Взгляд с другой стороны: розовые сопли от простого игрока

Последнее время выходит много статей по поводу разобщённости игрового комьюнити и gamedev- индустрии. И тема, казалось бы, обсосана до невозможности, но на мой взгляд, тут не хватает мнения простого обывателя. Того самого, кто обычно и покупает игры.

Взгляд с другой стороны: розовые сопли от простого игрока

Один из первых вопросов, который мог бы задать читатель после прочтения такого вступления, звучит примерно так: "Кто ты такой, чтобы делиться с нами своими мыслями и рассчитывать на фидбек?"

Собственно, никто. Фигурально выражаясь. Один из тех сотен тысяч игроков, которые смотрят CGI ролики на Youtube, читают новости на профильных сайтах (в том плане, что мнение о продуктах развлекательной индустрии тут относительно объективно), ставят пользовательские оценки на Metacritic и пишут отзывы об играх в Steam под замысловатыми никнеймами. И вот что такому человеку кажется во всей этой ситуации странным и неправильным.

P. S. Прошу прощения, если эта статья вдруг будет выглядеть как ответ всем разработчикам от всего игрового комьюнити. В конце концов, от лица такого огромного числа людей не имеет права говорить никто.

P. P. S. Сравнений ни с "Твоя борьба", ни с "Капитал" тут не предвидится, ровно как витиеватых отсылок к французским философам или примеров на основе хлеба в двух супермаркетах. Это я так, чтобы не красть ваше время.

Рассказ про 2 магазина (на самом деле нет)

Одним из аргументов, и, как не парадоксально, контраргументов относительно дискуссии последних месяцев, является выход игр в разных лаунчерах. Именно это спрашивают у ненавистников перехода Metro: Exodus в EGS. Ведь самое главное- это качество игры, какая разница где её запускать? Но тут, уж извините, "есть один нюанс".

Публикация с редакционной галочкой, на момент написания статьи имеющая рейтинг 500.
Публикация с редакционной галочкой, на момент написания статьи имеющая рейтинг 500.

Давно уже прошли те времена, когда школьники покупали пиратские игры на болванках в ближайшем от дома ларьке. Тогда и значения слова- то в этом ключе среди нас никто не знал. В Сounter Strike 1.6 играли в клубах через локальную сеть, как в третий Warcraft и какой- то 2-D Worms (часть уже не вспомню). Про Steam многие из моих сверстников узнали только когда в большинстве регионов появился нормальный безлимитный интернет. Для тогдашних подростков это было как подарок судьбы. Можно было спокойно играть сидя дома в любые онлайн- игры. Естественно, приходилось учится пользоваться Hamachi, гареной и тому подобными вещами. И да, многие разработчики игр теряли со всего этого немаленькие деньги. Киньте в меня за это камень, я совсем не против. А веду я вот к чему.

С тех пор прошло уже много лет. Компьютерные клубы всё чаще закрываются, магазины с пиратскими болванками мы встречаем зачастую только в мемах, а из разрозненных подростков, гиков и просто любителей игр всех возрастов образовалось то, что мы сейчас называем комьюнити.

Игроки всех стран, объединяйтесь! 
Игроки всех стран, объединяйтесь! 

Оно очень разношёрстное, разностороннее, разноцветное и еще куча прилагательных с приставкой "разное". У многих из нас есть свои любимые игровые студии, жанры, серии игр, обзорщики, авторы, сайты и так до бесконечности. Было бы безумием считать, что разработчики игр смогут угодить сразу всем.

Но позвольте, когда иной раз натыкаешься на подборку "смешных" картинок в стиле, "Я найду в комментариях недовольных переходом из одного магазина в другой и нарежу с ними весёлых картинок", а потом это еще и приправляется одобрением редакцией, в стиле "ну ведь вот эти вот конкретно они же пиратить хотят (не покупать, ждать скидок, просто высказать свое мнение, нужно зачеркнуть), ну и че они тут херню всякую пишут", мне это не кажется смешным или допустимым.

Я бы сказал, что это обыкновенная манипуляция общественным мнением, но веса своим словам придать у меня все равно не получится.
Я бы сказал, что это обыкновенная манипуляция общественным мнением, но веса своим словам придать у меня все равно не получится.

Для значительной части игрового сообщества, Steam уже не является просто ярлыком для запуска библиотеки игр. Тут есть друзья (не всегда те, с кем можно выпить пивка после работы, но я не считаю это определением дружбы ), есть сообщества, которые зачастую помогают пользователям решить проблемы с игрой или донести важность проблемы до разработчика, кураторы, список рекомендаций и горы других с годами появившихся плюшек. И как, по мнению специалистов в области маркетинга, должна выглядеть реакция пользователей, когда из магазина уходит не просто страница игры, а уже имевшая цену и возможность предзаказа Metro: Exodus? В одной из статей указывалось (поправьте меня, если я ошибаюсь, пожалуйста), что о сделке сотрудники издательства и разработчики узнали за несколько недель (месяц?) до данного инцидента.

Как узнал об этом я? Сижу я такой, читаю вечером новости. И тут выходит статья о том, что уже через сутки игру убирают из Steam.

Фото в этот момент с моей вебки.
Фото в этот момент с моей вебки.

Дальше следует сопроводительное письмо. "Дружище, мы все тебе очень сочувствуем. Deep Silver, 4a games и лично Глуховской прекрасно тебя понимают. Но ты ведь не разработчик, правда? Вот лично ты, на скольких языках программирования умеешь разговаривать? Сколько уже успел сделать RPG- платформеров в жанре 3 в ряд? Так вот, слушай. На самом деле, все эти отзывы (к ним мы еще вернёмся), форумы, скриншоты, достижения и тому подобная ересь- это тебе не очень- то нужно. У тех дядек в другом магазине (Сергей *отчество*, добрый вечер) тоже такие свистоперделки появятся, но потом. Ты только глянь на них, в EGS же сидит 200 миллионная аудитория Fortnite, всё будет, не переживай. Через год мы в твоём гадюшнике игру тоже выпустим, да вот только там её никто не купит. Ведь мы же намного намного круче, у нас даже Journey вышла на пк! Так что возьми себя в ручки, успокойся и регистрируй аккаунт в нашем лаунчере."

Предполагаемый издателями ответ сообщества на перенос игры.
Предполагаемый издателями ответ сообщества на перенос игры.

И тут мне безапелляционно заявляют: "Ведь это Deep Silver приняло такое решение! Они такие- сякие, но ведь дают студии деньги на разработку! Без них ты бы вообще игры не увидел!".

Да, вы правы. Но я, пользуясь своей необразованностью и оторванностью от сложных бюрократических схем, опять сошлюсь на бородатый анекдот про Чапаева и нюансы.

The Division 2 не выйдет в Steam на старте. Без лишних слов (и так уже много получается).

Страница первой части игры, листаем до отзывов. Ищем там тысячи отрицательных из- за перехода игры в EGS. Хм. Странно. Я же точно был уверен, что все игроки просто необразованное стадно и рефлексируют на негативе по отношению абсолютно к чему угодно.

Это тоже я, только с другого ракурса. Ищу, так сказать, хейтеров.
Это тоже я, только с другого ракурса. Ищу, так сказать, хейтеров.

Может, я неверно выбрал направление поисков? На самом деле толпы разосленных неадекватов преследуют до дома жену главы отдела разработчиков the Division? Нет? Странно.

Собственно, по этому поводу мне добавить почти нечего. Если для вас манера исполнения своих (планов, издержек разработки, плохим отношениям с конкретным магазином, нужное зачеркнуть, ненужное дописать) не является чем- то само собой разумеющимся- Бог в помощь. Разглагольствовать про кредит доверия, фан- базу и прочее желание отчего- то не возникает. Не перестанет же ̶Е̶л̶и̶с̶ любой игровой журналист смеяться и подначивать простых людей по моей личной просьбе. Так что на этой теме я заканчиваю.

Оценочная система Steam и почему я буду её защищать пока меня не забанят

Про алгоритмы системы оценок, выдачу рекомендаций и несправедливость выбранного Steam подхода написано уже довольно много. В одной из недавних статей, Конфликт игроков и разработчиков — трактовка по Марксу сказано как "нечестно" она может работать для небольших (не по качеству игр, естественно) студий или отдельных девелоперов. Я хотел бы высказать альтернативное (не в штыки остальным, а просто с другой стороны) мнение.

Страница отзывов GTA V
Страница отзывов GTA V

Есть по- настоящему качественные игры, которые попадают под раздачу "красных пальцев" в этой системе. Но задайтесь простым вопросом, почему так происходит? Всегда можно назвать врачей плохими, чиновников алчными, а игроков глупыми и "не-знаю-чего-хотящими". Давайте сейчас попробуем по- другому.

С чего всё началось? ̶ ̶̶̶З̶е̶м̶̶̶л̶̶̶я̶̶̶ ̶̶̶б̶̶̶ы̶̶̶л̶̶̶а̶̶̶ ̶̶̶п̶̶̶у̶̶̶с̶̶̶т̶̶̶а̶̶̶ ̶̶̶и̶̶̶ ̶̶̶б̶̶̶е̶̶̶з̶̶̶в̶̶̶и̶̶̶д̶̶̶н̶̶̶а̶̶̶,̶̶̶ ̶̶̶т̶̶̶ь̶̶̶м̶̶̶а̶̶̶ ̶̶̶с̶̶̶т̶̶̶о̶̶̶я̶̶̶л̶̶̶а̶̶̶ ̶̶̶н̶̶̶а̶̶̶д̶̶̶ ̶̶̶б̶̶̶е̶̶̶з̶̶̶д̶̶̶н̶̶̶о̶̶̶й̶̶̶ ... Нет. Началось всё с политики компании Rockstar. Вы когда- нибудь задумывались, сколько раз нужно пройти последнее ограбление, чтобы купить, скажем машину за несколько миллионов игровых тугриков? А чтобы купить дом с большим гаражом? Или базу, в которой открываются новые задания (контент, да- да)? Rockstar об этом подумали, и им пришла в голову гениальная идея выпускать shark карты с валютой за реальные деньги. Не вдаваясь в полемику и демагогию, цены там свинские:

На весь контент игры уйдёт ~ 700- 1 миллиард баксов. Мне такое не кажется чем- то адекватным, но даже так, пусть будет.
На весь контент игры уйдёт ~ 700- 1 миллиард баксов. Мне такое не кажется чем- то адекватным, но даже так, пусть будет.

Сильно ли это подпортило рейтинг игре? Взгляните сами, если интересно. Если интересно, но не очень, то- нет. А что на самом деле обвалило рейтинг игре? Волны банов. Нет, извините, ВОЛНЫ банов.

Читеров и правда в игре хватало, что обуславливалось популярностью серии и огромным числом игроков (обещал без сравнений с продуктами питания, но вы ведь и так всё понимаете?). Что сделали рок- звёзды? Устроили показательную казнь. Мододелы, накрутчики денег, читеры, случайные прохожие, моя бабушка- под раздачу попали все без разбора. В техподдержке людям отвечали боты, сессии были полупустые, игроки без толку бомбили steam отзывами, кругом горели машины, начались знаменитые Лондонские погромы и легендарная "осень народов" 89 года.

Какой был ответ всем этим людям от Rokstar? Да никакого, по сути. Все эти заявления, мол "наша система не ошибается, раз она вас забанила значит так и надо", я не рассматриваю как адекватное объяснение. Те, кого участь быть забаненным по ошибке обошла стороной, писали что это целиком вина игроков, нечего сидеть в сессии с читерами и подбирать за ним деньги, всё в таком духе. Но волна банов была ведь далеко не одна, и со временем люди начали задумываться.

Вдруг им было просто плевать, кого банить?

Диалог с одним из создателей читов. Не мой, нет. Пруфов объективных мало, да. Но такого на форумах Steam (и не только) можно найти очень много.
Диалог с одним из создателей читов. Не мой, нет. Пруфов объективных мало, да. Но такого на форумах Steam (и не только) можно найти очень много.

Дали ли нам какие- то доказательства вины тысяч забаненных игроков? Нет. Стало ли меньше читеров? Скорее да, но крутят деньги и взрывают всю сессию они с угрожающей стабильностью. Остались ли после этой ситуации отрицательные эмоции от Rockstar? Конкретно у меня, да. Можно долго рассуждать, что одни себе могут позволить право на ошибку, а другие нет. Свой RDR 2 они отобьют по продажам с лихвой, в том числе и за мой счёт. Но в этой конкретной ситуации я на стороне несправедливо забаненных игроков, и отзывы такие считаю объективно справедливыми. Люди должны знать, что покупая игру они могут получить бан, не нарушая при этом лицензионного соглашения.

Взгляд с другой стороны: розовые сопли от простого игрока

Вообще, про каждую игру с "проблемной" оценкой можно написать целую гору материала, а потом защищать ей свою курсовую работу. Но всё- таки пусть будет ещё 1 небольшой пример.

Намеренное занижение оценок серии игр Metro

Все сидящие на заряженных hype train-ах уже давно видели новость о попытках "сливания" рейтинга metro 2033 и last light.

Взгляд с другой стороны: розовые сопли от простого игрока

Игроки уже не в первый раз используют систему пользовательских обзоров в Steam для того, чтобы выразить своё недовольство решениями разработчиков и издателей. Зачастую это никак не связано с качеством самой игры.

Для тех, кто вдруг не в курсе, такие оценки были вызваны как раз переходом Metro: Exodus в другой лаунчер. Их рейтинг всё равно останется относительно непоколебимым, да и игры продают уже с очень большими скидками, но сам факт такого скачка отрицательного фидбека почему- то решили приплести к простой глупости пользователей.

В данном случае, именно редакция сайта создаёт барьер между потребителем контента и его создателем.

Ведь нельзя же попробовать объяснить сообществу, для чего существует система оценок? Что ставить отзыв игре из- за неизвестно кем введённой политики временной эксклюзивности, это как минимум бесполезно? Что неправильно оценивать игру в отрыве от неё самой? Что есть альтернативные способы ведения дискуссии? Можно же просто посмеяться над ними и настрочить смешных мемов.

Больше всего в поддержку разработчиков выступили как раз игроки. Те, кто против этих нескольких тысяч отрицательных отзывов оставили свои положительные. Вот их я бы поблагодарил от всей души и поставил в пример всем, кто такие вещи людям и должен объяснять. Потому что когда находишь в комментариях от назвавшего комьюнити- менеджером человека:

То, что говорят (более того, часто - требуют) игроки, по уровню деструктивности становится максимально близко к каменным балконам. Если оценивать среднюю "подготовку" сообщества лет 8 назад и в 2018, то все катастрофически упало.

покупать у кого- то игры и правда желание пропадает. Или когда встречаешь аргументы, аля "в стиме выходит много разной индюшатины, протолкнуться негде, а в рекомендациях из- за низкой оценки нас не показывают", становится еще грустнее. То есть, это плохо что есть площадка для большого числа разработчиков? Или плохо то, что из- за этого покупатели рассчитывают на определенный уровень качества продукта? Или то, что человек видя низкую оценку игры задумается перед покупкой?

Ну сделайте тогда свой магазин, какие проблемы? Там не будет оценок, закрытая система тиккетов, скрытое число онлайна в игре. А, так вы же и топите за него. Рассчитывать, что такой подход сработает, я как игрок бы не хотел.

Тренды, тренды, тренды

Взгляд с другой стороны: розовые сопли от простого игрока

Даже такие, казалось бы, смешные вещи вменяют в вину игрокам. Именитые студии добавляют в свои игры батл- рояли, Bungie выкатывает Destiny 2 на запряжённых season pass и разного уровня качества dlc санях, сервисная модель поддержки игр, красивые косметические предметы в каждый дом! И всё ради нас, игрового сообщества. Но во всём этом упускается парочка деталей. Нравится ли аудитории постоянное добавление в игру контента? На мой взгляд, да. Но не когда игру распиливают на части, а новые герои/механики/предметы становятся доступны только за покупку версии иной раз превышающей стоимость товара. Хорошо, когда есть множество разных скинов на оружие или персонажа? Красивых, смешных, на любой вкус и цвет?

Взгляд с другой стороны: розовые сопли от простого игрока

Тоже скорее всего да. Тогда почему сообщество принимает лутбоксы в штыки? Не потому ли, что AWP Азимов я могу, скажем, обменять или продать? По сути, этот набор пикселей в достаточной степени принадлежит мне. Когда надоест CS: GO, я махну эти пиксели на парочку новых игр, куплю себе аркану в Dota 2, да в конце концов выведу деньги в реал.

Вот одна из причин, почему крутить коробки в Owerwatch и в условном CG:GO - это абсолютно разные вещи. Просто кто- то хочет получить от игры побольше денег, прикрываясь трендами.

Точно так же можно написать и про мультиплеер там, где он не нужен, и про "попилим игру на 4 части, в третьем Ведьмаке ведь так сделали (вот только они сделали совсем не так)". Фидбек, если вам нужен правда он, стоит собирать с аудитории своих игр, а не чужих.

Вместо вывода и итогов

Взгляд с другой стороны: розовые сопли от простого игрока

Мало кто из разработчиков или издателей всерьёз будет писать о том, что их аудитория слабо разбирается в играх, или что они сами не знают чего хотят. И в статьях по этому поводу всё обычно сводится к тезису, "За всё хорошее против всего плохого". Но мне кажется, что это носит собой скорее покровительственное общение, чем диалог на равных. Когда одни должностные лица тыкают в других, обвиняя в нечестной конкуренции, трендах на расовое/этническое/половое равенство или причинах невыхода игры на той или иной платформе, со стороны это выглядит как оправдание удава перед кроликом. А если всё это приправляется едкими комментариями известных в игровой индустрии людьми, стена только возрастает. Дескать, у нас тут свои проблемы, вам всё равно не понять. Я просто хочу, чтобы диалог между всеми игроками, разработчиками, издателями, публицистами, блогерами и т.д выстраивался в более миролюбивом русле. Тогда и комьюнити игроков, то самое звено этой цепи которое все считают злым, желчным и жадным, будет относится к gamedevу дружелюбнее.

250250
764 комментария

Как написали тейк-ту: "Мы не хотим ПРИНУЖДАТЬ игроков качать ущербные лаунчеры от Галёнкина, мы хотим быть там, где игроки". А игроки на ПК в стиме, так уж вышло исторически. И это самое главное. Вообще не понимаю фанатиков Галёркина и епик гей стора, по поводу конкуренции. Зачем ВАМ конкуренция, что она вам даст? В стиме и так самые низкие цены в СНГ, глава эпик гей стора сам написал, что конкурировать в ценовой политике со стимом он не может. Про функционал вообще молчу, в магазе от эпиков вообще ничего нету. И люди радуются тому, что их заставляют покупать игру не в стиме, а в каком-то непонятном сторе.И чему вы радуетесь-то, ау? Для вас эта конкуренция вообще ничего не дает, кроме бесплатных сингл инди-игр, которые от торрент версии вообще ничем не отличаются. Вот я и ломаю голову, как потребители могут радостно орать и защищать решения издателя разделять свою библиотеку на кучу разных сторов, при этом поддерживая сомнительные решения разработчиков, основанные на том, что бы подоить с игроков побольше бабла.

155
Ответить

Мамкины революционеры кокочут за несуществующую монополию, радостно поддерживая другой стор с претензией уже на настоящую монополию.
Плюс в стиме уже все есть. Это отлично оптимизированный клиент с широким функционалом, для которого уже не так уж и просто придумать новую фичу. А это значит что? Это значит, что жирный Гейб сидит хуи пинает, зазря получая 30% от выручки. То ли дело Эпик Стор, который сейчас нихуя не имеет, потому что вышел в альфа версии, и будет постепенно набирать функционал стандартного магазина под радостные вопли мамкиных революционеров: ВОТ ЭПИКИ РАБОТАЮТ!
Про настоящего борца с монополией знают не так уж и много людей. Человек, который с 2012 года вкладывает бабки в платформу, чтобы дать людям альтернативу. Получается не так хорошо, как хотелось бы, но человек не сдается. Кто в теме, тот понял уже о чем я. Для остальных, этот человек - ненавистный подлизами Галенкина, мистер Гейб Ньюэлл, который РЕАЛЬНО борется с монополией. Который своими руками поднял GNU/Linux гейминг из говна. Он все еще далеко не так хорош, как хотелось бы, но ведь и работа продолжается, верно? Человек вкладывает силы и бабки в конкуренцию, идет вперед, несмотря ни на что.
А что сделали ваши обожаемые эпики? Еще один ебаный лаунчер. А то всех прочих было недостаточно. Еще один ебаный лаунчер, который перестанет быть таким хорошим и пиздатым со своим низким процентом, когда золотая жила в лице фортнайта начнет пересыхать.

129
Ответить

Комментарий недоступен

27
Ответить

Может выражу не популярное мнение, но хотелось бы конкуренции лишь для одного - чтобы Steam зашевелился и стал лучше работать. Никто не спорит, Steam на данный момент самая удобная площадка для хранения своей библиотеки(даже несмотря на то, что ничего тебе там не принадлежит), которая уже долгие годы собрала вокруг себя геймеров, но... Steam словно на заднице сидит.
Пока не появился дискорд и не стал делать красиво - чаты выглядели просто, безвкусно и обыденно. Понятно, что незачем менять то, что и так работает, но всё же хочется новенького и развития.
Пока Blizzard поддержка не стала лучшей вообще, поддержка Steam была просто отвратительной и словно русская рулетка. Был шанс того, что всё решат быстро, но остальные 5 пуль оставляли твою проблему и аккаунт брошенными на недели.

Конкуренция нужна, чтобы Steam развивался. Исправил, наконец, своё отвратительное мобильное приложение, поправил многие аспекты на которые забивает потому что всё равно бабки идут.

Мне хочется конкуренции, чтобы у меня был выбор между двумя удобными магазинами видео-игр и я играл на мне подходящем, а не один с смирением с его погрешностями.

30
Ответить

Зачем ВАМ конкуренция, что она вам даст? Чем больше бабок будет оставаться в разработчика/издателя, тем он с большей готовностью он будет выпускать сиквелы или новые игры. Лично мне новые игры нужны гораздо больше, нежели рюшечки и плюшечки от Steam'a.

16
Ответить

Как написали тейк-ту: "Мы не хотим ПРИНУЖДАТЬ игроков качать ущербные лаунчеры от Галёнкина, мы хотим быть там, где игроки". А игроки на ПК в стиме, так уж вышло исторически. Обождите. То есть Take Two положили огромный болт на ПК-игроков, не выпустив RDR 2 на этой платформе: не в Стиме, не в EGS, вообще нигде. Иными словами, хочешь играть на ПК - это только твои проблемы. Покупай PS4, XBox One или жди пока рак на горе свистнет.

Но Take Two при этом хорошие, потому что они НЕ ПРИНУЖДАЮТ. Мы их даже процитируем в назидание некоторым.

А издатель "Метро" выпускает свою игру на ПК одновременно с PS4 и XBox версией. Да, ты не можешь купить "Метро" сейчас в Steam, однако можешь в EGS.

Но издатель всё равно плохой, потому что да, он выпускает игру на ПК, но делает это без уважения. ОН ПРИНУЖДАЕТ.

20
Ответить

что она вам даст?Игры.

Как написали тейк-ту

И выпустили РДР2 только на консолях, ха, ха.

19
Ответить