Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера
Творческая биография и секреты работы режиссёра «Чужого» и «Бегущего по лезвию».
Ридли Скотт — яркий пример того, что успеха можно добиться в любом возрасте. Свой первый полнометражный фильм режиссёр снял в 40 лет, при этом на сегодняшний день в его портфолио есть 26 кинолент, среди которых несколько культовых проектов и оскароносная картина.
Скотт не придерживается какого-либо чёткого направления в творчестве: он готов взяться за любой жанр, главное, чтобы история была интересная. Поэтому в его фильмографии есть хоррор об инопланетянах, нуарная антиутопия об андроидах, авантюрная история о двух подругах, фэнтези о единорогах и эпический фильм о Римской империи.
Несмотря на то, что истории очень разные, во всех них можно заметить общие черты, характерные именно для Ридли Скотта. Особенности работы режиссёра спрятаны и за кадром: он постоянно использует несколько приёмов, которые помогают ему снимать качественное кино быстро и со сравнительно небольшими бюджетами. Мастерство создания кино он постигал исключительно на практике.
Ридли Скотт родился в 1937 году на северо-востоке Англии в городе Саут-Шилдс, но детство он провёл в переездах. Дело в том, что отец режиссёра Фрэнсис Перси Скотт служил в инженерных войсках и, по долгу службы, перед и во время Второй мировой войны перемещался по всей территории Европы. Семья успела пожить в нескольких регионах Англии, Уэльсе и Германии.
За семейным бытом следила мама режиссёра Элизабет. Её сильный характер впоследствие повлиял на то, что в большинстве фильмов Ридли Скотта присутствуют волевые женские персонажи.
Отец был очень добрым и мягким человеком. Мама выполняла роль и матриарха, и патриарха. Она управляла курятником железной рукой. У неё было по-настоящему большое, доброе сердце, и в то же время решительность и стойкость.
После окончания войны Скотты вернулись на северо-восток Англии и обосновались в городе Тиссайд. Там Ридли поступил в среднюю школу. Он был очень скромным, застенчивым ребёнком и не проявлял большого интереса к учёбе: типичными оценками для него были тройки и двойки.
Единственный предмет, который интересовал Ридли — рисование. Он занимался им не только в школе, но и в свободное время дома. В итоге, учитель рисования поспособствовал поступлению Скотта в местный колледж искусств West Hartlepool College of Art.
Искусство было моей отдушиной. Родители считали меня странноватым, потому что мои ровесники ходили на танцы, а я постоянно рисовал.
В колледже Ридли Скотт осваивал специализацию дизайнера. После успешного завершения обучения он переехал в Лондон, где продолжил постигать профессию в престижном Королевском колледже искусств.
В столице Скотт серьёзно заинтересовался кинематографом, регулярно ходил в кино и открыл для себя творчество Ингмара Бергмана и Акиры Куросавы. Тогда же у него появилась идея создать короткометражный фильм «Парень и велосипед».
Сценарий к своей первой киноленте молодой человек написал сам. Фильм рассказывал о парне, который ездит по городу на велосипеде и размышляет о жизни. Чтобы претворить идею в жизнь, режиссёр взял в аренду единственную камеру, которая была в Королевском колледже. Выдали её всего на полтора месяца, поэтому работать приходилось быстро.
Актёров в «Парень и велосипед» Ридли Скотт нашёл легко и просто: на главную роль взял младшего брата Тони, а на второстепенную — отца. Сам режиссёр говорил, что «испортил летние каникулы своему брату», потому что ему приходилось ежедневно вставать в пять утра и тратить весь день на съёмки.
Позже, во время обучения в Королевском колледже, Ридли Скотт провёл год в Америке — поездку в Штаты ему обеспечила стипендия Schweppes. По словам режиссёра, за 12 месяцев он объездил США вдоль и поперек на автобусе компании «Greyhound Lines», отлил рядом с вдребезги пьяным Джоном Уэйном и выслеживал документалистов Ричарда Ликока и Д.А. Пеннебейкера, чтобы заставить их снять фильм вместе.
По возвращению в Англию Ридли Скотт получил свою первую реальную работу: студента взяли художником-постановщиком в эпизод о большом снегопаде в документальное телешоу «Сегодня вечером» (Tonight) на «Би-би-си».
После окончания университета Ридли продолжил сотрудничать с телеканалом как художник-постановщик. В его послужном списке эпизоды сериала о полицейских «Автомобили Z» и фантастического шоу «Неизвестное». Он также мог бы разрабатывать декорации ко второму сезону «Доктора Кто», но помешала нестыковка расписаний.
В 1965 году Ридли Скотт снова смог поработать режиссёром: в «Би-би-си» ему предложили снять эпизоды для шоу «Адам Адамант жив!» (Adam Adamant Lives!), сериала «Информатор» (The Informer) и спин-оффа «Автомобилей Z» «Нежно, нежно». В первых проектах проблемой Скотта была работа с актёрами: так как у него не было профессионального образования, он не знал, как правильно давать указания и советы.
Помог исполнитель главной роли в сериале «Информатор» Иэн Хендри. Актёр, увидев в каком трудном положении находится режиссёр, подошёл к нему и сказал: «Вы слишком тихий. Слишком много оправдываетесь. Будьте напористым: любое решение лучше никакого». После этого разговора Ридли Скотт поменял тактику работы и понял, что с актёрам нужно сотрудничать и помогать им входить в образ советами и напутствиями.
Работа режиссёра на «Би-би-си» Скотта не особо прельщала: он получал на телевидении зарплату около 1100 фунтов в год. Гораздо большие деньги ему приносила другая работа — съёмка рекламных роликов. За неё он получал около 13 тысяч.
Поэтому, спустя три года, Скотт решил оставить телевидение и создал собственную компанию по производству рекламы Ridley Scott Associates (RSA Films). Компаньоном в дело режиссёр взял младшего брата Тони. RSA Films быстро стала одной из самым популярных в Великобритании: Ридли Скотт режиссировал рекламные ролики для Guiness, хлеба Hovis и серию видео для парфюма Chanel №5.
В 70-е Скотт снимал по 150 рекламных роликов в год, однако его не покидала мечта создать собственный полнометражный фильм. Он начинал работать над несколькими сценариями: фильма для группы Bee Gees, криминальной ленты «Ронни в Рио» (Ronnie in Rio) и исторической картины о пороховом заговоре 1605 года. Однако ни один из этих проектов так и не был завершён.
Но режиссёр не отчаивался и продолжал искать интересную историю. И в конце концов нашёл её. Ему в руки попал сценарий фильма «Дуэлянты» по повести Джозефа Конрада «Дуэль». История о двух офицерах наполеоновской эпохи, чья вражда постоянно заставляет их сражаться, понравилась Скотту настолько, что он за собственные деньги купил сценарий у его автора Джералда Воэн-Хьюза.
После этого режиссёр начал искать финансирование для фильма. Для этого Скотт поехал в США. Там, пройдя через кучу отказов, он всё-таки нашёл продюсера, который согласился помочь неопытному режиссёру. Им стал Дэвид Паттнэм.
Продюсер отнёс сценарий в Paramount, где Скотту согласились дать 800 тысяч долларов. Студия ставила единственное условие: в фильме нужно снять Кита Кэрредина и Харви Кейтеля. Скотт согласился и начал работу над своим первым полным метром. На тот момент ему было 40 лет.
Снимать «Дуэлянты» Скотт поехал во Францию. Погода там была неприятная: часто шли дожди, всё вокруг было грязным. Однако режиссёра этот факт не расстроил, а лишь порадовал. Ридли Скотт любит, когда в фильме присутствуют натуральные природные элементы, в частности грязь, туман и дождь. Именно они, по его мнению, делают фильм реалистичным и «полным».
Завершённый фильм Скотт повёз в США, чтобы показать Paramount. Однако оказалось, что про «Дуэлянтов» там вообще забыли. А когда боссы студии посмотрели проект, они поразились тому, насколько история интересно снята.
В итоге, первая режиссёрская работа Скотта принесла ему приз за «Лучший дебют» на Каннском кинофестивале и стала своего рода билетом в большое кино.
После «Дуэлянтов» Ридли Скотт хотел продолжить работать с адаптациями литературы и историческими проектами. В его планах было снять фильм «Тристан и Изольда».
Однако от съёмок он отказался, по двум причинам. Первая — сценарист фильма покинул проект, а искать нового не хотелось. Вторая — Скотт посмотрел «Звёздные войны» и понял, что во времена популярности научно-фантастических фильмов, которые привлекают внимание за счёт спецэффектов, работать с историческим кино бессмысленно и неперспективно. По счастливой случайности, компания Fox предложила постановщику поработать над съёмками фильма «Чужой».
«Чужой» буквально свалился на меня с неба. Кажется, его отвергли шесть режиссёров. Не знаю, почему. Это их неудача, что они не заметили в сценарии те элементы, которые привлекли меня.
«Чужой» для Ридли Скотта был не просто возможностью поработать с научной фантастикой, его привлекла и сама история: простая, но пугающая и наполненная энергией и драйвом.
Начать съёмки без проблем не получилось. На реализацию задуманного Скотту нужны были деньги. Большие деньги. Студия выделяла на проект 4,5 миллиона долларов, а постановщику хотелось 9,5 миллионов. В итоге, в процессе переговоров удалось сойтись на сумме 8,5 миллионов.
Ощутимая часть из них была потрачена на декорации. Вообще, Ридли Скотт всегда много внимания уделяет визуальному оформлению фильма — видимо, сказывается образование дизайнера. К работе над «Чужим» он привлек трёх человек: Ганса Гигера, для создания инопланетян; Жана Жиро («Мёбиус»), для разработки костюмов и Рона Кобба, для дизайна корабля «Ностромо».
Секрет успеха фильмов Ридли Скотта в том, что он старается быть вовлечённым во все рабочие процессы. В частности, режиссёр любит сам работать в качестве оператора: берёт в руки камеру и проверяет, как картинка смотрится через объектив.
В «Чужом» благодаря этому приёму Скотт регулировал высоту потолков в корабле. Он заставил сделать их ниже, чтобы усилить пугающий эффект, заставить зрителей испытывать клаустрофобию.
«Чужой» — первый фильм Ридли Скотта, в котором появляется сильный женский персонаж. Капитан корабля Эллен Рипли в первой версии сценария была мужчиной по имени Роби. Впрочем, идея сменить пол главному герою фильма принадлежала не Скотту, а продюсеру Дэвиду Гайлеру.
Режиссёру предложение очень понравилось, он ухватился за идею и в течение нескольких недель добивался одобрения со стороны студии Fox.
«Чужой» стал хитом в прокате, собрав больше ста миллионов долларов при бюджете в 11 миллионов. После такого успеха Ридли Скотт решил продолжить работать в научной фантастике.
Первый проект, в который он записался — адаптация романа Фрэнка Герберта «Дюна». Однако от съёмок пришлось отказаться: Скотт понял, что работа продвигается очень медленно, и потребуется несколько лет для завершения фильма. У режиссёра на это не было ни времени, ни сил: умер от рака его старший брат Фрэнк.
После этого Ридли на время вернулся к работе в рекламе, но всё-таки долго без кино сидеть не смог. В начале 80-х он взялся за ещё один научно-фантастический фильм — экранизацию книги Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». В киноадаптации она стала называться «Бегущий по лезвию».
Снимать кино — фатальное занятие. После того, как ты сделал фильм, тебе не захочется заниматься чем-либо другим.
В «Бегущем по лезвию» Скотт вновь проявил свою страсть к дизайну и искусству. Особенно это проявилось в оформлении города. Он был вдохновлён несколькими местами: Гонконгом, зданием фабрики Wilton International, которое находилось в городе детства Ридли Скотта Тиссайде, фильмом Фрица Ланга «Метрополис» и работами итальянского архитектора Антонио Сант-Элиа.
К слову, самого города в фильме могло и не быть: в первоначальной версии сценария были только сцены в помещениях. Ридли Скотта это не устраивало, поэтому он настоял на переработке сюжета и включении в него сцен городской жизни.
Скотт также решил придумать новое название для андроидов: режиссёр не хотел, чтобы зрители относились к таким персонажам предвзято.
Он сообщил о своей задумке сценаристу Дэвиду Пиплзу, который в свою очередь обсудил идею с дочерью, которая работала микробиологом. Она посоветовала обратить внимание на термин «репликация» (то есть клеточное деление по средством самокопирования). Кто придумал само слово «репликанты» точно не понятно: Пиплс говорил, что это был Скотт, а сам режиссёр отдавал лавры сценаристу.
Особенность творческого почерка Ридли Скотта, которая очень хорошо заметна в «Бегущем по лезвию» — игра света и тумана. Режиссёр часто использует освещение, которое исходит откуда-то извне, просачивается снаружи. Этот приём позволяет создать эффект глубины.
Скотт неоднократно называл «Бегущего по лезвию» самым любимым и личным фильмом. Однако так было не всегда. Первая версия ленты, которая вышла на экраны в 1982 году, ему не нравилась: смонтировать фильм так, как хотелось режиссёру, не получалось из-за недостатка финансирования и разногласий с продюсерами.
Боссы студии считали ту версию, которую предлагал Скотт, коммерчески провальной, а потому не разрешили режиссёру заниматься финальным монтажом. В итоге, в прокат фильм попал с закадровым голосом и счастливым финалом. А затем с треском провалился: его не оценили ни зрители, ни критики.
Сейчас же у «Бегущего по лезвию» культовый статус. Определённую роль в изменении общественного мнения сыграло то, что Ридли Скотт переиздал фильм с другим монтажом. Причём сделал он это дважды: первая «режиссёрская версия» вышла в 1992 году, вторая — «финальная версия» — в 2007-м.
Выпускать режиссёрские версии — привычная для Скотта практика. Практически каждый его фильм имеет альтернативный конец или несколько версий монтажа.
После провала «Бегущего по лезвию» Ридли Скотт вернулся к занятию, которое ему удавалось лучше всего — к рекламе. В это время он создал свой самый яркий и успешный ролик — рекламу компьютера Apple. Сюжет видео строился на основе романа «1984» Джорджа Оруэлла. На экранах его показали как раз в 1984 году на «Супербоуле» в США.
Без киносъёмок Скотт долго не выдержал и вернулся к работе режиссёра в 1984 году. На этот раз — чтобы снять сказочное фэнтези «Легенда». Сам режиссёр говорил, что после двух мрачных фильмов хотел сделать что-то светлое и доброе. Получилось не совсем так: один из персонажей фильма, Дьявол, выглядел достаточно жутко.
Сама история создания картины началась с того, что Скотт сказал сценаристу Уильяму Юртсбергу, что хочет снять фильм с единорогами. Это было принципиально важным моментом — видимо, в памяти режиссёра были съёмки «Бегущего по лезвию» и урезанная в первоначальной версии сцена сна с этим волшебным существом.
Юрстберг придумал историю о принцессе, влюбленной в простолюдина. Она сбегала из замка, чтобы встретится с любимым и пообщаться с единорогами. Скотту понравилось, и Юртсберг приступил к написанию сценария.
После неудачного опыта работы в Голливуде «Легенду» Скотт решил снимать у себя на родине, в студии Pinewood. Главным в новом проекте режиссёр хотел сделать именно окружающий мир: показать всю его красоту и волшебство. В качестве вдохновения он использовал творчество иллюстратора сказок Артура Рэкема и картины художника Брайана Фрауда, который рисовал фей и гоблинов.
Весь волшебный мир «Легенды» вместе со сценарием Ридли Скотт нарисовал в виде скетчей-раскодровок. История заняла 411 страниц. Рисовать примерный внешний вид фильма перед съёмками — ещё один метод работы Ридли Скотта. Режиссёру с образованием дизайнера при помощи рисунков проще донести свою мысль до съёмочной группы и добиться той картинки, которая существует у него в голове.
«Легенду» ждала неудача на этапе постпроизводства. Финальный 113-минутный монтаж не понравился тестовой группе и продюсерам, из-за чего фильм сильно урезали и сделали две версии. Для американского проката — длиной 89 минут и с музыкой электронной группы Tangerine Dream. А для европейского — 94 минуты с оригинальным саундтреком Джерри Голдсмита.
В итоге, урезанные версии тоже никому не понравились: в прокате фильм собрал мало, и критики обругали режиссёра. Основной претензией было то, что Скотт слишком много внимания уделял картинке, а вот про сюжет забыл.
Следующие три фильма Ридли Скотта, видимо, уставшего от выдуманных миров, были про современность: триллер «Тот, кто меня бережёт», боевик «Чёрный дождь» и криминальная комедия «Тельма и Луиза». Именно последняя картина вернула Скотта в число успешных режиссёров и принесла ему первую профессиональную номинацию на «Оскар».
Работать над «Тельмой и Луизой» Ридли Скотт начал как продюсер.
Я создал 2500 рекламных роликов в Англии и других странах Европы. Я мог позволить себе оплатить создание фильма.
Скотт долго пытался найти режиссёра, обращался к четырём кандидатам, но интереса никто из них не проявлял. В итоге, он сам взялся за съёмки. К тому же история ему очень нравилась: две женщины, которые решают сбежать от своих мужчин хотя бы на пару дней, в итоге становятся преступницами. Ридли Скотт увидел в сценарии потенциал для крутого фильма, который был бы интересен всем. Режиссёр лишь немного исправил сценарий Кэлли Хоури, добавив элемент комедии.
Комедии так популярны, потому что они обращаются ко всей аудитории. Это фильм о женщинах, но нам нужно, чтобы его смотрели и мужчины.
Менять сценарий в фильмах Ридли Скотта могут и актёры. Режиссёр всегда прислушивается к их мнению и готов пойти на компромисс, если идея интересная.
В «Тельме и Луизе», например, много сцен изменились благодаря Сьюзан Сарандон: сцена, где Луиза складывает свою обувь в пластиковые пакеты; сцена, где Луиза смотрит на то, как спит Тельма; эпизод в отеле с Луизой и Джимми, и другие.
После успеха «Тельмы и Луизы» Ридли Скотт решил продюсировать все свои фильмы самостоятельно. Начал он с истории о Христофоре Колумбе «1492: Завоевание Рая». Фильм, к несчастью, успешным не стал: он собрал в прокате чуть больше семи миллионов долларов при бюджете в 47 миллионов.
В 1995 году Ридли Скотт создал собственную продюсерскую компанию Scott Free Productions. Своим компаньоном он снова сделал младшего брата Тони. Тот, к слову, тоже связал жизнь с кинематографом, стал режиссёром и снял несколько известных фильмов.
В семье Ридли Скотта пять режиссёров: его брат Тони Скотт, сыновья Люк и Джейк и дочь Джордан.
Первые фильмы, выпущенные под брендом Scott Free Productions — «Белый шквал» и «Солдат Джейн». Оба имеют неплохие оценки критиков и провальные сборы.
Прекратить череду неудач Ридли Скотту удалось благодаря «Гладиатору». Фильм о Римской империи с гладиаторскими боями и сильной драматической историей режиссёр согласился снимать ещё до прочтения сценария. Взяться за проект его убедила серия картин художника Жана-Леона Жерома.
Выбирая сценарий для работы, я прислушиваюсь к себе. Интуиция — моё всё. Но научится слушать свой внутренний голос можно только с опытом.
В этот раз интуиция Скотта действительно не подвела: «Гладиатор» имел оглушительный успех в прокате и выиграл «Оскар» как лучший фильм. Во время работы над этим проектом Скотт познакомился с Расселом Кроу: актёр и режиссёр в последствие работали вместе пять раз.
Также в «Гладиаторе» Ридли Скотт использовал много компьютерной графики, в том числе революционной. CGI помогла создать массовку и часть декораций, а также в некоторых сценах её пришлось использовать, чтобы дорисовывать лицо актёра Оливера Рида: он умер во время съёмок фильма.
После «Гладиатора» Ридли Скотт снял фильм «Ганнибал», а затем «Чёрный ястреб» — военную драму про сражение в Могадишо в 1993 году. Эта картина принесла режиссёру третью профессиональную номинацию на «Оскар».
В «Чёрном ястребе» Скотт максимально использовал природные элементы: грязь, пыль и дым. Они помогли создать эффект документальности и полноты картинки.
В 2003 году успешная работа в кинематографе и рекламе позволили Ридли Скотту стать рыцарем. Титул режиссёр получил из рук Королевы Елизаветы II. В этом же году он выпустил фильм «Великолепная афера».
Следующим проектом Ридли Скотта стало «Царство небесное» — эпическая история о рыцарях-крестоносцах. Важные эпизоды этого фильма включают в себя массовые сцены битв. Чтобы сделать их запоминающимися, Скотт использовал особую расстановку массовки.
Режиссёр размещал людей не только по границам, но и в глубь кадра: благодаря этому создаётся эффект плотности и многоуровневого действия. Пробелы в кадре восполнялись за счёт дублированной при помощи CGI массовки. Эти же приёмы режиссёр использовал для создания батальных сцен в «Робин Гуде».
Следом Ридли Скотт снял одну из семи историй для альманаха «Невидимые дети» и лёгкую комедию «Хороший год». Оба проекта сильно отличаются от предыдущих работ режиссёра. Но для него это вполне нормально: он считает, что страсть к искусству может жить лишь в постоянно меняющихся условиях.
Ещё одна особенность работы Скотта в том, что он старается снимать свои фильмы в реальных локациях, а не в павильонах студии. Это заметно, например, по криминальной драме «Гангстер», для съёмок которой использовались 50 разных локаций в Гарлеме.
В 2012 году Ридли Скотт вернулся к научной фантастике и к франшизе «Чужой». Режиссёр взялся за приквел к оригинальной истории — «Прометей».
Он был вовлечён в процесс целиком, помогал править сценарий и давал советы по визуальному оформлению. Сценарист фильма Деймон Линделоф, например, говорил, что Скотт отличный компаньон и работать с ним в команде — незабываемый опыт.
В «Прометее» Ридли Скотт впервые поработал с Майклом Фассбендером, который сразу стал новым любимчиком режиссёра. На сегодняшний день они работали вместе трижды: в «Прометее», «Чужой: Завет» и «Советнике».
По словам Скотта, у Фассбендера есть все те качества, которые ему нравились в Расселе Кроу, в частности интеллект и способность эмоционально проживать сцену.
Кроу и Фассбендер очень разные люди, но оба очень умные. Чтобы работать с ними, нужно либо готовиться дома, либо иметь свою точку зрения.
Вообще, работать с Ридли Скоттом любят многие актёры: возможно, причина этого в том, что режиссёр старается сделать работу как можно быстрее и проще. Например, для съёмок диалогов Скотт использует приём «v-образной» съёмки, которому он научился во время работы на телевидении. Суть приёма в том, что на площадке размещаются две камеры: одна снимает одного актёра, вторая — другого. Таким образом процесс съёмки диалога сокращается в два раза, и актёрам не надо повторять реплики снова и снова.
Многочисленные камеры Ридли Скотт использует не только для съёмок диалогов. Несколько записывающих устройств позволяют ему снять любую сцену с разных ракурсов и в нескольких планах за один-два дубля. Благодаря этому приёму Скотт умудряется снимать блокбастеры быстро и с небольшим бюджетом. Например, один из последних популярных проектов — «Марсианин» — режиссёр снял всего за 75 дней. С одной рабочей камерой этот процесс продлился бы минимум 110 дней.
Последний полнометражный фильм Ридли Скотта — «Все деньги мира», история о значимости денег, любви к родным и близким и жизненных ценностях. Но главное, что показал этот фильм — мастерскую способность Скотта работать в сжатые сроки.
Осенью 2017 года «Все деньги мира» находился в стадии постпроизводства. Тогда же в Голливуде вспыхнул скандал с сексуальными домогательствами. Под обвинения в харассменте попали многие, в том числе и Кевин Спейси, исполнивший важную роль в фильме. Выпускать картину со Спейси в прокат Скотт не хотел: ничего кроме провала это не предвещало. Тогда режиссёр решил пойти на беспрецедентный шаг и переснять все сцены с актёром. На замену он взял Кристофера Пламмера.
Пересъёмка заняла всего девять дней, в течение которых Пламмер отыграл 22 страницы сценария. Фильм перемонтировали и выпустили в прокат, правда собрал он немного (всего 56 миллионов долларов при бюджете в 50). Зато Ридли Скотт получил одобрение публики, а Кристофер Пламмер за свою экспресс-работу — номинацию на «Оскар».
Последняя на данный момент работа Ридли Скотта — реклама авиакомпании TurkishAirlines, которую показали на «Супербоуле» в 2019 году. Это не просто короткий ролик, а полноценный шестиминутный фильм под названием «Путешествие».
Прекращать работать и уходить на пенсию режиссёр пока не планирует. В прошлом году ему исполнился 81 год, тем не менее он активно обсуждает в прессе свои будущие режиссёрские работы.
Так, Скотт планирует сделать сиквел «Гладиатора» и научно-фантастический сериал «Воспитанные волками» для телесети TNT. В последнем проекте утверждена часть актёрского состава, в частности, в нём сыграют звёзды сериала «Викинги»: Трэвис Фиммел и Ниам Алгар. А ведь, согласно некоторой информации, после этого постановщик поработает над сериалом про Мерлина для Disney. Ну и вселенную «Чужого» он вряд ли забросит. Пусть Ридли Скотт и начал свою карьеру достаточно поздно, мы ещё точно о нём услышим.