Вспоминаем мобильные игры из прошлого

Мамин Siemens, ИК-порты и культ Java.

Мало кого обошло стороной увлечение мобильными играми в нулевых: о Gravity Defied или компании Gameloft вы уж наверняка слышали. Телефоны Siemens с ИК-портами, нечеловечески быстрый Bluetooth и первые смартфоны от Nokia — вокруг всего этого всегда витал дух портативного гейминга. Играли везде — в школе, на улице, в маршрутке. Редакция DTF делится историями о любимых мобильных играх детства и школьных лет. Присоединяйтесь в комментариях.

Семён Костин — Gravity Defied и Berlin Chaos

Мобильным геймингом я заболел в 2004 году, когда родители подарили мне Siemens M65. И это было удивительное время. Жуткое видео в формате 3GP, мессенджер JIMM, культовый сайт DimonVideo, передача музыки и картинок по ИК-порту, эмулятор NES, радио в телефоне — волшебная пора, когда мобильные телефоны ещё казались чем-то необычным.

В моём колледже (примерно 2005-й или 2006-й год) больше всего играли в Gravity Defied: Trial Racing и Berlin Chaos. Gravity Defied шокировала идеальным сочетанием простого, но затягивающего геймплея, а также маленького размера игры (примерно 100 килобайт). Тогда это было очень важно, особенно если в телефоне не было разъёма под SD-карту. В том же Siemens M65 объём встроенной памяти составлял всего 11 мегабайт.

Gravity Defied
Gravity Defied

В Gravity Defied всё строилось на грамотном прохождении препятствий и борьбе мотоцикла с гравитацией. Помню, как вместе с одногруппниками проходил сложные уровни и помогал тем, кто застрял на какой-нибудь трассе. Однажды за это дали списать домашнее задание и угостили пивом. В общем, настоящая классика, которая, кстати, есть сейчас как в App Store, так и в Google Play.

Berlin Chaos
Berlin Chaos

В Berlin Chaos мы управляем панком-вандалом, который должен разрушить общественное имущество в городе. За отведённое время нужно разбить припаркованные автомобили, витрины, окна, мусорные баки, почтовые ящики или счётчики. Чем больше уничтожил предметов, тем больше дадут очков. Противостоит игроку таймер и очень злая полиция. Либо закончится время, либо полицейские вас поймают.

Berlin Chaos быстро нам наскучила, но какое-то время мы ей сильно горели. Почти ежедневно соревновались в количестве набранных очков и постоянно брали новые рекорды.

Иван Абрамов — Prince of Persia: The Sands of Time

В 2004-м году единственным игровым устройством в моём доме была Dreamcast — уже устаревающая на тот момент консоль, на которой не выходили многие актуальные игры. Среди тайтлов, в которые я не мог поиграть, была Prince of Pesia: The Sands of Time — друзья-владельцы PlayStation 2 прожужжали мне все уши рассказами об игре.

В какой-то момент я стал бредить игрой, которую даже ни разу не видел вживую: настолько загадочными и воодушевляющими мне казались приключения Принца со слов друзей. Но шанс сыграть в Prince of Persia мне всё-таки выпал: на окончание учебного года родители подарили Siemens S65, на который вышла Java-версия игры.

Prince of Persia: The Sands of Time
Prince of Persia: The Sands of Time

Меня не смутили ни упрощенная графика, ни рудиментарный геймплей — Prince of Persia стала первой мобильной игрой, которую я прошёл от начала до конца раза три. Уже через год я смог сыграть в культовый экшен на собственном ПК — но его куцая Java-версия всё равно занимает особое место в моём сердце.

Илья Цуканов — Age of Heroes

King’s Bounty для мобильных телефонов — вот так проще всего охарактеризовать серию Age of Heroes, в которую я играл на своём старом раздвижном Samsung. И если в первой части, по аналогии с King’s Bounty 1990-ого года, сюжет практически отсутствовал, то со временем Age of Heroes обзавелась чуть ли не лучшими историями среди игр для старых телефонов.

В третьей части нужно было играть за вождя орочьего племени, чей клан перебили в неравной схватке с эльфами. Он поклялся отомстить — и для этого ему предстояло объединить народ орков, погрязший в междоусобице.

Age of Heroes III: Orc's Retribution 
Age of Heroes III: Orc's Retribution 

В Age Of Heroes IV: Blood And Twilight мы видим последствия победоносного похода орков: волшебные деревья срублены, эльфы сбежали в параллельное измерение, а тех, кто прикрывал их отход, почти целиком уничтожили. Немногие выжившие, предчувствуя, что из-за голода и ранений вскоре погибнут и они, решили исполнить древний ритуал и превратить себя в личей. Вместе с тем они подняли армию нежити и отправились в поход против всех живых.

Age Of Heroes IV: Blood And Twilight
Age Of Heroes IV: Blood And Twilight

Ни одну из частей Age of Heroes я так и не смог пройти целиком: в определённых местах постоянно случались критические баги, намертво вешавшие игру. И неизвестно: то ли это из-за плохой оптимизации под конфигурацию моего телефона, то ли из-за того, что я тогда играл исключительно в пиратские Java-игры. Тогда я даже и не знал, что за них вообще-то нужно платить. Так что концовки этих игр я увидел на YouTube — и только через десять лет.

Даниил Кортез — серия Galaxy on Fire

Galaxy on Fire была не первой моей любимой игрой, но эту серию я помню лучше всех остальных. Простенький космический симулятор заворожил меня понятным геймплеем, атмосферой космических приключений и хоть и аркадной, но весёлой механикой полётов и боёв. У космосимов обычно в этом плане какая-то страшная тяга к реализму и излишней дотошности.

Galaxy on Fire 2
Galaxy on Fire 2

После относительно непростого сюжетного пролога игрока выпускали в галактику-песочницу с сотней звёздных систем, по несколько планет в каждой. Правда, местную галактику можно описать как «широка, словно океан и глубока, словно лужа». Все планеты одинаковые (разве что ассортимент шаттлов и улучшений в магазинах менялся), а задания на них повторялись довольно быстро.

И тем не менее я облетел всю галактику. Вернее, почти всю — на последних двух системах игра просто вылетала при попытке подлёта. Видимо, разработчики сами не рассчитывали, что кому-то взбредёт в голову прочесать всю галактику.

Galaxy on Fire 2
Galaxy on Fire 2

Но если первая часть была просто очень хорошей мобильной аркадой с намёками на сюжет и очень приятным 3D, то вторая часть сделала не то что шаг, а целый гипер-прыжок вперёд. Galaxy on Fire 2 — это полноценный космический open-world с сюжетом, развитием корабля, достижениями, репутацией и множеством самых разных занятий. Тут была и добыча ценной руды, и торговля, и охота за головами, и поиск уникального снаряжения в самых забытых уголках галактического сектора.

Подобный размах, проработка и масштабы в мобильной игре до сих пор кажутся невероятными — даже несмотря на то, насколько в своих бюджетах разрослась эта индустрия. Galaxy on Fire хочется назвать чуть ли не мобильным аналогом Freelancer и других не менее достойных представителей жанра. К слову, запала сиквела хватило даже на выпуск HD-версии как на современные смартфоны, так и на ПК.

Galaxy on Fire 2
Galaxy on Fire 2

Под маркой Galaxy on Fire вышла и третья часть с подзаголовком Manticore, однако это уже совсем не то: не та атмосфера, не тот визуальный стиль, да и оценки у проекта грустные — особенно на фоне успешных предшественников. Зато у второй части вроде как всё хорошо: с удивлением для себя узнал, что для любимой классики вышло несколько дополнений, расширяющих и без того немаленькую игру. Надо будет посмотреть, что там да как.

Артём Калеев — Gravity Defied

Gravity Defied — это минималистичный симулятор мотокросса, который изначально создавался для конкурса разработчиков. Но в итоге игра приобрела чуть ли не легендарный статус — лет десять-пятнадцать назад в неё играли все.

В самом начале уровни были простыми — обычные равнины, пересечь которые не составляло труда. Потом появлялись скалы, откосы и прочие неровные угловатые поверхности, удержаться на которых получалось лишь при должной сноровке и удаче.

Стоило случайно ошибиться кнопкой, и всё происходило как в бородатых мемах — ты разбивался в метре от финиша. Хорошо, что тогда телефоны были крепче: моя старенькая Nokia 6230i улетала в стену несколько раз уж точно.

Gravity Defied
Gravity Defied

Это как Skyrim или San Andreas эпохи J2ME и Symbian. Gravity Defied ставили на каждый кнопочный телефон, который поддерживал Java-игры. Из-за простой архитектуры к нему создавались сотни и тысячи модов разного качества: одни вносили разнообразие после десятого перепрохождения оригинальных карт, другие включали в себя какие-то абсурдные и непроходимые трассы с названиями CoUnTer-StRike или =SiSki=. Некоторые из них были уж совсем непроходимыми — непонятно, на что рассчитывали авторы, когда их создавали.

Впоследствии мода на Gravity Defied спала — особенно после того, как стали популярны сенсорные телефоны. Игру можно найти в App Store и Google Play и сейчас, однако ощущения от портов не те. На экраны лучше не давить так, как мы от напряжения давили на маленькие кнопки в конце нулевых.

Первым мобильным телефоном, который я увидел не по телевизору стал мамин A50. Мне было 11 лет, и сам факт того, что человек может позвонить тебе, когда ты идешь по улице, вызывал дикий восторг. Но маленький синий телефон с теплым желтым экраном манил ещё по одной очень важной причине — Stack Attack.

Наверное, с тех пор я и полюбил жанр мобильных «‎тыкалок», в которые играю до сих пор (последний месяц в метро я двигаю котиков в Slidey). Сначала игра про грузчика показалась мне немного скучной. Краны привозили какие-то коробки, а главный герой пытался не только уворачиваться от них, но и раскладывать ровными рядами, чтобы те исчезали как в тетрисе.

Stack Attack
Stack Attack

Усатый герой, напоминавший Марио, прыгал по жёлтому экрану по многу часов подряд (многозадачности в телефоне, конечно, не было), чем ужасно раздражал мою маму. Забросил игру я, выбив какой-то очень большой рекорд, добраться до которого (а тем более превзойти) казалось слишком трудной задачей.

Потом в моей жизни появился хороший компьютер, а игры стали намного серьёзнее. Но в любой момент времени в моем телефоне стоит хотя бы одна бесконечная «‎тыкалка», которая возвращает меня во времена, когда телефоны были кнопочными, экраны — жёлтыми, а время казалось бесконечным.

Тимур Сафаров — Bounce Tales

В Stack Attack я тоже играл — на сереньком мамином Siemens. Потом, когда у меня появился свой первый мобильный телефон, на нём не было ничего, кроме предустановленных демок сомнительных игр в духе «‎Метни помидор в лицо начальнику!». Авторами подразумевалось, что игрок загрузит туда фото своего босса. Но на телефонах, где была эта игра, не было ни камер, ни коннекта с ПК, ни даже ИК-порта.

Зато позже я познал всю мощь java-гейминга. Игры от Gameloft на новом Sony Ericsson пролетали одна за другой (в основном это были тайтлы по лицензии Ubisoft). У сверстников же тогда были топовые смартфоны тех лет, а брат вообще играл на Nokia N-Gage в Asphalt 2 целыми днями (игра, как показало время, оказалась так себе).

Splinter Cell: Сhaos Theory
Splinter Cell: Сhaos Theory

Меня это волновало мало, я играл в Doom RPG, в тайтлы от Gameloft и странноватую поделку с названием Prince of Egypt. Часто странички с рекламой WAP-сайтов и десятками игр пытались меня соблазнить и потратить сотню-другую рублей, но я держался.

Однако по какой-то причине мне больше всего запомнилась серия Bounce. Там не было ни навороченных механик, ни героев из популярных видеоигр, ни перестрелок и погонь из, к примеру, серии Gangstar.

Игры про красный шарик были на телефонах многих знакомых, но в основном это был Bounce Сlassic, где не было физики, зато временами была адская сложность. Мне же повезло играть на своем Nokia c3-00 в Bounce Tales.

Bounce Tales
Bounce Tales

Это был красочный платформер со странным главным героем и единственным на всю игру раздражающим треком. Здесь впервые в серии появилось подобие сюжета, а сложность игры теперь достигалась физикой — герой наконец вёл себя, как шар, будто наполненный водой. Управляться с ним было непросто.

Шарик постоянно сжимался и подпрыгивал, отскакивал от стен и не останавливался сразу, если отпустить кнопку. Он также мог становиться каменной глыбой или лёгким пляжным мячиком — для прохождения особых участков.

Bounce Tales
Bounce Tales

По уровню почему-то были раскиданы куриные яйца, а герой по неясной причине боролся со злым кубом. Позже оказалось, что Tales чуть ли не самая простая игра в серии. Но мне в детстве она нервы попортила, да и та Nokia совсем не годилась для игр. А похожие ощущения от инерции в платформерах мне смогли дать только Gish и Super Meat Boy несколько лет спустя.

А какие мобильные игры из прошлого запомнились вам? Во что вы играли под партой на уроке и какие игры передавали друг другу по ИК-порту? Делитесь своими историями в комментариях.

134134
209 комментариев

ШТОШ

111
Ответить

Была отдельная флэшка с этими играми, на 64 мб, прятал её под бабушкиным сервизом для конфет и доставал только когда был один дома.

11
Ответить

Я так и не понял принципов массажа сисек в ней. Стирал пальцы и клавиатуру... кхм...

4
Ответить

Лучший мобильный кооператив

98
Ответить

Ох, на тот момент это был каеф.

Ответить

уф

80
Ответить

Оу, насколько же кайфовая игра, часами в ней просиживал!

5
Ответить