На "Завод". Чем нам запомнилось творчество Юрия Быкова

На "Завод". Чем нам запомнилось творчество Юрия Быкова

В ближайшее время выйдет в кинотеатры последний фильм Юрия Быкова "Завод", режиссера уже для многих, успевшего стать культовым при скромном количестве работ. Пока фильм не вышел в прокат, думаю было бы неплохо вспомнить его картины, а людям которые совершенно не знакомы с его творчеством, я могу лишь предупредить о том что в статье могут прозвучать лёгкие спойлеры и чтобы не испортить себе полное впечатления, следует закрыть статью и немедленно просмотреть все его фильмы. Ну а если вам они не страшны, то милости просим.

Сразу стоит сделать ремарку, что будут рассматриваться только его фильмы, т.к именно они лучше всего передают его авторский подчерк и такие сериалы как "Метод" и "Спящие" тут упоминаться не будут. А также, будет скорее поверхностное мнение, т.к каждую его работу, стоит анализировать по отдельности ибо настолько многогранно и изыскано режиссёр снимает свои фильмы

Начальник

На "Завод". Чем нам запомнилось творчество Юрия Быкова

Первый фильм можно воспринимать скорее как "пробу пера", короткометражный эксперимент в формате ЧБ, в котором режиссёр играет главную роль, в буквальном смысле. Считать её гениальной работой, которая затрагивает эмоции зрителя на мета-уровне, думаю некорректно. Скорее хорошо реализованный продукт с поверхностным посылом.

Семья в выходной день отдыхает на даче, жарит шашлык и отец играет с сыном в футбол. Во время обеда к ним в дом спокойно заходят двое незнакомых людей, внушающие тихий ужас перерастающий в первобытный страх, с того момента как они достают оружие со словами:"Деньги, золото есть?" настолько хладнокровно, насколько и робко. Но отец семейства оказывается капитаном Федеральных служб безопасности и взяв их на мушку вывозит в лес. Интересно, что в машине грабители начинают разговор из которого мы узнаем, что первый отсидевший из-за нападения на полицейского, и спасший этим прохожую девушку, а второй совсем молодой парень, который из-за ужасного детства и жестокой семьи не нашёл других выходов как встать на путь грабежа. По приезде в лес перед смертью двое ребят начинают безуспешно молить "начальника" о пощаде. Любопытный момент, что если нарушители перед тем как угрожать семейству, роптали, и на их лицах читались ноты сомнения и страха, то главный герой убивает их без всяких сомнений, суда и следствия. Очень часто замечал мнение зрителей в интернете, что фильм о правильном поступке, защите очага, семьи, дома. Я же считаю, что данной сценой режиссёр поставил между этими классами людей знак "=".

"Не убивай дяденька!"

Жить

На "Завод". Чем нам запомнилось творчество Юрия Быкова

История рождение этого фильма проста, Алексей Учитель на своем курсе впервые встречается с Юрием, где тот вручает сценарий написанного им самим фильма "Жить", как подмечает Учитель достаточно "наглого" и "упёртого". Но начав читать, он не смог остановиться и решил помочь юному режиссеру продюсированием его картины.

Если "Возвращение" Андрея Звягинцева можно считать абстрактным путешествием в котором сталкиваются характеры отца и детей, то здесь мы имеем противостояние двух абсолютно разных людей, по внешности и мировозрению, встретившихся случайно и волею судеб оказавшихся в смертельной опасности в лесу и должны держаться вместе, чтобы остаться в живых и выбраться.

Михаил- человек в возрасте живущий простую жизнь, работая на заводе, да помогая жене с тёщей, Андрей же является преступником, конкретное ремесло которого не раскрывается, но главное здесь не это. Главное это изящно протянутый, красной нитью, вопрос: "На что человек пойдёт, чтобы жить?". И если второй, ответ на этот вопрос для себя обозначил твёрдо, то первый ограничен рамками морали, религии и просто человеческого сочувствия. Проводя наших героев сквозь огонь и воду режиссёр словно обнажил их сущность и человеческую природу, как таковую, словно сталкивая гуманизм с первобытным голодом.

Сможете ли вы держаться ваших принципов и догм если вопрос идёт о жизни и смерти? Сможете ли вы убить, чтобы спастись? Сможете ли навредить ближнему, чтобы остаться в живых? На все эти вопросы герой Быкова отвечает достаточно просто, от того и ужасно

"Жить захочешь, сможешь"

Майор

На "Завод". Чем нам запомнилось творчество Юрия Быкова

Честно, ознакомился с его второй работой самой последней, но впечатлений у меня от неё даже наиболее яркие. История начинается вполне "камерно" Майор РУВД Соболев получает поздней ночью, почти что утром, телефонный звонок в котором узнает о скорых родах своего ребёнка. Мчась на всех парах, в надежде успеть, сбивает ребёнка на глазах матери, заперев последнюю в своем автомобиле, Соболев вызывает подмогу в лице своего друга Паши и сотрудниками ГИБДД. Те на месте составляют "на коленке" протокол в стиле:"Библиотека пересекла двойную сплошную", угрозами и давлением добиваются признания от родителей собственной вины. И всё могло было закончиться но Соболев измученный совестью решает пойти против несправедливости, решение которое переворачивает в один день, вверх дном всё управление.

" Круговая порука мажет как копоть"- Цитата из песни Наутилуса просто замечательно подходит для обрисовки фильма вкратце, ведь мы видим не какие-то карманные криминальные элементы, не каких-то отдельных личностей пренебрегающих законом для достижения выгоды, перед нами предстаёт самый настоящий аппарат, который и составляют вышеперечисленные, обеспечивающие стабильно работающий механизм для защиты интересов тех кто в нём "запачкавшихся". И все мы наверное представляем себе картину, как одна шестерёнка начнёт двигаться в обратную сторону, что и делает Соболев. Удивительно насколько ярко режиссёр продемонстрировал, что если федеральные элементы должны существовать по закону и правовым нормам, то управление которое фигурирует в фильме основывается скорее по принципу волчьей стаи в самом плохом его проявлении, где лояльность обеспечивается не долгом службы, а скорее общими злодеяниями в которых завязнуть, по долгу службы, успевают все.

С первого взгляда может показаться, что сюжет достаточно банален, возможно так и есть, но его реализация просто замечательная, ведь примере главного героя мы видим последствия борьбы человека с "системой", в ходе которой под каток этого локального конфликта ложится всё больше судеб и жизней. И если с первого взгляда поступок главного героя вызывает у зрителя хорошие ощущения, а в начале вызывает уважение, то в конце мы остаёмся с вопросом:"А стоило ли это того?", за которым простилается бесконечная пустота, ведь в данном сеттинге при таких обстоятельствах, да и вообще в реальном мире поступив по совести, можешь сделать только хуже. Продолжая, в какой-то степени, мысль которую Юрий начал в своём предыдущем фильмё.

"Кто хоть слово вякнет, за собой утащу. У меня на каждого говно найдётся"

Дурак

На "Завод". Чем нам запомнилось творчество Юрия Быкова

И тут мы подошли к "Девятой симфонии", лучшему российскому фильму за последние 15 лет, по версии пользователей кинопоиска. Самый известный фильм Юрия Быкова, который заслуживает отдельного эссе, с разбором и анализом всех элементов которые делают этот фильм поистине великолепным. Лично я считаю, что фильм "Дурак" это то на чём стоило бы закончить и уйти, так сказать, на высокой ноте, потому что при мысли что можно снять подобное, хотя бы "на уровне", нахлывает сомнение. Ведь при вопросе:"О чём этот фильм?", даже не представляешь с чего начать, настолько метафорическое, настолько прекрасно исполненное произведение. И тут режиссёр пошёл даже дальше если фильм "Жить" задавал нам вопрос человеческой сущности, фильм "Майор" рассказывал о "войне маленького человека" с системой то "Дурак" продолжает обе эти мысли, формирую насыщенную "солянку" которая прямо или косвенно затрагивает каждую из всех злободневных болячек и гнойников не только российской действительности, но и простого общечеловеческого быта. На этот раз сюжет затрагивает сантехника Дмитрия обучающегося заочно на архитектора, приезжая на вызов в аварийном общежитий, в котором по всему дому пошла трещина. Обладая методическими знаниям главный герой делает вывод, дом скоро рухнет, через знакомых, наперекор упрёкам и опасениям, он пробирается на встречу с руководителями всей федеральной верхушки после которого за одну ночь они пытаются решить эту проблему.

Классовое неравенство, социальная ответственность, элементарная совесть и простое человеческое сочувствие то из чего состоит эта картина и наглядно демонстрирует это зрителю, но выигрывает фильм по моему мнению не за счёт того, что показывает обыденную "чернуху", а содержательные персонажи, которые не являются отражением добра или зла и всего лишь являются людьми в правду которых веришь и позиции которых неосознанно сочувствуешь ведь насколько четко мы понимаем мотивацию главного героя в его стремлении помочь людям, настолько мы сопереживаем и власть имущим, к которым начинаешь относиться не как к злодеям, которые грабят народ, а как к заложникам системы клептократии в которой они находятся, кто-то приспособившись, кто-то смирившись. От того формируется реалистичная картина, в которой видишь не столько фильм, сколько саму жизнь и не столько героев, сколько самых настоящих людей.

"Мы живём как свиньи и дохнем как свиньи только потому, что мы друг другу никто"

Чего мы ждём от фильма "Завод"?

На "Завод". Чем нам запомнилось творчество Юрия Быкова

Последний фильм Юрия Быкова, об уволенных и оставленных без средств к существованию работников завода, которые решает путём похищения и грабежа вернуть своё. Главной темой фильма, конечно же выступит классовое неравенство и стирание границ "хорошего" и "плохого", как режиссёр и любит. При выходе трейлера многие зрители решили, что авторский стиль Быкова скатился в некую "нтв-шность" где экшен и попкорновость преобладает над смысловым и эмоциональным содержанием фильма , с правильными расстановками кому мы должны сочувствовать, а кому нет, но отзывы с предпоказа говорят об обратном, нас ждёт вся та же тягучая и мрачная история про обычных людей, история в которой нет истины и правильных ответов, которая даже тяжелее его предыдущих работ. Сам же экшен присутствует и если Быков, в своих предыдущих работах, оставлял его самую зрелищную часть за кадром, то сейчас он развернулся на полную катушку реализовав себя и в этом амплуа достаточно удачно.

Т.к данный фильм является, по словам режиссёра, его последней работой, а также учитывая, что сам он в последние годы страдал от очень тяжелой депрессии, не считая общественный резонанс после сериала "Спящие", то очень и очень интересно какой в итоге получится его "Лебединая песня" ведь исходя из всего вышеперечисленного можно предположить, что картина "Завод" является криком души очень талантливого человека.

-Где справедливость?

-А нет её.

Послесловие

Лично я считаю, что главной особенностью его фильмов является то, что Юрий сам занимается основными работами по созданию кино такими как сценарий, музыка, монтаж и.т.д. Складно собирая все эти компоненты в единое целое, мы видим целостную картину которую он органично передаёт зрителю. И если Звягинцев, режиссёр с которым его чаще всего сравнивают, больше художник от мира кинематографа, который предпочитает повествовательным приёмам больше картинку, кадры которой пестрят медитативным очарованием, то Юрий скорее является сценаристом у которого самые "зубодробительные" и "зрелищные" моменты в кино это статичные словесные баталии его персонажей. Многие часто критикуют его за то что его успех это просто паразитирования на проблемах современной России, но лично я считаю, что его картины работают без привязки к определённому времени или месту, просто в наших с вами реалиях эта тема наиболее острее и актуальнее.

P.S. Я очень благодарен вам за то что вы ознакомились с моим желанием кому-то, что-то рассказать, напишите в комментариях понравилась ли вам эта статья, было ли вам интересно её читать и как вы сами расцениваете творчество этого человека?

Ваш любимый фильм Юрия Быкова
Начальник
Жить
Майор
Дурак
3232
47 комментариев

Заголовок как на похороны.

23
Ответить

Я аж испугался

1
Ответить

Угораю со школьников дрочеров на Быкова, которые походу только один его фильм видели, неожиданно получившийся хорошим. Остальные это: "Жить", где идея неплохая, но реализация слабая, и "Майор" - лютый треш, который пытается показать тёмную сторону полиции, но при этом неимеющий ничего общего с реальностью.

10
Ответить

"Жить", где идея неплохая, но реализация слабая "Майор" - лютый трешХуже школьников дрочеров могут быть только школьники хейтеры, неумеющих в адекватное высказывание своего жирного имхо.
p.s. буду только рад, если современные подростки действительно массово смотрят фильмы, подобные картинам Быкова.

21
Ответить
Комментарий удалён модератором

После того, как он дудю признался, что ватник, смотреть его высеры нет желания.

Держу в курсе, btw.

3
Ответить

Хуже российской власти может быть только российская интернет-оппозиция.

16
Ответить