Почему в «Игре престолов» никто не бросает файерболы

Разбираемся, что представляет собой магия Вестероса и Эссоса.

Сериал «Игра престолов» разительно отличается от других произведений в жанре фэнтези. Лёд и пламя, конфликтом между которыми буквально пропитана вся история, заиграли в полную силу только сейчас — ближе к финалу. А все прочие чудеса сказочного мира случаются раз в пятилетку.

И 99% времени мы наблюдаем не за тем, как могущественные колдуны метают файерболы, а за тем, как лорды великих домов (Старки, Ланнистеры, Тиррелы, Мартеллы и остальные) выясняют, кто круче в интригах и предательствах.

Роберт Баратеон и Нед Старк Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Flensar%2Fart%2FBattle-on-the-Pyke-Robert-and-Ned-406036728&postId=41013" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lensar </a>
Роберт Баратеон и Нед Старк Автор: Lensar

Мы будто смотрим исторический сериал об эпохе Средневековья, даром, что Вестероса в реальности никогда не существовало, а зима в нашем мире длится всего три месяца, а не по нескольку лет.

Общая концепция магии

Магия в «Игре престолов», будь то книга или сериал, есть, но к ней здесь свой подход — аккуратный. Брать щепотку, сыпать на чашечку, взвешивать на весах — и не дышать в процессе, иначе рванёт и всё испортит.

Я думаю, фэнтези должно содержать в себе магию и колдовство, независимо от того, что вы под ними подразумеваете. Но обращаться с этими явлениями надо очень осторожно. Это как соль в тушёном мясе. Щепотка сделает вкус лучше, но добавишь слишком много и всё, что ты почувствуешь — только соль.

Джордж Мартин, автор цикла книг «Песнь льда и пламени», по мотивам которого был снят сериал «Игра престолов»

Этот особый подход Джорджа Мартина заключается в том, чтобы превратить магию из инструмента, которым пользуются герои, в своеобразную стихию, над которой у человека нет контроля.

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Fjohnmccambridge&postId=41013" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">JohnMcCambridge</a>
Автор: JohnMcCambridge

Так, если построить мельницу, то можно использовать силу ветра, но контролировать его мы не сможем и остановить ураган будем не в состоянии. То же самое и с магией в «Игре престолов» – она есть, но на кончик волшебной палочки ты её не загонишь.

В своих книгах я старался сохранить магию… магической. Это нечто таинственное, тёмное и опасное, нечто, что люди так и не поняли до конца. Я не хочу идти по пути создания магических школ и классов, где, если вы произнесёте шесть слов, то что-то обязательно произойдёт. Магия так не работает. Магия — это игра с силами, которые ты не совсем понимаешь, и, возможно, с существами или божествами, которых ты не понимаешь. Магия должна быть пропитана чувством опасности.

Джордж Мартин, автор цикла книг «Песнь льда и пламени»

Магия для Вестероса, как очень узкая и сложная область науки. Каждый про неё что-то слышал, но лишь единицы сталкивались с ней и ещё меньшее количество работало с магией. Из-за этого общество делится на тех, кто слепо верит в чудеса, и тех, кто мыслит более приземлено: «Что вы говорите? Ледяные мертвецы угрожают королевству? А может лучше дефицит государственного бюджета обсудим

В настоящем Средневековье не было магии. Но это правда лишь отчасти, потому что если вы сядете в машину времени и отправитесь в Средние века и спросите, есть ли у них магия, они скажут, что есть — они верили во всю эту фигню, думали, что раньше на Земле жили драконы. Может, их не было в этом графстве, но уж в соседнем-то точно были. Были волшебники, были ведьмы, которых они сжигали и закидывали камнями. Люди в Средние века верили в магию.

Джордж Мартин, автор цикла книг «Песнь льда и пламени»

Из-за такого подхода всякий раз, когда на страницах книги или на экране телевизора персонажи используют магию, это воспринимается как настоящее чудо и вызывает массу вопросов.

Герой взмахом руки меняет свою внешность до неузнаваемости. Как он сделал это?

«Колдунья» сжигает пиявку, наевшуюся королевской крови, обещая, что это поможет убить врагов претендента на трон, и враги на самом деле вскоре умирают. Это всё благодаря пиявке или просто совпадение?

Полководец по совету «колдуньи» отправляет на костёр свою дочь в надежде на скорую победу, но затем его войско уничтожают превосходящие силы противника. Почему магия не помогла?

В сериале оживший мертвец Беррик Дондарион воспламенял свой меч, проведя по нему ладонью. В книге же это преподносилось просто как фокус с горючими веществами на лезвии Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Fbillcreative&postId=41013" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">BillCreative</a>
В сериале оживший мертвец Беррик Дондарион воспламенял свой меч, проведя по нему ладонью. В книге же это преподносилось просто как фокус с горючими веществами на лезвии Автор: BillCreative

Пламя

Если говорить условно, то у магического мира «Игры престолов» есть два «полюса» — лёд и огонь. И многие «чудеса» привязаны к одному из них. Так, на одном полюсе у нас «демоны» Иные, ледяные мечи и воскресшие мертвецы, потерявшие разум, а на другом — драконы, полыхающие огнём, мечи из валирийской стали, закалённые заклинаниями, и воскресшие мертвецы, которые сохранили свой разум.

Континент слева — Вестерос, где идет война за Железный трон. Континент справа — Эссос, где Дейенерис собирала армию шесть сезонов сериала. А совсем-совсем справа — неизученный Край Теней Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Fsjefke-04&postId=41013" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Sjefke-04</a>
Континент слева — Вестерос, где идет война за Железный трон. Континент справа — Эссос, где Дейенерис собирала армию шесть сезонов сериала. А совсем-совсем справа — неизученный Край Теней Автор: Sjefke-04

У каждого полюса есть своеобразная персонификация в пантеоне местных божеств. Так, за «огонь» отвечает Р’глор, также известный, как Владыка Света. Это бог огня и тени, культ которого зародился в Эссосе, гигантском континенте к востоку от Вестероса. А главный по «льду» — это Великий Иной, ну или Владыка Тьмы.

Проповедников Р’глора называют красными жрецами. Они верят в вечную борьбу между Владыкой Света и Владыкой Тьмы, которая по сути является борьбой между жизнью и смертью. Их много на востоке, в Эссосе, и считанные единицы на западе — в Вестеросе. Из постоянных персонажей «Игры престолов» тут можно вспомнить разве что Мелисандру, которая пыталась помочь брату умершего короля Станнису Баратеону взойти на престол, и алкоголика Тороса из Мира, во время войны присоединившегося к партизанам — Братству без Знамён.

Красная жрица Мелисандра Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Fthaldir&postId=41013" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Thaldir</a>
Красная жрица Мелисандра Автор: Thaldir

Каждый красный жрец — это не только проповедник, но и немного колдун. Во всяком случае, именно так они себя позиционируют, между делом являя чудеса. Мелисандра, например, могла с помощью чар изменить внешность человека, и от мужского семени рожала Тень — призрака-убийцу, как две капли воды похожего на своего отца. А ещё Мелисандра уверяла, что видит в игре языков пламени будущее.

В свою очередь, Торос из Мира особым «поцелуем» способен был вдохнуть жизнь даже в самое безнадёжно мёртвое, изрубленное мечом и поеденное волками тело, а красный жрец Мокоро, который был в книге, но не попал в сериал, спас руку одного из героев от гангрены. После этого она стала сильнее, но почернела и покрылась трещинами, из которых шёл дым.

Виктарион Грейджой и его дымящаяся рука с непонятными свойствами Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Fconorburkeart&postId=41013" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">conorburkeart</a>
Виктарион Грейджой и его дымящаяся рука с непонятными свойствами Автор: conorburkeart

Обо всех этих чудесах Джордж Мартин писал крайне скупо, порой просто констатируя факт того, что видел главный герой, без оценок и подробностей. А учитывая, что каждая глава — это субъективный взгляд на происходящее от лица того или иного персонажа, от чудес всегда можно было отмахнуться, мол, это ему показалось.

Про магию очень сложно писать. Драконы и другие штуки, заклинания… Я старался обращаться со всем этим очень аккуратно и танцевать вокруг них даже с такими персонажами, как Мелисандра. Вы до конца не знаете, реально ли она творит магию или просто блефует. Я попытался сделать магию как можно более неопределенной.

Джордж Мартин, автор цикла книг «Песнь льда и пламени»

Но красные жрецы не способны оказать армии хоть какую-то действительную помощь в бою. Всякий раз, как та же Мелисандра при помощи колдовства пыталась сделать это, дело оборачивалось катастрофой. Колдуны — не боевые маги.

Таких сцен с участием Мелисандры в «Игре престолов» ждать не стоит Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Fertacaltinoz&postId=41013" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ertacaltinoz</a>
Таких сцен с участием Мелисандры в «Игре престолов» ждать не стоит Автор: ertacaltinoz

Я думаю, многие авторы фэнтези используют магию, но даже не думают, как магия может влиять на общество. Потому что если у вас действительно есть волшебник, который способен по щелчку пальца уничтожить целую армию из сотен тысяч людей, зачем тогда правителям вообще держать армии? Это тупо, если всего один волшебник может сказать «Абракадабра!» и все умрут. Так что с этой темой надо быть осторожным.

Джордж Мартин, автор цикла книг «Песнь льда и пламени»

Впрочем, тут Джордж Мартин лукавит. Изначально он хотел добавить в историю что-то вроде пресловутых боевых магов. Писатель как-то признавался, что в истории не планировались драконы. Таргариены, на чьём гербе изображён трёхглавый огнедыщащий монстр, должны были быть псиониками, воспламеняющими вещи одной лишь силой мысли.

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2F1oshuart&postId=41013" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">1oshuart</a>
Автор: 1oshuart

Лишь потом, по совету знакомой писательницы, он заменил их на драконов, ставших чем-то вроде источника «маны» в мире «Игры престолов». Драконы вымерли, и из мира будто исчезло всё волшебство. Но потом драконы вдруг ожили, и все колдуны Вестероса и Эссоса почувствовали внезапный прилив сил.

К полюсу огня можно отнести вообще всё необычное, что исходит от восточного континента Эссоса. К красным жрецам можно добавить так называемых мейег, женщин, занимающихся колдовством и предсказаниями. В книге и сериале таких было две.

Мирри Маз Дуур в сериале
Мирри Маз Дуур в сериале

Одну звали Мирри Маз Дуур, и она была пленницей дотракийцев (кочевой народ в Эссосе, любому средству передвижения предпочитающий лошадей). Другая жила в Вестеросе в Ланниспорте и была известна, как Мэгги Лягушка (предсказала Серсее Ланнистер смерть всех её детей).

По сути, мейега — это классическая ведьма, разве что на метле не летает. Образы совпадают даже на уровне названия. Слово «ведьма» на старо-славянском означает «та, что обладает знанием». Слово «мейега» по словам самой Мирри Маз Дуур означает «мудрая». В поселении она может играть роль знахарки и повитухи, однако ей доступны и иные знания из разряда запретных.

Так, Мирри Маз Дуур владела магией крови, одной из самых мощных в мире «Игры престолов». С её помощью, например, можно вернуть жизнь умирающему телу, но при этом за жизнь одного существа придётся заплатить жизнью другого. Магию крови также практиковала и красная жрица Мелисандра, когда, сжигая пиявок с кровью королевского отпрыска, пыталась убить нескольких человек.

Дейенерис Таргариен в Доме Бессмертных Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Fmarcsimonetti&postId=41013" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">MarcSimonetti</a>
Дейенерис Таргариен в Доме Бессмертных Автор: MarcSimonetti

Помимо мейег-одиночек в Эссосе есть также целое сообщество колдунов. Обитают они в Кварте, одном из восточных городов, где у них есть своя штаб-квартира, именуемая Домом Бессмертных. Эти колдуны отличаются синими губами, так как часто пьют наркотическое вино тёмно-синего цвета, называющееся вечерней тенью.

Оно способно вызывать видения, которые, по уверениям колдунов, помогают открыть истину и даже увидеть будущее. В отличие от сериала, где колдуны Кварта могли менять внешность, создавать своих фантомов и усилием мысли передвигать предметы, в книге не уточняется, на какую конкретно магию они способны.

Пиат Прей, колдун из Кварта  Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Fphotoshopismykung-fu&postId=41013" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">PhotoshopIsMyKung-Fu</a>
Пиат Прей, колдун из Кварта  Автор: PhotoshopIsMyKung-Fu

С помощью вечерней тени одна из главных героинь, Дейенерис Таргариен, действительно увидела несколько смутных образов из будущего. Однако больше ничем особо необычным в первоисточнике колдуны Кварта не отметились. Правда, один из героев, полноватый брат Ночного дозора Сэмвел Тарли, рассказывал, что в детстве отец пытался сделать его храбрым, выписав двух колдунов из Кварта. Те заставили мальчика искупаться в крови убитого зубра, но Сэмвелу это не помогло.

Из колдунов, живущих в Эссосе, можно также вспомнить Безликих — орден ассасинов-чародеев из Браавоса, которые поклоняются богу смерти Многоликому. Безликие славятся тем, что любое убийство могут обставить так, что оно будет выглядеть несчастным случаем или вовсе смертью по естественным причинам.

Арья Старк во время обучения у Безликих Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Fastartte&postId=41013" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Astartte</a>
Арья Старк во время обучения у Безликих Автор: Astartte

Славятся они также и тем, что могут мановением руки изменить своё лицо. Впрочем, не совсем понятно, как они это делают. Один из безликих в книге уверял, что для этого достаточно просто научиться управлять мимическими мышцами лица и пользоваться гримом.

Однако в некоторых случаях, они при помощи магии надевали на себя лица, срезанные с мертвецов, так чтобы они буквально прирастали к голове и выглядели максимально естественно.

Лица, которые надевали безликие <p>«Игра престолов»</p>
Лица, которые надевали безликие

«Игра престолов»

Говоря про Эссос можно также вспомнить так называемых каменных людей. В сериале они напали на Джораха Мормонта и Тириона, когда те плыли на лодке среди руин Валирии (родина Таргариенов, разрушенная одновременным извержением 14 вулканов). В книге же они жили в руинах города, который валирийцы разрушили тысячу лет назад во время одной из войн.

Однако говорить о каменных людях, как о существах магической природы, не совсем правильно. Это просто люди, подцепившие болезнь — Серую хворь. Они что-то вроде прокаженных, которые вынуждены жить своим сообществом вдали от здоровых людей.

Из-за Серой хвори кожа грубеет и становится хрупкой. Кроме того, от неё страдают и внутренние органы, в том числе и мозг, что со временем приводит к безумию заразившегося. От Серой хвори очень сложно вылечиться.

Те, кому это удавалось каким-то образом, навсегда оставались изуродованы твердой нечувствительной к прикосновениям коростой, покрывающей тело. Так, дочь Станниса Баратеона, одного из претендентов на престол, болела Серой хворью в детстве, из-за чего часть её лица была покрыта твёрдой кожей.

В сериале заболевание немного изменили. Так, выяснилось, что вылечиться от Серой хвори можно всего за одну ночь, однако способ этот настолько болезненный, что никто не решается его применять.

Ширен Баратеон и последствия Серой хвори на её лице «Игра престолов»
Ширен Баратеон и последствия Серой хвори на её лице «Игра престолов»

У магии, исходящей от полюса огня, есть своеобразный источник — загадочный Край Теней, который находится далеко на востоке Эссоса за городом колдунов Асшаем. Это малоизученные земли, в которых, по одной из версий, и были найдены три драконьих яйца, которые были подарены Дейенерис Таргариен в начале «Игры престолов».

Также, по одной из версий, откуда-то из тех мест происходит красная жрица Мелисандра. На это указывает то, что порой её называют Мелисандрой Асшайской, а также то, что она способна родить тень-убийцу. Такое могут только заклинатели теней из Асшая, единственные маги, которые не боятся исследовать Край Теней.

Край Теней играет в повествовании примерно ту же роль, что и земли за Стеной в Вестеросе. Это место, в котором сосредоточилось всё иррациональное, что есть в мире. Это и есть своеобразный полюс огня в повествовании.

Лёд

Если же говорить о полюсе холода, то вся магия, связанная с ним, исходит из Вестероса.

За 12 тысяч лет до того, как в Вестерос пришли люди, он был домом для великанов и Детей Леса, местного аналога эльфов. После все они ушли на север — за Стену, гигантское сооружение изо льда, которым новые жители Вестероса отгородились от всего иррационального.

Почему в «Игре престолов» никто не бросает файерболы

Среди Детей Леса были так называемые древовидцы — особи, которые могли подключать своё сознание к особым чардревам, произрастающим в Вестеросе. «Глазами» этих чардрев они могли видеть всё, что в данный момент происходит, либо происходило вокруг них. Кроме того, древовидцы могли видеть так называемые «зелёные сны», которые также можно было бы назвать вещими.

Один из древовидцев в сериале — Трёхглазая ворона. По книге он врос в дерево. В ТВ-шоу просто сидел среди корней  «Игра престолов»
Один из древовидцев в сериале — Трёхглазая ворона. По книге он врос в дерево. В ТВ-шоу просто сидел среди корней  «Игра престолов»

На момент начала «Игры престолов» дети леса в массовом сознании населения Вестероса превратились во что-то вроде героев детских сказок. Их уже давно никто не видел. А в то, что чардрево — это не просто очередное дерево, которое можно срубить, если захочется, никто уже не верит.

Однако по ходу повествования выясняется, что один из главных героев, Жойен Рид, видит «зелёные сны», а другой, Бран Старк, способен соединять своё сознание с чардревами и видеть их глазами прошлое.

Детьми Леса на чардревах были вырезаны лики, истекающие красным соком Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Fintothebear&postId=41013" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">IntoTheBear</a>
Детьми Леса на чардревах были вырезаны лики, истекающие красным соком Автор: IntoTheBear

Кроме того, в Вестеросе, на севере за Стеной среди народа одичалых, обитают так называемые варги — люди способные переселяться сознанием в тело животного или человека. В книге было немало намёков на то, что все дети Старков (Робб, Арья, Санса, Бран, Джон, Рикон) на самом деле варги, так как многие из них по ночам видели сны, в которых они бегали по лесам в шкуре волка. Однако лишь Брану удалось развить в себе эту способность.

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2F1oshuart&postId=41013" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">1oshuart</a>
Автор: 1oshuart

После смерти человеческого тела варг может переселиться в тело зверя. Однако в таком случае сохранять разум долго ему не удастся — звериная натура поглотит человеческую.

Также, если говорить о Вестеросе, то нельзя не упомянуть Стену, которая представляет собой не просто гигантское сооружение изо льда на севере континента, а огромную магическую ограду, сквозь которую не может пройти ни один Иной.

Что же до самих Иных, то их природа остаётся до конца непонятной. Они похожи на людей, пользуются оружием и доспехами, но при этом двигаются бесшумно и приносят с собой холод. Всюду, где появляются Иные, оживают мертвецы, превращаясь в безмозглых зомби. От ран, нанесённых валирийской сталью, они умирают. Всё прочее оружие не оказывает на них никакого эффекта, если не считать, конечно, острого, как стекло, обсидиана, который ещё называют драконовым стеклом.

Как и Дети Леса, к моменту начала повествования Иные давно превратились в героев детских сказок. Откровенно говоря, в сериале образ Иных раскрыт гораздо лучше, чем в книге, где они фигурировали всего пару раз за пять томов.

По сериалу, Иные появились, когда Дети Леса попытались создать оружие для борьбы с людьми, захватившими их земли. Иные могли превращать человеческих детей в себе подобных прикосновением пальца и подчинить своей воле любое мёртвое существо, будь то человек, медведь или даже дракон.

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Fthylacinee&postId=41013" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Thylacinee</a>
Автор: Thylacinee

Реалистичность — одно из главных достоинств «Игры престолов». Главные герои могут умереть в любой момент, а война оказывается следствием неумения влиятельных людей договориться о том, кто же из них главнее. Даже перед лицом общего врага влиятельные дома Вестероса продолжают думать каждый о своем благе, а не о всеобщем благополучии.

Почему в «Игре престолов» никто не бросает файерболы

А магия здесь — не более чем набор суеверий, которые изредка подкрепляются настоящими чудесами непонятной природы. Но именно этим и ценится «Игра престолов». Она рассказывает в первую очередь о людях, которые служат божественным силам, а не о божественных силах, которые находятся на службе у людей.

424424
232 комментария

Зачем фаерболы, когда есть шишки?

https://pa1.narvii.com/6389/7d66218e94624cd459dd922b5c9aafcb28393382_hq.gif

112
Ответить

еще кизяки неплохо подойдут

8
Ответить

"Реалистичность — одно из главных достоинств «Игры престолов»"

94
Ответить

приземленность лучшее слово

61
Ответить

Лол, почему?
Что сильно нереалистичного в сериале?

1
Ответить

Комментарий недоступен

86
Ответить

Боевая магия обычно и есть аналог мощных вооружений, это не отменяет обычно факта что ловко пущенная стрела может убить самого могучего волшебника, не хуже яда или кинжала.Просто некоторые авторы могут слишком перегнуть палку с мощью магических бойцов, превращая их в совсем уж неуязвимых монстров, с которыми потом непонятно как разбираться. А если такого могущественного мага - чаще всего из стана "плохих парней" - таки убивают, то зачастую это происходит в результате немыслимо яростного ПРЕВОЗМОГАНИЯ главных героев, то бишь, по прихоти левой пятки автора, не придумавшего как изящно и\или логично завершить эту всю ситуацию, а потому вынужденному прибегать к последнему средству - припасённому роялю в кустах.

14
Ответить