Дискуссия о подорожании игр: «справедливость» против бизнеса
Что случилось
Январь 2019 года ознаменовался для российских геймеров значительным подорожанием консольных игр. Sony и Ubisoft уже фактически перешли на 4500 рублей в качестве цены за базовое издание, а Nintendo двинулась ещё дальше — её главные эксклюзивы теперь стоят в eShop до 5249 рублей, хотя в рознице изменений пока не было.
В последний раз цены на игры настолько резко поднимались около четырёх лет назад. Фанаты PlayStation наверняка помнят, как The Order: 1886 подорожала с 2599 рублей до 3999 рублей — в полтора раза. Поначалу это шокировало, а потом такая цена стала стандартной.
Нынешнее подорожание по сравнению с прежним, на первый взгляд, не такое большое. Игры Sony прибавили ровно 12,5%, а Nintendo подняла цены в eShop на 7% и пока что оставила ритейл без изменений.
Наверное, в неких идеальных условиях россияне могли бы достаточно спокойно отнестись к лишним 500 рублей за игру — тем более, что это не вещь первой необходимости. Однако из-за повышения НДС цены растут у всего вокруг — и не на 2%, а гораздо сильнее, потому что дорожает не только само производство товара, но и все стадии логистики. Делу не помогает тот факт, что реальные доходы россиян падают уже пятый год подряд.
Тревожные настроения
Обычно, когда игры в очередной раз дорожают, журналисты пытаются сохранить нейтралитет. Всё-таки уж кто-кто, а они должны понимать, что цены поднимаются не от хорошей жизни — не просто так же Sony пару лет назад взяла на себя «налог на Google» и сохранила для игроков базовые 3999 рублей до начала 2019 года. Как ни крути, компания всё-таки учитывает покупательную способность россиян.
Однако в этот раз чувство тревоги для многих стало слишком сильным. Особенно показательной, например, получилась колонка по теме на «Игромании», чей автор, Лев Левин, жёстко критикует ценовую политику Nintendo, отмечая, что уже и сам воздерживается от покупки игр компании.
Больше 14% населения страны живёт за чертой бедности, а курс рубля за последние пять лет упал по отношению к доллару ровно в два раза. На кого направлена ваша ценовая политика и каких показателей роста вы хотите добиться, если даже я, зажравшийся москвич с более или менее средней зарплатой, не рискую покупать ваши игры?
На самом деле ругаться в интернете по поводу повышения цен можно долго и яростно. Но вряд ли это существенно изменит положение (разве что Nintendo прислушается, и то вряд ли). Затягивайте пояса, готовьтесь откладывать на игры так, как раньше откладывали на смартфон, и будьте очень, очень разборчивы в своих покупках.
Схожее в чём-то мнение недавно выразил и бывший главред того же издания Геворг Акопян, ныне работающий в Riot. Он не стал требовать снижения цен, но предположил, что игры при такой стоимости могут постепенно начать проигрывать другим развлечениям — поэтому модель Game Pass и Origin Access Premier выглядит всё более привлекательной.
Это бизнес
Само собой, мысли об отказе от игр возникают далеко не у всех. Популярно и мнение о том, что консольные игры в текущей экономической ситуации в России — это премиальный продукт, на который не сильно повлияет повышение цены на 7-12%.
В поддержку этой идеи у себя в Твиттере подчеркнул президент Game Insight Максим Донских.
По мнению Донских, если стартовая цена слишком высока для игрока, он может подождать скидок. Покупка в день релиза — это достояние «китов», которые согласны на большие расходы ради раннего доступа к игре.
В той же дискуссии сразу же вспомнили про понятие эластичности спроса — показателя, определяющего насколько изменится спрос при изменении цены на 1%.
Тему эластичности затронул и главный редактор «Страны игр» Константин Говорун. По его мнению, объяснять игрокам причины подорожания с точки зрения экономической целесообразности бессмысленно — так как они требуют не её, а «справедливости».
Что получается, когда в XXI веке строят социализм и распределяют товары по доступным для населения ценам, можно легко увидеть по Венесуэле.
Главная проблема всех текстов в российской прессе о ценах на игры — в том, что и авторы, и читатели говорят не об экономической целесообразности и законах, а о справедливости. Советского Союза нет уже примерно 28 лет, а ментальность та же.
Можно быть сколь угодно правым и рассказывать об эластичности спроса, но каков в этом толк, если твой читатель плачет?
Говорун отмечает, что цены на игры фактически не изменились. Новые 4500 рублей — это всё те же 60 евро (4515 рублей по курсу), а американские 60 долларов за игры — это отчасти миф, потому что в эту сумму не включён налог штата, который пользователь видит только при оплате.
Более того, во многих европейских странах игры той же Sony продаются уже за 70 евро — это примерно те самые 5250 рублей, которые сейчас просит за свои эксклюзивы Nintendo.
Само собой, у игроков есть примеры стран, где игры стоят значительно дешевле, чем в Европе. Почему Nintendo не стала устанавливать в российском eShop цены на уровне ЮАР? Возможно, то было экономически нецелесообразно — тем более, что игрок может вполне законно переключиться на магазин другого региона.
Что касается эластичности спроса, то в случае повышения цены на игры с 3999 рублей до 4499 рублей продажи, скорее всего упадут не настолько сильно, чтобы выручка упала. Напротив, дополнительные 500 рублей могут её даже поднять. Таким образом, игровые компании могут сделать игры менее доступными для широкой аудитории, но компенсировать это большими скидками со временем.
Как жить дальше
Ещё год назад на DTF появился текст с советами о том, как не тратить на консольные игры слишком много денег. И сейчас, когда цены поднялись на 7-12%, он стал ещё актуальнее.
Во многом благодаря Steam и его низким ценам у многих россиян сложилось ощущение, что скупать все заметные AAA-игры на старте — это норма.
Однако те же американцы, например, делают так тоже довольно редко. Скажем, приобретение всех релизов февраля (особенно, если в списке есть расширенные и коллекционные издания) сопоставимо с покупкой iPad — даже при наличии необходимой зарплаты не каждый может позволить себе тратить столько денег и времени на игры.
Жизнь среднего активного геймера в любой стране — это круговорот из покупки и перепродажи дисков, использования купонов и отлавливания скидок. Благо крупные издатели теперь спокойно сбрасывают до 50% цены спустя месяц-полтора после релиза, если речь, конечно, не идёт о проектах уровня Red Dead Redemption II.
Да, игры — это либо дорогое удовольствие, либо большое количество мороки, но если вы читаете эти строки на этом сайте, вы наверняка понимаете, что оно того стоит.