От зависимых принцесс до независимых воительниц: Эволюция женских персонажей в играх

Рассуждаем о женских персонажах, любви и ненависти к ним, а также их важности для индустрии.

От зависимых принцесс до независимых воительниц: Эволюция женских персонажей в играх

Пригнись, сзади женщина, – сказал однажды Алек Болдуин. Или это не его слова? Пробираясь через дебри статей, постов и комментариев, несложно обнаружить некую тенденцию, которая касается женских персонажей, в особенности на главных ролях. Им достаётся. По ряду причин. Например, из-за внешности. Красота всегда ценилась мужчинами, и пусть это величина субъективная, всё же некую золотую середину найти можно. Личико должно быть модельное, но не слишком, и щёчки умеренные. Если впалые, сушеная вобла, если больше нормы, шутим про пирожки и лишний вес. Постепенно доводим эту процедуру до маразма. Привет Элой из Horizon: Forbidden West.

Так, что ещё? Цвет кожи. Это в целом большая проблема, причём не только в игровой, но и киноиндустрии. Темнокожие женщины попадают в зону риска, а стоит им заявить о притеснениях и бедах... И ладно бы это исторически подразумевалось временем и сеттингом. Но ведь эту борьбу вставляют куда ни попадя. Например, героиня недавней игры про пару борцов с нечистью – Антея Дуарте из Banishers: Ghosts of New Eden. Девушка говорит о расизме и сексизме в колониальной Америке XVII века, пусть и альтернативной. Серьёзно?

Не меньше выводит из себя пресловутое «сильная женщина». Ну знаете, эдакая Мэри Сью, которая и в горящую избу войдёт, и коня на скаку остановит, вместе с повозкой, ну и по пути толпе мужиков люлей навешает. Такие девчата серьёзны как Сталлоне в «Рэмбо», лучше всех знают, как поступить, советы им ни к чему, особенно от мужчин. И это ещё повезёт, если такой протагонист будет женственным, с выраженными чертами. Но вполне может встретиться эдакая смесь мужского в женском. Чтобы смотрелось убедительнее.

Бу!
Бу!

В общем, чтобы в сети не строчили тонны гневных комментариев касательно очередного проблемного протагониста женского пола, необходимо, чтобы сложилось многое. На каждого персонажа при анонсе собирается целое досье – параметры внешности, цвет кожи, гендерная принадлежность, политические взгляды, вероисповедание, группа крови, любимая группа (AC/DC).

Проверку такие персонажи проходят тщательнейшую, изучается каждый пиксель, каждая волосинка и усинка. Вспомним анонс Witcher 4 и кинематографичный трейлер – с тем самым скрином Цири пользователи носятся до сих пор. Про Элой и вспоминать страшно. Хотя в её случае куда сильнее пугает страсть к алкоголю, а не к еде. Это если судить по раскрасневшейся физиономии.

Любой хейт должен чем-то объясняться. Должна быть первопричина, корень зла, скажем так. Чтобы понять, имеют ли подобные претензии под собой какую-либо основу, как и логику, немного порассуждаем о том, какая роль вообще отводилась женским персонажам в играх и какой путь они прошли к тому, что мы имеем сейчас. А для этого лучше начать с основ.

Дамы в беде и Лара Крофт

В первых аркадных играх 80-х женские персонажи были объектами спасения. На ум сразу приходит Полина из Donkey Kong (1981), которая была похищена гориллой и ждала, пока её вызволит главный герой. Сюда же можно отнести и более популярную принцессу Пич, не раз спасённую Марио из жутких лап дракона.

Что касается играбельных персонажей на главных ролях, одним из первых таких стала Самус Аран – героиня первой Metroid (1986). Но тут важно уточнить. Понять, что игрок управляет женским персонажем, можно было только по ходу прохождения, поскольку изначально героиня облачена в броню без гендерных признаков. По сути все думали, что играют за крутого мужика, который смело сражается с космическими угрозами где-то на краю галактики. И только после снятия шлема становилось ясно, что перед нами женщина. Интересно, что с помощью пароля Justin Bailey в североамериканской версии Metroid можно было начать прохождение за Самус без брони. Вместо неё она была одета в трико и ботинки.

Количество одежды на героине зависело от тщательности прохождения
Количество одежды на героине зависело от тщательности прохождения

Первый играбельный женский персонаж – это мисс Пакмэн из Pac-Man 1982 года. Жена Пакмэна, мать Пакмэна-младшего и Малыша Пакмэна. Геймплейно это тот же Пакмэн, с теми же функциями – бродит по локации, жуёт точки, прячется от приведений. Но с макияжем и красным бантом на макушке.

Шло время, развивалась и индустрия. На экранах кинотеатров блистал Харрисон Форд в роли Индианы Джонса и в мире игропрома подумали, почему бы не сделать такого персонажа, но уже виртуально? Чтобы не повторяться, ну и избежать проблем с правами, было решено сделать женского протагониста. Которым и стала всем известная Лара Крофт, впервые появившаяся на консолях и персональных компьютерах в 1996 году.

Персонаж быстро нашёл отклик у мужской аудитории, и это при том, что у оригинальной Лары явно не доставало полигонов, а грудь и вовсе была треугольная. Но кого это тогда волновало. Главное, что мы получили эдакий женский ответ Индиане Джонсу – смесь ума, отличной физической подготовки и привлекательной внешности. Ах да, ещё путешествий по разным уголкам света с решением загадок и головоломок.

Ах, не женщина – мечта!
Ах, не женщина – мечта!

В тот же период о себе заявляют в Capcom, выпуская первые части Resident Evil и Dino Crisis. Так мы узнаём о прекрасных, сильных и смелых девушках в лице Джил Валлентайн, Клэр Рэдфилд и Регины. Первые лихо раскидывают зомби разных форм и мастей, в то время как Регина сражается с динозаврами. Эх, этой красотке бы ремейк…

Кого ещё можно вспомнить? Первую женщину в файтингах – Чун-Ли из Street Fighter II, Айю Бреа, детектива из хоррора Parasite Eve 1998 года. А, еще была яркая и опасная полувампирша Рейн, покусывающая нацистов в дилогии BloodRayne, умная и сообразительная Кейт Уолкер из Syberia, Зоя Кастильо из Dreamfall Chapters. Естественно, кого-то упомянуть забыли, но по количеству протагонисток можно понять, что решение давать девчатам главные роли становилось всё более популярным.

Новый век – новые возможности

С развитием технологической составляющей росла и степень проработки. Персонажи получили полноценную озвучку, а новые поколения консолей позволили создавать более реалистичных героинь. Вспомним всё ту же Лару Крофт, которая получила вторую жизнь с выходом ремейка оригинала. Но хватало и новых лиц.

Поклонники серии Silent Hill сходу назовут персонажа третьей части – Хизер Мейсон, дочь Гарри Мейсона из оригинала. Глубоко проработанная со сценарной точки зрения личность со своими мыслями, переживаниями и страхами. Кстати, в графическом плане игра до сих пор удивляет. Особенно катсцены, в которых мы можем полноценно оценить мимику персонажей и вместе с ними погрузиться в пучину безумия проклятого места.

Фонарик – такой же важный предмет в арсенале Хизер, как и радиоприёмник
Фонарик – такой же важный предмет в арсенале Хизер, как и радиоприёмник

Если говорить о сексуализации – Лара, конечно, светила своими формами и успела порадовать поклонников шикарным выходом в платье в одной из частей. Но разве мы можем не упомянуть Байонетту из одноименной игры 2009 года? Как можно забыть этот вихрь, который крошит врагов на раз два, не забывая при этом задорно подмигивать? А эти очки? А длинные ножки? Сразу +50 к сексуальности. О глубине персонажа говорить не стоит. Да и нужно ли в таком жанре? То-то же.

Отдельно выделим главную героиню Mirror’s Edge – Фэйт Коннорс. Симпатичная азиаточка, лихо прыгающая по высоткам вымышленного города. Такая может и под зад дать, и оружием владеет, и решения молниеносно способна принимать. Яркий персонаж, полюбившийся многим. Сильная? Достаточно. Претензии? Никаких. А всё потому, что персонаж логичен с учётом мира, в котором находится. С этим у некоторых игровых компаний есть серьёзные проблемы.

Быстрее, сильнее… Глубже?

С наступлением 2010-х количество главных женских персонажей только увеличивалось. Причём это касается не только более взрослых дам, но и девочек-подростков. Вы сразу подумали о Макс Колфилд из оригинальной Life Is Strange, не правда ли? Классическая героиня нулевых, только перенесённая в виртуальный игровой мир. Нерешительная, скромная, но умная и сообразительная. А тут ещё и способности с перемещениями во времени в придачу. Чем не удачный коктейль? Это мы о моральных выборах и развилках не упомянули.

Макс по ходу сюжета постоянно принимает решения, но в итоге всё приходит к выбору одного из двух вариантов
Макс по ходу сюжета постоянно принимает решения, но в итоге всё приходит к выбору одного из двух вариантов

Кстати, о выборах. Существует отдельная категория игр, в которых дают выбор между женским и мужским персонажами. Речь не об RPG, где можно выбрать пол, расу, настроить внешность и прочее на старте, а об оригинальных героинях. Особенно такое любят в Ubisoft. Сначала французская компания ввела главного женского персонажа в спин-оффе AC: Liberation, вышедшем на PS Vita. А уже потом реализовала эксперимент с разделением в основной серии – так мы познакомились с милой сестрицей Иви из AC: Syndicate, великолепной Кассандрой в AC: Odyssey и непробиваемой Эйвор в AC: Valhalla. В грядущей части нас ждёт первая в истории серии героиня из Японии.

Серьезное изменение в этот период коснулось не столько визуальной части, но и глубины проработки женских персонажей. Нет, героини, которые раскидывают врагов без страха и упрёка пачками, никуда не делись, но вместе с ними на сцену вышли и более сложные личности с трагичной судьбой.

Например, Клементина из серии игр по вселенной Walking Dead, которая будучи ещё ребёнком сталкивается с жестокой реальностью зомби-апокалипсиса, или Амиция из A Plague Tale, путешествующая со страдающим от таинственного недуга младшим братом по миру, поражённому чумой. Кэра из Detroit: Become Human, невольно ставшая свидетелем домашнего насилия и взявшая опеку над ребёнком в недружелюбном мире, полном ненависти к андроидам.

Кэра была замечательно сыграна актрисой Вэлори Керри
Кэра была замечательно сыграна актрисой Вэлори Керри

Такие героини сталкиваются с опасностями, жестокостью и несправедливостью, и вынуждены выживать ради себя или близких. Они развиваются, меняются, становятся сильнее, но не по взмаху волшебной палочки, а шаг за шагом. Именно таких персонажей хочется видеть в играх чаще. Не «сильных женщин» ПО-УМОЛЧАНИЮ, а сильных ПО КАКОЙ-ТО ПРИЧИНЕ.

Всё страньше и страньше, всё чудесатее и чудесатее

Какую тенденцию мы видим в играх? Девушки становятся более «сильными и независимыми». Опять же, исключений тоже достаточно, но мы говорим о западных ААА релизах, которые на слуху сильнее всего. Посмотрите на Элой из дилогии Horizon, или Элли из The Last of Us Part II. Первая – избранная, генетический клон Элизабет Собек. Только она и никто другой сможет помочь миру в борьбе с обезумевшими роботами и искусственным интеллектом. Элли пошла дальше и во второй части успела примерить две роли – протагониста и злодея. На пути к своей цели она уверенно преодолевает преграды и в итоге прощает, кхм, побеждает своих врагов.

И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали разговор в статье. К причинам недовольства женскими персонажами. Является ли понятие «сильной женщины» проблемой? Сомнительно. Вряд ли дело в этом, если игрок смотрит трейлер грядущей игры и пишет в комментариях: «Что за страхолюдина?» Далеко за примером ходить не надо, вот вам недавний анонс от Naughty Dog – Intergalactic: The Heretic Prophet. Темнокожая афро-азиатка, ещё и лысая. Это же просто triple kill!

Хотя чего тут возмущаться – один сплошной секс
Хотя чего тут возмущаться – один сплошной секс

Мы привыкли к тому, что игры – не реальность. Даже те, что с упором в реализм. Поэтому и требования ко внешности предъявляются другие. Игрокам, по большей части, нужны привлекательные персонажи на главных ролях. Необязательно Мисс Вселенная, но чтобы на них было приятно смотреть. Это естественно. Если же девушка сходу вызывает вопросы с точки зрения внешности, интерес к ней падает. Как и к игре в целом. Правильно ли это, уже другой вопрос.

Это повестка или нет?

В идеальном мире сам по себе женский персонаж в главной роли не может быть проблемой. Как и его раса и цвет кожи. Да, так должно быть. Создание главного героя – комплексный процесс, поскольку параллельно прописывается его бэкграунд, характер, черты, способности. Всё для того, чтобы в итоге героиня получилась убедительной и смотрелась гармонично в придуманном разработчиками мире. Но весь труд, по крайней мере для определённого процента игроков, пойдёт насмарку, если внешность будет отторгать.

Встретили по одёжке, первое впечатление сформировали, попробуй дальше его изменить. В любом случае мы оцениваем, реалистичен тот или иной внешний вид, поведение. Если стрелочка поворачивается к опасному значению «Чё-то как-то страшновата», пиши пропало. И здесь ответственность несут не игроки, а те, кто принимал решение и утверждал итоговый дизайн.

Нет, это не пример плохого дизайна. Наоборот, демонстрация того, каким должен быть женский персонаж
Нет, это не пример плохого дизайна. Наоборот, демонстрация того, каким должен быть женский персонаж

Умышленно делать персонажа таким, чтобы после массового хейта и релиза отчитываться о низких продажах, финансовых провалах и очередных увольнениях – опасный путь. Объяснять это инвесторам можно как угодно – это всё сексисты, расисты, цисгендерные белые женоненавистники, и так далее. Выбор был сделан, а вызван он был желанием плыть по популярному на момент выхода течению, угодить меньшинствам, Sweet Baby, ещё кому-то, не столь важно.

Но, как бы ни был оправдан негатив, всё же нередки случаи, когда геймеры явно перегибают палку. Опять же, вспоминаем тот самый кадр с Цири. Единственный, на который обратили внимание за весь трейлер. Но и этого уже достаточно оказалось. А в чём причина? Это вопрос восприятия, желание заработать очков в карму, сексизм, злость из-за неподходящего выбора протагониста популярной серии?

Хейт ради хейта – это плохо. Создание персонажа ради соблюдения норм по разнообразию и инклюзивности – тоже плохо. Критика должна присутствовать, если по делу, как и персонажи разного цвета кожи и расы, если их присутствие в мире игры поддаётся логике. Для современных игровых студий это сложная, многокомпонентная формула.

Нужно всем угодить, никого не обидеть, и при этом не забыть создать качественную игру с продуманным миром, харизматичными, проработанными персонажами. Тяжкий труд, но раньше же как-то удавалось? Посмотрите даже на упомянутые в статье игры. Но всё это лирика.

Нам нужны девушки на главных ролях. Мы любим оценивать их, любоваться ими, приодевать, устраивать им личную жизнь, если это предусмотрено. Да и переживать за них элементарно проще. И совершенно ясно, что женщины как главные герои из игр никуда не денутся. Это видно по календарю будущих релизов, в том числе. Такова реальность. И в этом не будет ничего плохого, если игры при этом будут хорошими.

22
5
1
1
42 комментария