«Baba is you» — я не я, и лошадь не моя

Один из лучших пазлов последних лет, невероятно изобретательный и вводящий в приятный ступор.

«Baba is you» — я не я, и лошадь не моя

«Baba is you» — это один из ярчайших примеров того, что, вопреки всеобщему скептицизму, в жанре головоломки по-прежнему можно придумать нечто свежее и уникальное. И пусть выглядит игра с забавным названием неказисто, запустив ее перед сном, можно опомниться лишь с наступлением рассвета. Подвох в том, что кроме чистого геймплея в ней нет ничего — ни намека на связную историю, ни нарратива, ни адекватной графики. Все подчинено одной единственной идее, возведенной в абсолют.

Игровые уровни заполнены схематично нарисованным окружением и блоками со словами, между которыми бегает непонятное существо на четырех ножках — не то лошадка, не то собачка. При этом зверек не может ничего, кроме как толкать те самые блоки.

«Baba is you» — я не я, и лошадь не моя

Казалось бы, что можно придумать со столь скудным набором? На самом деле — очень многое. Основной геймплей «Baba is you» отдаленно напоминает проекты вроде «Human Resource Machine» и «Shenzhen I/O», которые выделяются за счет программистских замашек. Главная задача — достичь флага, но сделать это можно по-разному.

На игровом поле присутствуют блоки со словами, которые обозначают какой-либо объект на карте или его состояние: «лава — горячая», «стена — стоп», «ключ — открыть», «камень — толкнуть» и прочие. А вынесенное в заголовок условие «Баба — ты» почти всегда обязательно. Прелесть в том, что лаконичность и прямолинейность правил становятся основным творческим катализатором.

Большинство блоков на уровне можно передвигать и перемешивать, создавая собственную реальность. Искомый флаг находится за стеной? Достаточно разбить цепочку «стена — стоп» и путь к цели окажется открыт. Из-за специфики уровня нельзя избавиться от условия «лава — горячая»? Стоит преобразить цепочку «Баба — ты» с помощью «камня» и можно смело нырять в лавовое озеро, ведь кремню никакие температуры не страшны.

При этом «Baba is you» не зацикливается на задачах, связанных с изменением мира, и зачастую напрямую обращается к смекалке. Можно час придумывать хитрую комбинацию, в которой водоросли, ведущие к проигрышу, будут поочередно превращаться в крабов, стены, воду и морских звезд до тех пор, пока Баба не доберется до цели. А можно за каких-то пару мгновений собрать несколько камней в ряд и вытолкнуть флаг туда, где его можно достать, не прибегая к ухищрениям. И почти каждый уровень можно пройти парой-тройкой различных способов.

Также игра не стесняется издеваться над игроком, проверяя его внимательность. Сперва один из первых уровней, протекающий в ограниченном пространстве, может показаться непреодолимым, вот только на нем отсутствует привычное условие «стена — стоп». Стоит это заметить, как уровень перестает казаться таким уж тесным и расцветает новыми красками.

«Baba is you» не стоит на месте и со временем усложняется, добавляя в первоначальную формулу все новые переменные. К уже привычному блоку «is», соединяющему большинство логических цепочек, добавляются новые, вроде «and», которые позволяют наделить один предмет сразу несколькими свойствами. А это открывает целый пласт новых возможностей.

«Baba is you» — я не я, и лошадь не моя

Единственное, что может оттолкнуть от «Baba is you», так это ее невзрачный внешний вид и цена. Если в российском Steam за игру просят чисто символическую сумму, то на Nintendo Switch она стоит почти тысячу рублей, что никак не вяжется с простым, если не сказать примитивным, визуальным стилем. Самым близким аналогом в этом плане является Undertale и его «продолжение» Deltarune. С другой стороны, отличный саундтрек придает «Baba is you» шарма, которого лишены многие блокбастеры.

Тем не менее «Baba is you», как и все, в чем отсутствуют лишние детали, абсолютно прекрасна. Она целиком посвящена одному занятию — решению уникальных, мозговыворачивающих головоломок. Это невероятно увлекательное испытание для мозга, так как игра регулярно выталкивает за привычные рамки, учит обращать внимание на неочевидные мелочи и искать смысл там, где в обычных условиях его и быть не может.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

167167
45 комментариев
100
Ответить

Комментарий недоступен

26
Ответить

Очень хочется поинтересоваться, насколько действительно автор прошел игру, потому что паззлы, вводящие в:
приятный ступорЗаканчиваются очень быстро, и на смену им приходят загадки, которые заставляют тебя чувствовать себя так, будто тебе ударили по голове чем-то тяжелым и из-за полученного сотрясения ты физически не можешь понять, что делать.
И это даже не говоря о мета-уровнях или более экспериментальных модификаторах/утверждениях вроде "empty".
Игра временами кидает тебе метафорическую треску в ебало с паззлами, которые одним своим существованием унижают игрока на интеллектуальном уровне.

44
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Empty - вообще моё любимое

2
Ответить

Истинно так. Над последним пройденным уровнем я думал больше часа с перекурами и долбёжкой головой об стену.

Ответить