Сквозь время: выводы по пяти сериям третьего сезона «Настоящего детектива»

В ночь с 13 на 14 января на канале HBO стартовал третий сезон популярной телевизионной антологии от сценариста Ника Пиццолатто. После трёхлетнего перерыва сериал вернулся к своим корням, и в этом есть как свои плюсы, так и свои минусы.

Редакция благодарит «Амедиатеку» за предоставленную пресс-версию сезона.

Сквозь время: выводы по пяти сериям третьего сезона «Настоящего детектива»

Что для вас «Настоящий детектив»? От ответа на этот вопрос во многом зависит то, понравится ли вам третий сезон. Если вы считаете, что это атмосферный сериал про двух хмурых мужиков, которые встречаются с чем-то настолько ужасным и загадочным, что оно преследует их всю жизнь... то немедленно включайте новые серии.

Ник Пиццолатто отнёсся к критике второго сезона очень серьёзно, поэтому третий получился, пожалуй, самым доходчивым из всей антологии. Главные герои больше не кидаются именами и званиями, которые зритель едва успел запомнить. Напротив, новых персонажей здесь вводят очень аккуратно. Это заметно уже с первой серии, в которой режиссёр Джереми Солнье по несколько раз показывает большую часть подозреваемых.

Но доходчивость в данном случае не означает простоту. Действие третьего сезона происходит сразу в трёх временных отрезках — зрителям параллельно показывают самое начало расследования в восьмидесятые, его отголоски в девяностые, и, наконец, 2015 год, когда главные герои, будучи дряхлыми стариками, по-прежнему обнаруживают новые улики. И ни одна из этих линий никогда не перетягивает одеяло на себя — они все развиваются гармонично.

Сквозь время: выводы по пяти сериям третьего сезона «Настоящего детектива»

Может показаться, что такая структура выбрана, чтобы сериал ощущался заумным, но это не так — зрителя никто даже не пытается запутать. Сам Пиццолатто описывает «Настоящего детектива» как попытку рассказать о жизни отдельно взятого человека через идущее сквозь годы расследование.

И с этой точки зрения третий сезон удался. Например, мы с разницей в несколько минут можем видеть, как главный герой знакомится со своей женой, ссорится с ней перед детьми и скучает по ней в старости. Этот приём придаёт дополнительную драматическую силу даже самым простым сюжетным поворотам.

При этом нельзя сказать, что новый главный герой выписан с какой-то феноменальной глубиной, нет. Пиццолатто по-прежнему сильно увлечён пространными диалогами персонажей об устройстве мира и деталями расследования, это всё-таки не мелодрама. Но, как и в случае с первым сезоном, третий вытягивает один актёр — Махершала Али. Его полная нюансов игра рассказывает о главном герое не меньше, чем сам сценарий.

Сквозь время: выводы по пяти сериям третьего сезона «Настоящего детектива»

В эпизодах из восьмидесятых и девяностых Али играет на привычно высоком уровне, а вот в образе 70-летнего старика он по-настоящему удивляет. Ему сделали настолько удачный грим, и он так убедительно показывает старческую немощность, что в его персонажа всегда веришь на сто процентов.

Вполне возможно, это самое удачное состаривание актёра в кино и на ТВ вообще. Даже коллегам Махершалы по сериалу повезло меньше, хотя над ними работали те же гримёры.

Сперва может показаться, что Пиццолатто притушил «безуминку» первого сезона в третьем, но это не так. Чем дальше развивается история, тем сильнее смешиваются между собой три сюжетные линии. И они не просто дополняют друг друга. Главный герой страдает от проблем с памятью, поэтому он постепенно теряет понимание самой концепции времени («Time is a flat circle», да). Это ощущение очень здорово подчёркивается разного рода режиссёрскими и операторскими приёмами — то Луна мгновенно превратится в лампу, то протагонист как будто телепортируется в старую фотографию.

Сквозь время: выводы по пяти сериям третьего сезона «Настоящего детектива»

Некоторые американские критики жаловались на то, что сценаристы почему-то игнорируют тему расы главного героя, но это не так. Напротив, персонаж Махершалы Али, будучи ветераном Вьетнама и одним из лучших детективов Озарка, время от времени страдает от реакции окружающих на его цвет кожи. Пиццолатто при этом никогда не перегибает палку, а зачастую показывает и обратную сторону расизма — например, визит главных героев в «чёрный квартал» заканчивается вполне предсказуемо.

То же касается и семейной жизни: ссоры никогда не означают несчастье, как и улыбки — счастье. Отношениям главного героя с женой уделено не так много времени, но они не кажутся плоскими и банальными. Моральный груз нераскрытого главного дела жизни мешает герою Али адекватно воспринимать амбиции своей супруги, но он по-прежнему её любит и идёт навстречу, когда это необходимо.

HBO предоставил журналистам доступ только к пяти сериям. Я пока не могу знать, не окажется ли главная интрига сезона пшиком. Зато я могу уверенно сказать, что со своей главной задачей авторы справились — все основные персонажи, включая внезапного героя Стивена Дорфа, показались мне убедительными, а в конце каждой серии сразу же хотелось включить следующую.

В чём третий сезон можно упрекнуть, так это в ожидаемом ощущении вторичности. Иногда кажется, что Пиццолатто сам не понял, чем всем так понравился первый том антологии, и поэтому с завидной прилежностью заново воспроизвёл все его основные элементы, слегка поменяв тональность тут и там.

Да, это в каком-то смысле самокопирование, но если сериал затягивает с новой силой, может, это и не так уж важно?

131131
102 комментария

Отмечу вот что - меня нехило подбешивает нытье людей которые постоянно говорили что первый сезон топ, второй говно, вот раньше лучше было. Теперь мы по сути имеем повторение первого сезона в других декорациях.

Я люблю первый сезон, и мне очень понравился второй тем что он ближе к реальной жизни в отличии почти магического первого (который лично для меня вывез Макконахи, особенно когда ты смотришь это в оригинале), но из-за всего этого хейта хорошего второго сезона третий сезон вместо продолжения авторского видения и эксперимента превратился в самокопирование и "HBO делает хорошо для фанатов, вернитесь у нас первый сезон рассказанный по другому".

Meh.
Повторю для тех кто придет хейтить сюда второй сезон - он классный.

121
Ответить

Не помню у кого прочитал (может и на ДТФ?), что единственный и главный недостаток второго сезона — существование первого. То есть, если бы первого не было, и зрители не ждали и не сравнивали, то второй бы оценили «на ура». А так, конечно, кругом пошло «ну он не такой, как раньше». Логично, что не такой. И правда, более приземлённый, но идея четырёх совсем разных, но одинаково потерянных людей показана отлично.

41
Ответить

Я вообще второй люблю больше первого, потому что он соответствует названию сериала. В первом именно детектив был даже не на втором плане, а где-то гораздо дальше. Второй - крутой детектив с охрененными актёрами, от которого почему-то ждали ремейка первого сезона

16
Ответить

мне очень понравился второй тем что он ближе к реальной жизниВ плане главных героев кажется. что наоборот. В первом только Раст какая то нетривиальная личность, которою балансировал семейный Марти (он не без драмы, но всё вполне традиционно)

Во-втором же сезоне каждый первый детектив какой то особый, с кучей скелетов в шкафк:
- скрытый гей ветеран
- дочь главы какого то культа, любительница ножей и с непонятными отношениями
- коррумпированный алкаш, наркоман, отец/неотец, убил/не убил насильника
Только у бандита какой то обычный архетип

Как будто по результатам первого сезона всем так понравился Макконахи, что они решили "А давайте каждый персонаж будет таким".

13
Ответить

Имхо, ключевая перестрелка во втором сезоне была очень сильной. Не знаю, как после такого, можно не уважать эту часть.

10
Ответить

Я согласен примерно 50 на 50.

Мне второй сезон не очень понравился, но я не считаю, что нужно было просто заново повторять первый в третьем. Хотя и получилось приятно.

5
Ответить

как боженька смолвил

5
Ответить