Мобильные игры в Steam с помощью BlueStacks Inside — предпосылки и перспективы

Колонка кантри-менеджера BlueStacks.

На этой неделе, наряду с WWDC, состоялся достаточно важный анонс, который хотелось бы осветить немного подробнее. Компания BlueStacks (разработчик одноименной игровой платформы) объявила о партнерстве с Valve, в рамках которого мобильные разработчики смогут размещать свои игры в Steam без дополнительных затрат на портирование, используя BlueStacks Inside SDK.

Стоя перед факелами и вилами разъяренной толпы, хочется попытаться поговорить о том, зачем всё это нужно, и почему игровая индустрия уже изменилась, и изменилась так, что «олдам» придётся адаптироваться, да и не осталось уже ни «ПК-бояр», ни «мобильных крестьян».

Пару слов о себе: меня зовут Никита Зацепин, я работаю на позиции кантри-менеджера в российском офисе BlueStacks, но это имеет исключительно косвенное отношение к теме статьи. Всё написанное ниже — не более чем частное мнение, и не нужно воспринимать эту статью как истину в последней инстанции. Напротив, кажется правильным инициировать обсуждение, ведь правда, как известно, всегда где-то посередине.

И начать хотелось бы не с разговора про конкретный Steam или BlueStacks, а с более общих системных моментов.

Free Fire Garena
Free Fire Garena

Игры становятся кроссплатформенными

«Стоп, стоп, но игры, как и движки, уже давно кроссплатформенные!», — возразит внимательный читатель. И будет прав. Техническая возможность реализовывать игры, идущие на разных устройствах (телефоны, web, ПК и даже смарт-часы), существует много лет. Но в рамках этой статьи под кроссплатформенностью я не подразумеваю порты десктопных игр на телефоны, и наоборот — это всё мы уже наблюдали с избытком. Под кроссплатформенностью здесь я вижу единый пользовательский опыт на разных платформах, и, в идеале, схожий опыт разработки.

Мобильные игры в Steam с помощью BlueStacks Inside — предпосылки и перспективы

Говоря про единый пользовательский опыт, игроку хотелось бы, конечно, не переучиваться играть в одни и те же игры на разных устройствах ввода. Идеальная кроссплатформенная игра в этом смысле — не поверите, но кликер, ведь принципы этого жанра не меняются из-за переноса на другие платформы.

Если же взять сложные игровые системы, то отличным примером является всем известная Fortnite. Epic Games ещё и отдельно большие молодцы, поскольку первыми предоставили возможность мобильным игрокам играть на одних серверах с десктопными, уравнивая всех игроков в правах. Совсем недавно об аналогичном решении заявила Activision. В будущем, надеюсь, мы увидим больше примеров унифицированного пользовательского опыта между платформами не в ущерб балансу.

Со стороны же разработчика, если игра приносит прибыль, то для него важно, чтобы игра была доступна на максимальном количестве платформ и устройств, ведь так он сможет дотянуться до максимального количества потенциальных игроков. Сейчас на каждой платформе разработчика ждет свой дистрибьютор (и не один), и самое главное, свой код, трекинг, методы продвижения, математика, и модель распространения. В сторону решения этой задачи с точки зрения дистрибьюции движется Unity со своим относительно недавно анонсированным UDP (Unity Distribution Portal), но это лишь первые шаги по решению очень большой и комплексной проблемы.

С монетизацией же стало и проще, и одновременно сложнее: уже можно с уверенностью заявлять, что условно-бесплатная модель была успешно адаптирована для десктопного рынка. Ещё относительно недавно (7-8 лет назад) невозможно было представить, чтобы в Steam распространялись условно-бесплатные игры, и Dota 2 долго стояла особняком. А уже в этом году один из крупнейших издателей — Electronic Arts — сделал большую ставку на условно-бесплатную Apex Legends, и игра набрала 50 млн установок в считанные дни после запуска.

Apex Legends
Apex Legends

Mobile-first игроки атакуют

Еще их называют «поколение Netflix», центениаллы, поколение «Z», и так далее. Основный критерий — дата рождения после ±1995 года, знакомство с широкополосным интернетом с раннего детства.

Характерных для этого поколения черт, вроде быстрой переключаемости между задачами, колоссального темпа потребления и усвоения информации, и прочего, с лихвой хватает в других статьях и исследованиях. Для нас же важно отметить то, что паттерн знакомства и начала потребления игрового контента у него полностью отличается от того, к которому привыкло условное поколение X (1991 года рождения и старше). Оно ещё помнит, как жилось без интернета, и как игру надо было сначала «скачать с торрентов», потом разобраться с эмулятором CD-ROM, потом поставить несколько патчей, подобрать ключ в кейгене, а уж что приходилось делать, если там был Star Force…

поколение Netflix
поколение Netflix

У сегодняшних молодых игроков таких воспоминаний не было и не будет. Напротив, их юность связана с внутриигровыми покупками, подписками, получением наград за просмотры видеорекламы, и потреблением игр прежде всего на портативных устройствах, и уже потом на чём-то ином. Да даже если говорить про ПК, многие из них никогда не сталкивались со Steam!

Для моего поколения и старше, это звучит как нонсенс, абсурд, какая-то шутка. Как можно не знать про Steam? Наверное, надо жить где-то на Северном полюсе? Отнюдь, все они живут среди нас, в городах-миллионниках, ходят в школы и университеты, прикалываются с друзьями, и даже комментируют на DTF. И, глядя на статистику прироста населения, и понимая, что миллениалы — это самое многочисленное поколение, когда-либо существовавшее на планете Земля, несложно понять, что они совсем скоро станут основной играющей, и ещё через совсем чуть-чуть — и основной платящей аудиторией. И тут уже начинаются вопросы: кто же будет боярином, а кто — маргиналом?

Ещё один интересный момент состоит в том, что жанров игр, на которых можно заработать в мобайле значительно больше, чем на ПК, так как сама аудитория значительно шире. Тут тебе и социальные стратегии, и «три-в-ряд», и гиперказуальные игры, пазлы, и так далее.

Читатель, вероятно, в этот момент, скривит губы и процедит: «Да это и не игры даже». И зря, ведь это не просто игры, а жанры, которые двигают вперёд всю индустрию, превращая всё более широкие слои населения в игроков. И во многом именно благодаря этим играм, игровая отрасль превзошла по обороту киноиндустрию, и стала главенствующей индустрией развлечений в мире.

Май 2018, игровая индустрия находится на первом месте среди прочих рынков развлечений Newzoo, Statista, IFPI
Май 2018, игровая индустрия находится на первом месте среди прочих рынков развлечений Newzoo, Statista, IFPI

В следующих больших хитах, которые выйдут в грядущие годы, уже не поколение 90-х (или поколение «Х») будет основным драйвером прибыли, и уже не для них будут считать баланс и вылизывать геймплей. И только те игровые компании, которые адаптируются к потребностям нового поколения геймеров, будут на коне, а остальные же останутся лишь на страницах «Википедии».

Более того, если раньше мы видели кейсы «стали успешными на ПК — сделали порт на телефоны», то дальше нас будут ждать «заработали много денег на телефонах — сделали порт на ПК». И таких кейсов будет всё больше и больше.

Уже сейчас есть подобные истории, но, в основном, связанные с премиальными мобильными инди-играми. Из условно-бесплатных в голову приходят Modern Combat 5, Lords Mobile. Напишите, пожалуйста, в комментариях про мобильные f2p-игры, которые портировали на ПК после их успеха на телефонах. Уверен, их уже намного больше.

Восход стриминговых игровых сервисов

Вообще, этот пункт можно было совместить с первым, но дьявол кроется в технических деталях, и язык не поворачивается соединять тёплое с мягким. Скажу сразу — идея эта не нова, и появилась впервые ещё на заре облачных технологий, с запуском Amazon Web Services и других. Да и в целом, возможности для удалённого запуска игр в облаке присутствовали уже довольно давно.

Проблема скрывается в доставке контента на терминал пользователя (так называемая проблема «последней мили»), то есть в задержке. Ведь как бы умело мы не располагали провода, скорость передачи данным в оптоволокне ограничена скоростью света, что и даёт ощутимые десятки и сотни миллисекунд, которые являются критическими для соревновательных хардкорных жанров.

Но уже и глава Ubisoft Ив Гиймо заявлял о том, что видит будущее игр в потоковой передаче данных контента, запускаемого на удалённых серверах, и Electronic Arts анонсировала осенью Project Atlas, и Google представила Stadia, и Microsoft, которая готовится к запуску xCloud для Xbox, совсем недавно объявил о сотрудничестве с основных конкурентом, Sony, на почве облачного гейминга. В сфере «домашнего» стриминга игр уже полно предложений, как от тех же Sony с их PlayStation Now, и PS4 Remote Play, так и от Valve с их Steam Link Anywhere.

Концептуальная схема работы игр в облаке, принесённая прямиком из 2000 года
Концептуальная схема работы игр в облаке, принесённая прямиком из 2000 года

Проблема доставки так или иначе будет решена постройкой дата-центров в количестве, конечно, не сравнимым с вышками связи, но по тому же принципу, а также грядущим выходом протокола связи 5G в массы. Ряд телефонов с поддержкой 5G уже был представлен на MWC в Барселоне — теперь дело за телеком-провайдерами. Безусловно, всё это произойдёт не за год, и, вероятнее всего, не раньше 2022-24, но тем не менее, это кажется неизбежным.

На самом деле, эти технологии не то что за горами, они уже у вас дома и в вашем кармане. Большое количество данных в современных онлайн-играх уже просчитывается на удалённых серверах и основной задачей на сегодня остаётся просчёт и рендер графики с помощью GPU, а также, естественно, быстрая обработка и передача команд управления от устройств ввода.

Но поскольку в эпохе стриминговых сервисов всё, что будет нужно — это быстрый интернет и сервера с видеокартами для рендера неподалёку, то уже через несколько лет вам не потребуется судорожно копить деньги и продавать почку на чёрным рынке, чтобы заполучить новейшую GeForce RTX 3080 Ti. Nvidia будет набивать ими свои же дата-центры (как она уже давно делает) и сдавать их за часть игровых доходов издателю для его подписочного стримингового сервиса.

Дата-центр с GPU nvidia.com
Дата-центр с GPU nvidia.com

Что же будет со Steam

Давайте вернёмся обратно к теме статьи. Говоря о Steam и BlueStacks, мы видим, что с одной стороны партнёрства представлен крупнейший магазин игр для ПК на планете, но который, в силу некоторой медлительности немного «прозевал» пункты, указанные выше. Активные действия со стороны Epic Games, умело деверсифицирующими доходы с небесконечного Fortnite при помощи Epic Games Store, требуют от Steam начать контактировать с более молодой аудиторией, которая поголовно представлена на мобильных устройствах.

В свою очередь, BlueStacks — уже давно не простой эмулятор операционной системы Android для персональных компьютеров, а полноценная игровая платформа с множеством социальных функций, регулярными турнирами по популярным соревновательным мобильным дисциплинам, внутриплатформенной валютой, и десятками миллионов активных игроков в мобильные игры.

Молодой посетитель выставки Taipei Game Show 2019 играет на BlueStacks на стенде MSI
Молодой посетитель выставки Taipei Game Show 2019 играет на BlueStacks на стенде MSI

Для разработчика преимущество очевидно — теперь он сможет без каких-либо дополнительных трудозатрат дотягиваться до огромной совокупной аудитории, и, самое главное, до наиболее продвинутых инструментов работы с игровым сообществом, представленных на рынке на сегодняшний день. А пользователи получат доступ к библиотеке игр на Android. И уже не такую большую роль будет играть тот факт, для чего же изначально была сделана та или иная игра. Рано или поздно игры станут просто Играми, без прямой привязки к платформе, и это здорово.

Со стороны игрока это будет выглядеть как обычная игра, устанавливаемая со Steam, все внутриигровые платежи так же будут проходить через него. Кроме того, будут доступны и все функции: отзывы, сообщества, и так далее. Сначала BlueStacks Inside будет доступен только нескольким крупным издателям, таким как KOG и Funplus, но в скором времени, двери откроются для широкого круга разработчиков.

И что же будет с нами

А что с нами, уважаемые представители поколения Y, X, и так далее? А с нами ничего и не будет. Премиальные игры никуда не денутся, десктоп не умрет (хоть его и хоронят уже лет 15 каждый год), всё будет хорошо.

Описываемые же мной события произойдут независимо от наших желаний и градуса комментариев под этой статьей. Как показывает практика, реакция потребителя во многом зависит даже не от самого продукта, а от способа его подачи — достаточно вспомнить относительно недавний хейт сообщества по ещё не вышедшей Diablo Immortal и адекватную реакцию насчёт недавно вышедшей The Elder Scrolls: Blades. Единственный совет, который хочется дать — позвольте себе взглянуть на мир шире, и вы удивитесь, насколько он больше и интереснее привычных и уютных границ зоны собственного комфорта.

2323
83 комментария

Комментарий недоступен

29
Ответить

Да, в стиме только помоев с телефонов не хватает, хотя подождите...

5
Ответить

Я с удовольствием поиграю в стиме мобильные игры, да я и так играю в них. Зря чтоль я пользуюсь винда планшетом. Самое главное чтобы говно не полился, а только реально хорошие игры, а не фритуплей которые только на донат расчитан.

1
Ответить

Для сохранения Стима в чистоте, нужна отдельная категория для этих игр, минимум, и фильтры

1
Ответить

между меньшим или большим злом я такими темпами скоро выберу EGS

24
Ответить

GOG блеать!

10
Ответить

Ну давайте вот в крайности то не впадать!

5
Ответить