«Оскар-2017»: что посмотреть

Лучшие фильмы из номинантов и призёров минувшего «Оскара».

Лучшим фильмом по мнению жюри «Оскара» стал «Лунный свет», но в списке номинантов — большое количество отличных лент, мимо которых не стоит проходить. DTF выбрал кино с минувшего «Оскара», которое нужно обязательно посмотреть.

«Прибытие»

Когда было объявлено, что Дени Вильнёв будет снимать сиквел культового «Бегущего по лезвию», все фанаты напряглись. Но после выхода «Прибытия» стало понятно, что опасения были напрасными.

У Вильнёва, который до этого снимал психологичные детективы («Убийца», «Враг», «Пленницы»), получилась нестандартная, умная фантастика, вернувшая жанр от космических эпопей к философским корням в духе «Космической одиссеи: 2001». Фильм определённо заслужил больше одной номинации за звук, но тут уже не нам судить.

«Прибытие»
«Прибытие»

Кино предлагает необычный взгляд на типичный для жанра сюжет о первом контакте с пришельцами. На Землю прибывают корабли инопланетян, напоминающие гигантские семечки, но уничтожать человечество или одаривать его благами развитых миров они не спешат.

Пришельцы вообще попались неразговорчивые. Чтобы буквально найти с ними общий язык, армейское командование вырывает из спокойной академической жизни лингвиста (Эми Адамс), в помощники которой приставлен физик-теоретик (Джереми Реннер). После чего они начинают разрабатывать язык общения с инопланетянами, а зритель — задумываться о природе человеческого сознания и о том, не определяет ли язык, на котором мы говорим, наш взгляд на мир. — Артём Слободчиков

«Лунный свет»

Победу «Лунного света» на «Оскаре-2017» лучше всех объяснил журнал Variety: «Академия выбрала эмпатию вместо эскапизма». Под эскапизмом подразумевается «Ла-Ла Ленд».

Чтобы понять, почему картину Барри Дженкинса американские критики дружно называют чуть ли не современной классикой, нужно действительно мыслить немного за пределами, кхм, своего тела.

«Лунный свет» — очень личный фильм, в котором около двух часов ничего не происходит. Здесь нет убийств, предательств и вопреки надуманной «оскаровской традиции» нет притеснений темнокожих или гомосексуалов.

«Лунный свет»
«Лунный свет»

Прежде всего это картина о поиске себя (и в том числе своей сексуальности), которая фиксирует прекрасное в моментах жизни, которые люди привыкли скрывать от других. В России фильм уже успели заклеймить вымученной историей про «негров-геев», но в действительности пол и раса главных героев здесь играют второстепенное значение.

Тем не менее «Лунный свет» всё равно остаётся внутренним продуктом и в целом не самым обязательным кино. Посмотреть его стоит, пожалуй, только для того, чтобы проверить себя на степень открытости ума и наличие предвзятости. — Вадим Елистратов

«Капитан Фантастик»

Вигго Мортенсен номинировался на «лучшую мужскую роль», но Оскар не взял. Однако недооценить его игру в «Капитане Фантастике» нельзя: возможно это вообще самая сильная роль Мортенсена.

«Капитан Фантастик»
«Капитан Фантастик»

Фильм рассказывает об отце, который решил воспитывать своих детей исключительно в соответствии со своими идеалами. Они живут в лесу, охотятся и читают взрослые антикапиталистические книги. Презирают потребительство и фастфуд. Каждое утро тренируются, а вечерами поют песни у костра.

Персонажа Мортенсена ненавидишь всей душой, но разумом понимаешь — что-то он делает правильно. Дети растут абсолютно неприспособленными к жизни в обществе, но зато идеальными физически и умственно. И в этой борьбе где-то внутри тебя проходит весь фильм. Отвратительное кино. Отличное кино. — Олег Чимде

«Любой ценой»

На первый взгляд «Любой ценой» очень похож на «Место под соснами» 2012 года. Здесь действие тоже происходит на юге Америки, главные герои тоже грабят банки и получают по заслугам. Но если «Место под соснами» был про то, что за грехи отцов отвечают дети, то творение Дэвида Маккензи показывает, на что готовы люди ради своей семьи.

«Любой ценой»
«Любой ценой»

Завязка простая: два брата (Крис Пайн и Бен Фостер) грабят банки, а за ними по пятам следуют два немолодых техасских рейнджера (Джефф Бриджес и Гил Бирмингем). По ходу фильма братья несколько раз упоминают свой «план», но в чём именно он заключается, зритель узнаёт только ближе к концу.

В «Любой ценой» нет ни отрицательных, ни положительных персонажей, мотивация всех героев на поверхности, и каждого из них легко понять. Настоящий конфликт тут между «большим человеком» и «маленьким», корпоративной денежной силой и обычными людьми, которые хотят спокойной жизни. И недаром местом действия выбран немилосердный Техас: он, как и жизнь, не прощает ошибок. Стоит один раз оступиться, и продуманный план летит к чертям, на твоих руках кровь, а в дверь стучатся копы. 

В целом у Маккензи получилась очень красивая драма, замаскированная под триллер-ограбление. В ней нет злодеев, есть только люди, попавшие в непростые обстоятельства, и последствия их поступков. На «Оскар» за лучший фильм «Любой ценой» и правда не тянет, но посмотреть его нужно обязательно.  — Дмитрий Мучкин

«Лев»

Это история о том, как пятилетний мальчик по имени Сару, в результате череды нелепых случайностей оказывается очень далеко от дома без какого-либо сопровождения. Потерявшись, он сталкивается с невероятной жестокостью: из-за языкового барьера взрослые не могут его понять и ему чудом удаётся выжить. В результате он попадает в казалось бы максимально комфортные условия для жизни — его берёт на усыновление обеспеченная семейная пара из Австралии, которая действительно его любит. Однако спустя 25 лет детская травма Сару снова даёт о себе знать, и он уже не может перестать думать о потерянной матери и брате. 

«Лев»
«Лев»

Сразу после выхода фильма некоторые критики высказали мнение, что дебютная режиссёрская работа Гарта Дэвиса снята «специально» под «Оскар», и если отбросить некоторые драматические моменты — это пустое и необязательное кино с «холодным расчётом». Отчасти это действительно так: фильм делится строго на две части, и чересчур резкий переход между ними сложно не заметить. Кроме того, по какой-то причине Дев Патель, сыгравший взрослую версию Сару, сильно контрастирует с Санни Паваром, который чудесно воплотил образ Сару-ребёнка. Патель больше похож на параноика, чем на потерянного мальчика с глубокой детской травмой и душевными переживаниями.

«Оскар-2017»: что посмотреть

История, лежащая в основе фильма — реальная, и после просмотра понимаешь, что, вероятно, некоторые особо жестокие подробности ещё опустили, чтобы не перегружать зрителя. Фильм не лишен недостатков, присущих дебютным работам: много времени уделяется живописным пейзажам, незначительным диалогам, а в конце остаётся чувство недосказанности. 

Однако тут всё равно есть на что посмотреть: Кидман, которой выделили не так много времени на экране, успевает невероятно сильно раскрыть своего персонажа, и к концу фильма переживать за неё начинаешь не меньше, чем за самого Сару. Отдельно стоит выделить то, как живо, ярко и правдиво сыграл молодой Санни Павар, который на момент начала съёмок даже не знал английского. В сухом остатке мы имеем атмосферный фильм с неожиданно мощной игрой от Кидман и Павара, спорным Пателем и некритичными недостатками режиссуры. — Дамир Камалетдинов

«Скрытые фигуры»

Уже после «Оскара» стало понятно, почему «Скрытые фигуры» лишили наград во всех трёх категориях, в которых фильм был номинирован. Картина о темнокожих женщинах-инженерах NASA слишком весёлая и непринуждённая, чтобы её заметили академики.

В «Скрытых фигурах» важнее всего как раз эти самые «фигуры» — героини, сыгранные актёрским трио Хенсон, Спенсер и Моне. Они великолепно справились с ролями реальных женщин, которые столкнулись с жизненными сложностями в 60-х годах.

«Скрытые фигуры»
«Скрытые фигуры»

Без лишнего драматизма они показали, каково быть темнокожей женщиной в мире белых мужчин. Имея в виду, в том числе, секундные шутки со «словом на букву н» и целые сцены, вроде тех, когда одна из героинь каждый раз бегала до туалета «для чёрных» в соседнее здание.

Перед походом на «Скрытые фигуры» российскому зрителю стоит помнить, что это скорее комедийная история о предрассудках, чем нравоучительная драма. Режиссёр Тед Мелфи не пытается воспитать в ком-то толерантность и феминизм, он просто рассказывает о реальных героях, помогавших США в покорении космоса. Благодаря юмору и актёрским талантам героев к этим очевидным истинам зритель придёт самостоятельно. — Николай Чумаков

«Под покровом ночи»

Второй фильм американского модельера Тома Форда на «Оскаре» почти не заметили по понятным причинам: уж слишком он похож на рядовой жанровый триллер. Но к этой картине, в отличие от многих триумфаторов кинопремии, народная тропа не зарастёт ещё многие годы.

«Под покровом ночи» — это красивая и жестокая история о силе искусства. Главная героиня в течение двух часов вместе со зрителем подвергается нарративной пытке: она слишком увлечена сюжетом книги, которую ей прислал по почте бывший возлюбленный, чтобы бросить её, но каждая страница приносит ей всё больше страданий.

«Под покровом ночи»
«Под покровом ночи»

С одной стороны, фильм Форда — это красивая метафора страданий, которые могут принести отношения другого человека, а с другой — яркая иллюстрация того, как работает массовая культура. Ведь «Ходячих мертвецов» и «Игру престолов» мы тоже в определённом смысле смотрим через страдания. — Вадим Елистратов

«Манчестер у моря»

За «Манчестер у моря» Кейси Аффлек, младший брат Бена Аффлека, получил «лучшую мужскую роль». Это оправдано: не так часто можно встретить настолько убитого горем персонажа. Трижды пережёванным горем, которое не просто случилось, но уже стало частью тебя, постепенно заменив всё, что когда-то было внутри.

«Манчестер у моря»
«Манчестер у моря»

Герой Аффлека путает слова, запинается. Забывает, где припарковал машину. Говорит тихо, невнятно. С неясным выражением лица он смотрит на труп своего брата, как герой «Постороннего» Камю — на тело своей матери. От него все будто ждут эмоций, но он не может их дать. Эмоции закончились однажды, и не осталось больше ничего.

«Манчестер у моря» — кино никакое. Не в плохом смысле, нет. В никаком смысле. Вы не будете смеяться, не будете плакать. Оно не напугает, не удивит, не шокирует. Оно просто начнётся и в одночасье закончится. Это — просто зарисовка из чьей-то жизни. В этом и есть вся суть. — Олег Чимде

«Ла-Ла Ленд»

Как бы многие зрители ни хотели приписать «Ла-Ла Ленду» звание фильма-однодневки и очередного «Артиста», кассовые сборы говорят сами за себя: копеечная картина Дэмьена Шазелла собрала в мировом прокате больше, чем последний «Стартрек», и стала настоящим народным хитом. Это говорит о том, что самому молодому оскароносному режиссёру в истории удаётся почти невозможное: снимать одновременно и для зрителей, и для критиков, и для коллег.

«Ла-Ла Ленд»
«Ла-Ла Ленд»

Успех «Ла-Ла Ленда» кроется в том, что он хоть и романтизирует жизнь в Голливуде, но всё-таки рассказывает очень приземлённую историю, которую легко примерить на себя. Историю о том, как два человека полюбили друг друга, но не смогли сохранить свой союз просто потому что. Потому что жизнь. Потому что так вышло.

И с этой точки зрения картина Шазелла выступает едва ли не в жанре критического реализма. В реальной жизни действительно обычно не бывает никаких злодеев и никакой невероятно закрученной драмы, а главной проблемой многих отношений становится пресловутое «недомогли-недолюбили». Любить самого себя и тешить свои собственные мечты действительно проще, чем идти на компромиссы ради кого-то другого, но даже со знанием этой простой истины сердце в финале щемит ничуть не меньше. — Вадим Елистратов

«Моана»

Очередное пополнение в пантеоне диснеевских принцесс. Но в этот раз героиня не связана ни с европейской, ни с американской культурами: сюжет «Моаны» основан на полинезийской мифологии.

Дочь вождя племени не хочет править своим народом, а хочет уплыть в океан, чтобы спасти мир от погибели. После этого традиционного для творений «Диснея» конфликта сюжет по-настоящему раскрывается и задевает более неординарные темы.

«Моана»
«Моана»

Внимательное отношение к природе, ответственность за принятые решения, встреча с собственными страхами — «Моана» учит правильным и хорошим вещам. Герои обаятельные и запоминающиеся (особенно петух), а главный злодей очень нетипичен. Смешные моменты и песни вовремя разбавляют драму и напряжение. «Моана» — это, конечно, не второе «Холодное сердце», но очень качественный анимационный фильм, который не стыдно посмотреть несколько раз. — Дмитрий Мучкин

«Зверополис»

Главное, что хочется отметить в «Зверополисе» — это то, как Disney Animation удалось уместить столько всего в один фильм и при этом заставить его безупречно работать. Это и антиутопия, и анимация про говорящих животных, и нуарный детектив, и зрелищный экшен, и политический триллер.

«Зверополис»
«Зверополис»

Но самое главное — это удивительная история о том, как главные герои доказывают окружающему миру, что они нечто большее, чем ярлыки, которые на них навесило общество.

В этом смысле картина стала для Disney Animation автобиографичной: с помощью «Зверополиса» они наконец-то доказали всему миру, что сейчас они — не «второй эшелон» и не «тень Pixar», а главный кандидат на звание самой влиятельной анимационной студии мира. — Вадим Елистратов

«Ограды»

«Ограды» — третья и, возможно, главная режиссёрская работа Дензела Вашингтона. В ней же он исполнил и одну из главных ролей, вместе с актрисой Виолой Дэвис. Это не первая их совместная работа — в 2010 году оба поучаствовали в театральной постановке «Оград», за которую удостоились премий «Тони».

«Ограды»
«Ограды»

Фильм рассказывает историю не совсем благополучной семьи. Отец — Трой Макксон, немолодой работяга, бывший бейсболист и в какой-то степени разочарованный жизнью человек. В прошлом ему не удалось построить спортивную карьеру, и он преисполнился недоверия ко всем, убедив себя, что всегда нужно знать своё место, а глупые мечты отбросить. Из-за этого он порой вымещает свою злость на жене и сыновьях: не физически, но морально, давя их непререкаемостью своего авторитета и навязывая свою волю.

Если попробовать выразить суть фильма, то это крушение идеалов. Дети разочаровываются в отце, жена — в муже, но, что самое главное — Трой Макксон разочаровывается в себе. Человек, всю жизнь считавший себя оплотом нравственности и добродетели, осознаёт, каков он на самом деле.



«Ограды»
«Ограды»

В «Оградах» очень легко ошибиться, посчитав, будто фильм про расизм и проблемы чернокожих людей. Совсем нет. Тема расового неравенства здесь затрагивается вскользь и не играет особой роли. Это всё же фильм про людей, семью и самопожертвование.

Если вы знаете Дензела Вашингтона исключительно как актёра — сейчас отличный шанс расширить кругозор и познакомиться с одним из сильнейших фильмов года. — Алексей Сигабатулин

«Кубо. Легенда о самурае»

Студия Laika Entertainment занимает в кинематографической индустрии весьма необычную нишу: они выпускают большие, мейнстримные мультфильмы, в которых практически всё анимировано с помощью кукол и техники stopmotion. До выхода «Кубо» самым известным их мультфильмом была «Коралина в стране кошмаров» — экранизация детской повести Нила Геймана, которую, как и «Кубо», в 2009 году номинировали на «Оскар» в категории «лучший анимационный фильм».

«Кубо. Легенда о самурае»
«Кубо. Легенда о самурае»

В этом году академиков можно понять: в «Зверополисе» более проработанные герои и актуальный посыл, тогда как «Кубо» — это довольно обычная история про семью и взросление, в которой, тем не менее, есть свои сильные моменты. Но что в «Кубо» необычно, так это обрамление истории, визуальная составляющая.

Аниматоры Laika создали такую невероятно красивую и атмосферную картинку, что иногда хочется поставить мультфильм на паузу и наделать обоев для рабочего стола на год вперёд. При этом, судя по «фильмам о фильме», даже самые сложные сцены с множеством двигающихся и трансформирующихся объектов снимались с помощью реальных кукол. Так что если уж не «лучший анимационный фильм», то статуэтку за лучшие визуальные эффекты «Кубо» мог бы получить вполне заслуженно.

«Оскар-2017»: что посмотреть

Смотреть «Кубо. Легенда о самурае» лучше в оригинальной озвучке. Там даже на роли персонажей, появляющихся от силы на 5 минут, позвали Джорджа Такеи и Кэри-Хироюка Тагаву, что уж говорить о Шарлиз Терон, Мэттью Макконахи и Райфе Файнсе в главных ролях. — Артём Слободчиков

«По соображениям совести»

Фильм получил два Оскара — за лучший монтаж и звук. За день до этого режиссёр Мел Гибсон как раз взял «Золотую малину» за восстановление репутации. Причём, кино действительно отлично смонтировано и озвучено.

За последние годы это, пожалуй, самый зрелищный фильм про войну: боевые действия здесь — полный хаос, однако же, визуально он считывается очень точно. Всё дело в акцентах: идёт бой, пуля со звоном попадает по каске, солдат отлетает на землю — акцент. Рота прорывается к вражескому бункеру, солдат кидает гранату, взрыв — акцент.

«По соображениям совести»
«По соображениям совести»

Но «По соображениям совести» — не просто набор кровавых боевых сцен. На самом деле он совсем про другое — про героизм. В центре сюжета — медик Досс, который принципиально отказывается брать в руки оружие. Солдат без винтовки — не солдат, говорят ему, смеются, ненавидят, бьют. Но когда дело доходит до сражения, Досс самоотверженно вытаскивает раненых из под пуль. Даже тех, кому оторвало ноги.

Ужасы войны здесь показаны сквозь призму христианского самопожертвования и героизма. Ожидаемый взгляд на боевые действия от режиссёра, снявшего «Страсти Христовы». Фильм, кстати сказать, основан на реальных событиях. — Олег Чимде

«Тони Эрдманн»

Прошлогодний «Тони Эрдманн» сумел вновь возродить только было угасший интерес к немецкому кинематографу, собрал на редкость восторженную прессу и получил все призы, кроме главных (с Каннского фестиваля и «Оскара» Марен Аде ушла ни с чем). Эту скупость на громкие титулы можно объяснить тем, что массовому зрителю фильм покажется «затянутой бессюжетной комедией без шуток на три часа», о чём мгновенно догадались американцы и уже выписали для съёмок римейка Кристен Уиг и Джека Николсона. 

«Оскар-2017»: что посмотреть

Меж тем, Аде действительно сняла один из лучших фильмов прошлого года: блестяще разыгранный, тонко прописанный, реализованный в свойственной ей стилистике приземлённого европейского реализма. Даже если бы это была чисто сюжетная трагикомическая зарисовка на тему конфликта поколений, «Тони Эрдманна» уже стоило бы смотреть. Ради актёров, играющих здесь свои лучшие роли, ради изящно выдержанного в сценарии соседства комического и трагического, ради ловко обыгранного мотива бунта личности против буржуазного общества. Но в «Эрдманне» есть нечто особенное, что превращает просто хороший фильм в выдающийся (по меркам того, чем в последние годы занимался этот самый немецкий кинематограф). 

Помимо всего прочего, это кино об изнаночной стороне эскапизма, о том, как система борется с индивидом его же методами. Внутри сюжета отец и дочь старательно эпатируют моральные устои и корпоративную этику, на что окружающие реагирует с неожиданным любопытством. Кульминацией в этом смысле может служить сцена, где коллеги главной героини, устроившей «голую вечеринку», помявшись, расстёгивают рубашку и снимают трусы. Частный бунт принимается за всплеск креативного мышления, и потому финал оставляет ощущение, будто прямо на наших глазах между отцом и дочерью вновь возникла только было разрушенная стена непонимания. Навряд ли в Голливуде будут заморачиваться чем-то подобным. — Александр Гофман

«Коммивояжёр»

За «Коммивояжёра» иранец Асгар Фархади на прошедшей торжественной церемонии умудрился во второй раз отхватить «Оскара», в чём, пожалуй, нет ничего удивительного. Учитывая витающие в воздухе настроения, награждение автора за самый его слабый, вторичный по отношению к предыдущим работам фильм, является в большей степени политической акцией, нежели чем-то ещё. 

«Оскар-2017»: что посмотреть

Для зрителей, знакомых с поздним (и наиболее признанным) периодом творчества режиссёра, не составит труда обнаружить в сюжете преемственность как по отношению к «Разводу Надера и Симин», так и к «Прошлому», а кому-то покажется, что «Коммивояжёр» состоит из них целиком, и в этом есть своя доля правды. Первая же сцена задаёт излюбленную иранцем тему брака, увядающего на почве национального менталитета. Причиной катастрофы, естественно, выступает грязная тайна, чьи обстоятельства то и дело проступают на лице главной героини куда отчётливее телесных последствий. 

При этом нельзя сказать, что Фархади не делает попыток выйти из зоны комфорта. Так, он вплетает в историю чисто шекспировские мотивы, то и дело вынося сюжет на театральный подмосток и максимально сужая круг действующих лиц. Там он находит для себя возможность поиграть с ритмом, с подачей, начинает с болезненным вниманием вглядываться в лица актёров, с прежним рвением вскрывать противоречия фундаменталистских этических норм. Едва ли это всерьёз затронет зрителя, более или менее знакомого с Фархади в частности и иранским кинематографом в целом; всем остальным посмотреть будет нелишне, хоть и необязательно.  — Александр Гофман

2020
23 комментария

Прибытие меня, к сожалению, разочаровало. Виной всему мое завышенное ожидание. Так-то сам по себе он неплох. Зверополис и Ла-Ла Лэнд понравились. Про "По соображениям совести" не знал. Захотелось посмотреть. Спасибо Олегу и DTF.

4

Та же фигня ,слишком многого ожидал ,а в результате получил тягучий псевдофилософский фильм с невнятной концовкой.

2

Прибытие дома смотрели?

незнаю, когда смотрел Манчестер у моря плакал ребенок

2

что-то не видел еще ни одной рецензии на "лунный свет" без субъективизма. одни поносят историю за то, что в ней геи-негры, другие поносят первых за расизм и скудоумие. здешнее "...проверить себя на степень открытости ума..." тоже относит статью к числу вторых. о самом же фильме в среднестатистической рецензии хорошо, если будет сказано хоть половина :)

Очень сложно про такой личный фильм написать не субъективно. Реально чувство от него, что подглядываешь за чужими людьми.

В России его не поймут совершенно точно. Он максимально далёк от нашего менталитета, поэтому надо переключаться мысленно.

5