Person of Interest — детектив с реалистичным ИИ

Бесспойлерный обзор сериала, которым занимался Джонатан Нолан перед Westworld.

Person of Interest — детектив с реалистичным ИИ

Что за сериал

5 сезонов Person of Interest вышли с 2011 по 2016 на канале CBS. Сериал не славится ни большим бюджетом, ни большой популярностью — у его названия даже долгое время не было единого перевода. Кто-то буквально переводил его как «Подозреваемый», но в итоге устоялось название «В поле зрения».

Лучше всего суть сериала объясняет заставка

В Person of Interest герои живут в современном мире с одним отличием — у американского правительства есть Машина. Это загадочный искусственный интеллект, который наблюдает за всем миром из каждой камеры, каждого телефона, каждого ноутбука. Всю эту информацию Машина в первую очередь использует для того, чтобы предсказывать готовящиеся террористические акты. Информация о них поступает в специальный отряд, который устраняет угрозу и предотвращает трагедию.

Но помимо этих «важных» угроз Машина видит и «неважные», например, планируемые бытовые убийства и работу организованной преступности. Правительство не готово рисковать раскрытием секрета о существовании всевидящего ИИ ради спасения единичных жизней. Сериал посвящен независимой команде людей, которые готовы спасать обычных людей от «неважных» угроз. Ну и что, что только в Нью-Йорке.

Формула процедурала

Процедуральный детектив — один из самых популярных жанров на телевидении. Чтобы выделяться, создатели разных шоу часто придумывают какой-нибудь твист. Достаточно сделать главного героя не только детективом, но и супергероем, зомби, психологом или маньяком, и шоу уже выделяется на фоне классических детективов. Но в Person of Interest всё чуть интереснее.

Person of Interest — детектив с реалистичным ИИ

Два главных героя периодически получают от Машины число — номер социального страхования некого человека. Этот человек будет скоро вовлечён в преступление, скорее всего убийство. Но Машина не сообщает им, будет ли он жертвой или преступником. Герои каждую серию пытаются предотвратить преступление, почти ничего не зная о нём. И это добавляет нужную свежесть в жанр детектива.

Детективная загадка переворачивается — герои знают, кто будет вовлечён в преступление, но не знают, что это вообще за преступление, и даже какую роль в нем будет играть этот человек. И авторы выжимают из этой идеи максимум — наблюдать за расследованием «номеров» очень интересно. В отличии от классических детективов ставки повышаются. Помимо поимки преступника появляется цель успеть спасти чью-то жизнь.

Главные персонажи

В первую очередь любой сериал держится на персонажах, и в Person of Interest они — одно из главных достоинств шоу.

Мистер Риз и мистер Финч
Мистер Риз и мистер Финч

Блестящий актер Майкл Эмерсон (получил Эмми за роль Бена в LOST) играет здесь Гарольда Финча — загадочного интеллигентного миллионера-программиста, создавшего Машину. Хромающий параноик, очень скрытный человек, которого правительство считает мертвым. Он моральный компас команды, и его влияние распространяется не только на других персонажей, но и на саму Машину. Флешбеки, в которых он учит Машину — одна из самых завораживающих частей шоу. Может быть, потому что у Эмерсона потрясающий голос.

Гарольд учит Машину играть в шахматы

Каким бы гениальным хакером ни был мистер Финч, он — хромой интеллектуал, и предотвращать преступления напрямую не может. Ему нужен кто-то с навыками военного, кто может вступить в схватку, и именно поэтому он нанимает напарника. Джеймс Кэвизел (играл Иисуса в Страстях Христовых) исполняет роль Джона Риза — бывшего агента ЦРУ, который тоже считается мертвым. Чуть ли не в каждой серии ему дают набить кому-нибудь морду и пострелять из пистолета. Он фактически Бэтмен — виджиланте с низким голосом, который в одиночку выносит преступников пачками и спасает людей. Только в отличие от Бэтмена он настолько крут, что ему не нужна маскировка или гаджеты. Мистер Риз ходит в обычном костюме и не скрывает лицо, и все равно полиция не может его найти и называет «Человеком в Костюме».

Person of Interest — детектив с реалистичным ИИ

Дуэт этих персонажей работает прекрасно. Они оба занимаются альтруизмом, потому что у них больше ничего не осталось. В первой же серии Финч говорит, что, скорее всего, всё закончится их смертью — и они это прекрасно понимают и принимают. В начале они просто напарники, Риз абсолютно ничего не знает о Финче, и тот, будучи очень скрытным человеком, не собирается пускать его в свою жизнь.

На этом строится интересный конфликт между персонажами: Риз — любопытен и очень хорош в слежке за людьми, а Финч — скрытен, и очень хорош в сохранении своей жизни приватной. Это создает уникальную химию между персонажами в начале сериала: Риз предпринимает попытки узнать что-то о жизни Финча, а тот умело сопротивляется.

Финч видит подвох даже в невинных вопросах

Это очень маленькая сюжетная линия в первом сезоне, и её суть в том, что постепенно Гарольд начинает доверять Джону. Развитие их дружбы проходит через весь сериал. Более того, постепенно они находят новых напарников, которые тоже медленно становятся их друзьями. Команда на протяжении пары сезонов стремительно расширяется с изначальных двух человек. Герои внезапно осознают, что теперь им есть что терять — друг друга.

Еще главные персонажи

Детективы Фаско и Картер
Детективы Фаско и Картер

Изначально главные герои одиноки в своем деле, и большинство других персонажей — соперники для них. Например, одна из самых крутых детективов Джосс Картер (Тараджи Хенсон, сейчас много снимается в кино), еще один моральный компас в этом сериале, пытается поймать «Человека в Костюме». А продажный детектив-весельчак Лайонель Фаско (Кевин Чэпмен... эмм... ну он был в Карателе) в первой же серии пытается убить Риза, и тут же оказывает перевербован на его сторону.

На полиции завязан один из конфликтов в первых сезонах. Детективы узнают о том, что Риз и Финч переходят границы закона только ради спасения жизней невинных людей. Картер и Фаско разрываются между тем, арестовать главных героев или помочь им в правильном деле. Взаимодействие между всеми 4 персонажами прописано очень круто, они все хотят одного — спасать жизни. Удивительно, насколько они при этом разные.

Person of Interest — детектив с реалистичным ИИ

Гораздо позже в сериале появляются загадочный персонаж, которого играет Эми Экер из Angel и Doll House, и еще позже — безэмоциональная убийца в исполнении Сара Шахи, и сериал становится намного интереснее, но я обещал без спойлеров, так что на этом и остановлюсь.

Антагонисты

Отрицательные персонажи в сериале показываются мастерски. Пытаясь спасти жизни обычных людей, Финч и Риз сталкиваются с огромным количеством разных организаций, представляющих угрозу. Это и продажные копы, и несколько мафиозных группировок, и ФБР, и ЦРУ, и группа борцов со слежкой правительства, и отряд борьбы с «важными» угрозами.

Person of Interest — детектив с реалистичным ИИ

Первые два-три сезона сценаристы медленно строят этот серый мир вокруг главных героев. Протагонисты иногда могут посадить босса мафии за решётку и помешать правительству убить тех, кто узнал о Машине. А иногда вынуждены взаимодействовать с мафией ради спасения жизней и защищать Машину вместе с людьми из правительства.

Некоторые «злодеи» удосуживаются быть раскрытыми еще больше и становятся второстепенными или даже главными героями,проходят арку искупления. Но и эпизодические антагонисты тут запоминаются надолго. Похожий подход с раскрытием я видел в первом сезоне Сорвиголовы, где следить за взаимодействием всех фигур в преступной империи Уилсона Фиска было не менее интересно, чем за друзьями Мэтта.

Динамика сериала

Первые 3 сезона происходит медленный вертикальный рост масштаба сюжета, ставок и качества. В начале главные герои фактически непобедимые супергерои. Им нечего терять, они легко справляются с мелкими преступниками. На их стороне практически божество — всевидящая Машина. Потом они все больше понимают, с какими могущественными организациями они столкнулись. Враги становятся сильнее, а главные герои все чаще проигрывают. Врагов становится слишком много, и они упускают самого важного антагониста.

Нолан пристроил в сериал своего дядю
Нолан пристроил в сериал своего дядю

Сериал в 3 сезоне внезапно трансформируется из детективного процедурала в фантастическую драму-антиутопию. Можно сказать, что начиная с середины 3 сезона Person of Interest превращается в совсем другой сериал. Четвертый и пятый сезон все еще остаются скорее процедуральными, но сменяются и герои, и конфликт, и все больше времени уделяется самой интересной части шоу — искусственному интеллекту.

Развитие сюжета в первых 3 сезонах можно увидеть даже на графике рейтингов эпизодов на IMDb. https://www.ratingraph.com/serie/person_of_interest-193/
Развитие сюжета в первых 3 сезонах можно увидеть даже на графике рейтингов эпизодов на IMDb. https://www.ratingraph.com/serie/person_of_interest-193/

Искусственный интеллект и информация

Темой сериала является информация. Кто владеет информацией — владеет миром. Эта тема поднимается неоднократно, тем более шоу построено на том, как Машина наблюдает за всем миром и поставляет Финчу информацию о готовящемся преступлении.

Машина — уникальный персонаж. Мы не можем ее увидеть или представить. Она, конечно, физически существует где-то на серверах, но создатели сериала хотели показать нам, что она везде. Поэтому в большинстве переходов между сценами в каждой серии нам показывают взгляд из какой-нибудь камеры. Машина смотрит даже тогда, когда кто-то сидит в кафе или гуляет по парку.

Person of Interest — детектив с реалистичным ИИ

Но одной камеры мало, чтобы это показать. Поэтому создатели сериала придумали квадратики — Машина находит и идентифицирует людей. И эта простая деталь — очень мощное стилистическое решение, создающее чувство присутствия Машины в любой момент времени. И даже когда нам показывают флешбеки, это происходит с точки зрения Машины. Она откатывает время назад и смотрит на прошлые события.

Person of Interest — детектив с реалистичным ИИ

Хотя присутствие Машины в сериале ощущается всё время, мы практически ничего про неё не знаем. И это хорошо. Сложные и таинственные фантастические сущности нужно раскрывать осторожно. Очень легко удариться в безвкусную фантастику, перегрузив сюжет явно нереальными сущностями и событиями. Вспомните сюжеты второго сезона Westworld, или превращение Gotham в бессмысленное месиво, или как раса Повелителей времени в Doctor Who перестала вызывать трепет. Вот в Person of Interest Нолану удаётся выдержать идеальный уровень загадочности, при этом ответив на большинство важных вопросов. Мир удаётся оставить реалистичным и наполненным приземленными вещами, несмотря на существование явно фантастической Машины (или уже близкую к реальности?).

Эпизодов с раскрытием Машины очень мало, но они того стоят. Может, поэтому несколько эпизодов из 4 и 5 сезонов даже спустя два года после конца сериала находятся в ТОП-50 эпизодов на IMDB. Одна из серий 4 сезона вообще полностью посвящена тому, как Машина видит мир и принимает решения (флешбек про шахматы — именно оттуда).

Person of Interest — детектив с реалистичным ИИ

В конце сериал еще больше углубляется в тему информации и даже немножко заигрывает с идеями симуляции и бессмертия. В мире существует суперинтеллект, который знает всех людей досконально. И даже может довольно точно предсказывать их поведение. Что тогда вообще значит смерть человека?

Где-то с середины сериала нам начинают показывать и всесилие системы, которая способна видеть всё. С такой системой можно легко заработать деньги, пройти практически куда угодно, похитить что хочешь. Искусственный суперинтеллект знает, где живёт семья человека и как ему можно угрожать, знает, где сейчас находятся враги и какие у них слабости, может неплохо предсказывать будущее и выбирать лучший вариант для действий, может влиять на жизнь, воспитание людей, законы. Сериал раскрывает потенциал искусственного суперинтеллекта так, как никакое другое известное мне популярное произведение.

Person of Interest — детектив с реалистичным ИИ

Я помню, как под впечатлением после просмотра пары сезонов этого шоу пошел в кино на вторых Мстителей. Как же жалко выглядел Альтрон: он загрузил себя в интернет и лучшее, что придумал — построить себе тело и поднять город в воздух. Если бы у него была изобретательность сценаристов Person of Interest, у Мстителей не было бы шансов.

И это всесилие порождает закономерный конфликт. Кто должен обладать такой силой? Не будет ли человек, имеющий доступ к такой системе, ей злоупотреблять? А если систему не контролировать, то не станет ли она сама ей злоупотреблять? Сериал не дает прямых ответов, но Гарольд Финч намеренно сделал систему чёрным ящиком. Машина неслучайно отправляет ему (и правительству) только номер социального страхования человека, на которого стоит обратить внимание, и на этом всё. Это и не нравится правительству, и напрягает команду главных героев — ведь информация помогает им спасать жизни. Но Гарольд понимает, что если сделать систему более открытой, люди будут её использовать в своих корыстных целях.

Стиль

Сериал сделан очень стильно. Музыка Рамина Джавади (Game of Thrones, Westworld) прекрасна и атмосферна и иногда разбавлена очень крутыми песнями (от Нины Симон до Radiohead). Person of Interest — очень серьезный, даже пафосный сериал, с философскими беседами и постоянным экшеном. Кстати, на этом контрасте очень хорошо работают редкие вкрапления юмора.

Причём экшн и пафос часто пестрят клише. Если Джон бежит спасать кого-нибудь — он обязательно в каждой серии придет в самый последний момент. Если нужно сбить машину, он выберет огромную красную фуру для этого. Если герой что-то взрывает, то он должен развернуться и уйти пафосно на фоне взрыва.

У меня очееь противоречивые чувства по этому поводу, потому что я осознал, что мне это нравится. Будто создатели знают, что это дешево и было везде, но все равно это делают, и выжимают максимум из этого. По каким-то причинам в этом сериале такие сцены работают, создатели очень стараются выдержать баланс между «круто» и «так плохо, что круто», не падая в «плохо». Особенно с Джоном Ризом, его герой построен на такой пафосной крутости.

Person of Interest — детектив с реалистичным ИИ

В общем-то все герои (ну кроме детектива Фаско, он нужен для приземленности мира) — это невероятно крутые badass-ы, которые либо могут взломать банк за минуту, либо победят в бою с десятком бандитов, либо и то, и то сразу. Их проблема не в локальных стычках, их проблема в глобальном противостоянии, в нахождении информации. Сериал успешно показывает практически всесильных супергероев без суперсил, которые при этом не превращаются в Мэри Сью — в первую очередь, потому что борьба чаще всего интеллектуальная, а во вторую, каждый герой все время нетривиально взаимодействует с другими. Они не безликая единая команда, у каждого свои дела и обязанности и подход к решению проблем, и весь сериал строится на интересном взаимодействиями между персонажами.

Концовка

Person of Interest — детектив с реалистичным ИИ

Сериал 4 сезона пытался усидеть на двух стульях — и быть процедуралом (это неплохо поднимает просмотры на телевидении), и показывать непростой сквозной сюжет (это скорее мешает просмотрам на телевидении). После 4 сезона канал CBS закрыл Person of Interest, но дал перед этим снять в два раза укороченный 5-й сезон, возможно чтобы заодно превысить планку в 100 эпизодов.

Пятый сезон выглядит гораздо более быстрым и сжатым, чем прошлые, что может быть даже и не плохо, учитывая как медленно любит развиваться действие в PoI. Но главное, что история получила достойное завершение. Это тот редкий случай сериала, который не скатывался, а постоянно становился только лучше и лучше (помимо возможно части 4 сезона) и закончился на логичном финале со всеми закрытыми сюжетными линиями и удовлетворяющим концом. Недаром последняя серия Return 0 имеет рейтинг 9.7 на IMDB.

Совет

Если начнёте смотреть сериал, то помните, что он начинается очень медленно и процедурально, и в 3 сезоне превращается в совсем другой сериал. Не удивляйтесь, если весь первый сезон герои будут просто расследовать преступления, во втором станет намного интереснее.

Но если вам конкретно не нравятся эти процедуралные расследования «номеров», персонажи Риза и Финча — то лучше просто бросайте сериал. Всё-таки это неотъемлемая часть шоу, база, на которой построены все остальные сюжеты. Добавятся другие вещи, но эти никуда не исчезнут. Причем в первом сезоне эти обычные дела в среднем сделаны гораздо интереснее, чем обычные дела в будущих сезонах.

Так что постарайтесь влиться в медленный темп и рутину спасения невинных людей. А потом офигевайте от эскалации сюжета.

Так вот откуда этот мем
Так вот откуда этот мем

P. S. Person of Interest немного предугадал мировой тренд на увеличение интеллектуальной слежки. Через 2 года после выхода первого сезона случился сканадал со Сноуденом и программой PRISM, это даже вписали в пару диалогов в сериале. А в контексте нынешних китайских технологий распознавания лиц, используемых для ловли преступников, Машина уже не выглядит такой уж фантастической.

121121
63 комментария

Комментарий недоступен

53
Ответить

Плюсану. Завидую тем, кто пропустил и еще предстоит ознакомиться. Отличный сериал

14
Ответить

У сериала наверное одна из самых крутейших завершающих серий, очень грустная, прям до глубины души пробирает. Наверное самое лучшее что братишка Нолон когда либо делал.
А потом я посмотрел Westworld, и что-то в основном дико обидно было что он захайплен по самое немогу, а про PoI полтора человека в курсе.

16
Ответить

Коленочки...

10
Ответить

Смотрю уже третий раз. S3E10 - лучший, на мой взгляд, эпизод сериала. Ну и финал... Да-а-а, этот финал...
п.с. Рут - сериальная вайфу №1, уж простите за мой задротский.

8
Ответить

А как же S4E11?

1
Ответить

Акер сыграла очень клевую харликвинноподобную хакершу. А уж какая химия у нее с Шахи) А отношения Гарольда с Машиной очень трогательные. Она для него настоящий ребенок. Надеялся на спин-офф, ведь в конце появляется практически новая команда. Но зря надеялся

6
Ответить