You Can (Not) Advance: история создания «Евангелиона Нового Поколения»

Что происходило в студии Gainax и в голове Хидэаки Анно во время работы над культовым сериалом.

You Can (Not) Advance: история создания «Евангелиона Нового Поколения»

Двадцать три года назад мир увидел удивительную солянку из человеческих переживаний и философских размышлений, аккуратно разлитую по тарелкам в форме сериала про огромных человекоподобных роботов.

В интернете есть десятки текстов, которые пытаются описать истинный вкус этого блюда, понять скрытый смысл ингредиентов, разгадать рецепт и конечно же понять то, что хотел сказать автор. Приготовьтесь: тут этого не будет.

Несмотря на то, что этот рассказ состоит из десятков фактов, в финале вы, скорее всего, не узнаете ответ на самый главный вопрос. Причину объяснит сам шеф-повар.

«Евангелион» — это загадка. Любой человек может попытаться её разгадать. Я предлагаю зрителям подумать самим, так, чтобы каждый мог представить свой собственный мир. Я никогда не предоставлю ответов.

Хидэаки Анно, любит задавать вопросы

Возможно, большинство зрителей «Евангелиона» ждут, что им предложат пособие «Всё о Еве», но такого не случится. Не ждите ответов. Не ждите, что вас будут обслуживать. Вы должны сами найти свои собственные ответы.

Во многом, именно вопросы без ответов — секрет того, почему «Еву» помнят до сих пор. Мы читаем книги, смотрим фильмы и сериалы, пытаясь разобраться, что происходит и что может произойти дальше. Рассказчики, понимающие эту игру с поиском ключей к разгадке, предлагают особенно увлекательные истории. Несомненно, Хидэаки Анно — один из них.

Я же предлагаю вам путешествие в совершенно другом направлении. Мы вернемся в последнее десятилетие прошлого века, побродим по «кухне» Gainax и понаблюдаем за её участниками. Всё ради того, чтобы уловить атмосферу и события, которые стали основой для одного из главных аниме-сериалов за всю историю.

Смерть и перерождение

Для Японии 90-е годы были тяжелым временем, известным сейчас как «потерянное десятилетие». Страна окунулась в финансовый кризис, улицы были заполнены безработными и религиозными фанатиками, предрекающими конец света на рубеже миллениума.

Даже в телевизионном аниме чувствовались нотки упадка — меха, некогда передовой жанр и пристанище креатива, превратился в однообразный конвейер, который целиком зависел от продаж игрушек по лицензии. Всё было настолько плохо, что многие предрекали окончательную стагнацию и смерть не только мехи, но всей индустрии.

You Can (Not) Advance: история создания «Евангелиона Нового Поколения»

Где-то посреди этого урагана находился бумажный змей по имени Хидэаки Анно, наблюдавший эту картину, и в подкорке своего мозга планирующий план революции, которая бы спасла культурный пласт, на котором он вырос. Но, как и вся страна, он был глубоко подавлен, в том числе и по личным причинам.

Закончив работу над «Надей с загадочного моря», Анно находился в фрустрации. В этом проекте ему не удалось раскрыть творческий потенциал, так как за каждым его чихом следили боссы с канала NHK, оплатившие анимационный банкет. Несмотря на то, что «Надя» была коммерчески успешна и любима зрителями, Анно не заработал существенного авторитета в индустрии и в глазах большинства остался просто хорошим режиссёром-постановщиком, обычным наёмным работником. К счастью, удача в тот момент оказалась на его стороне.

Тропы судьбы свели его с продюсером Тосимити Оцуки, который имел нужные связи и желал исправить ситуацию с аниме на телевидении. Он обсудил это с Анно по телефону и попросил придумать концепт сериала, который не будет иметь ничего общего с тем, что сейчас есть на ТВ. Оцуки хорошо разбирался в ситуации на рынке и видел в этом единственный способ встряхнуть аниме-индустрию.

Существующие франшизы, в том числе и самих Gainax, были сразу же отбракованы. Наличие спонсора или правообладателя могло повлиять на дизайн и разрушить замысел, который ярким огнем горел в глазах режиссера Анно.

Руководство выделило хороший бюджет на прототип, и на рубеже 1992-го и 1993 года проект под названием «Евангелион Нового Поколения» начал стремительно набирать обороты.

Во многом поспособствовало то, что некоторые наработки студии всё же были использованы. Годом ранее из-за недостатка бюджета был отменен сиквел «Королевского десанта» под названием Aoki Uru, который курировал все тот же Хидэаки Анно. Ради экономии времени или же просто из-за перспективного концепта именно он стал скелетом для будущего сериала.

You Can (Not) Advance: история создания «Евангелиона Нового Поколения»

От Aoki Uru «Еве» достался визуальный стиль, военная эстетика и наработки по сюжету. В отменённом аниме история должна была крутиться вокруг молодого человека, которого терзали призраки прошлого, но ради спасения подруги он должен был принять решение «больше не убегать». Этот лейтмотив практически без изменений стал основной истории Синдзи Икари.

Благодаря такой «базе» уже к концу 1993 года команда Анно смогла собрать презентацию будущего сериала для руководства и потенциальных инвесторов, состоящую из 35 страниц. Сейчас её можно найти в виде сканов на evageeks под названием Neon Genesis Evangelion Proposal.

Презентация существенно отличается от того, что мы увидели в основном сериале, но изменения носят локальный характер — поменялся дизайн окружения и персонажей, имена и некоторые другие локации. Основная канва и состав персонажей дошли до релиза в полном составе.

Единственным значительным моментом, который вырезали, стала раса предтеч, создавшая «семена жизни» и ставшая катализатором всех события в мире «Евы». Позже её вернули через видеоигру Neon Genesis Evangelion 2, но об этом как-нибудь в другой раз. Полный список отличий можно найти выше по ссылке.

После утверждения этого концепта началась активная фаза производства сериала, о которой известно не так много. Понятно лишь то, что в первой половине 1994 года уже были готовы раскадровки и что на их основе главный дизайнер Ёсиюки Садамото начал готовить выпуск собственной манги, которая должна была подогреть интерес к основному продукту.

Не совсем понятно, как это выглядело с точки зрения авторских прав, но, скорее всего, права на манга-адаптацию были проданы издательству Kadokawa Shoten, которое в будущем станет одними из главных инвесторов сериала. Садамото же, как и Анно в случае с сериалом, получил от KS полный контроль над проектом и начал развивать его в совершенно другом направлении.

Первый том манги публиковался в журнале Shonen Ace с февраля по июль 1995 года и был очень хорошо принят аудиторией. Это существенно подогрело интерес к сериалу, первый эпизод которого должен был выйти уже осенью этого же года.

Со стороны всё выглядело хорошо, Анно двигался согласно плану и лишь некоторые обстоятельства всталяли ему палки в колеса.

Одним из существенных факторов, сильно повлиявших на производство сериала, стала секта «Аум Синрикё», печально известная терактами в токийском метро с использованием зарина. Анно существенно изменил отдельные моменты истории. По его словам, они были «шокирующе близки к политической мотивации этой секты».

Как мы узнаем позже, к лету 1995 года Анно и Gainax успели подготовить шесть эпизодов шоу, которые были хорошо оценены руководством телеканала. Права на показ «Евы» были выкуплены, её поставили в прайм-тайм и начали активно рекламировать. Финансовые вопросы также были закрыты — сразу несколько компаний выделили деньги, которых должно было хватить на завершение 24 эпизодов.

Всё складывалось слишком хорошо, ничего не предвещало беды, которая случилась уже через несколько месяцев. То, что я описал выше, кажется идиллией — бизнес и творчество по счастливой случайности нашли друг друга. Хидэаки Анно и продюсеры хотели создать что-то новое, яркое, необычное и — у них это получилось. Причем это было видно уже на этапе отрисовки первых серий.

У проекта сразу же начали проявляться те отличительные черты, которые в будущем сделают его великим — эмоции и чувственный опыт. Вот как это описывает сам автор за полгода до премьеры сериала.

Мы ещё только начали сериал, но мне кажется, что в первом и втором эпизодах у меня получилось отразить на экране мои недавние чувства и эмоции. В тот момент я подумал: «Ох, отлично вышло».

Думаю, что у этого сериала есть шанс стать ещё более культовым, чем «Надя».

Хидэаки Анно, интервью журналу Newtype (4 апреля 1995 г.)

Несомненно, часть этих эмоций оказались окрашены в серый, чёрный и кроваво-красный цвет. Пусть я и описываю это нарочито позитивно, но кризис в Японии всё также бушевал, а сам процесс производства был сложным и стрессовым испытанием. Это был первый целиком авторский проект Анно, что сказалось на его моральном состоянии. Тяжёлые нотки перетекли в финальный продукт и глубоко засели внутри головы режиссера, став бомбой замедленного действия.

Худший менеджер Японии

В 1997 году, уже после завершения показа сериала, неизвестные «слили» в сеть документ, известный сейчас как Evangelion Kaibunsho. В нем было перечислено очень много скользких подробностей про режиссера «Евангелиона» и его работу.

«Kaibunsho» — это документы, заметки, отчёты и так далее, которые раскрывают конфиденциальную информацию о конкретных людях. Многие скандалы в Японии, связанные с бизнесом, развлечениями и политическими деятелями, вызваны публикацией kaibunsho.

Документ довольно объёмный (выше ссылка на полный английский перевод) и содержит в себе много личных подробностей про Анно (его прошлое, первая любовь, любовь к хентаю), поэтому пересказывать целиком его нет смысла. Основных тезисов, интересных нам, ровно пять. Часть я уже успел озвучить выше, но ради целостности истории повторю их ещё раз.

  1. Изначально сериал создавался на деньги самих Gainax.
  2. Полностью отсняли шесть эпизодов, которые были аргументом для продажи прав для TV Tokyo.
  3. Основной бюджет сериал получил только после выхода на экраны ТВ, то есть осенью 1995 года. Основным спонсором выступил издатель манги Kadokawa Shoten. После этого началась активная фаза производства оставшихся 20 серий.
  4. Бюджет проекта был практически полностью истрачен к концу 1995 года, его хватило на завершение еще 10 серий. Новые финансы вливать никто не собирался. Это была норма для индустрии, и этот порядок не могло сломить даже то, что сериал явно шёл к коммерческому успеху. Из-за этого после 16-го эпизода существенно снизилось качество анимации.
  5. Из-за плохой реакции зрителей и боссов с ТВ вторая половина сериала постоянно подвергалась правкам и цензуре.

Документ имеет крайне негативный окрас в отношении Анно и обвиняет его во всех всех бедах сериала. По мнению инсайдера, режиссёр не смог грамотно выстроить работу внутри студии, потратил деньги на анимацию, от которой можно было отказаться, а потом настроил против себя и сериала всех ответственных за показ на ТВ.

Согласно документу, на середину сериала были потрачены все деньги и производственные часы. Он утверждает, что режиссер Анно переборщил с масштабными боями с Ангелами, которые вышли невероятно дорогими, и этим в будущем подставил всю команду.

Сложно поспорить, что середина сериала — самые яркие и сложные эпизоды, при этом не несущие особой ценности в плане сюжета. Было это осознанным решением, дабы зацепить внимание любителей экшена, или же это промах из-за потери самоконтроля? Этого мы никогда не узнаем, но факты явно не на стороне режиссера.

Кроме этого, если говорить о визуале, то Анно не стеснялся приглашать в команду лучших художников и аниматоров, что однозначно повлияло на дыру в бюджете.

Интересный факт про имя Рей. Аянами – название эсминца класса «Фубуки». Рей – это игра слов на основе иероглифа «零», означающего «ноль», а также отсылка к Рей Хино из «Сейлор Мун». Анно писал: «Я хотел сделать из этого приманку, чтобы пригласить Ику-тяна к нам в студию, но он сбежал. Очень жаль». «Ику-тян» — это Кунихико Икухара, известный японский художник, работавший над «Сейлор Мун», «Юной революционеркой Утеной» и так далее.

С другой стороны, уже с первых серий при помощи режиссуры он старался минимизировать затраты. Не сказать, что огромное количество статических кадров и анимации, вынесенные за кадр (например, рты персонажей) — это находка «Евангелиона», но Анно использует эти приёмы осознано и органично уже с первых минут сериала.

You Can (Not) Advance: история создания «Евангелиона Нового Поколения»

Менеджера и руководителя проекта сериал не менял, так что экономия на анимации и откровенное разбазаривание ресурсов каким-то образом ужились в этом проекте. Возможно ли, что это было гениальным планом, чтобы вогнать себя в цейтнот? Скорее всего, нет и режиссёр просто творил всё, что хотел, а сверху его почему-то никто не контролировал.

Если мыслить логически, то менеджмент денег и других ресурсов — это не задача режиссёра, даже если у него была полная творческая свобода. Я не пытаюсь оправдать Анно, лишь озвучиваю мысль, что вина лежала и на плечах руководства Gainax.

В любом случае, правда скрыта от наших глаз. Официальных заявлений, обвинений и комментариев не было. Максимум, что нам достоверно известно — после 16 эпизода у Анно начались активные перепалки с руководством, инвесторами, цензорами с телевидения. Если до этого у него были полностью развязаны руки, то теперь целая толпа людей существенно влияла на производственный процесс.

И если с 16-20 сериями процесс с трудом, но шёл, то производство последних шести серий превратилось в кошмар, который достиг своего апогея к последним двум эпизодам.

Каждый эпизод делался в условиях жесточайшей экономии денег, которые Gainax выделяла из своего кармана. За Анно был закреплен дополнительный режиссёр, который контролировал все сцены. Кроме того, финальный монтаж каждого эпизода делался в студии на ТВ.

Несмотря на эти меры, к 25 эпизоду деньги закончились, Анно окончательно разругался со всем начальством и команде не осталось ничего другого, кроме как упростить сценарий и закончить оставшиеся две серии на основе черновых сцен и кадров из предыдущих серий.

Как только последний эпизод был снят, озвучен и отправлен на телевидение, Анно собрал вещи и уехал из города, чтобы осмыслить произошедшее. Большая часть команды сделала точно так же, остальные же замерли в ожидании показов и реакции зрителей на финал. Все из Gainax, кто видел 26 эпизод, понимали, что грядёт буря.

Отзывы зрителей после просмотра были переполнены эмоциями. Кто-то просто не понимал что произошло, кто-то подумал, что это была какая-то плохая шутка, и позже покажут «нормальный финал», а кто-то просто был зол и чувствовал себя обманутым.

После завершения показа по ТВ в почтовые и электронные ящики Gainax начали сыпаться письма, полные возмущения и требований ответить на один единственный вопрос — что это было. Особо эмоциональные фанаты желали для Хидэаки Анно смерти за то, что он сделал с их любимым сериалом. Казалось бы, это был крах.

Сейчас мы уже знаем, что история сложилась совершенно в другом направлении — большинство посмотревших остыли, обдумали произошедшее и поняли, что испытали от финала сериала самый невероятный экзистенциальный опыт в их жизни. Спустя несколько недель переваривания этой информации и обсуждений в кругу друзей, люди осознали, что их мир больше никогда не будет прежним.

Эта волна начала захватывать Японию — во всех концах страны, на каждом углу обсуждали «Еву» и её шокирующий финал. Всё больше людей хотело целиком посмотреть или пересмотреть сериал, чтобы попробовать понять его загадочную сущность. Феномен «Евангелиона» становился сильнее с каждым днем. Это было очевидно и простым зрителям, и владельцам Gainax, которые немедленно стали разрабатывать следующий Project E.

Как только шумиха улеглась, а Хидэаки Анно очистил свой разум от плохих мыслей и вернулся в Gainax, то узнал, что его сериал «выстрелил» и от него хотят «какое-нибудь продолжение». Грандиозный успех у публики привлёк в студию деньги, и нужно было ковать железо, пока горячо.

Первым делом Анно захотел снять «истинный» финал, то есть изначально задуманные 25 и 26 эпизоды. После череды обсуждений было решено снять два полнометражных фильма — Death & Rebirth и End of Evangelion. Первый был нужен, чтобы ввести в курс новичков и подготовить их к финалу. Death & Rebirth представлял из себя 100-минутный фильм, сокращенную версией первых 24 эпизодов оригинального сериала с добавлением небольшого количества новых сцен.

Интересный факт. Gainax понимала, что ходит по острию бритвы, и старалась подать решение о «платной концовке» с иронией. Для этого сразу после анонса фильмов они выпустили музыкальный альбом «Neon Genesis Evangelion Addition», содержащий трек «Shuukyoku no Tsudzuki», в котором персонажи оригинального сериала обсуждали, как им сделать популярное и прибыльное продолжение.

End of Evangelion отправился в кинотеатры Японии 19 июля 1997 года и стал совершенно новым продуктом, большинство сцен в котором были сняты с нуля на студии Production I.G под контролем Хидэаки Анно и Кадзуи Цурумаки, одного из дополнительных режиссеров оригинального сериала.

You Can (Not) Advance: история создания «Евангелиона Нового Поколения»

План был без каких-либо проблем воплощен в жизнь. Оба фильма были сняты, выпущены и имели феноменальный успех как в прокате, так и на VHS и DVD. Теперь это действительно был хэппи-энд.

Сам Хидэаки Анно говорил, что очень рад факту существования двух совершенно разных концовок и считает, что они обе достойны внимания. Нет правильной или неправильной концовки, каждый финал — это просто варианты будущего. Какой из них лучше — решать только вам.

Автор Evangelion Kaibunsho, при всей токсичности этого документа, задает нам хороший вопрос. Хидэаки Анно умудрился всё испортить, но каким-то образом, находясь в горящем здании, он сумел создать невероятной силы произведение. В чём же секрет?

Положись на команду

Перерасход бюджета заставил мозг Хидэаки Анно работать на полную и придумывать интересные решения. Не зря говорят, что ограничения — лучший друг художника. Пример таких рамок, позитивно влияющих на творчество, можно найти у Ларса Фон Триера с его Догмой 95.

Когда я работал над последними двумя эпизодами, я чувствовал, будто мой мозг продолжает работать на какой-то химии. Когда я посмотрел смонтированный двадцать пятый эпизод, я подумал, что я гений. Однако когда я отредактировал его и пересмотрел снова, я был сокрушён. Он никуда не годился. Мне было стыдно из-за недостатка таланта. Я хочу извиниться перед всеми сотрудниками.

Хидэаки Анно, творец-экстремал

То, что в финале был достигнут невероятный результат, подтверждают и коллеги, например Такума Курамацу, продюсер «Конца Евангелиона».

Такекума: Последняя сцена в заключительном эпизоде, где экран ломается и все аплодируют главному герою, была поразительной. Я смотрел её и чувствовал, что схожу с ума. Чувствовал себя как… как далеко ты зашел ради этого?!

Анно: Что ж, я вложил в неё довольно много всего. Самую главную причину для создания этой сцены я раскрывать не намерен. Я никому не скажу, на чём она была основана.

Возможно, в те годы Анно был не лучшим менеджером, но невозможно спорить с его талантом к переносу мыслей и идей на экраны. Цельное и живое видение — это то, что сопровождает зрителя с первой и до последней минуты. Оно не сломилось даже под грузом обстоятельств. Именно поэтому финальные эпизоды сериала — это лучшее доказательство его таланта.

Во втором эпизоде главный герой постоянно переключает 25 и 26 треки – числа последних двух эпизодов. Уже тогда Анно знал, что финал должен стать чем-то особенным.
Во втором эпизоде главный герой постоянно переключает 25 и 26 треки – числа последних двух эпизодов. Уже тогда Анно знал, что финал должен стать чем-то особенным.

Один из главных секретов как финала, так и сериала в целом это то, что Анно смог очень хорошо перенести черты своей личности и настроение на бумагу, а потом объяснить аниматорам то, как это нужно показать в движении.

Интересный факт про имя Синдзи Икари. Икари – означает «якорь», компонент корабля. Ещё это имя друга Анно с колледжа. Также имя «Синдзи» относится к давнему другу Анно – Синдзи Хигути.В интервью 2008 года Хигути спросили: «В „Евангелионе“ Синдзи назвали, предположительно, в честь вас. Есть ли у вас история об этом?» На что он ответил: «Анно сделал из этого раздражающую шутку. Вы видели, столько ужасных вещей происходит с Синдзи? А это бесконечное „дурак Синдзи“! Почему? Чем я это заслужил?».

Парадоксально, но несмотря на трудности в общении, которые уже не раз упоминались мной, Анно умеет доносить до окружающих людей свои мысли. Один из показательных эпизодов — рассказ про то, как происходила запись финальной сцены EoE, в которой Синдзи душит Аску. Это прекрасная иллюстрация того, как режиссер управляет творческим процессом.

Я не до конца понимала, что нужно выразить в этой сцене, и Анно спросил меня: «Миямура, просто представь, что ты спишь на кровати и незнакомец проникает в твою комнату. Он может изнасиловать тебя в любое время пока ты спишь, но он не делает этого. Вместо этого он мастурбирует, глядя на тебя, когда ты просыпаешься и понимаешь, что происходит. Что бы ты сказала?».
Я всегда думала, что он странный человек, но в тот момент я испытывала отвращение. И я сказала: «Отвратительно» (яп. 気持ち 悪い кимоти варуи). Тогда он вздохнул и сказал: «Я так и думал».

Юко Миямура, сейю Аски Ленгли Сорью

Если изучать интервью, станет видно, что все сейю в один голос утверждают, что Анно обладает невероятным пониманием персонажей, их чувств и, самое главное, знает, как объяснить это актёру. Похожая история проскакивает и с другими коллегами по цеху — аниматорами, иллюстраторами, музыкантами. От всех, кто работал в Gainax, слышны только положительные отзывы. Возможно, что дело в традиционной японской вежливости.

Как бы то ни было, давайте немного сместим фокус с режиссера. Иначе у вас может сложиться впечатление, что он создал этот сериал единолично. Конечно же, как и любой другой сложный продукт, «Евангелион нового поколения» был плодом работы десятков людей как в самой Gainax, так и в нескольких сторонних студиях.

Одной из таких, к слову, была Studio Ghibli, которая нарисовала для «Евы» несколько ключевых анимаций одиннадцатого эпизода. Неизвестно, была это просто стандартная «подработка» или же Хаяо Миядзаки сам вызвался помочь своему другу Хидеаки с помощью своих ресурсов.

Если же говорить о кадрах внутри самой Gainax, то кроме уже упомянутых Ёсиюки Садамото и Кадзую Цурумаки, стоит выделить Мицуо Исо — гениального аниматора, который приложил свою руку не только к «Еве», но и таким шедеврам анимации, как «Призрак в доспехах» и «Ковбой Бибоп».

Именно этому человеку мы должны быть благодарны за реализм и эффектность анимации евангелионов во время боёв с ангелами в основном сериале или знаменитой схватке Аски с «серийными» евами в End of Evangelion. Во втором случае Исо создал пример анимации, который разбирают в художественных школах и на конференциях по сей день.

Ещё один человек, который внес важнейший вклад в уникальность сериала — Сиро Сагису. Это японский композитор, который сейчас наиболее известен благодаря продюсерской работе с Misia, Томиэ Сатоси и Кэном Хираи, а также как автор музыки ко многим фильмам и аниме.

Фанатам «Евангелиона» и новых экранизаций «Берсерка» он больше всего запомнился активным использованием брутальных рифов электронной гитары и других синтетических инструментов, позволяющим создать невероятно напряженное настроение. Но в Neon Genesis Evangelion он отметился ещё одним, крайне интересным решением — использованием классической оркестровой музыки, которая подчеркивала эпичность отдельных моментов, а в других расслабляла и успокаивала зрителя.

Это решение было принято с подачи Хидэаки Анно, большого фаната «Космической одиссеи 2001 года», которая активно использовала этот же метод. Анно вообще активно принимал участие в создании саундтрека, подкидывая идеи и даже сочиняя отдельные композиции. Самая яркая его работа в этом плане — Come Sweet Death, к которой он написал слова.

Кроме этих ярких личностей, конечно, еще были десятки простых трудяг — аниматоров и художников, но история не донесла до нас список их имён. Достоверно неизвестно даже то, сколько людей было в команде на разных этапах, но это особо и не важно.

Самое главное, что это была дружная и креативная команда, которая поверила в задумку Хидэаки Анно и поддерживала его до самого конца. Команда помогла притворить его задумки в жизни и сделать из этого великое культурное явление. Смогли бы они друг без друга? Маловероятно. Кто из них в большей степени ответственен за невероятный успех? Уверен, что вы уже знаете ответ.

В чем секрет «Евангелиона»?

Наверняка вы слышали одно из самых знаменитых высказываний Анно — «У „Евангелиона“ нет смысла». Его широко используют для критики и споров, но забывают упомянуть контекст.

В какой-то мере я уже привел полную фразу в самом начале статьи, где идет речь о том, что «„Ева" — это загадка, у которой нет разгадки». Именно это имел ввиду Анно говоря о смысле, но есть ещё одна цитата, которая помогут нам в нашем исследовании.

Первоначально в людях ничего нет. Всё, что я могу – только что-то имитировать. В детстве мы подражаем родителям, братьям и сёстрам. Я могу либо чтить своих родителей и следовать за ними, либо могу бунтовать и идти совсем по другому пути. В любом случае, если у меня нет примера для подражания, я ничего не могу сделать.

Неважно, насколько вы гениальны, всегда есть что-то, что пробуждает вдохновение. Если вы, как я, смотрите только на мангу и аниме, то когда вы придумаете и создадите что-то, в конечном итоге это что-то будет тем, что вы давно забыли. Иными словами, у него определённо будет какой-то источник. Люди не могут создавать что-то из пустоты.

Хидэаки Анно, не считает себя гением

Эти цитаты очень хорошо описывают, что из себя представляет «смысл Евангелиона» и любое другое творчество. Автор — это лишь сосуд, в котором смешиваются тысячи элементов, а то, что получается после дистилляции — это книги, сериалы, видеоигры. Neon Genesis Evangelion — пример такого процесса. Пусть в него и были вовлечены десятки таких «сосудов», тон задавал один человек.

Попытки собрать полную мозаику из референсов и источников вдохновения для «Евы» — очень увлекательное занятие, я остановлюсь только на самых интересных примерах.

Наиболее очевидный и всем известный источник — это христианство и его ответвления, такие как каббала. Эта тема вызывала и до сих пор вызывает множество споров и обсуждений, хотя сам Анно уже не раз дал понять — ответов на тайны жизни и откровений в крестах и нимбах над головами нет и никогда не было.

You Can (Not) Advance: история создания «Евангелиона Нового Поколения»

Ореол загадочности, возникший вокруг этой темы — практически случайность. Дело в том, что сам Анно и все остальные люди, которые работали над сериалом, были японцами и находились вне культурного и смыслового контекста христианства. Всё, что было позаимствовано — символизм, имена, музыкальные мотивы — стало адаптацией на уровне ощущений, на уровне коллективного бессознательного.

Это легко понять практически любому человеку, который когда-либо взаимодействовал с чуждой ему культурой. С той же Японией, если говорить о людях из стран СНГ или Европы. Когда мы видим японскую эстетику или слушаем японскую музыку, то сразу же начинаем улавливать совершенно другое настроение и энергетику. Мы понимаем это сердцем, но не умом. Именно так и происходила интеграция христианских мотивов в мир «Евангелиона».

Доподлинно неизвестно, из каких книг и фильмов Анно и его команда черпали вдохновение, но можно предположить, что это было что-то фундаментальное — «Библия», основные сочинения Каббалы, известные картины эпохи Возрождения, фильмы на христианские темы и так далее. Отдельные символы и названия появлялись совершенно спонтанно. Вот как Анно описывает то, почему «Евангелионы» получили такое наименование.

Это название происходит от христианского слова, означающего «Евангелие», по идее оно приносит благословление. Есть и некоторые греческие корни. Я выбрал его, потому что оно звучит замысловато.

Хидэаки Анно, любит слова, которые круто звучат

Это может разочаровывать или же отбить желание смотреть сериал, но это суровая правда — никакой цельной задумки в сериале не было. Да, только в оригинальном сериале и его производных (End of Evangelion, Death and Rebith). Когда стало понятно, что людям крайне понравилось выстраивать цельную картину, Анно стал относиться к этому более чутко и начал стоить параллели более осмысленно.

Хорошие новости в том, что гениальное бессознательное режиссёра смогло переработать и сплести всё так гладко, что хочется найти в этом нечто большее. Оно находится, при должном упорстве.

Интересный факт про ангелов. Их имена взяты из иудаистских эзотерических книг (в том числе и из «Каббалы»). Почти все они содержат суффикс «иль» или «эль» («Бог» в семитских языках) и означают различные «характеристики» Бога — скажем, «мудрость» или «силу». «Лилит» в семитской мифологии – демон пустыни, а в мусульманской – вторая жена Адама, от которой произошли демонические существа (в частности джинны).

Синдром поиска глубинного смысла, которым славятся фанаты «Евы» — это великолепное явление, которое полностью одобряется Хидэаки Анно. Он не раз говорил, что идеи и мысли, которые рождаются у фанатов — это одна из самых потрясающих вещей, к которым он приложил свою руку. Вместо правильных ответов каждый находит свои.

Поиск этих ответов внутри своей головы меняет человека, помогает разобраться в каких-то важных вещах. А если это происходит в живой компании или на форуме в интернете, то это еще прекрасней. Поиск смысла объединяет людей, создает связи и новые смыслы из комбинаций человеческих душ.

Взаимоотношения — это одна из центральных тем «Евангелиона», которую режиссёр великолепно раскрыл. Возможно, он окончательно понял, что нужно сказать именно изучая христианские притчи про единство и всепрощение. Частично это подтверждается цитатой из интервью с Хидеаки Анно и Комацу Сакё для журнала «SF Japan»:

«Евангелион» также включает в себя что-то вроде истории спасения, но это не истинное спасение. Задумываясь о предназначении человечества, я стал заимствовать элементы из христианства. Это как ставить под вопрос эволюцию человечества или смысл существования, я пытался сделать что-то на тему предназначения человечества.

Хидэаки Анно, мыслитель

Если отойти от религии и взглянуть на более приземленные референсы, то среди них можно выделить книгу Артура Кларка «Конец детства», из которой Анно взял «таинственную организацию».

Ещё одно произведение Кларка — «2001: Космическая Одиссея» и её экранизация, снятая Стэнли Кубриком, из которых было позаимствовано множество деталей и идей: специальное снаряжение Евы-02 «D-Type», тема искусственной эволюции человечества и множество похожих визуальных решений.

Кроме того, режиссёр находился под впечатлением от книг Ницше и Шопенгауэра, а ближе к концу сериала подсел на книги о психоанализе и психических расстройствах.

Также Анно с детства занимала тема войны и угрозы ядерного оружия. Акценты на милитаризм и последствиях разрушительных боёв с ангелами присутствуют практически в каждой серии.

На психологическом уровне мне всегда казалось, что Токио мог быть уничтожен в любую минуту. Этот отпечаток в памяти выразился в моих работах. Я никогда не испытывал ужасов, через которые прошло старшее поколение, но эти образы мне очень знакомы благодаря Холодной войне. Я прочитал много книг, посмотрел множество сериалов и фильмов на эту тему. Они очень повлияли на меня.

Хидэаки Анно, Родился и вырос в Японии

Трудно не заметить интерес режиссера к точным наукам. Это проявляется в постоянном использовании терминов из физики, в педантичном отношении к технической составляющей евангелионов и всей остальной техники. Все работает согласно законам физики или, по крайней, подчиняется правилам местного мира.

И невозможно не упомянуть самую главную страсть Хидэаки Анно, с которой началась его карьера — аниме и манга про меху и токусацу. При желании про это можно написать целую отдельную статью.

В аниме есть отсылки и заимствования из таких произведений как «Уважаемый старший брат» (1991), Detonator Orgun (1991), Devilman (1972-1973), Future Police Urashiman (1983), «Небесный замок Лапута» (1986), «Мой сосед Тоторо (1988), «Навская из долины ветров (1984), «Легендарный Бог-гигант Идеон» (1980-1981), «Гиперпространственная крепость Макросс» (1982-1983), Cho Denji Robo Combattler V (1976-1977).

Создание аниме — это сложный и непредсказуемый процесс. Невероятное количество звезд должно сойтись на небосводе, чтобы получился хороший продукт и еще невероятнее, чтобы он вышел способным изменить умы зрителей и окружающий мир.

Скорее всего, полная история создания «Евангелиона» навсегда останется под покровом тайны. Но даже то, что мы узнали из этой и предыдущей статьи, побуждает верить в силу творчества.

Цените свой опыт, находите нужных людей и никогда не оставляйте попытки двигаться вперед. Даже если все обстоятельства против вас.

За помощь в редактуре этой статьи огромная благодарность Алине, Егору, Роману и Олегу.

Спасибо за внимание!, Надеюсь, вам понравилась эта статья и вы уже ждёте следующую, в которой я расскажу про то, зачем нужен «Rebuild of Evangelion» и про остальную современную деятельность Хидэаки Анно.
504504
310 комментариев

Не знаю что он темнит, Ева давно более-менее дешифрована. Далее «спойлер»:

Высшая Раса создала источники жизни и стала рассылать их по нашей галактике, по источнику на планету. Вот только на Землю грохнулось сразу два - Адам и Лилит. Причем Адам был первый и Земля по праву должна была принадлежать его Ангелам.

Лилит грохнулась на Землю с такой силой, что образовала Луну, а Адам от такого поворота совсем приуныл и потерял волю к жизни. Лилит заселила планету своей формой жизни - в том числе, людьми.

В средние века образовался тайный оккультный орден, который искал способ достичь божественного величия. Этот орден в итоге уничтожил все другие тайные группировки и прибрал к рукам власть на Земле. Так и родилась SEELE. А потом были обнаружены Свитки Мертвого Моря, где описывался механизм работы источников жизни. Существование «Бога» и путь к божественной силе были открыты, как и местонахождение Адама и Лилит.

В 20 веке Адама ОЧЕНЬ неудачно пробудили, в попытке открыть путь к Богу, из-за чего вырос уровень воды и погибло 2 миллиарда человек. Это событие зовется Вторым Ударом.

На основе Адама были созданы ЕВЫ, единственные, кто может крушить Ангелов. Ева - вместилище души, потому для ее пробуждения необходима душа и пилот. Душами ЕВ в ходе экспериментов стали матери пилотов. Единственная ЕВА без души - нулевая, под управлением Рей. Но в Рей душа Лилит, потому ЕВА все же слушается.

Ангелы - это живые существа Адама, изначальные жители нашей планеты. Их действия - борьба за место под солнцем, ибо заложено, что лишь один источник жизни может быть на планете.

SEELE не защищают человечество от ангелов - они хотели спровоцировать контролируемый Третий Удар, в ходе которого Лилит вернет все живое в изначальный суп веществ (LCL). Видимо SEELE знали как стать главными в этой каше.

А вот батя Синдзи хотел просто воссоединиться с женой, а потому нарушил план Третьего Удара и повел его по своему пути. Из-за этого SEELE ввели войска и перебили NERV, но было поздно - план папаши сработал, он воссоединился с женой, а Богом внезапно остался Синдзи, который возродил и задушил Аску.

А потом начались ребилды, судя по всему, Синдзи перезапустил мир...

82

А потом начались ребилды, судя по всему, Синдзи перезапустил мир... Влетаю в тред со своей патентованной доморощенной теорией. Ребилд и NGE - две разные сущности с разными персонажами. Синдзи перезапускает мир копьями Кассия и Лонгиния только в рамках Ребилда (считаем кол-во гробов Табриса на Луне, который про перемотку знает), но так как жизнь его не учит ничему, то он после каждой перемотки так или иначе скатывает мир в жопу раз за разом, чтобы его снова перемотать. Пока Гэндо не просек, почему его Комплементация не движется и не подшаманил копья, вынудив Синдзи внезапно разорвать порочный круг перерождения мира и двинуть, наконец, действие дальше.

Собственно, первые три Ребилда - это последняя gone wrong итерация цикла и Анно просто спиздил сюжет из Бесконечной восьмерки Судзумии.

13

Зачем тогда отец Синдзи помешал Seele если они и так бы всех смешали в один суп, он бы и в таком случае воссоединился с женой

3

Так было в презентации проекта для будущих инвесторов, из собственно Евы почти все соответствующие моменты были вырезаны.

Хотя в принципе, эта информация неплохо объясняет часть происходящего в сериале... и ставит под сомнение так уж плохо ли Анно разбирался в авраамических верованиях.

Т.е. "Бог" в контексте сериала это Первая раса Предков (First Ancestral Race)/их представитель: существо наделенное бессмертием и невероятными силами с одной стороны, и абстрактным мышлением с другой. Ангелы при этом получили первый аспект, люди - второй, что можно метафорически сопоставить с плодом Древа Познания и плодом Древа Жизни.

3

Те он всё же её убил? Я думал он как покорный слуга, не осмелится сделать такое со своей вайфу. И почему он так странно перезапустил мир, просто воссоздав события недалекого прошлого?

Я если честно не знал этого, спасибо за такую довльно логичную и првдоподобную теорию. А есть где нибудь слова или подтверждения этого всего от Анно или это теория фанатов?

Если бы всё это раскрывалось в сериале, я простил бы ему и занудные отрывки, и цикад, и Асуку. Но нет...

1