Женское колдовство: как эволюционировал образ ведьмы в кино

Из карикатурной злодейки в неоднозначного персонажа.

Женское колдовство: как эволюционировал образ ведьмы в кино

В современном кино ведьмы могут быть абсолютно разными: пугающими, сильными, смешными или трогательными. Характеры этих персонажей не плоские, а за их поступками часто скрываются сложные личные истории или внутренние трагедии.

Однако прежде чем стать по-настоящему интересными киноперсонажами ведьмы прошли долгий путь, во время которого они серьёзно изменились внешне и внутренне.

Истории и сказки

Ведьма — персонаж, появившийся в массовой культуре неспроста: женщины, занимающиеся магией, были частью общества во многих народах мира с древнейших времён. Одно из первых рукописных упоминании о ведьмах появилось в период между X и VIII веками до нашей эры — в Библии. Издревле считалось, что при помощи колдовства можно лечить болезни, насылать проклятия и ещё много всего. Таинственность и сила магии привлекали и пугали людей: в итоге ведьмы стали постоянными героями фольклора и литературных произведений.

Колдуньи отметились и в реальной истории: в XV — XVI веках в Западной Европе существовала Святая инквизиция — учреждение, занимающееся борьбой с ведьмами. Женщин, занимавшихся магией, в то время считали прислужницами Сатаны, и обвиняли во многих бедах. За колдовство пытали и казнили, правда без разбора: чтобы считаться ведьмой достаточно было, например, иметь красивую внешность или родимое пятно.

Женское колдовство: как эволюционировал образ ведьмы в кино

Именно исторические факты и литература были источниками вдохновения для первых фильмов о ведьмах. Правда, их было совсем немного: пальцев рук хватит для того, чтобы пересчитать ленты про женскую магию, снятые с момента изобретения кинематографа и до 1940-х годов.

Первые фильмы, в которых появляются колдуньи — это две экранизации пьесы Шекспира «Макбет»: первая вышла в 1906 году (до наших дней не сохранилась), вторая — в 1916 году. Так же, как и в книге Шекспира, в фильме ведьмы — три старухи, предсказывающие Макбету будущее. Их роль состояла лишь в том, чтобы двигать сюжет в нужном направлении, за их поступками не стояли никакие тайные мотивы или цели. Ведьмы просто учиняли проблемы.

Что касается внешнего вида первых киноведьм, то он вполне соответствует стандартным представлениям о них: лохматые, седовласые, с уродливыми лицами и в чёрной одежде. К слову играли ведьм мужчины: актёры Л. Тайлден, Скот МакКи и Джек Леонард.

Женское колдовство: как эволюционировал образ ведьмы в кино

Следующий известный фильм с участием ведьм — полудокументальная скандинавская лента 1922 года «Ведьмы». Режиссёр и сценарист фильма Беньямин Кристенсен в этом фильме хотел не только показать то, как ведьм представляли в обществе, но и рассказать, насколько безумной была охота на ведьм. Для создания фильма он изучил около 60 различных трудов, в том числе известнейшее пособие по охоте на ведьм «Молот ведьм» и труды конца XIX — начала XX века по психологии и неврологии.

В итоге в игровых частях фильма Кристенсену удалось показать достаточно полный стереотипный образ ведьм: в фильме они летали на мётлах, варили зелья, делали жертвоприношения и поклонялись Сатане. Ведьмой могла быть как молодая и красивая девушка, так и старуха, живущая на окраине города.

Фильм о реальной охоте на ведьм в этот период был снят и в США. Правда, он был не о Святой инквизиции, а о ведьмах из Салема. Этот американский город в конце ХVII века прославился громким судебным процессом, в ходе которого по обвинению в колдовстве 19 женщин и один мужчина были убиты, и ещё около 200 сели в тюрьму.

Первый фильм об этих событиях — «Девушка из Салема» — был снят в 1937 году. Он рассказывал о том, как просто в те годы было попасть под обвинение в колдовстве. Главная героиня фильма — молодая свободомыслящая девушка Барбара, которая влюбилась в путешественника. Одного этого факта было достаточно, чтобы вызывать подозрение у горожан. К тому же Барбару в колдовстве обвиняла соседская девочка. В итоге девушку отправили под суд и приговорили к смертной казни.

Кадр из фильма «Девушка из Салема» (1937)
Кадр из фильма «Девушка из Салема» (1937)

Звучит парадоксально, но ещё до выхода фильма о салемских ведьмах, в 1934 году в Америке сняли кино о чёрной магии вуду: «Она — дьявол» (Drums O’ Voodoo). Главные герои этого фильма спорят о религии: часть придерживается христианства, часть — атеизма, часть — магии. Последняя в кино ярче всего представлена благодаря персонажу по имени тётушка Хэгар — непосредственно ведьме вуду.

Кадр из фильма «Она — дьявол» (1934)
Кадр из фильма «Она — дьявол» (1934)

Первый интерес к ведьмам со стороны массовой аудитории возник благодаря экранизациям сказок: в них ведьмы, естественно, были главными злодейками и мешали главным героям жить спокойно и счастливо.

Первая сказочная колдунья появилась в 1937 году в мультфильме «Белоснежка и семь гномов». Злая королева, она же мачеха Белоснежки — типичная ведьма: умеет менять внешность и готовить зелья, у неё есть помощник-животное — чёрный ворон. В реальном обличье ведьма имеет крючковатый нос с бородавкой, длинные седые волосы и носит чёрный балахон. Главная цель королевы: убить Белоснежку, чтобы стать самой красивой женщиной на свете.

Следующая киносказка, «Волшебник страны Оз», вышла двумя годами позднее в 1939 году. Главная злодейка в нём — ведьма Теодора. Она носит классическую остроконечную шляпу, её кожа жуткого зелёного цвета, а ещё она летает на метле.

Главная особенность «Волшебника страны Оз» в том, что в нём впервые использован приём противостояния плохой и хорошей ведьм. Противником Теодоры выступает Глинда — добрая колдунья, в воздушном розовом платье с волшебной палочкой и исключительно добрыми намерениями.

Комедия и ужасы

В течение 40-х и в начале 50-х годов ведьмы в кино практически не появлялись. Пожалуй, единственный известный пример фильма о колдовстве в этот период — комедия «Я женился на ведьме» (1942).

Главная героиня фильма, Дженнифер — одна из салемских ведьм. Во время знаменитого процесса её вместе с отцом-колдуном похоронил под деревом пуританин Джонатан Вули. После этого ведьма наслала на его род проклятье, обрекла всех мужчин Вули на несчастливый брак.

Так и происходило до тех пор, пока в 1942 году в дерево, под которым находились Дженнифер с отцом, не попала молния, которая освободила духов. Выбравшись наружу, Дженнифер решает лично мстить нынешнему потомку Вули — Уолласу: создаёт себе привлекательный образ и пытается соблазнить мужчину, используя женское обаяние и любовное зелье. Это был первый, но далеко не последний случай использования приворота в кино.

«Я женился на ведьме» — первая комедия о ведьме

«Я женился на ведьме» — фильм, который задал новый вектор в изображении ведьм в кино. В нём колдовство впервые переносится из прошлого в настоящее, а ведьма становится главным персонажем. В «Я женился на ведьме» сформировался и стандартный образ для киноколдуний 40-60-х годов: хрупкая молодая блондинка, которой на самом деле уже несколько сотен лет.

Подобный внешний вид и у ведьмы Джиллиан Хоррой в романтическом фэнтези «Колокол, книга и свеча» (1957). Колдунья в фильме — главная героиня, и тоже умеет варить любовные зелья.

У ведьмы в «Колокол, книга и свеча» был кот. Правда, не чёрный, а сиамский
У ведьмы в «Колокол, книга и свеча» был кот. Правда, не чёрный, а сиамский

Первый всплеск популярности ведьм в кино пришёлся на 60-70-е годы. Причин для этого было две. Первая — активизация на западе феминистического движения и появление так называемой «второй волны» феминизма. Активная борьба женщин за равенство полов, в том числе за право на одинаковую оплату труда и право занимать должности в политике, вызывали в обществе беспокойства.

В 70-е некоторые радикальные феминистки США состояли в организации WITCH: the Women’s International Terrorist Conspiracy From Hell (Международный террористический заговор женщин из Ада).

Ведьмы, как отклик на активность феминисток, появлялись как в кино, так и на телевидении. Самый яркий пример этого тренда — ситком «Моя жена меня приворожила» (1964 — 1972). Главная героиня сериала — ведьма-домохозяйка Саманта, которая вышла замуж за смертного Дэррина. Она использует волшебство, чтобы упростить жизнь себе и своему мужу. Мужчина же постоянно пытается убедить Саманту отказаться от колдовства и быть «обычной домохозяйкой». Но, в итоге, Дэррин смиряется с необычными способностями жены-ведьмы.

Саманта колдует при помощи жестов рук или подергивания лица

В кино, пожалуй, наиболее ярким примером отклика на активность феминисток был фильм Disney «Набалдашник и метла» (1971). Сюжет фильма разворачивается во время Второй мировой войны. Главная героиня Эглантин Прайс — непрофессиональная ведьма, которая живёт в английской провинции и пытается защитить страну от нападения нацистов. Параллельно она следит за тремя детьми, которых ей на попечение отправили из Лондона.

Кадр из фильма «Набалдашник и метла» (1971)
Кадр из фильма «Набалдашник и метла» (1971)

Другая причина интереса к ведьмам в кино более мрачная: в 60-70-е годы в западном обществе обострился страх перед сатанизмом и оккультизмом. Ведьмы, как прислужницы Сатаны, отлично подходили для того, чтобы вводить в ужас и без того напуганную аудиторию. Поэтому эти два десятилетия — время расцвета хорроров о ведьмах.

Показывали колдуний в ужасах по-разному. Так, в фильме «Маска Сатаны» (1960) мстительная ведьма вселяется в молодую девушку. В «Ночи орла» (1962) чёрную магию практикует современная женщина. В культовом хорроре Романа Полански «Ребёнок Розмари» (1968) ведьмы — старухи, поклоняющиеся Сатане.

В «Плетёном человеке» (1973) главный герой попадает на остров, полностью населённый язычниками. Ведьмы в фильме участвуют в разных ритуалах, в том числе танцуют вокруг костра и совершают жертвоприношения. В «Суспирии» (1977) Дарио Ардженто ведьмы собираются на шабаш в балетной школе.

В этот же период ведьмы появились и в советском кино. Колдуньи, как персонажи, присутсвовали в экранизациях классики: короткометражке по рассказу Чехова «Ведьма» (1958) и фильме по мотивам повести Гоголя «Вий» (1967).

Кадр из фильма «Вий» (1967)
Кадр из фильма «Вий» (1967)

Время ведьм

Следующая волна популярности ведьм в кино началась в конце XX века: женщины-колдуньи в этот период с завидной регулярностью появлялись в качестве главных героинь в мелодрамах, комедиях, детских фильмах, исторических картинах, хоррорах. Ведьмы перестали быть аутсайдерами, стали более человечными и добрыми. Общество начало понимать и принимать их.

Причинами резкой популярности ведьм в девяностые принято считать рост интереса к язычеству в США, в частности к викки (религии, основанной на колдовстве) и возникновение феминизма «третей волны». Хотя, вполне возможно, что популярность ведьм — банальное стечение обстоятельств: просто звёзды сошлись и они стали модными персонажами.

В конце ХХ века в фильмах о ведьмах образовалось несколько основных направлений. Первое — ведьма хочет любить. Истории на эту тему были запутаннее, чем простой любовный приворот из 40-х и 50-х. Например, в чёрной комедии «Иствикские ведьмы» три одинокие подруги мечтают встретить прекрасного мужчину. И он в их жизни появляется, правда, один на троих.

Кадр из фильма «Иствикские ведьмы» (1987)
Кадр из фильма «Иствикские ведьмы» (1987)

Другая история — в фильме «Практическая магия». Здесь две сестры Оуэнс, ведьмы по роду, обречены на несчастную любовь: все их романы обязательно заканчиваются трагически для избранника. Однако главная особенность «Практической магии» не в любовной истории, а в том, что сестёр, которых в начале фильма недолюбливали все жители города, к концу полюбили и приняли.

Кадр из фильма «Практическая магия» (1998)
Кадр из фильма «Практическая магия» (1998)

Второе направление, в которое, кстати, попадает и «Практическая магия» — колдовской род или династия ведьм. Идея того, что магия передаётся по наследству присутствует в таких проектах, как «Сабрина — маленькая ведьма», «Зачарованные» и «Фокус-покус».

Третья тенденция — ведьмы-старшеклассницы. Впервые эту идею в кино воплотили в 1989 году в фильме «Маленькая колдунья». Его главная героиня 15-летняя Луиза случайно узнаёт, что она была ведьмой в прошлой жизни. При помощи магического амулета девушка возвращает себе сверхъестественные способности, а потом, используя колдовство, становится самой популярной в школе. Правда, в итоге девушка отказывается от магии, поняв, что счастья можно добиться и своими руками.

Кадр из фильма «Маленькая колдунья» (1989)
Кадр из фильма «Маленькая колдунья» (1989)

Более мрачный вариант развития этой темы представлен в фильме «Колдовство» (1996). В нём четыре старшеклассницы решают объединиться и создать ковен. Магия нужна им, чтобы отомстить обидчикам. Сначала всё идёт хорошо, но в итоге одна из девочек слишком глубоко погружается в чёрную магию и становится безумной.

Кадр из фильма «Колдовство» (1996)
Кадр из фильма «Колдовство» (1996)

Ещё одна ведьма-школьница — Уиллоу Розенберг из сериала «Баффи — истребительница вампиров». Она простая девушка, которая самостоятельно научилась колдовству и, в итоге, стала достаточно сильной колдуньей.

Идея того, что магии нужно учиться — ещё одно популярное направление в кино о ведьмах конца ХХ века. Впервые школа магии появилась на экране в 1986 году в детском телевизионном фильме «Самая плохая ведьма». Все ведьмы-ученицы получали себе в помощники чёрного кота, учились летать на метле и читать заклинания. Главная героиня фильма справлялась с уроками хуже всех.

Кадр из фильма «Самая плохая ведьма»  (1986)
Кадр из фильма «Самая плохая ведьма» (1986)

Целый институт волшебства был в советском новогоднем фильме «Чародеи». Главные героини в нём были не ученицами, а уже опытными ведьмами: заведующая лабораторией Алёна Савина и директор института Кира Шемаханская.

Идею ведьмовских школ удачно продолжила Джоан Роулинг в серии романов о Гарри Поттере, которые как раз начали выходить в конце 90-х годов, а к началу нулевых уже подоспели первые экранизации. В поттериане ведьм много, среди них есть и добрые, и злые. Они умеют колдовать при помощи заклинаний, летать на метле и ещё много всего.

Естественно, в это время появлялись и фильмы про ведьм с классическими сюжетами. Например, ведьма-злодейка, жаждущая власти и меняющая внешность, в фильме «Ведьмы» (1990) и мультфильме «Русалочка» (1989), салемская охота на ведьм в «Суровом испытании» (1996) и хорроры о колдуньях, главный из которых «Ведьма из Блэр» (1999).

А что сейчас?

В начале XXI века популярность ведьм ушла к другим мистическим персонажам: в нулевые бал правили вампиры, чуть позже зомби. Однако, колдуньи с экранов не пропадали. А за последние несколько лет и вовсе снова отвоевали место самых востребованных сверхъестественных персонажей.

Сейчас ведьмы с часто появляются в хоррорах («Демон внутри», «Реинкарнация», «Ведьма»), становятся главными персонажами в сериалах («Салем», «Ведьмы Ист-Энда», «Тайный круг»). Также нередкостью стали ремейки и ребуты культовых проектов о ведьмах. Только в 2018 году их было три: «Леденящие душу приключения Сабрины», «Зачарованные» и «Суспирия».

Кадр из фильма «Ведьма» (2015)
Кадр из фильма «Ведьма» (2015)

Образ ведьмы в XXI веке продолжил развиваться дальше в сторону человечности. Колдуньи, даже в сказках, стали реже показываться однобоко, превратившись в сложных персонажей с основательной мотивацией. Например, героиня сериала «Однажды в сказке» Реджина Миллс — злодейка, но с личной трагедией, которая в итоге заставляет её стать доброй.

В ремейке мультфильма «Спящая красавица», фильме «Малефисента», ведьма превращается из обычной жестокой злодейки в женщину с сердцем, способную на любовь и раскаяние: она жалеет о насланном на Аврору проклятье и спасает её от своего же колдовства.

Другой тренд в современном кино о ведьмах: они стали мрачнее. Добрые и милые истории с участием колдуний, как в девяностые, сейчас найти сложно. Гораздо легче обнаружить ведьм в хорроре или триллере.

Отлично этот тренд заметен по вышедшему в прошлом году сериалу «Леденящие душу приключения Сабрины». Он основан не на тех же комиксах, что известный ситком девяностых «Сабрина — маленькая ведьма». Сериалы диаметрально противоположны по духу: старая версия легкая и смешная, новая — страшная и жуткая. В «Леденящих душу приключениях Сабрины» есть кошмарные монстры, жертвоприношения и сатанизм. В сериале девяностых такое представить сложно.

Ещё одно преобразование, которое произошло с ведьмами в кино в XXI веке: они стали более разнообразными внешне. Всё это, естественно, происходит на волне распространения бодипозитива и голливудской борьбы за равную репрезентацию всех рас в кино. Например, в третьем сезоне сериала «Американская история ужасов» ведьм играют актриса с синдромом Дауна Джейми Брюэр и темнокожая актриса с полнотой Габури Сидибе. А в перезапуске «Зачарованных» трёх белых сестёр заменили на девушек разных рас.

Новую волну популярности ведьм связывают опять же с феминизмом, в частности с движением MeToo. Дело в том, что многие феминистки считают ведьму персонажем, который лучше всего отражает идею их движения: она — женщина, обладает древней суперсилой и способна напугать мужчин. Настоящий борец с патриархатом.

В наиболее радикальных версиях этой идеи популярность ведьм связывают с избранием Дональда Трампа, хоть это и попахивает теорией заговора.

У интереса к ведьмам есть и другие причины: вновь возросший интерес к оккультизму и мода на ностальгию, которая сейчас как раз направлена на девяностые и начало нулевых — самое популярное время для киноведьм.

Кадр из фильма «Суспирия» (2018)
Кадр из фильма «Суспирия» (2018)

На самом деле, не важно в чём причина популярности ведьм сейчас. Главное, что они вернулись на экраны и пока не собираются с них пропадать. Так, на 2020 год запланирован выход ремейка фильма 1990 года «Ведьмы», а также работа ведётся над новой версией ситкома «Моя жена меня приворожила». И это определённо не конец.

134134
32 комментария

Не понял, а где Эльвира?

88
Ответить

-О! Рагу из ягнёнка!
-Это ночной горшок моего мужа, мадам.

2
Ответить

О да! А я смотрю старичков тут не мало. )))

1
Ответить

Комментарий недоступен

42
Ответить

Байонетта — лучшее, что происходило на стыке ведьм и аниме, кроме шуток.

11
Ответить

хорошо, но потом - сжечь)

Ответить

господи, какой охуенный кот!

23
Ответить