Игра-притворщица

Она – не совсем то, чем кажется. TL;DR :)

Представьте: вы заходите в знакомую мясную лавку, где цены пока приемлемы, а качество товара вполне вас устраивает, и вдруг видите, что на витрине, помимо мяса и изделий из него, красуется фруктовый/ягодный пирог (с яблоком ли, персиком или вишней – неважно). Купив всё, что собирались, вы вдруг спрашиваете продавца насчёт увиденного пирога: мол, ваш профиль – мясо, с чего вдруг занялись выпечкой? Продавец хитро улыбается и говорит, что хозяин лавки решил разнообразить ассортимент. Вы смотрите на пирог и видите, что стоит он недорого; после секундного размышления, вы решаете его купить – в крайнем случае, если он окажется бякой, то просто потом скормите его домашнему питомцу.

Придя домой, вы не спеша раскладываете покупки и, увидев среди них пирог, решаете, так сказать, снять с него пробу – а вдруг окажется отравой, и тогда ваша вторая половина ещё долго не простит вам такой подставы. Вы наливаете себе кофе/чая/молока, отрезаете кусочек только что купленного пирога и начинаете вспоминать прошедший день, неторопливо перебирая его события, а примерно через час удивлённо приходите в себя. На столе лишь пустая кружка и столь же пустая коробка из-под пирога, а ваша вторая половина, непонятно когда вернувшаяся домой, с недоумением смотрит на вас. Звучит вопрос: как можно было всё схомячить в одиночку? Ведь это не какое-то навороченное десертное блюдо с модным иностранным названием, это же просто… пирог! Вы начинаете оправдываться: мол, соскучились по выпечке, и всё такое. Ваша вторая половина с скептической улыбкой делает вид, что поверила, и на этом инцидент исчерпывается. Но где-то на фоне начавшегося разговора о прошедшем дне у вас вертится мысль, состоящая из двух частей:

1) Завтра куплю ещё!

2) Стоит ли рассказывать остальным? Поймут ли?

Я решил, что рассказать всё-таки стоит, хотя не знаю, поймут ли меня. Что ж, прошу прощения за долгое вступление! Речь в этом материале пойдёт об игре, которая, как мне кажется, только притворяется таковой, тогда как на самом деле является чем-то… другим. Итак, вот и сам предмет обсуждения:

The Talos Principle / «Принцип Талоса»

Сад.<br />
Сад.

Эта игра принадлежит к жанру трёхмерных головоломок, ведущему своё начало, если не путаю, с игры Myst 1993-го года выпуска. Но, как бы ни был прекрасен Myst, его продолжения и последователи, жанр трёхмерных головоломок от первого лица на ПК, безусловно, популяризовала именно серия Portal. И именно с Portal 1 и 2 обычно сравнивают The Talos Principle. И, в каком-то смысле, последняя является… этаким Portal 3 (определённые признаки точно имеются :)), т.е. игрой, которая уже вряд ли когда выйдет. На самом же деле, данная игра, конечно, довольно сильно отличается от серии Portal, а также от серии Q.U.B.E., The Witness, The Turing Test и других, причём, на мой взгляд, во многом, в лучшую сторону:

1) Загадки в The Talos Principle можно решать не последовательно, как в серии Portal и в куче других игр-головоломок, а в любом порядке; причём сложность загадки весьма наглядно отображается цветом фигуры, изображённой на соответствующем указателе: зелёный – легко, жёлтый – терпимо, красный – сложно, серебристый – очень сложно.

Если игрок не чувствует себя готовым к сложной для него загадке, никто не будет заставлять его решать её здесь и сейчас. Кстати, в The Witness загадки решаются тоже в любом порядке.

2) В The Talos Principle вовсе необязательно решать все до единой загадки, чтобы завершить игру. Вкупе с полуоткрытой структурой (вы всегда можете посетить любое место, в т.ч. и вернуться назад), это создаёт весьма приятное и расслабляющее ощущение, что игрока никто никуда не тащит за руку. Кто-то может сказать, что это пагубно влияет на общий темп игры (в Portal 2 он местами был просто ураганным). На это я отвечу, что играть в The Talos Principle можно и даже нужно не торопясь, ибо всё в игре к этому располагает: приятные пейзажи, птичий щебет, шум листвы, спокойная и душевная музыка (больше всего мне нравится композиция The Sigils Of Our Name), постоянно получаемая игроком информация о мире, непростой собеседник в терминалах, даже голос свыше, что сопровождает нас.

3) В The Talos Principle всего 121 загадка, и только одна из них расположена в помещении; все же остальные – на свежем воздухе. В этом плане, The Talos Principle является полной противоположностью серий Portal и Q.U.B.E., а также The Turing Test, где почти все действия происходят под землёй (часто очень глубоко), да ещё и в довольно тесных помещениях (вторая половина Portal 2 и Q.U.B.E. 2 – исключение). Поэтому, если вы являетесь поклонником свежего воздуха и яркого солнца в играх, то The Talos Principle вам точно придётся по душе. The Witness, в принципе, тоже может похвастаться этим делом, но у неё довольно необычный, мультяшный вид, который не всем по вкусу.

Солнышко в The Talos Principle очень тёплое :).<br />
Солнышко в The Talos Principle очень тёплое :).

4) Картинка в The Talos Principle (вышла 11-го декабря 2014-го года) до сих пор приятно радует глаз (я использую внутреннюю настройку цвета «Яркая»). В игре применяется фотограмметрия, поэтому в ней очень трудно найти размытые или плохо нарисованные текстуры – всё выглядит исключительно чётко и чисто, эффектов «мыла» и «соплей» нет вообще, часто применяется эффект объёма. Отдельным объектам, может, не хватает полигонов (например, деревьям), но, как мне кажется, это не сильно бросается в глаза.

5) Вы посетите три времени года: лето, осень и зиму – соответствующие признаки прилагаются. Мелочь, а приятно!

6) Тематически, вся игра разделена на три мира (A, B, C), входы в которые ведут из одного общего места.

Если приглядеться внимательно, то можно будет увидеть не только названия миров (A, B, C), но и заметить соответствующие стили входных арок и статуй. Глядя на них, трудно будет не сообразить, где что.<br />
Если приглядеться внимательно, то можно будет увидеть не только названия миров (A, B, C), но и заметить соответствующие стили входных арок и статуй. Глядя на них, трудно будет не сообразить, где что.

Так вот, каждый мир выполнен в своём узнаваемом стиле, что лишь добавляет игроку приятных впечатлений от такого разнообразия: мир A стилизован под Древний Рим, мир B – под Древний Египет, мир C – под средневековье. Но, какой бы мир вы ни посетили, там почти всегда ярко светит солнышко, хотя есть и пара-тройка исключений: кое-где в мире A периодически облачно и/или идёт дождь (это намёк на самое начало Serious Sam 1 этих же разработчиков), а кое-где в мире B стоит роскошная звёздная ночь, где с неба на нас смотрит огромная полная луна.

Красавица Луна, зачем ты здесь одна?<br />
Красавица Луна, зачем ты здесь одна?

7) Сюжет в The Talos Principle глубже и интереснее, чем во многих других играх-головоломках. Прошу понять меня правильно: мне нравится серия Portal, но, на мой взгляд, сюжет там не очень. Хотя, может, я и ошибаюсь, и в Portal 2 он, по-своему, неплох. Тем не менее, повторюсь: сюжет The Talos Principle невольно заставляет задуматься о кое-каких вещах, что может быть нелишним даже человеку взрослому; The Turing Test вроде бы тоже пытается играть на этом поле, но не очень успешно. В подробности сюжета The Talos Principle вдаваться не буду, дабы не портить впечатление тем, кто ещё незнаком с игрой, а просто дам совет: если вы любите хороший сюжет, то не поленитесь и попробуйте собрать в игре как можно больше информации. Если так и сделаете, то велика вероятность, что в конце вы останетесь довольны.

8) Здесь есть несколько концовок: лёгкая, сложная и… правильная. Не спрашивайте, почему я их так называю – те, кто уже прошёл игру, уверен, меня поймут. Те, кому это только предстоит, надеюсь, потом поймут тоже.

9) Обычные загадки здесь заключаются в поиске способа сбора фигурок тетрамино (Тетрис помните?), именуемых сигилами. Но, кроме них, для тех, кому хочется больше, имеются и дополнительные, усложнённые загадки – по сбору звёздочек. Как вы понимаете, собрать последние будет не так просто; но, когда у вас начнёт это получаться, вы будете прыгать от радости и гордости за себя, если решите загадку сами, или же станете обзывать себя нехорошими словами, если узнаете решение где-то ещё и поймёте, сколь элегантным оно было.

Сейчас я нахожусь на высоченной стеле, куда забрался, чтобы достать звёздочку.<br />
Сейчас я нахожусь на высоченной стеле, куда забрался, чтобы достать звёздочку.

Мой вам совет: как бы ни была сложна загадка, не ищите помощи на стороне, а всегда пытайтесь разгадать её сами, пусть даже это произойдёт и не с первой попытки. Впрочем, есть и паллиативное решение: в игре имеются персонажи-советчики для очень сложных случаев; таковых всего 3, поэтому особо не налегайте на их услуги; плюс, перед этим советчиков ещё надо будет найти и пробудить.

10) В игре просто невероятное количество пасхальных яиц. Можно собрать статую (даже две: одну – в основной части игры, вторую – в дополнении Road to Gehenna) из осколков и увидеть, что из этого выйдет. На берегу моря можно найти бутылку, но в ней будут не записки с просьбами о помощи, а анекдоты (причём даже не от лица людей). Можно найти Кольцо Всевластия (помните цикл «Средиземье» Толкина?) и испытать его действие на себе. Здесь есть несколько приветов разным играм (серии Portal, “Papers, Please”, The Swapper, Serious Sam, Duke Nukem 3D и др.) и даже одному музыкальному коллективу (Pink Floyd), причём некоторые из них просто поражают крутизной своей реализации! И такого добра тут навалом. Сколько именно? Несколько десятков. А ещё здесь есть секретные уровни.

11) В игре есть любопытная возможность оставлять надписи на стенах в виде QR-кодов.

Кажется, это самое первое QR-сообщение.<br />
Кажется, это самое первое QR-сообщение.

Вообще-то, их полно и так (по задумке разработчиков), причём их довольно интересно и зачастую весело читать. Для того чтобы оставить надпись, надо лишь найти ведёрко с краской. В дальнейшем, вы или ваши друзья сможете прочесть всю эту писанину при следующем прохождении. На игровой процесс это никак не влияет, зато создаётся впечатление, что вы в этом мире далеко не первый гость.

12) А ещё тут есть котёнок :). Правда, придётся крепко напрячься, чтобы найти эту мяукалку. С другой стороны, те, кому это удастся, будут вознаграждены в одной из концовок. Так что решайте сами, искать или нет.

Добавлю, что The Talos Principle прекрасно переведена и озвучена. Я играл как в русскую, так и в английскую версии, и считаю, что наши переводчики и актёры озвучивания справились на отлично! Более того, я весьма удивился, когда узнал, кто в русской версии озвучивал мужского персонажа; женский персонаж озвучен не менее достойно – просто сравните первые и последние реплики (все они доступны в журнале), и вы, надеюсь, со мной согласитесь.

Технически, игра совсем нетребовательна: версии для ПК достаточно даже Windows XP (2001 г.) и видео с шейдерами 3-й модели (2004 г.). Иными словами, даже если вашему ПК уже 15 лет, всё равно есть шанс, что игра на нём запустится. Кстати, у игры очень гибкие настройки, в т.ч. и графики, поэтому даже на слабом железе её можно будет достойно «откалибровать» под себя. Кроме Windows, игра также выпущена на MacOS, Linux, PS4, XOne, iOS и Android. Существует также и VR-версия.

А теперь самое интересное для тех, кто прочёл этот материал целиком и не забыл при этом его названия. Так в чём же притворство, спросите вы? На мой взгляд, в следующем:

1) Разработчики создали неплохой тренажёр для развития нестандартного мышления, который, как показывают мои наблюдения, подходит как взрослым, так и детям. Думаю, если бы в школах стали, скажем так, «преподавать» эту игру, то это пошло бы ученикам только на пользу – кроме шуток. Если игра вам понравилась и при этом у вас есть дети школьного возраста (родные, племянники, крестники, ученики), то попробуйте заинтересовать их ею. Если последнее вам удастся, то будет двойной положительный эффект: со временем, ребёнок станет внимательнее и сообразительнее, а вы приобретёте в его лице собрата по общему интересу. Дело в том, что, чем больше инструментов используется для решения той или иной загадки, тем больше вероятности того, что другой игрок (в данном случае – ваш ребёнок) найдёт такое её решение, о котором вы даже и не подозревали.

2) Разработчики подсунули нам этакий симулятор «мечты интроверта-пацифиста» – в ней нет врагов и оружия, некого и не от чего спасать. Это, кстати, свойственно всем или почти всем головоломкам; поэтому, считаю, будет нелишним, если ваш ребёнок узнает о том, что в играх от первого лица не обязательно убивать людей (хотя тот же The Turing Test такую возможность предоставляет). Касательно The Talos Principle отмечу, что, по завершении игры, в ней всё равно можно остаться и просто погулять в одиночестве, посетить уже знакомые места, полюбоваться видами и почитать оставленные другими сообщения.

3) Разработчики очень мягко предложили нам подумать над не самым простым вопросом: что есть сознание, разум, жизнь? Честно говоря, я восхищён способом, который они для этого избрали. Нечто подобное сделали годом позже и разработчики замечательной SOMA, но там бывает страшно даже в режиме прогулки, а страх, увы, часто заслоняет собой все остальные чувства и мысли.

4) Данный пункт я подробно расписывать не буду, дабы не оскорблять чувств верующих. Если вы пройдёте игру целиком, со всеми тремя концовками, то, надеюсь, поймёте тому причину. Но если вам ещё и удастся заинтересовать своего ребёнка игрой настолько, что он сам доберётся до той или иной концовки, то, уверен, вам будет интересно обсудить с ним его выбор.

Цена The Talos Principle в Steam: 599 рублей / 89 рублей (во время распродажи).

Подходит для совместного, в т.ч. и семейного, прохождения.

Мой личный вердикт: игра, безусловно, достойна покупки.

113113
99 комментариев

Представьте: вы заходите в знакомую мясную лавку,Испугался, что дальше будет опять про EGS xD

22

мясная лавка EGSЧто?

1

Испугался, что дальше будет опять про EGS xDНене, EGS — это про булочные же.
С последующим накручиванием аллюзий до уровня сравнения использования пестицидов в сельском хозяйстве в разные года.

Комментарий недоступен

7

Никто не совершенен.

3

Не хочу обидеть, но те кто не играл в игру, а первый раз чатает это ревью - построят ложное впечатление, так как вы сравнили с разными играми-головоломками, а суть данной головоломки не объяснили вовсе.
Здесь основная механика - это провести лазер из точки А в точку Б, чтобы он никем и ничем не перекрывался.
Всё остальное - добавка к основной механике. Мне лично игра понравилась - не смотря на то что заставляет думать, она ещё и хорошо расслабляет с помощью визуального, звукового и музыкального ряда. Также из-за определённой свободы перемещения игра кажется более целостной, чем тот же корридорный Портал. На псевдосмыслы внимание особо не обращал, но в целом диалог с ИИ был интересен, также как и концовки.

6

Никаких обид :). Я намеренно не стал объяснять механику, оставляя незнакомому с ней игроку радость первых открытий.