Краткие итоговые мысли по поводу афросамурая из мира древнеяпонских вышек
По большому счёту, конечно, плевать, бегает по древней Японии негр Ясуке или украинец Николай Гоголь — художественное произведение стерпит разные фантастические допущения и отклонения от истины. В конце концов, Ассасины всегда были чёрт знает про что — про историческую память генов, артефакты каких-то там волшебных пришельцев, тайные общества в духе этих твоих Иллюминатов.
Другой вопрос о достоверности — допустить, что Робеспьер из времён Великой Французской революции был тамплиером, возможно, потому что сам этот факт не противоречит известным о нём сведениям, не переворачивает его исторический образ. Хотя, тамплиеры вроде как за порядок и им бы логичнее поддерживать монархию, но это уже на совести сценариста Unity. А вот афросамурай Ясуке — здесь начинаются сложности.
Проблема ведь не в Ясуке как таковом, а в той культурной парадигме, что стоит за ним — в пошлой попытке продвижения очередного представителя "угнетаемых" меньшинств на ведущую роль с предоставлением ему всех преференций, что уже давно достало неравнодушных к делам индустрии людей. Но на сей раз это не какой-то Маелз Моралес, и даже не одиозная полу-кунари-полу-кто Тааш — у нас здесь, не много не мало, реально существующая персоналия, — заявили промоутеры в Юбисофт, и тем самым начали вакханалию в интернете, с фиктивными первоисточниками, подделкой Википедии, самими японцами, которые то озлоблены, то равнодушны — данные разнятся от нарратора к нарратору. Иначе говоря, всё это время мы обсуждали не игру, не персонажа, а тот культурный контекст, в котором она производится.
Главная проблема нового "Ассасина" в том, что в текущий момент это не игра, а общественное высказывание — очень скандальное высказывание, повлёкшее закономерную дискуссию, ибо а чего в "Юбисофт" ещё ожидали, пытаясь всем угодить и для всех быть хорошими. Не потому, что сообществу так важна подлинная история негра в феодальной Японии и строгая аутентичность персоны, события и времени, но потому что людям банально не нравится чувствовать себя идиотами, и тем более не нравится, когда им навязывают чуждые им убеждения — если ты делаешь это умело и незаметно, то пожалуйста, но вот беда, Дайвёрсити-движение не умеет продвигать свои идеи тонко, вместо этого предпочитая вставать на колени перед неграми, требовать от белых людей покаяния за дела их пращуров, и конечно же называть всех несогласных нацистами.
Сам факт того, что дискуссия вокруг видеоигры обретает идеологическую подоплёку, разворачивается агрессивно и практически не касается предметного обсуждения продукта, довольно противен сам по себе, но едва ли я могу винить в этом тех, кого задрало соответствовать корпоративным этическим стандартам потребителя, да за собственные деньги. Лучше бы вместо применения образа этого несчастного Ясуке в самом деле был придуман какой-нибудь случайный негр с собственной удивительной историей — это и то было бы честнее, ведь не пришлось бы оправдывать свой инклюзивный взгляд на мир исторической перспективой.
Что по итогу? Релиз нового "Ассасина" обязан быть успешным, сама игра обязана быть замечательной — лишь тогда все эти противные сопутствующие ей нарративы будут вычищены из массового общественного сознания. И хоть я принадлежу к тем, кто осуждает образ Ясуке как недостоверный и эксплуатационный, мне бы хотелось, чтобы игра удалась — банально потому, что я как видеогеймер заинтересован в этом больше, чем в позоре и смерти проклятых корпораций, что для меня эти игры делают. Ненавидеть что-то очень просто, но лучше бы, чтобы эта ненависть была рациональной и имела какой-то результат, а от того, что "Юбисофт" схлопнется, не выиграет никто — в том числе интернет-пираты, плюющиеся в издателя и его убогие игры, что тем не менее не забудут урвать нового "Ассасина" по скидке из зелёного магазина, потому что им нужно обнюхать и взвесить каждую текстуру, прежде чем решить, достойно оно будет их деньжат или нет (конечно же нет). Я же предпочту думать, что французы люди рациональные, и имевшие место быть репутационные потери заставят их пересмотреть свою политику раньше, чем появится нужда подавать заявление о банкротстве.
P. S.
Глупо конечно, но когда этот огромный двухметровый бычара из тизера играючи отбрасывает маленького япошку в бумажную стену, мне, не будучи японцем, даже как-то некомфортно стало — игра, как заявлено, про уважение к японской культуре, в которой какой-то иноземец демонстрирует полное превосходство и доминацию над местным населением и его воинским сословием в частности. Такое вот Дайвёрсити.