VR сквозь призму картона

Постижение виртуальной реальности на Switch с помощью Nintendo Labo VR kit или как я перестал смеяться и купил картон.

VR сквозь призму картона

С самого анонса VR-комплекта для Labo у меня были смешанные впечатления. С одной стороны теперь 5 тысяч просят не просто за десяток листов картона с картриджем, а ещё и за блок с линзами в комплекте. Плюс сама возможность прикоснуться к этому чудесному миру инноваций, за которые обычно требуют на порядок больше финансовых вложений, а тут можно даже свои простенькие игры создавать. С другой была куча подводных камней вроде экрана самого свитча, на редкость странного решения с необходимостью держать это чудо техники в качестве бинокля, да и комплектные Labo-развлечения выглядели как гиммики на один раз. Но вот анонс VR-режима для Breath of the Wild и новых специальных уровней для Super Mario Odyssey выглядел уже серьёзным аргументом для покупки этого набора. Что же из этого вышло? Трудно сказать однозначно.

Сиди и смотри

Nintendo Labo VR kit поставляется в двух вариантах: полноценный с картоном для сборки всех Toy-Con'ов со стоимостью от 5700 рублей и Starter Kit с очками и бластером за чуть меньше 3000 рублей. Справедливо рассудив, что для игры в зельду не обязательно смотреть на мир Хайрула через фотоаппарат или птичью клоаку, а выкройки официально выложены в на сайте Nintendo, было решено взять стартер. Здесь обнаружился любопытный момент, о котором до этого я упоминаний не встречал.

На картридже от VR-kit доступны мини-игры Labo только и исключительно для этого набора. Для других необходимо покупать свои соответствующие наборы.

Немного расстроившись, что погонять на машинке или крушить город огромным боевым человекоподобным роботом с полным погружением не получится, ничего не оставалось кроме как приступить к сборке имеющихся картонных девайсов. Процесс сборки удобный и сопровождается подробным интерактивным гайдом, с которым облажаться в процессе довольно трудно.

VR сквозь призму картона

С первым погружением в VR в глаза бросается главная проблема: качество изображения плохое. И это связано больше не с мощностью самого свитча и выдаваемым изображением, а с его экраном. Получить наиболее аутентичный опыт можно запустив на свитче любую игру в портативе и посмотреть на неё через лупу. Однако в самой консоли на удивление точный гироскоп, поэтому крутить головой и смотреть по сторонам было увлекательно. Пока через 10 минут я не побежал за Визином с острой резью в глазах.

К сожалению в режиме VR записывать видео штатными средствами нельзя, но этот бейсбол вызвал у меня примерно такой же восторг, какой в своё время был от Wii Sports.
К сожалению в режиме VR записывать видео штатными средствами нельзя, но этот бейсбол вызвал у меня примерно такой же восторг, какой в своё время был от Wii Sports.

Однако этих минут вполне хватило оценить представленные новые возможности. На картридже помимо показанных в рекламном ролике есть кучка миниатюрных "полигонов" для показа возможностей Switch как VR-очков и что можно сделать своего в Labo Garage. Джойконы оказались довольно удобными и точными для взаимодействия с виртуальными объектами, но периодически приходится их калибровать. В целом ощущение "полноценного VR" есть, разве что укачать не успевает.

Хватать объекты джойконами просто, а вот крутить при этом сам свитч не очень.

Только вот инструменты для создания своих игр не всегда удобные. Например, камера в режиме VR стандартными средствами может быть только статической (это можно обойти с помощью ручного изменения координат в зависимости от смещения стика). Довольно странное решение, при том что в обычном режиме настройки камеры очень гибкие, хоть и на редкость запутанные. Также набор ассетов очень скудный и состоит только из простейших элементов и десятка нестандартных моделей. С другой стороны из них же можно сделать всё что угодно насколько хватит фантазии и терпения. А терпение пригодится, потому что вместо нормального трёхмерного редактора тут нечто странное без возможности изменить собственное положение в пространстве (либо это сделать можно, но очень неинтуитивно), из-за чего приходится всё настраивать методом тыка. Туториалы есть, но они перегружены лишним текстом и слабым описанием возможностей.

В теории можно самостоятельно сделать такой же шутер, вот только логика в местном редакторе напоминает типичный скрин из blueprintsfromhell

Конечно всем известно, что Nintendo не может в нормальные онлайн-сервисы, но всё равно полное отсутствие возможности делиться своими творениями сильно разочаровывает. В Labo совсем нет галереи хотя бы как в Smash или Super Mario Maker. Довольно странно не добавить песочнице-конструктору удобный способ пробовать работы других пользователей и обучаться на их примерах. Хорошо хоть созданные самими разработчиками мини-игры можно открыть в режиме редактора и посмотреть их устройство.

Doom для самых маленьких

Раз уж создавать своё тут задача нетривиальная, остаётся пробовать заранее созданные развлечения. Вторым опробованным Toy-Con'ом стал комплектный бластер. В рекламе показали две игры для него: тир рельсовый в духе House of the Dead с отстрелом няшных монстриков и тир соревновательный про кормление бегемотиков фруктами.

Читая про опыт по сборке этого бластера и о затраченном времени на него возникали мысли "ну тупые, не могут совладать с картоном". Столкнувшись с этим лично приходится брать свои слова обратно не только о лёгкости процесса, но и в принципе по поводу "Nintendo впаривает картон". Это действительно довольно сложная система и чудо, что оно собирается из картона и резинок с редким использованием скотча. Продумать конструктор с таким количеством подвижных деталей и чтобы оно могло при желании собираться из подручных деталей - задача поистине нетривиальная. Основная трудность сборки в большом количестве не всегда очевидных частей, а также в необходимости представления обычной картонки в виде трёхмерного элемента. Зато после сборки я сидел с настолько широкой лыбой, что на почту прилетело предложение купить сойлент.

Механизм бластера прекрасен в своей простоте: заряжаешь как дробовик и нажимаешь на кнопку для выстрела. Всё это работает на трёх резинках и нескольких светоотражающих наклейках. Поначалу конструкция кажется не очень надёжной, но на деле она способна выдержать и довольно небрежное обращение с ней.

Рельсовый тир довольно незамысловатый: постоянно движешься по уровню, расстреливаешь пришельцев и вокруг постоянно что-то происходит. Но VR даёт очень сильный буст к погружению, из-за чего под конец первого уровня я был весь в мыле от постоянного вращения бластером в разные стороны. А ещё не стоит пренебрегать рекомендацией играть сидя. Стоя, конечно, динамичней и аутентичней, но для меня это закончилось совмещением мизинца ноги с углом шкафа с последующим ударом головой о стену. А потом во время битвы с летающим вокруг боссом мне впервые за весь мой VR-опыт вскружило голову до падения на тактически подготовленный диван. Незабываемые впечатления.

Соревновательный тир про кормление бегемотиков же больше party-game (если, конечно, кому-то вообще придёт в голову идея тащить эту трубу на тусу и его не выгонят). Она рассчитана на двух игроков и нужно накормить как можно больше животных за определённое число фруктов. Игра немного глубже геймплейно, чем кажется на первый взгляд, потому что бегемотики привередливые и им нравятся не все фрукты. Также можно наловчиться и тактически выпущенным ништяком заставить одного довольного бегемотика притащить ещё несколько своих собратьев. Но играть в это больше одного раза как-то не хочется.

Также есть несколько мини-игр для демонстрации возможностей создания своих творений с бластером в Garage. Это те же тиры, но с интересными фичами вроде телепортации.

Neko DIYs twice

Так как позиционируется, что в Labo приветствуется креативность и что покупать новые наборы в случае уничтожения старых не обязательно, было решено пойти весёлым путём Do It Yourself. Так в качестве эксперимента я решил сделать две вещи:

  • Собрать один из Toy-Con'ов из большого набора VR по официально выложенным на сайте выкройкам.
  • Внести изменения в существующий Toy-Con.

Путём незамысловатых математических вычислений и оценивания собственных возможностей в качестве жертвы были выбраны выкройки для фотоаппарата как содержащие наименьшее число элементов и дополнительных деталей вроде резинок. Также была важна общая площадь используемого картона поскольку хотелось ограничится имеющимися запасами. Спасибо магазину, завернувшему основную коробку ещё в несколько слоёв запасных листов для Labo (хотя и писать на них "мусор" было не обязательно).

Проблемы начались сразу же: на выкройках не указаны размеры деталей. Видимых выходов из этой ситуации оказалось два: каким-то чудом найти в своём городе типографию с печатью по картону или делать трафарет. Решив, что DIY-бусидо не приемлет слабых духом, в ход пошли фотошоп, ножницы, маркер и свободное время. Дальше начался филиал Ада.

Ещё собирая бластер я обратил внимание на то, что в сборке очень много мелких деталей, от точности вырезки которых зависит вся итоговая конструкция. И в фотоаппарате их ещё нужно гнуть под разными углами. Веселья добавлял упаковочный картон, который оказался слишком толстым для сгибания этих мелких элементов, да и точность вырезки по нему страдала. Neko - 0, Nintendo - 1. Однако надежда появилась вместе с обеденным перерывом: картон коробки из под пиццы оказался почти таким же по толщине, как и официальный из Labo. И резать его оказалось проще. Однако проблемы пришли с неожиданной стороны: для сборки требуются люверсы определённого размера, а из комплектных у меня оставался только один запасной. И можно было бы заменить их изолентой, вот только на них крепятся подвижные элементы. Вторая фаза оказалась сильней. Neko - 0, Nintendo - 2, местная пиццерия - 1.

Вывод: в теории спиратить картон всё же можно, но затратив несоразмерно больше времени и через git gud.

Вторая часть картонных похождений была запланирована для исправления главного недостатка очков - отсутствия крепления на голову. Перед покупкой это не казалось большой проблемой, но осмотрев вживую всё оказалось не так радужно: ремешок цеплять буквально не за что. Нужно либо делать новые отверстия и рискнуть нарушить темноту внутри очков, либо приматывать их изолентой. И снова помощь пришла с неожиданной стороны. Увидев стоящую на полке рогатку в голову нахлынули воспоминания о детстве, полном изобретений из палок. Так, предаваясь меланхолии, я нашёл старые кроссовки и выдернул из них шнурки. Связанные вместе они оказались достаточной длины для фиксации очков через уши, а для скрепления их вместе пригодились детские навыки добычи резинок для рогаток.

Однако держит на голове всё равно не очень крепко, поэтому если уж совсем не хочется играть в режиме советского аркадного автомата "Морской Бой", то лучше найти небольшой штатив и водрузить очки на него, а сам штатив на вращающееся кресло. Помимо возможности не напрягать руки не самым лёгким для портативной консоли свитчом можно ещё и почувствовать себя японским ребёнком, которому которому родители купили Virtual Boy.

Хотя есть и способы получше, но уже не из подручных средств.

Вывод: сделать из Labo VR нормальные очки можно, но конструкция будет не очень надёжной.

Новый взгляд на привычные игры

Из-за разницы в датах релиза я почти забыл о том, что покупал Labo не ради картона, а ради новых уровней в Super Mario Odyssey и поддержки VR в Legend of Zelda: Breath of the Wild. Стоит отметить важную деталь:

Это бесплатные обновления, которые не требуют наличия Labo. Но на данный момент других очков VR для Switch в продаже не было обнаружено.

Для Зельды просто добавляется режим VR и поддержка стереоскопического 3D как у Nintendo 3DS и можно пройти так всю игру. Для Super Mario Odyssey же были созданы собственные уровни на основе трёх оригинальных хабов.

По странному стечению обстоятельств включить этот режим можно и в доке, что и позволило записать видео

В случае с Breath of the Wild переход в VR в таком виде получился очень спорным. Будучи довольно яркой по большей части игрой, цвета порой буквально выжигают глаза. И добивает всё сам экран свитча, который ещё и через линзы превращает мелкие детали вроде лиц в мыльное месиво. Всё-таки Зельда достаточно созерцательная игра, чтобы так её портить.

В итоге ни полёты, ни поездки на лошадях больше не приносят радости созерцания красивых пейзажей.
В итоге ни полёты, ни поездки на лошадях больше не приносят радости созерцания красивых пейзажей.

Другой спорный момент - это камера. Её тут можно крутить как головой, так и стиком. При этом из-за перспективы от третьего лица вращение камеры гироскопом создаёт сильный диссонанс. Стоит отметить бои: при обычной игре яркие вспышки особо не заметны, но тут они кажется буквально заполоняют экран. Боюсь представить какого от такого будет эпилептикам и людям со слабым вестибулярным аппаратом, если у меня и без этих болезней от одной стычки с завросами было ощущение как после нескольких пропущенных прямых ударов по голове. А уж как крутить будет после битвы с левром и представить страшно.

А вот дополнительные уровни в Марио понравились куда больше. Как минимум потому что они задумывались для игры в VR, хотя их можно пройти и без очков. Вместо сбора лун теперь нужно выполнять простенькие забеги по сбору нот для получения музыкальных инструментов. Задания сами по себе очень простые, но по полной задействуют гироскоп консоли, из-за чего я снова неосознанно встал с кресла во время игры, а после пошёл за чем-нибудь от головной боли.

VR сквозь призму картона

Правда проходить эти уровни без очков гораздо приятней. Хотя бы из-за нормального не рассыпающегося на пиксели изображения. Другое дело есть ли в этих уровнях смысл без VR, пусть даже все вместе они и проходятся самое большее за полчаса.

В итоге про VR от Nintendo можно сказать следующее:
1) На данный момент это гиммик с не самой удачной реализацией.
2) У него есть потенциал.
Всё зависит от того, насколько быстро Nintendo забьют на поддержку этой технологии. Пока что у неё есть две серьёзные проблемы. Одна решается пересмотром позиции по креплению очков на голову не только руками (и желательно выпуском нормальной версии не из картона) и другая только выпуском новой ревизии с экраном получше. Но куда интересней посмотреть на реакцию сторонних разработчиков. Labo, как ни странно, не только игрушка для детей, но ещё и демонстрация возможностей Switch и джойконов. И в этом плане VR-kit идеален. Конечно, мало кто использует абсолютно все возможности консоли, но, например, оригинальный World Ends with You запомнился в том числе и тем, что выжимал максимум из способов взаимодействия с DS. Было бы интересно посмотреть на эксперименты сторонних разработчиков. Это, конечно, мечты, но я буду рад, если VR не останется для Nintendo очередным AR для 3DS. Ну и просто хочется поиграть в Senran Kagura: Reflexions с полным погружением.

Что до самого Labo VR-kit, то это развлечение на пару вечеров. Играть с картоном весело первые несколько раз, но в предложенных играх нет достаточной глубины чтобы возвращаться к ним. Ситуацию мог бы исправить Garage, но он позволяет создавать только небольшие поделки из ограниченного числа элементов. Да и игра в создание игр подойдёт не каждому. И уж тем более не стоит его брать ради VR в Breath of the Wild.

7070
41 комментарий

Зачем? О_о
В смысле, я ещё понимаю зачем VR на смартфонах даже (ибо там просто гигабайты мусора VR-ого на пару минут за раз, но сойдёт), но играть в VR Марио или Зельду... учитывая, что камера там от первого лица не становится... ЗАЧЕМ?

5

Камера от третьего лица тут меньшая из проблем, а может даже и не проблема вовсе. По сути как будто сидишь в кинотеатре, только экран крутится вместе с головой, а вместе с этим и камера в нужную сторону. Но с непривычки очень странно.
Просто в вр ботвы надо играть на нормальных очках чтобы сидеть и охуевать с местных видов. Может быть когда допилят эмулятор свича кто-нибудь запарится добавлением поддержки окулуса/вайва/прочих.

5

Комментарий недоступен

1

на пару минут за раз

ну вы поняли, хехе...

Единственная претензия - ГДЕ ГРЕБАНЫЙ РЕМЕШОК?!
Черт бы вас побрал нинтендо, повторить одну и ту же ошибку спустя хуй знает сколько времени после выхода кучи вр-устройств и после провала вр-боя. Вы там нормальные, ау?!

6

Скотчем приклеишь, это же картон :D ... p.s. к голове