)

Райнер Вернер Фассбиндер (1945-1982)

«Горькие слезы Петры фон Кант» (1972)

«Страх съедает душу» (1974)

Эрманно Ольми (1931-2018)

«Легенда о святом пропойце» (1988)

«Загадки старого леса» (1993)

«Сто гвоздей» (2007)

«Картонная деревня» (2011)

Мишель Гондри (1963)

«Звериная натура» (2001)

«Токио» (2008)

Кшиштоф Занусси (1939)

«Константа» (1980)

«Черное солнце» (2007)

«Сердце на ладони» (2008)

«Инородное тело» (2014)

Николас Виндинг Рефн (1970)

«Вальгалла: Сага о викинге\Вознесение в Вальгаллу» (2009)

«Неоновый демон» (2016)

Агнешка Холланд (1948)

«Таинственный сад» (1993)

«Третье чудо» (1999)

«След Зверя» (2017)

Притчи...to be continued...

"Куда приводят мечты" (1998, Винсент Уорд)
"Куда приводят мечты" (1998, Винсент Уорд)

«Сказка странствий» (1983, Александр Митта)

«Усталая смерть» (1921, Фриц Ланг)

«Барьер» (1979, Христо Христов)

«Необыкновенная выставка» (1968, Эльдар Шенгелая)

«Черная курица, или подземные жители» (1980, Виктор Гресь)

«Возница» («Призрачная повозка», 1921, В. Шестрем)

«1984» (1984, Майкл Рэдфорд)

«Антония» (1996, Марлин Горрис)

«Белый праздник» (1994, В.Н.Наумов)

«Колыбельная» (1994, Нана Джанелидзе)

«451 градус по Фаренгейту» (1966, Франсуа Трюффо)

«Бункер «Палас-Отель»» (1989, Э. Билал)

«Бункер последнего выстрела+ Красная Шапочка + Пустяки» (1981, Ж-П. Жене, М. Каро, Я. Коунен)

«Вавилон» (2006, А.Г. Иньяриту)

«Валери и неделя чудес» (1970, Я. Иреш)

«Визит» (1964, Б. Викки)

«Догма» (1999, Кевин Смит)

«Волшебная гора» (1982, Г.В. Гайссендерфер)

«Восход Солнца» (1927, Ф.В. Мурнау)

«Восхождение» (1974, Л.Е.Шепитько)

«Данте 01» (2008, М. Каро)

«Две стрелы» (1989, А.И. Сурикова)

«Дезертиры и пилигримы» (1968, Ю. Якобиско)

«День свиньи, или фантастический мир Иеронима Босха» (1992, С. Пачелли)

«Дети чугунных богов» (1993, Т. Тот)

«Метеоидиот» (2008, Н.Г. Джорджадзе)

«Дикое поле» (2008, М.Г. Калатозишвили)

«Доктор Джекил и мистер Хайд» (1920, А. Майо, Д. Робертсон)

«Духов день» (1990, С.М. Сельянов)

«Жестяной барабан» (1979, Ф. Шлендорф)

«Жутко громко и запредельно близко» (2011, С. Долдри)

«Загадочный пассажир» (1959, Ежи Кавалерович)

«Звери и хозяин заставы» (1988, М. Диджакомо)

«Зеленая красавица» (1996, К. Серро)

«Икота» (2002, Д. Палфи)

«Институт Бенджамента или этот сон люди зовут человеческой жизнью» (братья Куэй, 1995)

«Каннибалы» (1970, Л. Кавани)

«Космополис» (2012, Д. Кроненберг)

«Куда приводят мечты» (1998, В. Уорд)

«Мессия» (1975, Р. Росселлини)

«Однажды в Анатолии» (2011, Н. Джейлан)

«Орда» (2012, А.А. Прошкин)

«Орландо» (1992, С. Поттер)

«Орфей» (1950, Жан Кокто)

«Повелитель мух» (1963, П. Брук)

«Подземелье ведьм» (1990, Ю.П. Мороз)

«Полено» (2000, Я. Шванкмайер)

«Провал во времени» (1979, М. Саито)

«Процесс» (1962, О. Уэллс)

«Пятая печать» (1976, З. Фабри)

«Рыжая белка» (1993, Х. Медем)

«Самоубийцы: История любви» (2006, Г. Дукич)

«Санаторий Клепсидра» (1973, В. Хас)

«Странный груз» (1940, Ф. Борзаж)

«Трудно быть Богом» (1990, П. Фляйшман)

«Чем люди живы?» (2008, Александр Кушнир)

«Серьезный человек» (2009, братья Коэны)

«Окраина» (1998, Петр Луцик)

«Мечта Кассандры» (2007, Вуди Аллен)

«Двухсотлетний человек» (1999, Крис Коламбус)

«Фонтан» (1988, Юрий Мамин)

«Маленький принц» (1974, Екатерина Еланская)

«Любовь моя, печаль моя» (1978, Аджар Ибрагимов)

«Блистающий мир» (1984, Булат Мансуров)

«Неподдельная радость» (2012, братья Стояловы)

«Сын Божий» (2014, Кристофер Спенсер))

«Загадка» (Амол Палекар, 2005)

«Апокалипсис: Откровение Иоанна Богослова» (2002, Раффаэле Мертес)

«Торжество» (1998, Томас Винтерберг)

«Баловень судьбы» (1988, Клод Лелуш)

«Корабль дураков» (1965, Стэнли Крамер)

«9 мая» (1987, А.Ш. Пороховщиков)

«А потом оглянулся» (1980, Раум Таммет)

«Василий и Василиса» (1981, Ирина Поплавская)

«Вишневый омут» (1985, Леонид Головня)

«Водоворот» (1992, Олег Тулаев)

«Волчья стая» (1990, Асхат Ашрапов, Тайфур Патаи)

«Выйти из леса на поляну» (1987, Ермек Шинарбаев)

«Женщина и четверо ее мужчин» (1983, Альгимантас Пуйпа)

«Загородная прогулка» (1987, Эльдар Кулиев)

«Затерянные в песках» (1984, Николай Ильинский)

«Зонтик» (1967, Михаил Кобахидзе)

«И увидел во сне» (1993, Лейла Аранышева)

«Коридор» (1994, Шарунас Бартас)

«Лавка «Рубинчик и …..» (1992, Юрий Садомский)

«Крылья славы» (1990, Отакар Воточек)

«Морской волк» (1990, Игорь Аласян)

«Небылицы про Ивана» (1990, Борис Ивченко)

«Ночь при дороге» (1991, Виталий Шувагин)

«Обаяние дьявола» (1994, Владимир Потапов)

«Огненный стрелок» (1994, Николай Князев)

«Однажды вечером» (1990, Елена Тонунц)

«Отшельник» (1992, Борис Токарев)

«Приближение» (1989, Александр Рехвиашвили)

«Притча про светлицу» (1994, Василий Ильяшенко)

«Садовник» (1987, Виктор Бутурлин)

«Свеча» (1991, Анатолий Кудрявцев)

«Смерть в Венеции» (1971, Лукино Висконти)

«Степной волк» (1974, Фред Хайнс)

«Урга: территория любви» (1991, Никита Михалков)

«Черная луна» (1975, Луи Маль)

«Яблоневый сад» (1985, Григорий Мелик-Авакян)

«Ивовое дерево» (2005, Маджид Маджиди)

«Интервью с вампиром» (1994, Нил Джордан)

«Магнолия» (1999, Пол Томас Андерсон)

«Прошлое» (2013, Асгар Фархади)

«Дорога» (2009, Джон Хиллкоут)

«Разумные животные» (1983, Э. Херреро)

«Почему Бодхидхарма ушел на восток?» (1989, Ен Гюн Пэ)

«Империя страсти» (1978, Нагиса Осима)

«Тайное сияние» (2007, Ли Чхан Дон)

«Окча» (2017, Пон Чжун Хо)

«Герой» (2002, Чжан Имоу)

«Пока мы здесь» (2017, Киеси Куросава)

«Сквозь снег» (2013, Пон Чжун Хо)

«Легенда о Нараяме» (1983, Сехэй Имамура)

«Взрывная любовь» (Такаши Миике, 2006)

«Квадрат» (2017, Рубен Эстлунд)

«Спутник Юпитера» (2017, Корнель Мундруцо)

«Призраки Исмаэля» (2017, Арно Деплешен)

«Иисус из Монреаля» (1989, Дени Аркан)

«Рай» (2014, Ален Кавалье)

«Бесконечность» (1991, Марлен Хуциев)

«О теле и душе» (2017, Ильдико Эньеди)

«Намме» (Заза Халваши)

«Малена» (2000, Джузеппе Торнаторе )

«Восточный коридор» (1966, Валентин Виноградов»)

«Тень, или Может быть, все обойдется» (М.М. Козаков,1991)

«Странник» (2006, Сергей Карандашов)

«Город пиратов» (1983, Р. Руис)

«Будю, спасенный из воды» (1932. Жан Ренуар)

«Чудо в Милане» (1951, Витторио де Сика)

«Степь» (1977, Сергей Бондарчук)

«Бегство мистера Мак-Кинли» (1975, М.А. Швейцер)

«Таинственный лес» (2004, Найт Шьямалан)

«Таежная повесть» (1979, Владимир Фетин)

«Джоан Луй» (1985, Адриано Челентано)

«Шоколад» (2000, Лассе Халльстрем)

«Друг» (1987, Л.А. Квинихидзе)

«Пятый элемент» (Люк Бессон)

«Трудно быть Богом» (2013, Алексей Герман)

«Любить» (1968, Михаил Калик, Инесса Туманян)

«Эверест» (2015, Балтазар Кормакур)

«Адамовы яблоки» (2005, Томас Андерс Йенсен)

«Семь криков в океане» (1986, Владимир Басов)

«Путешествие Пилигрима в небесную страну» (2008, Дэнни Корралес)

«Зеркальная маска» (2005, Дэйв Маккин)

«Мост в Терабитию» (2006, Габор Чупо)

«Поттериана»

«Трасса 60» (2002, Боб Гейл)

«Хроники Нарнии»

«Королевство Кривых Зеркал» (1963, Александр Роу)

«Три толстяка» (1966, Алексей Баталов, Иосиф Шапиро)

«Звездная пыль» (2007, Мэттью Вон)

«Бесконечная история» (1984, Вольфганг Петерсен)

"Степанова памятка" (1976, Константин Ершов)

«Дорога к дому» (2002, Ли Джон-хян)

«Два клена» (1974, Юрий Дубравин)

«Им, кого оставили отцы» (1990, Заза Урушадзе)

«Счастливая деревня» (1992, Георгий Левашов-Туманишвили)

«Иваника и Симоника» (1976, Павле Чарквиане)

«Создания» (1966, Аньес Варда)

«Связной» (2002, Сергей Бодров)

«Скандальное происшествие в Брикмилле» (1980, Юрий Соломин)

«Человек ли он?» (1979, Сико и Кети Долидзе)

«Западня Венеры» (1988, Роберт ванн Аккерен)

«Итальянский для начинающих» (2000, Лоне Шерфиг)

«Повелитель мух» (1963, Питер Брук)

«Лестница Иакова» (1990, Эдриан Лайн)

«Книга Илая» (2010, братья Хьюз)

«Звездные войны» (Джордж Лукас)

«Впусти меня» (2008, Томас Альфредсон)

«Лодка» (1981, Вольфганг Петерсен)

5454
11 комментариев

Спасибо за текст, мой бэклог распух и пополнился пачкой фильмов!

4

Многие фильмы из списка притчами вряд ли являются - не всякую историю с моралью или иносказанием можно назвать притчей. Но статья героическая, спасибо!

2

Являются, я пробивала по нескольким источникам, а не ориентировалась на свое мнение.

2

Интересный и развернутый текст, и согласен с комментарием выше - героический!

1

Добавлю немного своей спискоты (из не упомянутого):

Сад - Мартин Шулик
Голый остров - Канэто Синдо
Путешествие к началу мира - Мануэл ди Оливейра
Пикник у Висячей скалы - Питер Уир
Замри-умри-воскресни! - Виталий Каневский
Раковина и священник - Жермен Дюлак
Сад земных наслаждений - Сильвано Агости
Цвет рая - Маджид Маджиди
Мой Виннипег - Гай Мэддин
Мать Иоанна от ангелов - Ежи Кавалерович
Валерия и неделя чудес - Яромил Иреш
Сад Марты - Петер Лихти
Алмазы ночи - Ян Немец
Озеро - Филипп Гранрийе

так или иначе: Аббас Киаростами, Душан Макавеев, Брюно Дюмон, Годфри Реджио, Миклош Янчо, Майя Дерен, Ясудзиро Одзу, Вера Хитилова, Рауль Руис, Цзя Чжанкэ, Сатьяджит Рай, Апитчатпон Вирасетакун, Виктор Эрисе, Кеннет Энгер...

P.S. и самое важное, где, мать вашу "Зелёный слоник"??!

1

Думаю, уж без "Зеленого слоника" мы как-нибудь проживем. Я специально не стала его писать.