«Повелитель мух» - не антиутопия.
Что такое «Антиутопия»?
Что возникает у вас в голове, когда вы слышите понятие «антиутопия»? Это своеобразный гротеск, литературный жанр, описывающий гибель цивилизации, её растление. Антиутопия — это полное уничтожение нравственных устоев, это когда ценностные установки претерпевают губительные метаморфозы, которые приводят к краху общественного строя.
Характерной чертой антиутопии является гипербола. Преувеличение, которое создаёт видимость того, что то, что описано в произведении находится где-то далеко, произойдёт тогда, когда нас уже и не будет в живых. Когда безрассудство и жестокость героев книги, обстоятельств, в ней описанных плавно перетекает в фантасмагорию автора. При прочтении, например, «О дивного нового мира» Олдоса Хаксли, у вас создаётся впечатление о том, что то, о чём в романе повествуется — это не очень прекрасное, но очень далёкое. Про «Повелителя мух» я лично так сказать не могу. Но это только вершина айсберга.
«Абсолютное зло».
Что есть зло? Вообще, на такие общие вопросы бессмысленно размышлять, потому что вы никогда не найдёте на них однозначного ответа. Более того, зло для разных эпох представлялось совершенно по-иному. Да и сейчас, что плохо для одного человека, может быть абсолютной нормой для другого. Но тем не менее, есть определённые негласные характеристики зла, которые могут обрисовать его, изобразить, в общем отличительные черты, позволяющие обозначить зло. По своей сути зло призрачно, но в антиутопии оно обретает плоть.
Что является злом в антиутопии? Обычно, это что-то извне, это какие-то глобальные общественные процессы: дегуманизация, тоталитарный политический режим, экологические катастрофы, вседозволенность и прогресс. Вспомним «1984», или «Мы», где абсолютным злом выступает государство. А вот, например всё тот же «О дивный новый мир», в нём зло - прогресс в лице генетически программируемого общества потребления. В «Повелителе мух» нет чётко обозначенного зла в виде какого-либо общественного процесса, более того, зло в «Повелителе мух» — это никак не обстоятельство, это то, что находится у нас внутри, в потёмках нашей грешной души. То, что является неотъемлемой частью человека, потому что без этого человек жить попросту ещё не научился, и быть может, никогда не научится - разрушительная дикость, эгоизм, и чувство власти. Да, вы можете противопоставить, к примеру произведение Бёрджесса «Заводной апельсин», где зло находится в совершенно новой мете, определённой суперпозиции, исходит ото всюду, а двигатель этому злу - маниакальное чувство жестокости. Но вспомним во-первых, что роман про кровожадного головореза Алекса вышел на несколько лет позже, чем «Повелитель мух». Да и всё-таки в нём автор предвосхитил должное развитие жанра, наделив злом всё, что не попадя, и государство, и так называемых "оппозиционеров", главного героя и его друзей, трудно найти в этой книге положительного героя. В этом она и близка, в моём понимании, к каноничной антиутопии. Можете ли вы поверить в то, что происходит на страницах этого романа? Возможно отчасти, но всё равно не покидает мысль о том, что это что-то фантастическое. Да и лицо зла в этом произведении — это вполне себе существующие в обществе институты. «Повелитель мух» в этом плане гораздо реалистичнее. В этом произведении у зла нет лица, у него есть носители. Автор наделил группку маленьких мальчиков злом, но на этом всё не заканчивается. Надо копать гораздо глубже.
Предтечи «Повелителя мух».
Знаете ли вы о жанре «Робинзонада»? Всё верно, его изобретателем является Даниель Дефо. В таких произведениях один, или несколько главных героев выживают на необитаемом острове. По своей сути «Повелитель мух» - это сатирический ответ на роман Роберта Баллантайна «Коралловый остров», на него, кстати говоря, отсылаются и в самом произведении. «Коралловый остров» — это оптимистическое представление об образовании в викторианской Англии. Оно зиждилось на том, что гражданин Англии, где бы он ни оказался, должен сохранять истинное лицо, не поддаваться дикости и оставаться джентльменом.
Сюжет показался Голдингу крайне нереалистичным, он считал, что маленькие мальчики, которые попадут на необитаемый остров, будут вести себя несколько иначе. Важно отметить, что и три главных героя «Повелителя мух» - Ральф, Хрюша и Джек, являются карикатурой на трёх главных героев «Кораллового острова», двоих из которых тоже зовут Ральф и Джек.
Синопсис «Повелителя мух».
На необитаемом острове разбивается эвакуационный Британский самолёт. Единственными выжившими оказываются мальчики среднего и младшего школьного возраста. Среди пацанов сразу же обнаруживается два лидера - немного наивный, но целеустремлённый, способный здраво мыслить мальчик Ральф и вспыльчивый, самоуверенный Джек, провозглашающий себя лидером охотников. Они постоянно борются друг с другом и выясняют, кто из них достоин быть главарём. Также на острове оказался пухлый мальчуган, болеющий астмой. Его дразнят Хрюшей, настоящее имя нам так и не раскрывают. Он выступает гласом разума во всём этом параде демагогии, способен быстро и трезво принимать решения, имеет определённый жизненный опыт, помогающий мальчикам выжить, но только вот какой же из него лидер? Дети постоянно насмехаются над ним из-за лишнего веса и болезни, потому что им трудно воспринимать того, кто не похож на них самих. Остальные персонажи более фоновые, например, чудаковатый философ Саймон, который на протяжении всей книги старается сохранять голову на плечах, или молчаливый садист Роджер, являющийся правой рукой Джека, близнецы Эрик и Сэм, которые до последнего оставались верны Ральфу. С персонажами познакомились, вернёмся к сюжету.
Ральф, просыпаясь на острове, прежде чем найти рог и протрубить в него, успевает познакомиться с Хрюшей. На звук собираются все мальчишки, путём демократических выборов Ральф становится главным, что Джеку, естественно, очень не нравится. Ральф позволяет ему и его шайке быть охотниками. Ключевой задачей на острове является поддержание огня. Рано или поздно, какой-нибудь корабль должен увидеть пламя и подобрать несчастных. Костёр разводят при помощи очков Хрюши. Первостепенно важно поддерживать пламя постоянно, в принципе для этого хватает сил и ресурсов. Но однажды Джек, ради того, чтобы успешно забить свинью отвлекает Эрика и Сэма от дежурства, из-за чего огонь тухнет и корабль проплывает мимо. Ральфа бесит поведение Джека, которому, в свою очередь обидно за то, что его, как охотника, не оценили по достоинству. Вражда между парнями продолжается. Также, неожиданно появляются слухи о том, что на острове обитает страшный Зверь.
На одном из собраний Джек выражает протест Ральфу, он больше не хочет быть частью его племени, охотники тут же переметнулись на его сторону и покинули вместе с ним лагерь Ральфа. Со временем всё больше и больше детей присоединялись к Джеку, они думали, что только Джек способен защитить их от Зверя, видели в нём авторитет. До ребят никак не доходило, что сколько бы они свиней ни перебили, какой от этого смысл, если их никогда не спасут. Саймон решил отправиться на гору и выяснить, действительно ли Зверь существует, или это просто глупые выдумки. Там он обнаруживает голову свиньи, насаждённую на копьё, которую Джек преподнёс Зверю как трофей, чтобы задобрить его. Вокруг этой толстой и противной морды летали многочисленные мухи. Начинается сильная гроза, Саймон решает вернуться к остальным чтобы сообщить о том, что Зверя не существует. В это время Джек приглашает племя Ральфа на пир, там он и его охотники демонстрируют страшные танцы, описывающие жестокое убийство свиньи. Вдруг они видят, как какая-то фигура двигается к ним навстречу. Мальчики увидели в фигуре Зверя. В порыве гнева и страха они не могут определить кто это и впиваются в него зубами, ногтями, копьями. Они закалывают до смерти бедного Саймона, а его труп уносит таинственный океан.
С первым убийством над островом сгущается ещё больше мрака. Почти все взрослые перешли на сторону Джека. Однажды злой вождь ворует у Хрюши очки, без которых он не может видеть, да и самое главное - без них не представляется возможным зажечь огонь. Ральф, Хрюша, Эрик и Сэм отправляются к Джеку, чтобы вернуть очки, но, когда Хрюша начинает говорить, цепной пёс Джека, Роджер, сбрасывает на пухлого огромный валун, близнецов берут в плен и Ральф остаётся совсем один. В руках у Хрюши был рог, который разлетелся на множество маленьких кусочков, а вместе с ним, исчез последний оплот демократии, которую так горячо пытался построить Ральф.
Роман заканчивается тем, что на остров приплывают взрослые. Да, они заметили пламя, но не от костра. Джек со своими троглодитами поджигает остров, чтобы расправиться с Ральфом раз и навсегда. Он даже не думает о том, чем его племя будет питаться, его главная цель - прикончить своего врага. Ральф постоянно задавал вопрос, за что, за что Джек его так яро ненавидит, но не смог найти на него ответ. Более того, читателю дают знать, что Роджер заточил палку с двух концов, Ральф не понимает, что это может означать, но читатель то в курсе, что таким же образом была насаждена на копьё голова свиньи. Взрослые быстро прекращают этот балаган, и на вопрос офицера: «Кто главный?», отзывается лишь Ральф, а Джек отмалчивается, потому что не хочет отвечать за содеянное. Самое страшное - наблюдать, как к мальчикам приходит осознание того, что они сотворили.
Хочется также внести небольшое дополнение. На протяжении всей книги некоторые мальчики постоянно упрекают себя за поступки. Думают, мол, вот взрослые бы точно никогда так не поступили. Они никогда не опустятся до такого уровня дикарства и в любой ситуации способны сохранить своё истинное лицо. Иронично, что действие романа происходит во время Третьей Мировой Войны.
Почему «Повелитель мух»? Немного о страхе.
Название книги «Повелитель мух» является буквальным переводом с древнееврейского имени языческого бога — Бааль звув, чьё имя (Вельзевул) в христианстве стало ассоциироваться с дьяволом, который, собственно, и изображён в книге как настоящий «Зверь». В классификации по семи смертным грехам Вельзевул олицетворяет обжорство, чревоугодие. Это присуще роду человеческому в полной мере, ведь людям всегда нужно больше.
Но что же является двигателем зла в «Повелителе мух»? Ответ: страх. Люди постоянно чего-то боятся и придумывают в своей голове демонов, которых не существует. Хрюша упоминал что-то подобное в книге, на одном из собраний он сказал, что мальчики сами себя пугают, что Зверя не существует. Его слова были встречены лишь смешками и издёвками. Но как было показано в произведении, зло — это не абстрактный дьявол, не внешняя сила, не обстоятельства, в которые попали мальчишки, это что-то, что сидит в нас самих, и оно способно выходить наружу под влиянием страха.
Почему, в моём понимании, «Повелитель мух» - не антиутопия.
Сталкиваясь с другими антиутопиями, у меня всегда возникала мысль о том, что всё, что описано в книге — это преувеличение, так скажем, наихудший сценарий. Но читая «Повелитель мух», ты можешь задуматься над тем, а что, если такая реальность уже наступила, да, возможно ты быстро отбросишь подобные размышления, но сам факт, что ты об этом задумался наводит на ужас. Многие называют произведение Уильяма Голдинга одной из самых реалистичных антиутопий, и неспроста. Неизвестно, сколько ещё лет должно пройти, чтобы люди наконец научились поддерживать огонь.